Структурное подразделение «Лекотека» ГБОУ города Москвы детский сад комбинированного вида 2433.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Использование dans-терапии для гармонизации детско-родительских отношений» Министерство образования и науки Республики Марий Эл ГОУ Республики Марий Эл.
Advertisements

Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Коррекция психо-эмоционального состояния родителей, воспитывающих детей – инвалидов, как основа эффективной работы с ребенком Тарасова Т.А. педагог-психолог.
На ба з е м униципального обще образовательного учреждения Богословская основная общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области выступление.
Использование арт-терапии в психосоциальной реабилитации ЛЖВ Богачёв О.В. С-Пб 2009 г.
«Эффективные формы взаимодействия педагога- психолога с педагогическим коллективом ДОУ» Кондрашова О.Ю. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 24» Декабрь.
Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения участников государственной ( итоговой ) аттестации.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Психокоррекционная программа «Профилактика суицидального поведения у подростков «Желание жить»
презентация Здравствуй, песок
Презентация программы детско-родительского клуба «Радуга»
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
Министерство общего профессионального образования Свердловской области МКОУ «Школа 3» «Роль психолого – педагогического сопровождения детей в условиях.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 3 г. ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Коррекционно- развивающая работа психолога в начальной школе.
Особенности сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в современных условиях развития образования.
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Психолог в школе. Работа школьного психолога традиционно организуется по следующим направлениям: коррекционно-развивающая работа - арт- терапия (сказкотерапия,
Организация коррекционно- развивающей работы психолога в детском саду.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Транксрипт:

Структурное подразделение «Лекотека» ГБОУ города Москвы детский сад комбинированного вида 2433

педагог- психолог Структурного подразделения «Лекотека» , Абдуллина Эльмира Кадыровна

Актуальность темы: Для специалистов структурного подразделения «Лекотека» особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной тяжелой патологией, но и семьи, в которой он воспитывается.

Актуальность темы: Рождение аномального ребенка функционально деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. [Р.Ф. Майрамян]

Цель психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ: снять психологический стресс, избавить от страхов, неуверенности в себе, снять чувства непринятия ребёнка, его дефекта, принять себя (рассчитано на родителей, в первую очередь на мать).

Цель психокоррекционной работы – использовать психодраматический метод в работе с семьями, воспитывающих ребёнка с ОВЗ. Задачи : - психологическая поддержка ребенка и родителей; - снятие остроты переживания критической ситуации; - обращение к личностным ресурсам; - моделирование новой картины жизни ребенка и семьи в сознании родителей; - привлечение отцов к заботе о ребенке, к лечению ребенка; - повышение сплоченности семьи, улучшение качества взаимодействия ее членов; - помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей; - снятие тревоги и страха отвержения; - помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи.

Научное обоснование Для реализации поставленных задач работы использовался теоретический анализ методической и научной литературы, а также изучен и обобщен труд специалистов: Морено Я.Л., Барц Эллинор, Киппер Д., Келлерман П.Ф., Киппер Дэвид, Лейтц Грете, Алешина Ю.Е., Лопухина Е.В., Михайлова Е.Л., Холмс П., Холл В, Айхингер А. Эйдемиллер Э.Г., Сидоренко Е.В.

Научное обоснование Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. Анализ терапевтических механизмов. Киппер Дэвид Клинические ролевые игры и психодрама Лейтц Грете, Морено Я. Л. Классическая психодрама Лопухина Е.В., Михайлова Е.Л. Играть по-русски". Психодрама в России: истории, смыслы, символы Морено Якоб ПСИХОДРАМА. Холмс П. Теория объектных отношений и психодрама Холл В, Айхингер А. Детская психодрама в индивидуальной и семейной терапии, в детском саду и школе: Пер. с нем. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия

Терапевтические механизмы метода психодрамы: Психодрама - терапевтический метод, созданный Морено: исследование жизненных ситуаций и конфликтов с помощью воспроизведения или отыгрывания их в действии, а не только с помощью разговоров о них. Терапевтическими механизмами психодрамы являются катарсис, инсайт и обучение спонтанности. Катарсис – это снятие напряжения. Морено различал два катарсиса: катарсис действия,, достигаемый протагонистом, и катарсис интеграции, испытываемый участниками драмы за счет идентификации себя с другими. Обучение спонтанности поведения происходит за счет расширения имеющегося ролевого репертуара. Конечный результат психодрамы – инсайт (немедленное решение или новое понимание имеющейся проблемы).

Стадии психодрамы Психодраматическая сессия состоит из трех частей: разогрева, драматического действия и шеринга, по ходу сессии применяются многочисленные психодраматические техники.

Стадия разогрева Психодраматическая сессия начинается с разогрева, это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные групповые темы. Для этой цели используются специальные вводные психогимнастические упражнения, настраивающие родителей на определенный вид внутренней психологической работы. Главным средством коммуникации на этом этапе выступает двигательная экспрессия. На этапе разминки используются упражнения на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку понимания невербального поведения, а также на тренировку способности выражения своих чувств с помощью невербального поведения. Начинается разминка с приветствия.

Стадия разогрева В начале разминки участники группы, становясь в круг, приветствуют друг друга. На последующих занятиях приветствие может быть перенесено на невербальный уровень и заменено рукопожатиями, объятиями, реверансами или осуществлено каким-либо другим нетрадиционным способом. Одним из вариантов приветствия может быть и форма обращения к индивидуальности каждого из участников, например: «Ваши глаза сегодня удивительно сияют, «Я очень рада Вас видеть», или «Вы, как всегда, сегодня энергичны» и т.д.

Упражнения для развития контакта в группе «Мы чувствуем поддержку друг друга», «Я желаю Вам добра». Цель: передача позитивных чувств друг другу с помощью тактильного контакта. [И.Ю. Левченко, В.В. Ткачёва]

Упражнения на снятие напряжения в группе («Я все смогу, «Я все преодолею». Цель: снятие эмоционального напряжения). Упражнения на сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы. («Я дарю Вам солнце») Цель: сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы).

2. Основная часть Этот этап занятия посвящается переосмыслению жизненных позиций и мировоззренческих установок родителей. Для реализации основной цели психологической коррекции - переструктурирования жизненного стереотипа родителя больного ребенка - включена специальная форма проведения занятий, которая позволяет обсуждать определенные жизненные ситуации, хорошо знакомые родителям. Используются приёмы для подведения участников к инсайту и катарсису.

Основные элементы психодрамы: Ведущий Протагонист Участники Вспомогатель ные лица Сцена

Базовые психодраматические техники: "исполнение роли", "диалог", "монолог", "дублирование", "обмен ролями", "пустой стул", "зеркало", "шаг в будущее", "возврат во времени"

Вспомогательные психодраматические техники: «Проекция будущего моего ребёнка» Позволяет родителю представить возможный вариант развития событий через 5, 10, 15 лет, разыграть сцену из будущего. «Моделирование». Предполагает альтернативные способы действия для того, чтобы участник нашёл приемлемый для себя образец. Осуществляется коррекция внутреннего психологического состояния матери (состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка, постепенно переходит в понимание возможностей ребенка, в радость от «маленьких успехов» ребенка); формирует у матери установку на ценность существования ребенка независимо от его психофизических недостатков и ценность духовного общения с ним ; содействует трансформации установки матери из позиции переживания за своего ребенка по поводу его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка; Галина 30 лет, «Проекция будущего моего ребёнка»

Ролевые ситуации В качестве разыгрываемых предлагаются следующие ситуации. Ролевая ситуация «Беседа с врачом». Постановка диагноза ребенку воспринимается родителем как крах всех надежд, как самый тяжелый период в его жизни. Поэтому очень важной, на наш взгляд, является переориентировка родителей на продуктивное восприятие советов врача.

Ролевая ситуация «Обсуждение состояния здоровья ребенка с подругой, родственником или матерью» Размышления матери ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии о том, что делать с больным ребенком, как теперь жить, когда кажется, что вся жизнь рухнула в один миг.

Ролевая ситуация «Диалог с отцом ребенка». Ситуация развода усугубляет трагедию женщины. Мужчина, уходя от женщины, непроизвольно предает и больного ребенка. Коррекция позиций отцов. Ребенок нуждается не только в материальной помощи отца, но и в его эмоциональном тепле и др. Разыгранные ролевые ситуации затем подвергаются обсуждению и анализу участниками группы.

Выбор протагониста Затем происходит социометрический выбор протагониста, то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа (слово «протагонист» означает «актер, играющий главную роль»). После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. Этап действия заканчивается, когда найдено решение проблемной ситуации или протагонист чувствует, что получил достаточно информации о ситуации.

На данном этапе работы можно говорить о формировании у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» детей в структуре общества. Снятие комплекса вины и неполноценности с члена группы и его семьи - осознание этого помогает родителям по-новому смотреть на свою жизнь и жизнь своих «особых» детей». Семейные ситуации перестают восприниматься ими как безысходные, а это в свою очередь предупреждает возможность ситуации психологического отвержения больного ребенка и позволяет матери, наконец, ощутить так необходимые ей радости материнства, а открытое обсуждение проблем способствует укреплению уровня доверия между членами семьи.

Заключительная фаза психодрамы: шеринг Шеринг - это высказывание собственных чувств и эмоций, непосредственное сопереживание с протагонистом в его проблемах и конфликтах. Ролевая обратная связь позволяет вспомогательным лицам по очереди описать протагонисту чувства, которые появились у них при исполнении отведенных им ролей. Протагонист же выражает свои собственные чувства, пережитые им в различных ролях, что позволяет ему увидеть себя и свое поведение в более широком ракурсе.

ШЕРИНГ Во время шеринга участники группы, игравшие роли вспомогательных лиц, могут снять с себя эти роли. В процессе драмы некоторые из них порой испытывают очень сильные переживания, и поэтому для них чрезвычайно важно получить возможность выразить чувства по отношению к этой роли. Часто такие чувства оказываются позитивными – даже при потенциально негативной или деструктивной роли; чувство облегчения можно испытать уже только от того, что такая роль оказалась не свойственной участнику в его повседневной жизни

Вывод Таким образом, использование метода психодрамы в групповой психокоррекционной работе с родителями детей с ОВЗ дает им возможность отреагировать чувства и получить моделирование новой картины жизни ребенка и семьи, наладить коммуникации с родителями детей с аналогичными проблемами.

Выводы: Психодрама - один из самых эффективных методов групповой психотерапии, базирующийся на театрализации, ролевой игре, драматическом самовыражении личности, игровом драматизированном моделировании собственной жизни. С помощью этого метода можно добиться личностного роста, преодолеть жизненный кризис, развить основные роли человека, скорректировать жизненный сценарий, найти выход из конфликта, уменьшить симптомы и тяжелые переживания, а также достигнуть решения многочисленных жизненных проблем. Она может оказаться очень полезной тем родителям, кто страдает от низкой самооценки, испытывает трудности во взаимоотношениях со своими детьми, преодолеть последствия психической травмы. Работа в психодраматической группе поможет разрешить конфликт с кем-то из близких, или снять тяжелые переживания, которые он вызывает, преодолеть обиду или чувство вины.