ГИА А 4 Подготовила: Попова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т ЕМА УРОКА : «Ф ОНЕТИКА. О РФОЭПИЯ » «Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного.
Advertisements

Подготовка к ГИА ФОНЕТИКА. Парные твёрдые и мягкие согласные Твёрдые: [б], [в], [г], [д], [з], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] Мягкие:[б],[в],[г],[д],[з],[л],[м],[н],[п],[р],[с],
Новые учебные пособия были изданы в начале сентября этого года издательством Интеллект - Центр в серии « Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся.
Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Подготовка к ГИА (выполнение задания А4)
Задание А 4. Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Подготовила учитель русского языка и литературы ГБУ СОШ 924 О. Н. Иванова.
Задание А4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
Фонетика Вспомним теорию Что изучает фонетика? Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи На какие две группы делятся звуки? Гласные.
Подготовка к ГИА-9 «Фонетика». Повторить! Гласные звуки [э], [у], [о], [а], [и], [ы]
Занятие 9. Фонетика. Звуки речи. Фонетический анализ слова.
Задание А 4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
Ткаченко Елена Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 58 г. Арзамаса.
Задание А 4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
Фонетика Конспект лекции. Звуки Гласные [ а ] [ о ] [ у ] [ и ] [ ы ] [ э ] Согласные ?
Фонетика Подготовила Тинчурина Дания М.. Фонетика (от греческого слова phone – звук) – это раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические.
Фонетика Гласные и согласные звуки. Различие между гласными и согласными звуками ярко показал в стихах С. Маршак: Дыхание свободно в каждой гласной, В.
А 4 А 4. Укажите ошибочное суждение. 1) В слове ВСПОМНИВ первый звук - [ф]. 2) В слове СИТУАЦИЯ - 9 звуков. 3) В слове ПОМОЧЬ мягкость согласного [ч']
Занятие 8. Задание А 4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
Русский язык Оглушение и озвончение согласных Подготовила: Черная Ирина, Студентка 1 курса.
Фонетика Задание А4 экзаменационной работы ГИА Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043 г. Москвы.
Основные нормы современного литературного произношения в русском языке.
Транксрипт:

ГИА А 4 Подготовила: Попова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Задание А4 Формулировка задания: укажите ошибочное суждение 1.В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предложение 5) согласный звук [т] является непроизносимым 2.В слове ВХОДЯ (предложение1) - первый звук [ф]. 3.В слове ДОСТАНЬТЕ (предложение 16) мягкость согласного [н] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). 4.В слове СЕРЬЁЗНОГО (предложение 1) звуков больше, чем букв Ответ: 4

Решение А4 Буквосочетание СТН имеет непроизносимый согласный [т], поэтому суждение 1 не является ошибочным. На стыке двух согласных звонкий согласный перед глухим произносится как глухой; в слове ВХОДЯ наблюдается оглушение [фхада]. Следовательно, суждение 2 не является ошибочным: в указанном слове происходит такой фонетический процесс, как оглушение, и первый звук в нём действительно [ф] Буква Ь знак обозначает мягкость предшествующего согласного, если это только не согласный Ж, Ш, Ч, Щ. Поэтому суждение 3 не является ошибочным. В слове СЕРЬЁЗНОГО [сирйознава] количество звуков и букв совпадает: 10 букв и 10 звуков (буква Ь звука не обозначает; буква Ё поле разделительного знака обозначает да звука [йо]). Следовательно, суждение 4 ошибочное.

Что нужно знать? Звуки и буквы; Глухие и звонкие согласные звуки; Твёрдые и мягкие согласные звуки; Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я Способы обозначения мягкости согласных на письме; Оглушение и озвончение согласных звуков; Сочетания букв, имеющие непроизносимый согласный; соотношение букв и звуков; Фонетический анализ слов

1. Звонкие и глухие согласные звуки 1)Все глухие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ? (Если вычеркнуть все гласные, останутся только глухие) 2) Все звонкие согласные позволяет запомнить фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ (Если вычеркнуть все гласные, останутся только звонкие).

2. Парные и непарные звуки по звонкости/ глухости Парные согласные звукиНепарные согласные звуки звонкиеглухиетолько звонкиетолько глухие [Б], [Б] [В], [В] [Г ], [Г ] [Д], [Д] [Ж], [З], [З] [П], [П] [Ф], [Ф] [К], [К] [Т], [Т] [Ш], [С], [С] [Й] [Л], [Л] [М], [М] [Н], [Н] [Р], [Р] [Х], [Х] [Ц], [Ч] [Щ]

Примечание: Согласные Р, Л, М, Н, Й называются сонорными Все только звонкие, непарные согласные помогает запомнить фраза: ЛИМОН - РАЙ! Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие, непарные согласные звуки.

Оглушение и озвончение согласных звуков. 1)Звонкий согласный на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой. Такой фонетический процесс называется оглушением. 2)ДУБ: звонкий согласный Б на конце слова произносится как глухой звук [П]; 3)СКАЗКА: звонкий согласный В перед глухим согласным К произносится как глухой согласный звук [С]. 4)ВСЕГДА: звонкий согласный В перед глухим согласным произносится как глухой согласный звук [Ф] 2) Глухой согласный перед звонким произносится как звонкий. Такой фонетический процесс называется озвончением Примечание: Озвончение ил оглушение наблюдается в тех словах, в которых подряд идут два согласных: глухой + звонкий = озвончение; звонкий + глухой = оглушение; Оглушение происходит в тех словах, на конце которых стоит звонкий согласный и после него нет гласного.

3. Твёрдые и мягкие согласные Парные согласные По твёрдости/ мягкости Непарные согласные По твёрдости/ мягкости твёрдыемягкиетолько твёрдыетолько мягкие [Б] [В] [Г ] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [Х] [Б] [В ] [Г ] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т ] [Ф] [Х] [Ж][Ш][Ж][Ш] [Ч][Щ][Й][Ч][Щ][Й] Примечание : Всегда мягкие, непарные согласные звуки можно запомнить по словоформе [Ч] а[Щ]е[Й]: Чащей, чащей ты иди Всего мягких только три.

4. Способы обозначения мягкости согласных на письме 1)Согласная буква +Е, Ё, Ю, Я: белый, пенал, лёд, люстра, синий, зима, зеркало 2)Согласная буква (кроме шипящих Ж, Ш, Ч, Щ) + Ь: соль, семь, морковью. Примечание: буква Ь после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ указывает не на мягкость а является показателем определённой грамматической формы: Рожь, ночь - сущ., 3 скл.; Беречь, стеречь - неопределённая форма глагола; Ешь, режь – форма повелительного наклонения глагола; Едешь, говоришь - 2 л., ед. ч. глагола.

5. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук Э, О, У, АЕ, Ё, Ю, Я обозначают два звука ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА После мягких согласных (ЛЕС, ЛЁН, ЛЮК, МЯЧ) В начале слова (ЯМА, ЁЖИК) После гласных (СИЯТЬ, БОЕЦ) После Ь и Ъ (ПЬЁШЬ, ПОДЪЕЗД) 6. Сочетание букв, имеющих непроизносимый согласный звук СТН = [сн]: грустный ЗДН = [зн]: звёздный РДЦ = [рц]: сердце ЛНЦ = [нц]: солнце

7. Особенности произношения некоторых сочетаний звуков ЧН = [ШН] в словах: скучно, конечно, скворечник, яичница, пустячный, Ильинична ЧТ = [ШТ] в словах: что, чтобы, что-либо, кое-что СЧ,ЖЧ, СЩ, ЗЩ, = [Щ]: расчёска, перебежчик, расщедриться, без щётки, без часов СШ, ЗШ = [Ш]: бесшумный, без шарфика ТС(я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = [Ц]: учится, учиться, уродство, братцы ГХ = [ХК], [ХК]: лёгкий ГЧ = [ХХ]: легче

8. Особенности произношения некоторых грамматических форм В окончаниях (-ОГО-) (-ЕГО-) имён прилагательных, причастий, местоимений произносится звук [В]: прекрасного, летящего, своего 9. Специфика букв Ъ и Ь Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают

Задание 1 Укажите ошибочное суждение. 1)В слове ПОЕШЬ количество букв и звуков совпадает 2)В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного 3)В слове СОЛНЦЕ согласный звук [л] является непроизносимым 4)В слове ВСАДНИК первый звук [ф] 2

Задание 2 Укажите ошибочное суждение 1)В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие. 2)В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [в]. 3)В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв. 4)В слове ВСЕГДА первый звук [ф] 1

Задание 3 Укажите ошибочное суждение 1)В слове РЕЗКИЙ есть звук [с]. 2)В слове ВЬЮГА букв больше, чем звуков. 3)В слове БОИТСЯ нет звука [с]. 4)В слове РАЗЖАТЬ написание не соответствует произношению. 2

Задание 4 Укажите ошибочное суждение 1)В слове ШЬЁШЬ четыре звука. 2)В слове ВТОРНИК есть звук [ф]. 3)В слове МОЛОДЁЖЬ последний согласный твёрдый. 4)В слове ВЕРИШЬ все согласные мягкие. 4

Задание 5 Укажите ошибочное суждение 1)В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [т]. 2)В СЛОВЕ ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков. 3)В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [ф]. 4)В слове ЖМУТСЯ все согласные твёрдые. 1

ЛИТЕРАТУРА 1. С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, Шаблон для презентации взят на одном из сайтов.