НМЦ Дистанционного обучения АПН Украины при Днепропетровском национальном университете им. Олеся Гончара Дистанционный курс Политика и религия Тема Наместническая модель сакрализации власти Разработчик: канд. полит. наук Семенчонок Т. В. Программное обеспечение: Кутовой К.П., Рундуев К.В. НМЦ Дистанционного обучения АПН Украины при Днепропетровском национальном университете им. Олеся Гончара Дистанционный курс Политика и религия Тема Наместническая модель сакрализации власти Разработчик: канд. полит. наук Семенчонок Т. В. Программное обеспечение: Кутовой К.П., Рундуев К.В.
Политический порядок Политический порядок – это форма организации политической жизни, построенная на иерархических связях политических акторов. Он имеет свои типы: Сакральный политический порядок; Псевдосакральный политический порядок; Спонтанный политический порядок. Политический порядок – это форма организации политической жизни, построенная на иерархических связях политических акторов. Он имеет свои типы: Сакральный политический порядок; Псевдосакральный политический порядок; Спонтанный политический порядок.
Сакральный политический порядок Сакральный политический порядок – это тип политического порядка, главный актор которого источником власти считает сферу сакрального (священного).
черты сакрального политического порядка Источник легитимизации власти – сфера сакрального: политеистический божественный пантеон; монорелигия; Способ взаимоотношения между светской и духовной властью; Географическое положение империи, государства и его политическая культура.
Наместническая модель сакрализации власти Наместническая модель сакрализации власти Это иерархический дуализм власти. Этот дуализм строится по схеме: сущее –должное; образ – первообраз; Бог – наместник Бога на Земле Это иерархический дуализм власти. Этот дуализм строится по схеме: сущее –должное; образ – первообраз; Бог – наместник Бога на Земле
Наместническая модель сакрального порядка является подвидом сакрального политического порядка. Политиче ский порядок Сакральный политическ ий порядок Наместническ ая модель сакрального порядка
Государство и идеологическая база его сакрализации. Государство Идеологическая база Западная Священная Римская империя Византия Московское государство Западная Священная Римская империя Византия Московское государство Теория «Двух мечей» «Симфония властей» «Симфония властей», концепция «Москва-третий Рим» Теория «Двух мечей» «Симфония властей» «Симфония властей», концепция «Москва-третий Рим»
Идеологическое содержание сакрального политического порядка Теория «Двух мечей» говорит о наличии светской и духовной власти. Кто обладает двумя мечами, тот и обладает всей полнотой власти. Как Христос был обладателем двух мечей, таковым должен быть и его наместник. Поэтому борьба между папами и императорами за единую власть была идеологически оправдана. «Симфония властей» говорит о гармоничном сосуществовании светской и духовной власти в лице императора и патриарха. Теория «Двух мечей» говорит о наличии светской и духовной власти. Кто обладает двумя мечами, тот и обладает всей полнотой власти. Как Христос был обладателем двух мечей, таковым должен быть и его наместник. Поэтому борьба между папами и императорами за единую власть была идеологически оправдана. «Симфония властей» говорит о гармоничном сосуществовании светской и духовной власти в лице императора и патриарха.
Инсигнии власти политическая власть не мыслилась без религиозных символов. 1. Символы власти в Московском государстве были представлены шапкой Мономаха, скипетром и державой. 2. Они дублировали инсигнии власти Византии, где вместо шапки Мономаха была диадема. 3. Символы власти в Западной Римской империи также были представлены короной, скипетром и державой. 1. Символы власти в Московском государстве были представлены шапкой Мономаха, скипетром и державой. 2. Они дублировали инсигнии власти Византии, где вместо шапки Мономаха была диадема. 3. Символы власти в Западной Римской империи также были представлены короной, скипетром и державой.