МБОУ ЛЕБЕДИНСКАЯ СОШ Учитель русского языка Пашагина О.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
Advertisements

Словообразование Материалы для подготовки к ЕГЭ, задание В1 Презентацию подготовила Гесс Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы КОУ «Тарская.
Способы словообразования. Аккомпанировать скрипачу, идеологические противники, прервать трансляцию, пессимистическое мировоззрение, пригласить в гостиную,
1 Словообразование. 2 Приставочный способ Ползти Доползти Заползти Переползти Приползти Поползти Сползти Уползти.
«ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1 «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1 Выполнила: Дерябина И.Г. Выполнила: Дерябина И.Г. Учитель высшей категории МБУ.
(10) Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. В1. Определение.
Основные способы образования слов Словообразовательный разбор.
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация "Основные способы образования слов в русском языке"
Тема: Способы словообразования Цель: формирование навыков производить словообразовательный анализ слова, умения определять способ образования новых слов.
Способы словообразования. Способ словообразования – Способ словообразования – более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая.
Является основным способом словообразования в русском языке. состоит преимущественно в добавлении к известным корням различных аффиксов, придающих словам.
Способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы.
Определите, какая часть речи зашифрована в схемах? Какие ещё части речи могут иметь такой состав?
В 1. Словообразование. Порядок работы: 1) Разобрать слово по составу: окончание (нет окончания у наречий, деепричастий), корень суффиксы и приставки *(можно.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1 Учитель русского языка и литературы МБОУ «Погромская СОШ» Волоконовского.
В1 ЕГЭ. Ещё раз о словообразовании. В1 Словообразование Обобщение.
Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Языковые подсистемы и информатика Повторение изученного материала.
Тема урока Словообразование Способы словообразования в русском языке Лекция.
Транксрипт:

МБОУ ЛЕБЕДИНСКАЯ СОШ Учитель русского языка Пашагина О.А.

Цели: Осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку Рассмотреть способы образования слов Отработать навык выполнения задания типа В1.

В русском языке существует несколько способов образования слов. Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Бессуффиксный Сложение Переход из одной части речи в другую (неморфологический)

Приставочный способПриставочный способ – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия. бабушка – прабабушка вкус – привкус заголовок – подзаголовок удача – неудача важный – преважный веселый – развеселый моральный – аморальный худший – наихудший что – кое-что что – нечто какой – никакой читать – вычитать слышать – услышать ныне – доныне всюду – повсюду завтра – назавтра весело – невесело даль - вдаль

Суффиксальный способСуффиксальный способ – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи и, как правило, новые производные слова являются иной частью речи по отношению к мотивирующему слову. Состав производного слова становится преимущественно более сложным, но иногда происходит усечение производной основы и замена одного суффикса другим. Может изменяться звуковой состав слова, происходит чередование звуков. дом – домишко лес – лесник лифт – лифтер Москва – москвич студент – студентка видимый – видимость грызть – грызня писать – писатель разработать – разработка ранить – раненый стрелять – стрелок терпеть – терпение толкать – толкнуть формировать – формироваться белый – белеть, белить бодрый – бодрость дружеский – дружески красный – краснота разный – разница, разность строгий – строго темный – темно три – трижды какой – какой-то сколько – сколько-нибудь

Образование имен существительных от глаголов путем отсечения суффиксов инфинитива. Образующая основа глагола становится грамматической основой нового слова, имеющего нулевое окончание или окончание 1-го склонения: рассказать – рассказ переводить – перевод занавесить – занавес выходить – выход прицепить – прицеп уплатить – уплата взрывать – взрыв запускать – запуск разбежаться – разбег звать – зов накалить – накал пилить – пила прогулять – прогул играть – игра всходить – всход(ы) рассыпать - россыпь

Образование имен существительных от имен прилагательных путем замены окончания прилагательного на нулевое окончание существительных 3-го склонения, которое присоединяется к образующей основе прилагательного: Гнилой - гниль Нечистый - нечисть Сухой – сушь, суша Удалой – удаль Поганый – погань Зеленый – зелень Глухой – глушь Синий – синь Широкий – ширь

Приставочно-суффиксальный способПриставочно-суффиксальный способ – присоединение приставки и суффикса одновременно к основе исходного слова. Наиболее часто образуются таким образом имена существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия. нахлебник наездник напильник наследник напарник подсвечник подснежник бездорожье побережье пограничник подземелье Закарпатье поводок подарок подбородок затылок разъехаться разворчаться разболеться разбушеваться размечтаться узаконить

втайне вплотную заречный по-братски по-деловому по-дружески по-летнему по-матерински по-мужски по-приятельски по-старому

Сложение – способ образования сложных слов, имеющих в своем составе два и более корней. Сложные слова образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. Сложение как способ словообразования имеет несколько видов. Сложение целых слов – в состав нового сложного слова входят исходные слова целиком, включая окончание. вагон-ресторан генерал-майор диван-кровать летчик-испытатель платье-костюм плащ-палатка ракета-носитель телефон-автомат школа-интернат

Сложение основ слов с помощью соединительных гласных – в составе нового сложного слова, кроме основ исходных слов, могут быть частеречные суффиксы нового слова. водонепроницаемый декоративно- прикладной железобетон жилищно-бытовой землепашец лесоразработки новостройка отчетно-выборный пешеход свежемороженый хлебозаготовка

Сложение начальной части слова (усеченной основы) с целым словом – усеченная основа одного из исходных слов присоединяется к другой основе без помощи соединительных гласных. автовокзал зарплата медсестра партбилет педсовет пластмасса пол-арбуза сберкасса спецкурс

Образование сложных слов из словосочетаний (сращение) – слияние самостоятельных полнозначных слов, связанных подчинительными отношениями; как правило, такие слова возникают на основе устойчивых словосочетаний. быстрорастворимый вечнозеленый вышеизложенный долгоиграющий древнерусский многоуважаемый нижеподписавшиеся сумасшедший труднодоступный умалишенный

Аббревиация – образование новых слов путем чистого сокращения, составление производного слова сложением начальных букв слов или их начальных звуков. Вуз МГУ СМИ КВН МХАТ ТАСС ТЮЗ ЖСК

Неморфологический способ словообразования (субстантивация) – образование имен существительных в результате перехода в этот грамматический класс прилагательных, причастий и числительных. Иногда такие производные существительные теряют способность меняться по родам или могут существовать только в форме множественного числа. Меняется и их синтаксическая функция: они выступают в предложении в качестве подлежащего, сказуемого (или его именной части) и дополнения.субстантивация) ванная взрослые мороженое настоящее операционная приемная прошлое рядовой слепой снотворное ссыльные трудящиеся учащиеся ученый учительская

Тренировочные упражнения. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Сплетник вынужден был осторожничать. В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. А как же Пушкин? Какая непоправимая и бессмысленная гибель… Укажите способ образования слова БЕСПОМОЩНО. Выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья? Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. Выпишите слово, образованное приставочным способом. Подобное читательское отношение к классике является неслучайным. Оно складывается и закрепляется с малых лет. Выпишите слово, образованное приставочным способом. Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. - Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. Укажите способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ. Определите способ образования слова ПЕРЕЖИВАНИЕ. Укажите способ образования слова СОЧУВСТВИЕ. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам, но как возможно, познавши истину, отбросить её? Выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. Это был принцип восприятия мира, сохранивший жизнь. Радоваться солнцу, новому дню, встрече с человеком – вот основа долгой, плодотворной жизни.

Спасибо за внимание!