Русская философия Урок 8.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Культурология в России От идеалогии западно- ервопейского Просвещения до дискуссии «Западная Европа – Россия»
Advertisements

Русская философия 1.Специфика русской философии 2.Основные проблемы и направления русской философии.
История русской философской мысли. Русская философия в XI-XVIII вв. 1) XI век – митрополит Иларион В основе его философии – религия Главный труд – «Слово.
Основной вопрос о самобытности российской цивилизации.
декабристская философия ; философия западников и славянофилов ; философия Чаадаева ; политическая философия консерваторов ( монархистов ), либералов и.
Иванов А.Н., учитель истории и обществознания МОУ «Межборская СОШ» Притобольного района Основные идеи русских религиозных философов.
«Философия…есть вещь весьма почитаемая и поистине божественная…» Максим Грек.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
«Серебряный век» русской культуры Мы подарили Западу начало нашего века... Д. Лихачев.
Старший преподаватель кафедры философии ГФ Панькова Наталья Михайловна Лекция 10 Русская философия.
Общественное движение во второй четверти XIX века. Сопровождение урока в 8 классе.
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Русская философия в контексте российской культуры XIX начала XX вв.
Общественное движение в годы правления Николая I Выполнил: Евграфов Роман Ученик 8 А класса МБОУ «СОШ 39»
ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ ПАНЬКОВА АЛИНА, 10 А. Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный будущего.
Русская философия. русская философия (XIX – XX вв.) собирательное название философских концепций русских мыслителей Традиционно началом русской философии.
Презентация-занятие по дисциплине: «Основы философии». На тему: «Философия в России»
Презентация на тему Лев Николаевич Толстой- Выдающаяся личность Выдающаяся личность презентацию подготовил ученик 8 класса Б Тимченко Евгений Учитель обществознания.
Достоевский Федор Михайлович Великий русский писатель и мыслитель. Годы жизни: Родился в Москве. Подпись:
Транксрипт:

Русская философия Урок 8

План 1. Этапы развития русской философии, её школы и течения. 2. Западники и славянофилы. 3. Философские воззрения русских писателей Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. 4. «Философия всеединства» В.С.Соловьёва.

Этапы развития русской философии 1Древняя и средневековая русская философия XI-XVII вв. 2Русское ПросвещениеXVIII – первая четверть XIX в. 3Российский духовный ренессанс Вторая четверть XIX в. – 1917 г. 4Советский период русской философии 1917 – 1991 г. 5Постсоветский период русской философии С 1991 г.

Древняя и средневековая русская философия Ранняя религиозная философия Иларион, Никифор Грек, Климент Смолятич, Вл.Мономах, Кирилл Туровский Философия христианских ересей Арианство, богомильство, московские антитринитарии, Феодосий Косой ИсихазмФеогност, Сергей Радонежский НестяжателиНил Сорский, Максим Грек, Иван Пересветов ИосифлянствоИосиф Волоцкий, Иван Грозный Теория «Москва-Третий Рим»Зосима, Филофей

Русское Просвещение XVIII в. Русские просветителиТатищев, Кантемир, Прокопович, Ломоносов Деистическая натурфилософия Ломоносов Христианский платонизмСковорода Социальная и политическая философия Радищев Русское масонствоЕлагин, Шварц, Лопухин

Школы и течения русской философии (XVIII-XX вв.) Западники Чаадаев, Белинский, Герцен Славянофилы Хомяков, Киреевский, Аксаков Почвенники Григорьев, Леонтьев, Достоевский Революционные демократы Чернышевский, Добролюбов, Писарев Народники Ткачёв, Лавров, Бакунин, Кропоткин Религиозная философия Сковорода, Толстой, Фёдоров, Соловьёв, Бердяев, Булгаков, Франк, Лосский, Шестов, Флоренский, Андреев Русский марксизм Плеханов, Ленин, Троцкий, Бухарин Русский космизм Одоевский, Сухово-Кобылин, Фёдоров, Циолковский, Чижевский, Рерих и др.

Важнейшие философские течения современной России Диалектический материализм Религиозная философия Православие Ислам Восточная философия Буддизм Неоиндуизм Йога Философия эзотерической ориентации Психоанализ

Особенности русской философии Пристальное внимание к социальной проблематике Народопоклонство – ощущение долга перед народом Этическая направленность Спор западников и славянофилов Философско – художественный комплекс Пристальное внимание к религиозной проблематике

Основные направления русской философии Западничество Славянофильство

Западничество У России нет особого пути развития Всё национальное своеобразие России – результат отставания от мировой истории Цель западничества Принятие Россией европейских ценностей и её включение в цивилизованный мир

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856) У истоков западничества находятся идеи П.Я.Чаадаева. Родился в семье богатого помещика. Не окончив Московский университет, в Отечественную войну 1812 г. ушёл добровольцем в армию. Дошёл с русской армией до Парижа, получив многие награды. Чаадаева ожидала блестящая карьера на военном поприще, но он ушёл в отставку. На рубеже х гг. пишет «Философические письма». Николай I объявил автора сумасшедшим и отправил его под домашний арест с присмотром врачей и полиции. Позже Чаадаев пишет «Апологию сумасшедшего», которая нелегально ходила в списках. Чаадаев умер в одиночестве, в чужом доме от воспаления лёгких.

Первое «Философическое письмо» из восьми было опубликовано в 1836 г. Ещё пять были опубликованы в 1935 г., а два оставшихся – только в конце 1980-х гг. «Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок…С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь». П.Я.Чаадаев

Философские идеи П.Я.Чаадаева Россия осталась вне истории мировой цивилизации, так как восприняла религию и культуру от Византии На Западе Чаадаев усматривал идеи просвещения

1840-е гг. – западничество становится влиятельным философским течением Ведущие западники А.И.Герцен Н.П.Огарёв В.Г.Белинский

Западничество Западники полагали Россия должна Учиться у Европы Пройти этапы развития западных стран Усвоить идеи просвещения Выйти на единственный путь прогресса – путь науки и разума

Славянофильство Россия должна развиваться по особому пути, не схожему с западноевропейским Цель Выработка национальной русской идеи на основе религиозных традиций православия

Алексей Степанович Хомяков ( ) У истоков славянофильства стоит А.С.Хомяков. Он родился в богатой дворянской семье в Москве. Окончив физико-математический факультет Московского университета, поступил на военную службу в кавалерию. Участвовал в войне с Турцией, был трижды награждён за мужество. В отставке занимался философией и сельским хозяйством. Чтобы подчеркнуть свои убеждения, носил бороду и одевался в старинное русское платье. Хомяков обладал феноменальной памятью, знал множество языков, был специалистом во многих гуманитарных и технических науках, поэтом, врачом и изобретателем (в числе его изобретений – бесшумный паровой двигатель и дальнобойное ружьё). Умер во время эпидемии холеры.

Славянофилы Иван Васильевич Киреевский Константин Сергеевич Аксаков

Фёдор Михайлович Достоевский ( ) Родился в Москве в дворянской семье. По окончании Главного инженерного училища в Петербурге начинает заниматься литературным творчеством, которое благосклонно было принято критиками. В это время он также увлекается революционными идеями. В 1849 г. за «антиправительственную деятельность» был арестован и приговорён к смертной казни. В момент ожидания казни прибыл курьер с указом о замене казни каторгой. Девять лет Достоевский проводит в остроге и ссылке. В 1859 г. возвращается в Петербург, где занимается писательским трудом.

Философские взгляды Ф.М.Достоевского В 1860-х гг. Достоевский развивает программу почвенничества Должна быть восстановлена разрушенная петровскими реформами связь общественной жизни России с исконными народными началами Духовность Коллективизм Соборность

Ф.М.Достоевский о человеке Для разрешения наболевших вопросов необходимо обратиться к душе каждого конкретного человека Сущность человека Свобода человека Свобода без нравственности Саморазрушение человека

Ф.М.Достоевский о человеке Человек должен самостоятельно идти к свободе, освобождаясь от страстей, искушений и общепринятых авторитетов Это тяжёлый путь, связанный со страданием Только страдание приводит к искуплению и даёт полную свободу

Лев Николаевич Толстой ( ) Серьёзные философские идеи содержатся в произведениях Л.Н.Толстого. В романе «Война и мир» он поднимает вопрос о движущих силах истории и критикует теорию «великих личностей» как творцов истории. Для Толстого творцы – не герои и вожди, а народные массы, движимые исторической необходимостью.

Этика Л.Н.Толстого Идея ненасилия Не творить насилие и не готовиться к нему Не принимать участие в насилии других (не служить в армии, не участвовать в судах и т.д.) Не одобрять никакого насилия

За свои взгляды на религию в 1901 г. Л.Н.Толстой был отлучён от церкви (предан анафеме).

Вл.С.Соловьёв Вл.С.Соловьёв был значительной фигурой русской философии. Его труды стали основным источником формирования религиозной философии XX века. В их числе: «Россия и вселенская церковь», «Оправдание добра», «Смысл любви» и др.

Владимир Сергеевич Соловьёв ( ) Родился в семье известного историка С.М.Соловьёва. Учился на историко- филологическом и физико-математическом факультетах Московского университета. Заняться религиозной философией его побудило видение Прекрасной Дамы, которое повторялось трижды: в детстве, во время занятий в Лондоне, в Египте. Для Соловьёва этот образ стал основой философии Вечной женственности, Божественной премудрости (Софии). В конце жизни Соловьёв был неустроен и имел серьёзные разногласия с православной церковью. Неурядицы подорвали его здоровье, и в возрасте 47 лет он скончался.

Центральная идея философии Соловьёва Всеединство Совершенный синтез ценностей знаний, способов познания мира

Основные пункты «философии всеединства» Вл.С.Соловьёва ОнтологияГносеологияАксиологияЭтикаРелигия Видимый мир ЧувстваКрасотаСтыд Православие Мировая душа (София) РазумИстина ЖалостьКатолицизм Божествен- ный мир ВераДобро Благого- вение Протестан- тизм

Онтология Вл.С.Соловьёва Существует абсолютный мир как воплощение божественного Этому миру противостоит видимый, сотворённый мир, который стремится к божественному Посредником между мирами является мировая душа Мировая душа – София, «вечная женственность», подобная образу Богородицы

Гносеология Всеединство постигается лишь цельным знанием, в котором соединяются Знание Эмпирическое (научное) Рациональное (философское ) Мистическое Вера Интуиция Творчество

Аксиология Всеединство Синтез КрасотыИстиныДобра

Этика Человек отделяет себя от других существ Посредством стыда Жалость указывает на солидарность всего живого Благоговение есть подчинение божественному Эти три составляющих объединяются в любви

Религия В социальном плане В.С.Соловьёв ратовал за объединение церквей и создание свободной теократии на основе единой «вселенской церкви».