Современная ситуация в РФ. На протяжении 90-х годов уличные дети стали заметным явлением во многих российских городах. Лишенные родительского надзора,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от ФЗ ( ред. от ) « ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ »
Advertisements

Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Термин «Уличные дети» Демографическая ситуация Национальная безопасность Причины Статистика.
Федеральный Закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- ВЕДОМСТВЕННАЯ ОГРАНИЧЕННОСТЬ И МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ РАЗОБЩЕННОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; - ОТСУСТВИЕ ЕДИНЫХ СИСТЕМНЫХ ПОДХОДОВ и ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ,КАК.
Положение детей в нашей стране за последние годы.
Пошаговый механизм в работе с несовершеннолетними и/или семьями, находящимися в социально опасном положении.
«Ответственность родителей за воспитание детей» Общешкольное родительское собрание. декабрь 2007 года.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ Родительское собрание.
1 сентября 2008 год «Всем миром на страже безопасного детства…» Классные руководители: Мороз Л.Е. Попова М.Н.
Задачи органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Конституция РФ Статья Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
КРУГЛЫЙ СТОЛ Межведомственное взаимодействие по раннему выявлению семейного неблагополучия Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит.
Семья – как ценность государства. Цели и задачи: усиление воспитательной функции образовательного процесса и воспитательного потенциала семьи, в рамках.
Новый этап в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи начался с изменением и принятием нового закона в этом направлении. Федеральный.
Модель межведомственного взаимодействия в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В России сегодня около двух миллионов неграмотных детей школьного возраста.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ПЕДСОВЕТ Бондаренко Татьяна Николаевна заместитель директора, учитель начальных классов МБОУ «Начальная.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ Обучающий семинар Барышникова Надежда Ивановна, заместитель директора по УВР.
Транксрипт:

Современная ситуация в РФ. На протяжении 90-х годов уличные дети стали заметным явлением во многих российских городах. Лишенные родительского надзора, бродящие по улицам в поисках пропитания и развлечений, они вызывают острую тревогу в обществе. В газетных публикациях и околонаучных изданиях появляются пугающие данные о количестве таких детей (называются цифры от одного до пяти миллионов, при общем числе детей в России около 37 миллионов). В действительности же не существует надежных данных о количестве уличных детей в России (тем более что нет единого мнения о том, каких детей считать уличными).

Термин «уличные дети». В первую очередь необходимо определиться с понятиями. Термин «уличные дети» не абсолютно синонимичен понятию «беспризорные дети». В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999г. 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» · безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; · беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства и/или места пребывания; · несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Данные о демографической ситуации в стране. С 1992 года соотношение между уровнем рождаемости и уровнем смертности остается отрицательным, что ведет к заметной убыли населения. На начало 2001 года численность населения России составляла 144,8 млн человек. За год оно уменьшилось на 740,1 тыс. человек. При этом показатель рождаемости сегодня составляет лишь половину того, который необходим для замены поколения родителей. За прошедшие 9 лет Россия потеряла приблизительно 3,5 млн жителей. При имеющейся тенденции страна потеряет еще до 12 млн. Согласно подсчетам экспертов ООН, население России к 2055 году сократится до 121 млн человек.

Состояние национальной безопасности России. Поэтому детская беспризорность и безнадзорность рассматриваются как показатели состояния национальной безопасности России. Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Следует констатировать, что в последние годы резко обострилась криминальная ситуация в подростковой среде. Так, в 1998 году произошел рост преступности несовершеннолетних на 3,6 %, который продолжался в 1999 году еще более высокими темпами и составил 208,3 тыс. преступлений, то есть вырос на 10%. Из общего количества расследованных в первом полугодии 2000 года преступлений более 101 тыс. совершены несовершеннолетними. Возросло число совершенных ими особо тяжких преступлений, в том числе умышленных убийств, разбоев и изнасилований.

Причины беспризорности. Основная причина возникновения и роста беспризорности и безнадзорности заключается в тяжелой социально- экономической ситуации в стране: распад семей, алкоголизм и наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства. Действительно, сегодня одной из причин роста детской безнадзорности является катастрофическая бедность большого числа россиян, которые просто иногда не в силах обеспечить своего ребенка нормальной едой, одеждой, образовательными и медицинскими услугами.

Улица – школа. Также одной из основных причин этого явления стало разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу.

Еще одной причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей. В результате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются их нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности.

Не исполнение законов… Также детская беспризорность тесно связана с социальным сиротством, только за последние два года, в четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав. Федеральный закон О дополнительных гарантиях по социальной защите детей и сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, содержит нормы, обеспечивающие приоритетную защиту интересов детей и сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, в области здравоохранения, образования, трудоустройства, права на жилье, но его положения, к сожалению не исполняются.

Пути решения проблемы. 1. Следует настойчиво совершенствовать существующую систему путем развития правовых, организационных, финансовых, информационных и других механизмов взаимодействия между органами, учреждениями и организациями участвующими в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации. 2. Необходимо создать специальный орган управления (желательно при администрации Президента РФ), отвечающий за решение указанной проблемы и координацию действий различных ведомств, учреждений и организаций. 3. Целесообразно передать функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации одному из ныне действующих органов власти (например, МВД). Одним из основных критериев предпочтения той или иной структуры является ее способность резко сократить организационные издержки, консолидировать и направить ограниченные материальные, финансовые и другие ресурсы на устранение детской беспризорности и безнадзорности - серьезной угрозы национальной безопасности России.

Заключение… Опасность беспризорности состоит в том, что она способствует формированию личности, не приспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Будучи предоставленной самой себе, выживая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем, значительная часть молодого поколения совершение преступлений будет считать нормой и образом жизни, что негативно отразится на всем обществе. Нахождение подростка длительное время в беспризорной и криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь. Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы, связанные с беспризорностью, все-таки останутся. Это долговременная проблема. Для ее решения потребуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур. И главное, нужно не только повышать уровень жизни подростков, но и подкреплять их духовно-идеологическими составляющими.

Таким образом, до настоящего времени в Российской Федерации не сложилась эффективная скоординированная и субординированная система органов профилактики беспризорности и безнадзорности. Это касается как работы государственных и муниципальных органов и их взаимодействия, так и общественных организаций и координации их действий. Результаты функционирования существующей системы свидетельствуют о том, что государственными органами власти по-прежнему не решена задача нахождения таких организационных форм, которые позволили бы эффективным образом скоординировать и организовать деятельность по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и их социальной реабилитации.

Устранению детской безнадзорности и беспризорности должна соответствовать социальная политика, направленная не на ликвидацию последствий, а на преодоление причин, порождающих детскую безнадзорность и беспризорность, их раннюю профилактику.

Детям очень важно чувствовать, что мир к ним не безразличен…