Инновационный проект 20 10 г.. «Принципы Дальтон- педагогики в организации исследовательской проектной деятельности учащихся на уроках истории». Выполнила:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия. Доклад Ишковой Н.Н., учителя.
Advertisements

ДИДАКТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА. ДИДАКТИКА УРОКА – система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИЯ ДГТУ КАФЕДРА МИАСП ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ГРУППЫ ОПО-31 ИВАНОВ АНДРЕЙ.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Формирование информационной компетентности в процессе изучения курса географии Ефремова Ольга Александровна учитель географии I квалификационной категории.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
«Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий»
Выступление на ММО учителей биологии и и химии Подготовила : Полякова Е. В. учитель биологии и химии МОУ « Графовская СОШ »
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Проектная методика В процессе обучения иностранным языкам.
Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
Страноведение. АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся классов КУРС РАССЧИТАН НА 34 ЧАСА Составитель: Ольга Александровна.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Транксрипт:

Инновационный проект г.

«Принципы Дальтон- педагогики в организации исследовательской проектной деятельности учащихся на уроках истории». Выполнила: учитель истории МОУ СОШ 2 г. Купино Бук Жанар Жамалиденовна год.

Введение. В процессе реформирования системы образования в течение последних лет всё более и более распространяются инновационные подходы к обучению. Новый импульс этому процессу придали приоритетный национальный проект «Образование» и ежегодное послание президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию: «Главная задача современной школы- раскрытие способностей каждого ученика»,которые ориентируют учителей на подготовку ребёнка к быстро меняющимся условиям современной жизни для формирования интеллектуально развитой личности. Сегодня на современных школьников буквально обрушиваются потоки информации Источники информации Наглядные - карты -макеты - схемы Новые информационные носители - CD диски - Интернет Устные -речь учителя - речь одноклассников -информационные сообщения(TV, радио) Письменные -учебники -печатные тексты (исторические документы) Из схемы видно, что всё большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют: - расширить информационное пространство; - увеличить скорость поиска информации; - интенсивность обработки полученных знаний. Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей.

Определение основных проблем в обучении истории, обществознания позволили мне сформулировать задачи, которые необходимо решить Проблемы 1. Несоответствие увеличения количества информации, её объёма физическим возможностям учащихся её перерабатывать и усваивать. 2. Разногласие между общечеловеческими ценностями, определяющими человека- гражданина, и информацией СМИ, негативно влияющей на мировоззрение детей. 3. Разные уровни способностей учащихся. 4. Ограниченность стандарта общеобразовательной подготовки учащихся по отношению к их задаткам, склонностям, интересам. Задачи 1. Создать условия для формирования умений структурировать, систематизировать информацию. 2. Сочетать различные методы, приёмы современных технологий, обеспечивающих оптимальное условие информации. 3.Создать условия для формирования у учащихся умения осуществлять осознанный выбор действия в пользу нравственных установок. 4.Обеспечить индивидуальный подход, дифференцированное обучение детей. 5.Создать условия для освоения всеми учащимися базового уровня стандарта. 6.Интенсивно включать в образовательный процесс возможности дополнительного образования. 7.Обеспечить предпрофильную подготовку и профильное обучение учащихся. Резюме. Таким образом, учёба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса. Поэтому в нашей школе так много внимания уделяется исследовательской деятельности, которую мы рассматриваем с двух сторон. С одной стороны, мы считаем её учебно-трудовой, которая связывает теорию и практику. А с другой- понимаем её как форму организации образовательного процесса содержанием которой является самостоятельная творческая деятельность. При этом исследовательская работа проводится как на уроке, так и вне его.

Использую проектные методы обучения Моя тема профессионального проекта: «Личностно-ориентированный подход в обучении истории в условиях информатизации образования» Использование на уроках и во внеклассной работе современных образовательных технологий Использую технологию интенсивного обучения с помощью опор и опорных конспектов В.Ф. Шаталова Использую технологию коллективной системы (КСО) Использую технологию дифференциации и индивидуализации в обучении учащихся Использую технологию проблемного обучения, развития критического мышления Применяю нестандартные уроки(конференции, экскурсии, путешествия, викторины и др.) Применяю технологию использования в обучении игровых методов; обучение в сотрудничестве Использую при проведении уроков здоровьесберегающие технологии Исходя из главных целей и задач, поставленных временем, условиями современного образования и школы, в которой я работаю, я стала искать свои пути формирования информационно- коммуникативной компетентности при изучении истории, обществознания. Наиболее точно решению этой задачи я выбрала технологию личностно- ориентированного обучения(Якименской), так как именно они ориентированы на человека, формирование его активной позиции. «Принципы Дальтон-педагогики в организации исследовательской проектной деятельности учащихся на уроках истории».

Из истории Дальтон-педагогики Школа Дальтон (первоначально «Детская Университетская школа») основана в 1919 году американским педагогом Хелен Паркхерст адептом так называемых «прогрессистов» в образовании, считающих, что главное в образовании – это развитие ребёнка как личности, учитывая, что школа – модель большого социума. Кроме этого: В 1916 году в г. Дальтон (штат Массачусетс) был создан первый «Лабораторный план» - объединение учителей и учащихся для работы по достижению индивидуальных целей обучения. Дальтон план обязательно ориентировал учащегося на поступление в ВУЗ. Хелен Паркхерст также разработала философию образования, основанную на двух основных факторах: - индивидуальное развитие и рост до более высокого уровня; - преданность социуму. На всех степенях обучения развитие гармоничной личности является основной задачей. Средняя школа обучает по программе, созданной с учётом быстро меняющихся потребностей подростков. Учащиеся третьей ступени могут выбирать подходящий курс из 150 различных курсов. Учащиеся имеют возможность заниматься независимыми, экспериментальными или межпредметными исследованиями. связь с социумом, является важнейшей составляющей Дальтон-плана Таким образом, принципы Дальтон-педагогики являются: Сама Хелен Паркхерст предполагала наличие трёх компонентов Дальтон – плана: СвободаНезависимостьСотрудничество ЗаданиеЛаборатория Дом «Задание» предполагает достижение учащимися поставленных задач через формирование и развитие навыков распределения времени для обязательного задания и дополнительного(по выбору).

«Лаборатория»- это время для индивидуальных встреч учащихся с учителями или для работы в маленьких группах для обогащения или закрепления программных знаний(лабораторная работа, поиск в библиотеке, общественно-полезный труд в социуме). «Дом» – работа с группой консультантов-советников с тёплыми, доверительными отношениями (психологическая помощь, специализация, особая программа, рассчёт времени и др.) Таким образом, как и раньше, Дальтон – план должен иметь: 1. Содержательную часть; 2. Временную часть; 3. Потенциал для индивидуального развития учащегося. Схема «Задания» (по Х. Паркхерст) выглядит следующим образом: * Введение(стимул интереса); * Тема(центральная идея программы); * Задачи и вопросы; * Заучивание(стихотворений, таблиц, песен, правил и т.д.); * Конференции(обсуждение на устном уроке); * Указание источников; * Эквиваленты(время на выполнение каждой области); * Изучение выставочных материалов(составление выставочной коллекции); * Частичный зачёт(по истории могут проводится лабораторное задание, коллективный урок, классный урок конференция, презентация и другие формы).

Формы заданий по истории (схема «Лаборатория»): * Самостоятельная проработка части учебного материала; * Составление вопросов о заданом; * Схематическое изображение содержания определённого параграфа; * Самостоятельная проработка отдельной темы: например, с помощью написания сочинения; * Проведение исследования при оформлении работы. Принцип Сотрудничества легче реализуется в схеме «Дом» : * Учащиеся не боятся признать, что чего -то не знают и обращаются друг к другу за помощью; * Уважают и принимают качества друг друга; * Умеют устанавливать контакты; * Учитель поддерживает сотрудничество, помещая слабого в группу с хорошо развитой социальной структурой; * Ученик не боится обратиться к учителю.

Срок реализации проекта: 5 лет( гг.) Этапы освоения и применения Дальтон- системы: I этап ( гг.) Освоение самого сложного элемента педагогики Дальтон- Дальтон- часов в урочное и внеурочное время. Главное в них – работа каждого ученика над своей проблемой с самостоятельно выбранными ресурсами: * в классе со своим учителем; * в классе с чужим учителем(в ГПД); * в свободной Дальтон- зоне без учителя; * индивидуально, в паре, в группе, со сверстником или старшим учеником II этап ( гг.) Системная проработка практики, навыков, непрерывная рефлексия в малых группах и секциях. III этап (2011 г.) Обобщение опыта работы по Дальтон- системе.

Важные особенности инновационного проекта «Принципы Дальтон-педагогики в организации исследовательской проектной деятельности учащихся на уроках истории»: * Ориентация на обучение способам действия, общеучебным умениям и навыкам, мыслительным навыкам высшего порядка(использование российкого опыта, описанного Л. Фридманом); * Использование компьютера, глобальной сети интернет как учебного инструмента( введение спецминут «Компьютер на уроке истории».Ученики и учитель формируют и совершенствуют навыки самостоятельной работы в условиях сосредоточенных в компьютере ресурсов и справочного аппарата. Затем эти навыки легко переносятся и развиваются в условиях, когда ресурсы рассредоточены); * Организация занятий в четвёртой четверти. Работа с учащимися в группе, которые выбрали итоговую аттестацию за курс основной школы по истории. Организация занятий в режиме Дальтон-часа. * Организация занятий в классах по истории, целями которых являются: 1. Ликвидация пробелов; 2. Работа на опережение; 3. Обучение способам учебной деятельности(предметным и общим); 4. Формирование навыка самостоятельной работы. * Проведение творческой работы исследовательского характера из 7 в 8 класс и переводного экзамена из 8 в 9 класс, целями которых являются укрепление эмоционально-волевой сферы, адаптация к стрессовым ситуациям, формирования навыков саморегуляции и самообладания, развития коммуникативных умений, формирования гармонии содержания, интонаций, мимики и жестов в общении и т.д.

Прогнозируемый результат. Высокая степень прогресса личности. Более глубокое понимание учащимися сущности исторических явлений, способность самостоятельно ставить перед собой проблему и находить пути её решения. Способность к успешной социализации. Умение выдвигать гипотезы и проверять их в ходе исследовательской деятельности. Формирование у выпускников целостной картины окружающего мира.

Дальтон -система в моей педагогической практике В свою педагогическую практику я взяла основу педагогики Дальтон –системы: * развитие творческих способностей учеников на урока истории, обществознания через систему лабораторных поисковых занятий. Цель моей работы по Дальтон-системе: развитие ума, тела, духа. Средства выражения: «Дальтон-задания». Учебную деятельность провожу по «Дальтон – плану». Формы учебной деятельности на уроках истории, обществознания по «Дальтон-плану». Лабораторные занятия Коллективный урок Классный урок Урок- конференция

Применяемые мною принципы Дальтон-системы при проведении: 1.Лабораторных занятий: * Наличие лаборатории; * Длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает; * Присутствие в лаборатории консультанта; * Ученик осуществляет своё движение по индивидуальной траектории(работает с текстом, консультируется; * Учитель не должен обучать, только консультировать. У учащихся формируется навык решения проблем. 2. Коллективного урока: * Наличие проблемы, которая появилась в деятельности различных учащихся; * Учитель участник и организатор процесса обсуждения; * Ученик участник и субъект организованной деятельности; * Результатом коллективного урока является решение проблемы для каждого своей. Что запрещается мною в ходе коллективного урока: * Читать лекцию; * Уходить в сторону от заявленной темы; * Делать выводы, носящие законченный характер; * Игнорировать чьё -либо мнение; * Давать оценку выступлению.

3. Классного урока: * Под ним понимается традиционный урок; * Самое главное- поэтапная коллективная рефлексия(размышления, самонаблюдения,самопознания)- форма теоретической деятельности ученика, направленная на осмысление своих собственных действий. 4.Урока –конференции(как правило обсуждаем теоретические вопросы): * Необходимость подготовительного периода ; * Проблема известна заранее; * Выступление в форме докладов, а не сообщений. В докладе всегда освещается своя точка зрения, своя оценка. * Конференция устанавливает свои правила, свои нормы; * Все выступления рецензируются. Для этого готовятся рецензии. * Конференция принимает решения на уровне констатации. (Так как одна из особенностей моих предметов состоит в том, что дети должны изучать не только учебник, но и обширный документальный материал, то я стараюсь строить обсуждение, основываясь на документах и на мнениях ребят. На уроках истории, географии допускаю разные оценки одних и тех же событий. Даже если ученик имеет особое мнение, не говорю ему, что он ошибается. Он имеет право по- своему оценивать различные факты и периоды истории. В то же время моя позиция как учителя на этих уроках, равно как и содержание учебников, во многом определяется интересами государства. Эта позиция должна быть взвешенной, аргументированной, убедительной для детей. Мы ведь воспитываем граждан нашей страны. Чтобы достичь в этом успеха, не нужно замалчивать конкретные факты. Нужно их грамотно объяснять.)

Урок по Дальтон-системе Тема занятия: «Место России в развитии цивилизации в 21 веке». Проблема: «Может ли быть у России свой путь развития в 21 веке?» Цель: Воспитание гражданской позиции, патриотизма, сопричастности к судьбе России и мира. Продолжить работу по формированию умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы по данной проблеме. Формирование знаний об основных направлениях развития мировых цивилизаций. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая. Лист Дальтон-задания 1. В настоящее время в России наблюдаются явные тенденции падения производства, увеличение числа безработных (14% официально зарагистрированных, из них 25% молодёжь), увеличение притока дешёвой иностранной рабочей силы, приобретение импортных товаров, как следствие экономики, происходит снижение жизненного уровня населения, падение культуры, коррупция, межнациональные конфликты. Всё это происходит на фоне вступления развитых стран в стадию информационного общества. В связи с вышесказанным необходимо значительно повысить роль всех структур законодательной, исполнительной власти, государственного аппарата, совершенствовать правовую систему.

2. Для подготовки к конференции Вам необходимо изучить следующую литературу: * Конституцию РФ; * Учебники по истории, обществознанию, географии; * Дополнительную литературу; * Периодическую печать. 3. После изучения материала ответьте на вопросы и выполните задания: * Что такое цивилизация? * Каковы основные черты цивилизаций Запада и Востока? * Каковы основные тенденции развития мировых цивилизаций? * Перечислите черты правового государства? * Какое место по уровню социально-экономического развития занимает Россия в классификации ООН? * Подготовьте доклады: 1. Характерные черты цивилизации Запада и Востока присущи России; 2. Опыт мировых цивилизаций Россия может использовать при выходе из кризиса( в области экономики, политики и т.д.); 3. Проекты развития России в области: - экономики; - политики; - культуры; - национальных отношений в 21 веке. * Провести социологические исследования. Опросы по данной теме; * Составить сравнительные таблицы данных состояния экономики, качества жизни России и зарубежных стран; * Контроль выполнения Дальтон-задания проводится в форме защиты результатов собеседования в ходе конференции.

Результативность Сформированность коммуникативной компетентности: - умение вступать в диалог с окружающими; - комфортное ощущение себя как части общества. Изучение этого параметра у 9 – классников показывает, что 66% выпускников обладает высоким уровнем социальной адаптированности, т.е. они готовы к интеграции в общество с принятием его социальных, нравственных и политических законов. Гистограмма 1. Уровни социальной адаптированности учащихся 9 класса. Повышение интереса учащихся к общественной деятельности(100%)

Резюме. Итоговые результаты обученности выпускников за последние 3 года показывают, что качество обученности высокое. Не случайно учащиеся 9-го класса активно выбирают историю для устного экзамена по итоговой аттестации за курс основной школы и успешно сдают и я стараюсь «содействовать становлению человека как духовно- нравственной, свободной, саморазвивающейся личности, её социализации».