Тема 4: Этническая история удмуртского народа. План 1. Понятие «этнос» и «этногенез». Этногенез удмуртского народа по археологическим, этнографическим,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема : Этническая история удмуртского народа. План 1. Понятие «этнос» и «этногенез». Этногенез удмуртского народа по археологическим, этнографическим,
Advertisements

Исторические источники - все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать про- шлое человеческого общества, т.
Здравствуйте, меня зовут ….. С вами я буду изучать новый для вас предмет.
Введение в предмет «История России». План изучения новой темы: 1.Ч то такое «История России». 2.П ериодизация истории России. 3.О сновные источники знаний.
Исторические источники - все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать про- шлое человеческого общества, т.
Тема :,, Народная культура,,. Народная культура – это культура, создаваемая народом и бытующая в общественных массах. Народная культура изучается разными.
Лекция 4: Этногенез, этническая история и этнические процессы.
ЭТНОС И НАЦИЯ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛАВЯН Александр ХУДОБЕЦ ВПЕРЁДВЫХОД.
Ситнова А. А.1 Междисциплинарный статус лингвокультурологии лекция.
Народы Урала имеют очень древнее происхождение. По мнению археологов, этот район был заселен со времен окончания последнего оледенения – 10 тысяч лет.
Цель: Познакомиться с национальным и религиозным составом населения.
Выполнил: Федореев Владимир. БУСЛАЕВ Федор Иванович ( ) русский филолог и искусствовед, академик Петербургской АН (1860). Труды в области славянского.
Мы на одной земле живем. Музыкально – краеведческая гостиная.
Финно-угры Финно-угры (угро-финны) группа народов, говорящих на языках финно-угорской языковой семьи, живущих чересполосно в Западной Сибири, Центральной.
Этнографический музей крестьянского труда и быта под открытым небом г. Козьмодемьянск, Марий Эл.
Фольклор в Древней Руси Выполнила: Востренкова Лиза, 10 А класс.
«Влияние представлений человека о добре и зле на образ кота в русском фольклоре» Научно-исследовательская работ а ученицы 7 «Б» класса Киселевой Татьяны.
Этнос и нация. План урока. 1.Этническая общность и ее виды. 2.Этнос, нация и национальность. 3.Национальный менталитет. 4.Этническое многообразие современного.
Транксрипт:

Тема 4: Этническая история удмуртского народа

План 1. Понятие «этнос» и «этногенез». Этногенез удмуртского народа по археологическим, этнографическим, лингвистическим, фольклорным источникам. 2. Факторы этнической консолидации удмуртов. Язык, материальная и духовная культура удмуртов в исторической динамике. Этническое самосознание и формы его проявления. Удмурты в условиях традиционного общества. Влияние модернизации общества на развитие этноса. Удмурты как этнос в условиях глобализации современного мира. 3. Удмуртия как многонациональный регион. Взаимодействие культур. Народы Удмуртии в условиях глобального мира. Цивилизационно-культурные взаимодействия на территории Удмуртии в исторической ретроспективе. Утилитаризм и ксенофобия как факторы цивилизационно-культурных взаимодействий.

Литература Белых С.К. История народов Волго-Уральского региона: Учебное пособие. Ижевск, Владыкин В.Е. Удмурты // СИЭ 1973, Т.14; БСЭ Т.26, Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск Голдина Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск, История Удмуртии: С древнейших времен до XV века / Отв. Ред. М.Г.Иванова. Ижевск: УдНИИ УрО РАН, История Удмуртии: Конец XV – начало ХХ века / Под ред. К.И.Куликова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, История Удмуртии: ХХ век / Под ред. К.И.Куликова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, Иванов А.Г. Историческая основа героических преданий удмуртов // История, историография и источниковедение Удмуртии. Ижевск, С Котляров Д.А. Московская Русь и народы Поволжья в XV-XVI веках: У истоков национальной политики. Ижевск, с. Макаров Л.Д. Древнерусское население Прикамья в X-XV вв. Ижевск, Феномен Удмуртии. В 8 тт.

Этнос (понятие) Этнос (от греч. Ethnos - народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием.

Этногенез (понятие) Этногенез (от греч. θνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение»), этническая история процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп. Главным объектом изучения этнической истории выступают нации, народности, племена и др.этнические объединения.

Источники для этнической истории: Археология Физическая антропология Историческое языкознание Ономастика Фольклористика Этнография

Археология Археоло́гия (др.-греч. ρχαος древний и λόγος слово, учение) историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества ( в большей степени дописменную историю человечества).

Значение археологии Вещественные источники это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время. Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн. лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тыс. лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

История удмуртов по археологическим данным Пьяноборская основа (несколько локальных вариантов): Южноудмуртская группа (южная часть Камско- Вятского междуречья) – наиболее древняя Арские удмурты (юго-западная периферия Вятско- Ветлужского междуречья, бассейн средней и нижней Вятки),которые в конце 1-начале 2 тыс.н.э. под давлением марийцев и булгар сосредоточились на нижней и средней Вятке. Племенное объединение ватка (локализовались на средней Вятке и в низовьях Чепцы) в результате контактов на средней Вятке с многочисленным русским населением стали переселяться в бассейн среднего и верхнего течения Чепцы, где в это время жили удмурты племени калмез. Этническая консолидация удмуртов началась в вв. в рамках Русского государства.

Этнография Историческая наука, изучающая состав, происхождение(этногенез), расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта.

Этнография Накопленные на протяжении нескольких столетий этнографические материалы позволяют отчетливо выделять южных, северных удмуртов и бесермян, что проявляется в особенностях костюма, домостроения, некоторых др.элементах материальной и духовной культуры. Деление на данные группы является следствием условий расселения, исторических судеб и иноэтнических воздействий.

Этнонимы Самоназвание удмурт ( диалектные варианты: удморт, уртмурт, и др.) Внешние этнонимы: ар (тюрки: татары, башкиры), одо-марий (марийцы), отяк, отин,вотяк (русские)

Субъэтнические группы (2)(различаются по языку, материальной и духовной культуре): Северные удмурты (расселены в основном в бассейне р.Чепцы в северной части УР, а также в сопредельных районах Кировской области. Южные удмурты (населяют юг УР, также компактно по отдельным районам Татарстана, Башкортостана, Марий Эл, на юге Кировской области и Пермского края; небольшая группа южных удмуртов сохраняется в Красноуфимском районе Свердловской обл.)

Особые этнографические группы Племенные образования: Ватка (основная часть была расселена в бассейне р.Чепцы и подразделялась на нижних (живущих по нижнему течению) и верхних (верхнее течение р. Чепцы). До 13 в. жили западнее, охватывали верхнее и среднее течение р.Вятки (ушли оттуда на Чепцу под давлением русских племен). Калмез (расселены по р.Кильмезь и ее притокам рр.Лумпунь, Лобань, Вала; в прошлом жили шире и дальше к западу до правобережья р.Вятки, откуда были вытеснены марийскими племенами. Часть калмезов поднялась вверх по р.Кильмезь до бассейна р.Чепцы и вошла в соприкосновение с удмуртами- ватка; однако долгое время существовали очень обособленно друг от друга, сохраняя черты своей культуры во всех ее проявлениях). Воршудные группы: Можга, Бодья, Игра и др.

Физическая или биологическая антрополо́гия (греч. νθρωπολογία, от νθρωπος человек) отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас (Наука о биологических особенностях человека и его предков). На основе антропологического анализа костных останков древних людей делается вывод о расовом типе населения исследуемого региона, о том как взаимодействовали и смешивались представители разных рас на данной территории в древности, и как соотносятся эти расовые типы с расовыми типами современного населения этого края.

Данные антропологии по этногенезу удмуртов Удмурты(также бесермяне, коми-пермяки и марийцы)относятся к сублапоноидному типу уральской (характеризуется сочетанием европеоидных и монголоидных признаков) расы. Наложение монголоидной расы на европеоидную произошло в районе Зауралья и Урала, время формирования метисированного субуральского населения- эпоха неолита (По: Г.Ф.Дебец, К.Ю.Марк,В.П.Алексеев).

Лингвистика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua язык) наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле слова лингвистика подразделяется на научную и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика. Является частью семиотики как науки о знаках. Лингвистикой профессионально занимаются учёные-лингвисты.

Сравнительно-историческое языкознание (лингвистическая компаративистика) область лингвистики, посвящённая прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка). Сравнительно-историческое языкознание занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.

Схема развития прауральской языковой семьи (по П.Хайду)

Схема развития уральской языковой семьи

Уральские языки Прауральский язык Финно-угорские языки Самодийские языки

В составе финно-угорских языков обычно выделяют следующие подветви: Угорская подветвь Финно-пермская подветвь

Угорская подветвь – венгерский язык – обско-угорская группа в Западной Сибири хантыйский язык (обско-остяцкий) мансийский язык (вогульский)

Финно-угорские языки (встречается также вариант у́гро-фи́нские) группа родственных языков, образующих ветвь в составе уральской языковой семьи. Распространены в Венгрии, Норвегии, России, Финляндии, Швеции, Эстонии и др. странах. В древности носители финно-угорских языков образовали несколько археологических культур на севере Европы ямочной керамики и ямочно-гребенчатой керамики.

Финно-пермская подветвь пермская группа (удмуртский, коми) финно-волжская группа (марийский, мордовский, прибалтийско-финские языки)

Удмуртский язык относится к финно-угорской группе (подветви) уральской языковой семьи; диалекты:северный, южный, бесермянский и срединные говоры.

Фольклор (англ. folklore «народная мудрость») народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

особенности В условиях позднего оформления письменности особую важность для изучения ранней истории удмуртского народа имеют произведения устного народного творчества – мифы, легенды, сказания о богах, героях, духах, сотворении мира, природе, человеческом бытии. В.Е. Владыкин: фольклор как источник по этногонии удмуртов

КОНСОЛИДАЦИЯ (от лат. consolidatio - уплотнять, укреплять, сращивать) этническая - процесс интенсивного сближения различных этносов, в результате которого они сливаются, утрачивая свою этническую обособленность, самосознание былой этнической принадлежности (К.э.). К.э. сегодня характерна прежде всего для некоторых малочисленных народностей и этнографических групп, проживающих в среде родственной им в этническом отношении крупной нации или народности. Примерами К.э. в нашей стране могут служить слияние в основном кыпчаков, кураимов и тюрков с узбеками, мишеров, кряшенов и нагайбаков с татарами, 20 этносов Алтая - в два крупных народа: хакасов и алтайцев. В результате К.э. происходит общее сокращение числа этносов и изменение численности их населения - увеличение одних и сокращение других. К.э. нельзя смешивать с ассимиляцией этнической. Исторический опыт в целом свидетельствует об огромной устойчивости этнических особенностей народов, о могучей силе их самосохранения и об обратных результатах проведения политики насильственной К.э. Поэтому было бы ошибочно переоценивать место и роль К.э. в общественном прогрессе.