ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования Сибирский федеральный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сибирский федеральные университет кафедра биофизики Кратасюк В.А. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ И БИОФИЗИКИ От протознания к естественной истории (от.
Advertisements

© Жадаев Д.Н., Сформировать у учащихся представление об историческом значении появления земледелия и скотоводства.
Выполнила: ученица 10 класса «А» ош 85 г. Алматы Павлова Екатерина 2010 г.
Ч.Дарвин (1809 – 1882 г.) Г. Шрюсбери 1831 – 1836 г. Кругосветное путешествие на Корабле «Бигль» собран большой научный материал С 14 сент г. Поместье.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ.. Выберите правильный ответ- Появление новых орудий труда было связано с... Древние люди охотились на... Появление лука.
Дикие животные, которые были одомашнены Презентацию подготовил ученик 7 «А» класса Политов Владимир.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ. 1.ОТКРЫТИЕ ПЕЩЕРНОЙ ЖИВОПИСИ 2.ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ РИСУНКОВ 3.РИСУНОК И МАГИЧЕСКИЙ РИТУАЛ 4.ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ 5.ДРЕВНИЕ.
Брейн-ринг
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ.. Выберите правильный ответ- Появление новых орудий труда было связано с... Появление лука и стрел было связано с...
Древние земледельцы и скотоводы 1. Возникновение земледелия 2. Одомашнивание животных и скотоводство 3. Неолитическая революция 4. Посуда из глины.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ. План урока. 1. ОТКРЫТИЕ ПЕЩЕРНОЙ ЖИВОПИСИ. 2. ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ РИСУНКОВ. 3. РИСУНОК И МАГИЧЕСКИЙ РИТУАЛ. 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ.
Александр Худобец Киев Первобытные земледельцы и скотоводы Автор – Александр ХУДОБЕЦ Украина.
1. Разминка. За каждый правильный 1. Разминка. За каждый правильный ответ – 1 балл. ответ – 1 балл.
Презентация к уроку по географии (10 класс) по теме: География сельского хозяйства.
Письменность На чём писали Чему и как учили в школе Искусство Научные знания Медицина.
Автор: Румянцева Любовь Петровна, учитель истории и обществознания. МКОУ Нечаевская основная общеобразовательная школа Гусь-Хрустального района Владимирской.
ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ Представления о психической реальности: какими они были в разное время и в разных странах, как они развивались и изменялись.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ. Появление новых орудий труда было связано с... Древние люди охотились на... Появление лука и стрел было связано с...
1. Географическое положение. 2. Особенности природы. 3. Занятия жителей. 4. Государственное устройство. 5. Культурное наследие страны, религии.
Природа и люди Древней Индии Автор: учитель истории Шишкина Н.В. МКОУ – ООШ с. Софьино 2011 – 2012 учебный год.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования Сибирский федеральный университет кафедра биофизики Красноярск 2010 История и методология биологии и биофизики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Сибирский федеральные университет кафедра биофизики Кратасюк В.А. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ И БИОФИЗИКИ От протознания к естественной истории (от первобытного общества к эпохе Возрождения) направление - физика специальность - биохимическая физика Красноярск 2010

Содержание 1.У истоков биологического знания 2.Накопление сведений о растениях и животных в первобытном обществе из практической деятельности людей 3.Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах Азии и Восточного Средиземноморья. 4.Биологические представления в Древней Индии 5.Биологические представления в Древнем Китае 6.Список использованных источников 3История и методология биологии и биофизики

Задания 4. Тест 2 по теме лекции написать. Читать учебное пособие «История и методология биологии и физики» Модуль 2, В текст теста внести 3 своих тестовых вопроса, покритиковать тест 2. Подготовиться к обсуждению теста 2 на следующем семинаре и сдаче откорректированного теста. 5. Микроэссе: Можно ли считать, что в древнем мире уже зародилась наука? Почему? Обсуждаем на семинаре Фантазия «Образ ученого в древнем мире». Обсуждаем на семинаре

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ И ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ НАУЧНЫХ ОБОБЩЕНИЙ (Накопление сведений о растениях и животных в первобытном обществе из практической деятельности людей) 5История и методология биологии и биофизики

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ – источник биологических знаний в древнем мире ОХОТА. Носорог, пронзенный стрелами (древнее изображение) 6История и методология биологии и биофизики

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ (ОХОТА) 1.Раненый медведь 2.Человек, переодетый оленем 1 2 7История и методология биологии и биофизики

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ (ОХОТА) – ИСТОЧНИК БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ДРЕВНЕМ МИРЕ 8История и методология биологии и биофизики

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ (ОХОТА) 9История и методология биологии и биофизики

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ (ОХОТА) 10История и методология биологии и биофизики

ОДОМАШНИВАНИЕ ЖИВОТНЫХ (ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СКОТОВОДСТВО) 11История и методология биологии и биофизики

ОДОМАШНИВАНИЕ ЖИВОТНЫХ (ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СКОТОВОДСТВО ) VI-IIтыс.до н.э. – одомашнены овца, коза, свинья, крупный рогатый скот, осел, лошадь, верблюд, разные породы собак. 12История и методология биологии и биофизики

Возделывание культурных растений XI-Vтыс.до н.э. – в Передней и Западной Азии и Северной Африке культивировали пшеницу и ячмень. Неолит – рожь, кукуруза, огородные культуры, плодовые деревья и технические культуры (лен, конопля). Китай, Индонезия, Индия - рис, чай, хлопок Абиссиния – кофе Америка – какао, помидоры, картофель, подсолнечник. 13История и методология биологии и биофизики

АНТРОПОМОРФИЗМ АНИМИЗМ ПЕРВОБЫТНЫЙ АНТРОПОМОРФИЗМ: ЧЕЛОВЕК НЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЛ СЕБЯ ПРИРОДЕ РЕЛИГИЯ:АНИМИЗМ Самостоятельное существование души за пределами тела Представления о «живом» и «мертвом» Неолит: Душа - самостоятельная сущность, живет в какой-либо части тела Множественность душ 14История и методология биологии и биофизики

Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах Азии и Восточного Средиземноморья. Ворота Иштар в Вавилоне (на стенах – изображения животных). 15История и методология биологии и биофизики

Этапы развития биологических представлений 1.Представления об организмах - в религиозной форме. Медицина как система магических воздействий жрецов. 2.Обособление медико-биологических воззрений от религии и магии. 3.Появление натурфилософских воззрений в биологических представлениях. Натурфилософия – философия природы. Умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. 16История и методология биологии и биофизики

Клинописные таблички (IVтыс. до н.э., Месопотамия) Глиняная клинописная табличка Превращение рисунков в клинописные знаки 17История и методология биологии и биофизики

Клинописные таблички Месопотамии РЫБЫ (водные животные) ЧЛЕНИС- ТЫЕ ЗМЕИПТИЦЫ ПЛОТОЯДНЫЕ (собаки, гиены, львы) ТРАВОЯДНЫЕ (ослы, лошади, верблюды ) ЧЕТВЕРО- НОГИЕ ЖИВОТНЫЙ МИР 18История и методология биологии и биофизики

Клинописные таблички Месопотамии ДЕРЕВЬЯ ОВОЩИ ПРЯНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ РАСТЕНИЯ 19История и методология биологии и биофизики

Содержание медицинских табличек Описание различных болезней Способы их лечения Нет сведений о строении и деятельности органов человека Жизнь связана с кровью Печень - главный орган жизни, содержащий запас крови Сердце - орган мышления 20История и методология биологии и биофизики

Папирус Эберса (XVI век.до н.э.). Египет. Дифференцированная анатомическая терминология по заболеваниям разных органов Сердце - важный орган тела Биение пульса – «голос сердца может быть услышан во всех членах» Перечень лекарственных растений 21История и методология биологии и биофизики

Трактат о коневодстве (Киккули из Митаннии) - первое сочинение по биологии (середина XIVв. до н.э.) 22История и методология биологии и биофизики

ОДОМАШНИВАНИЕ ЖИВОТНЫХ В МЕСОПОТАМИИ (ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СКОТОВОДСТВО): новые породы рабочих лошадей, овец, крупного рогатого скота, мул (осел+кобыла) 23История и методология биологии и биофизики

Биологические знания Древнего Египта близки к представлениям ассиро-вавиловян. 24История и методология биологии и биофизики

ОДОМАШНИВАНИЕ ЖИВОТНЫХ (ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СКОТОВОДСТВО), древний Египет 25История и методология биологии и биофизики

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, ОДОМАШНИВАНИЕ ЖИВОТНЫХ: крупный рогатый скот, лошади, ослы, овцы, козы, свиньи. Одомашнены одногорбый верблюд, антилопы, кошка, гуси, утки, лебеди, голуби. Из Индии завезены куры, инкубировали яйца в печах. 26История и методология биологии и биофизики

Земледелие в Древним Египте Культивирование хлебных злаков, овощей, фруктовых деревьев, лен, маслину. Искусственное опыление финиковой пальмы: гибридизация и получение разнообразных сортов. Рабыня с зернотеркой 27История и методология биологии и биофизики

Древний Египет Мудрые писцы не строили себе пирамид и надгробий из бронзы, Их пирамиды - книги, их дитя - тростниковое перо. И память о том, что написано в книге - вечно. 28История и методология биологии и биофизики

"Пиши рукой своей, Читай ртом своим, Советуйся с теми, Кто знает больше тебя…. Иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, Он слушает, когда его бьют". Школы для обучения мальчиков 29История и методология биологии и биофизики

Биологические представления в Древней Индии 30История и методология биологии и биофизики

Середина III тысячелетия до н.э.: разведение рогатого скота, собак и голубей одомашнивание кур приручение слона (Слоны в джунглях. Стенопись. Аджанта. Пещера. I.в. До н.э.) 31История и методология биологии и биофизики

Биологические представления в древней Индии Развитие анатомии, физиологии и эмбриологии в рамках религиозной медицины. С VIIIв. до н.э. - тенденция к обособлению медицины от религии и магии. "Аюр-веды" (VI в. до н.э.). 5 стихий (огонь, земля, вода, воздух и эфир) в сочетании с веществами организма (слизь, желчь, воздух) образуют хилус, кровь, мясо, жир, кости и мозг. 32История и методология биологии и биофизики

Эмбриология в древней Индии Развитие зародыша - соединение мужского воспроизводительного вещества с женским Возникновение зародыша - возникновение особой сущности Пол определяется относительным количеством мужского и женского начала при зачатии Хирургический трактат Сушрута-Самхита: Разный порядок возникновения органов и частей тела плода: голова (чувства), сердце (сознание и мышление), пупок, руки и ноги (органы движения), туловище. 33История и методология биологии и биофизики

Эмбриология в древней Индии Влияние впечатлений и внешних воздействий (питания матери) на физические и духовные признаки рождающегося ребенка. Наличие у живых существ наследственных качеств для объяснения сходства детей с родителями. 34История и методология биологии и биофизики

Индийский материализм (I тысячелетии до н.э.) Единственный источник познания - восприятие органами чувств предметов внешнего мира. Из комбинаций 4х элементов (земли, воды, воздуха и огня) образуются все тела природы, в том числе и живые организмы - растения и животные. После смерти они распадаются на те же элементы. 35История и методология биологии и биофизики

Древняя Индия Сбор тутового листа Выращивание культурных растений (сахарный тростник, рис, хлопчатник) 36История и методология биологии и биофизики

ЧЕРЕПАХА. Нефрит. IV-II вв. до н.э. 37История и методология биологии и биофизики

Глиняная табличка. IV в. до н.э. 38История и методология биологии и биофизики

Печать-амулет с изображением борьбы фантастических существ. Стеатит. III тысячелетие до н.э. 39История и методология биологии и биофизики

Печать-амулет с изображением быка. Стеатит. III тысячелетие до н.э. 40История и методология биологии и биофизики

Статуя священного быка. Камень. Около гг. 41История и методология биологии и биофизики

Индийский народный эпос (VI-V вв. до н.э.) «Махабхарата» «Рамаяна» 42История и методология биологии и биофизики

Биологические представления в дрeвнем Китае 43История и методология биологии и биофизики

Посев риса. Крестьяне на рисовом поле (Старинное китайское изображение) 44История и методология биологии и биофизики

Производство шелка в Китае 45История и методология биологии и биофизики

ОСНОВА МНОГООБРАЗИЯ МИРА ВОДА ДЕРЕВО ОГОНЬЗЕМЛЯ МЕТАЛЛ ПОЛЯРНЫЕ ЧАСТИЦЫ Биологические представления, медицина, натурфилософские учения Китая (IX-VIIвв.до н.э.) 46История и методология биологии и биофизики

Анатомия в древнем Китае Запрет касаться ножом живого и мертвого тела Знание расположения и формы внутренних органов в общих чертах Знаменитый древнекитайский врач Хуа То ( ). 47История и методология биологии и биофизики

Стихийно-материалистические воззрения Ван Чун - философ-материалист I в. до н.э. Учение о естественной необходимости. Отрицание телеологического понимания явлений природы. 48История и методология биологии и биофизики

ВАН ЧУН (27 - ок. 104) - китайский философ. Основное сочинение «Взвешивание рассуждений» («Лунь хэн») объединяет идеи конфуцианства и даосизма, проникнуто рационализмом и критикой религиозных предрассудков, содержит теорию трех типов человеческой природы: доброй, злой, совмещающей добро и зло. 49История и методология биологии и биофизики

Великий китайский поэт Ли Бо ( ) Осенние чувства Сколько дней мы в разлуке, мой друг дорогой, - Дикий рис уже вырос у наших ворот, И цикада смирилась с осеней порой, Но от холода плачет всю ночь напролет, Огоньки светляков потушила роса, В белом инее ветви ползучие лоз, Вот и я рукавом закрываю глаза, Плачу, друг дорогой, и не выплачу слез. 50История и методология биологии и биофизики

Тао Юань-мин Далеко на Востоке живет благородный ученый И одет он всегда в неприглядное, рваное платье. И из дней тридцати только 9 встречается с нами И лет 10, не меньше, он носит бесменную шапку. Горше этой нужды не бывает, наверно, на свете. А ему хоть бы что - так приветлив на вид он и весел. Я, конечно, стремлюсь повидать человека такого. И пошел я с утра через реки и через заставы 51История и методология биологии и биофизики

Тао Юань -мин Вижу- темные сосны, сжимая дорогу, теснятся. Вижу- белые тучи над самою кровлей ночуют. А ученому ясно, зачем я его навещаю, Сразу цинь он берет, для меня ударяет по струнам. Первой песней своей - "Журавлем расстающимся"- тронул. И уже ко второй, где "Луань одинок", переходит... Я хотел бы остаться, пожить у тебя, государь мой, прямо с этого дня до холодного времени года". 52История и методология биологии и биофизики

Мерная керамическая посудина эпохи Цинь. 53История и методология биологии и биофизики

Глиняные воины из гробницы Цинь Шихуанди. 54История и методология биологии и биофизики

Расписные деревянные фигурки из гробницы княжны Дай, которая была похоронена в 168 г. до н.э. 55История и методология биологии и биофизики

Древние могильники на Великом шелковом пути 56История и методология биологии и биофизики

История Древнего Китая Глиняная модель из могилы 2 в. н.э., изображающая игроков в игру лю бо ("Шесть ученых"), известную в Китае по крайней мере с 3 в. до н.э. Эта игра - одна из нескольких астрологических настольных игр, которые вместе привели к появлению шахмат. 57История и методология биологии и биофизики

Китайский женский придворный оркестр. 8 в. 58История и методология биологии и биофизики

Основная литература История биология (с древнейших времен до наших дней) / под ред. С.Р. Микулинского. – М.:Наука, Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики/М.: ЗАО Центрполиграф, с. 59История и методология биологии и биофизики

Задания 4. Тест 2 по теме лекции написать. Читать учебное пособие «История и методология биологии и физики» Модуль 2, В текст теста внести 3 своих тестовых вопроса, покритиковать тест 2. Подготовиться к обсуждению теста 2 на следующем семинаре и сдаче откорректированного теста. 5. Микроэссе: Можно ли считать, что в древнем мире уже зародилась наука? Почему? Обсуждаем на семинаре Фантазия «Образ ученого в древнем мире». Обсуждаем на семинаре