Социологическая культура государственных гражданских служащих как условие диалога социологии и власти Проказина Наталья Васильевна Орловский филиал РАНХиГС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
имеет представление о профессиональном стандарте педагогической деятельности; владеет методами и средствами диагностики профессиональной деятельности.
Advertisements

Тема доклада:. План доклада: Образовательная политика России в современных условиях. Модернизация языкового школьного образования. Изучение двух иностранных.
Современные компетенции образования Международные Российские Цель и задачи модернизации российского образование Цель модернизации образования Задачи модернизации.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Исследование потребительских предпочтений на рынке образовательных услуг города Стрежевого К социальному проекту электронного ресурса « Абитуренту г. Стрежевого.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Ирина Запатрина, Председатель Правления, доктор экономических наук 1.
1 МЕСТО КАЧЕСТВЕННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
ШКОЛА ДОЛЖНА ИМЕТЬ Собственную модель информатизации Информационно-образовательную среду в информационно-образовательной среде региона Коллектив учителей,
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
Некоторые данные исследования Дарья Мальцева, Исследовательская группа ЦИРКОН Выступление на круглом столе «Современная российская социологическая периодика:
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Социологическое сопровождение государственной службы и государственного управления. Результаты социологического исследования: «Социальная ответственность.
Педагогический совет: «Компетентностный подход в оценке качества образования»
Транксрипт:

Социологическая культура государственных гражданских служащих как условие диалога социологии и власти Проказина Наталья Васильевна Орловский филиал РАНХиГС

Отношения между социологией и властью должны строиться на принципах партнерства и толерантности М.К. Горшков

Из послания Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года …Ключевыми для новой модели госуправления должны стать следующие принципы. Первое. Ориентация работы всех звеньев госмеханизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы. Второе. Повсеместное внедрение новых форм и методов контроля. Главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мнение, мнение самих граждан…

Модели взаимодействия социологов и государственных гражданских служащих 1.«Директивная» – когда социолог сначала что-то выясняет, формулирует, а потом просвещает несмышленую публику (4,7%). 2.«Посредническая» - когда социологи выступают экспертами и аналитиками по конкретным, интересующим участников взаимодействия проблемам (44,5%). 3.«Партнерская» - когда участники взаимодействия выступают «на равных», то есть социологи «способны встать вровень с публикой» и «разговаривать с нею на равных» (50,8%).

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ - система ориентаций относительно восприятия социологии, социологических исследований и деятельности социологов; - совокупность социологических взглядов, знаний, убеждений; - социологическое воображение, проявляющиеся в профессиональной управленческой деятельности государственных гражданских служащих

Поверхностный уровень социологической культуры государственных гражданских служащих

7 Цели получения социологической информации государственными гражданскими служащими Цель получения социологической информации Процент наблюдений 1Информация для оценки ситуации в целом61,7 2Источник информации для принятия решений35,2 3Любопытство32,1 4Подготовка аналитических материалов24,9 5 Источник информации для решения социальных проблем 24,4 6 Обеспечение «обратной связи» между населением и властью, производителями и потребителями 16,1 7Изучение электоральных ожиданий9,8 8Научный интерес9,3

8 Представления государственных гражданских служащих о выполняемых и востребованных функциях социологии Выполняемые/ реализуемые % к полученным ответам Востребованные/ необходимые % к полученным ответам Рефлексивная69,7Аналитическая58,7 Аналитическая52,4Коммуникативная46,5 Социально- технологическая 45,5Рефлексивная45,9 Прогностическая33Социально-технологическая34,6 Теоретическая26,7Прогностическая32,1 Критическая19,4Теоретическая18,0

9 Содержание востребованной социологической информации государственными гражданскими служащими Характер информацииПроцент наблюдений 1 Информация о социально-экономической и социально- политической ситуации в регионе 54,4 2 Разнообразная информация социально- экономического, социально-демографического и социально-политического характера 50,8 3Информация по широкому кругу социальных проблем39,4 4Социологическая информация прикладного характера23,8 5Методические разработки по сбору и анализу данных15,0 6 Информация об электоральном поведении и электоральных предпочтениях 9,8 7Теоретического и методологического характера6,7 8 Информация для трансляции аудитории по широкому кругу социально-экономических, социально- политических и социально-культурных проблем 5,7 9Другое1,0

Концепция Т. М. Дридзе

Диалогическая модель не допускает никаких форм воздействия или влияния, поскольку ориентирована исключительно на взаимопонимание. Речь идет не о согласии с позицией автора, а только о понимании. Миссия социолога не дать людям разрушить мир и организовать процесс коммуникации в совместном управлении жизнью, в социальном управлении. Т. М. Дридзе

Взаимодействие государственных гражданских служащих и социологов Тип взаимодействияСодержание% 1Псевдокоммуникация«Попытка диалога, не увенчавшаяся адекватными интерпретациями коммуникативных интенций» 44,7 2КвазикоммуникацияРитуальное «действо», подменяющее общение и не предполагающее диалога по исходному условию» 35 3ДиалогДостижение взаимопонимания между общающимися сторонами, при отсутствии каких либо форм воздействия или вилияния 20,3 12

13 Позитивная мотивация (стимулы к сотрудничеству) ЧиновникиТенденцииИсследователи 1.1 функциональный, потребительский мотив (действительная потребность в информации для принятия решений) спад творческий мотив (профессиональный интерес, креативность, желание произвести новую информацию, получить новое знание) 1.2 «пиаровский» стимул (работа на имидж, информационный повод) без изменений «пиаровский» стимул (накопление символического капитала) 1.3 нормативный стимул («так положено», управленческий канон) ростбез изменений социальный стимул (социальная миссия, информирование общества о проблемах и т.п.) 1.4«экономический» стимул («откаты» и т.п.)рост «экономический стимул» (заработок, доход, прибыль) Негативная мотивация (антистимулы) ЧиновникиТенденцииИсследователи 2.1 нет потребности («надо управлять, а не исследовать», «дело надо делать, а не ля- ля-ля…») рост антисимметр ичный -нет потребности (другая рыночная ориентация) 2.2 нет доверия (негативный опыт сотрудничества, страх обмана и пр.) рост антисимметр ичный недоверие (псевдоконкурсы, негативный опыт сотрудничества) 2.3нет возможностей (отсутствие бюджета) спад антисимметр ичный нет возможностей, мощностей, квалификации 2.4нет желания (управленческая лень и пр.)без изменений лень, антибюрократический мотив (нет желания работать с госзаказчиком – «конкурсы, тяжелая отчетность» и т.п.), недостаток компетентности по работе с госзаказчиками Что подвигает и отталкивает чиновников и социологов к взаимодействию друг с другом Игорь Задорин. Эссе о мотивации. Что подвигает чиновников и социологов к взаимодействию друг с другом. И что отталкивает // ttp:// ( ).ttp://

14 Функции социологов в диалоговом взаимодействии с государственными гражданскими служащими ФункцияСодержание функцииПозиция Актуализатор (артикулятор) Перевод социальной проблемы, видимой только экспертам до статуса важной социальной проблемы 2 Социолог - интерпретатор Наделение безгласных, слабо рефлексирующих групп голосом 3 Социолог - модератор Организация публичной дискуссии, создание условий для обеспечения многоголосья по наиболее значимым для общества проблемам 1 Аналитик Включение в процесс обсуждения, разъяснения сложившейся ситуации, в определение причин ее возникновения 2 Социальный технолог Не только озвучивание массовых страхов и потребностей, но и ориентация на поиск альтернатив, учитывающих права человека и гуманистические ценности 4

Предпочитаемые государственными гражданскими служащими формы получения социологической информации

Варианты ответов Процент наблюден ий 1 Интернет77,8 2 СМИ62,4 3 Случайные источники17,5 4 Научная литература (профессиональные журналы, монографии) 11,3 5 Бюллетени8,2 6 Пресс-релизы7,2 7 Заказ специального социологического исследования 6,2 8 Библиотеки (в т.ч. электронные)4,6 9 Собственные исследования2,1 Источники и каналы получения социологической информации

17 I. Формирование «поверхностного уровня» социологической культуры: 1. Повышение уровня доверия социологической информации; повышение оценки целесообразности использования социологической информации в практике профессиональной деятельности (оценочная ориентация). 2. Формирование положительно окрашенных представлений и чувств относительно социологических исследований, деятельности социологов, положительное отношение и признание результатов их деятельности (аффективная ориентация). 3. Формирование представлений о цели деятельности, образе социологов, возможностях социологии и социологических исследований в профессиональной деятельности (когнитивная ориентация). II. Формирование «глубинного уровня» социологической культуры: 4. Формирование потребности в получении социологической информации (диспозиции высшего уровня). 5. Формирование представлений о целесообразности использования социологической информации, определение направлений деятельности в рамках которых целесообразно использовать социологическую информацию (диспозиции среднего уровня). 6. Формирование готовности к получению и использованию социологической информации в профессиональной деятельности (диспозиции нижнего уровня). 7. Формирование системы социологических ориентаций и установок (развитие социологического мышления как социологического компонента сознания). 8. Развитие способности «расширять границы восприятия окружающего мира» (развитие социологического воображения как социологического компонента сознания). III.Формирование «деятельностного уровня» социологической культуры государственных гражданских служащих: 9. Определение профессионально целевой природы получения социологической информации государственными гражданскими служащими. 10. Развитие представлений о каналах и источниках получения социологической информации. 11. Развитие навыков работы с различными формами получения социологической информации.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Тот кто хочет получить… желаемые результаты должен быть со свойствами того человеческого материала, который имеется в данном обществе и с естественным законом тех социальных процессов, которые придется пустить ему в ход, чтобы вызвать желаемый общественный результат. В.Хвостов