1 Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 41 «Может ли стать Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Начинается земля, как известно, от Кремля В. В. Маяковский.
Advertisements

1147 год. Князь Юрий Долгорукий выбрал место для строительства Москвы. А с Москвы началась Россия.
Кремль КРЕМЛЬ МОСКОВСКИЙ, древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу р. Москва, один из красивейших архитектурных ансамблей.
Путешествие в Кремль Урок-виртуальная экскурсия. Цели урока формирование познавательного интереса учащихся к истории и архитектуре Москвы; ознакомление.
1 Автор: Мирошниченко Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МОУ Воробьевской ООШ Воробьевского района Воронежской области Урок окружающего мира во.
Московский Кремль Викторина-игра. Викторину выполнил Старых Данил ученик 6-4 класса.
Презентацию по окружающему миру подготовила Кирьянова Марина.
Архитектура и живопись в XIV – XVI вв. Авторы: Елисеева В.И., 2010 г.
Образовательный центр «Нива» БАШНИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ Официальный сайт Московского Кремля.
Проектная работа: «Московский Кремль» Выполнил ученик 2 класса «В» Козлов Иван.
Москва – огромный город. В нём около 400 улиц и площадей. Что может помочь легко ориентироваться в городе? Москва на все времена.
Путешествие по Москве Презентация учителя начальных классов МОУ СОШ 3 г. Нелидово Тверской области Петровой О. А.
Московский Кремль Башни Кремля. Беклемишевская (Москворецкая) башня Построена в годах итальянским архитектором Марком Фрязиным (Марко Руффо).
Сделала презентацию Воронова Александра 2 А класс.
Путешествие по Москве О. А. МБОУ СОШ 99 г.о.Самара Предмет:Мир вокруг нас Учебник:А.А. Плешаков, 2009 г. Класс:2 Учитель: Сыртова Н.А. Год создания: 2012.
Путешествие по Москве Презентация Смоляковой Виктории 9 «А» класса.
Путешествие по Московскому Кремлю. …едва Где сыщется столица, как Москва А.Грибоедов Кремль зимней ночью, на твоих Стенах, бойницах, башнях, главах И.
Архитектурные памятники Московского Кремля
Путешествие в Кремль Урок-виртуальная экскурсия Провела Панкова Е.Э.
Подготовил и провёл: Елфимов С.А. МОУ « СОШ с Моховое» Ершовсий район Саратовская область.
Транксрипт:

1 Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 41 «Может ли стать Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 41 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: НА ТЕМУ: «Может ли стать Московский Кремль чудом света?» Выполнила : Выполнила : Ученица 4 «А» класса Вельмакина Т. П. Ученица 4 «А» класса Вельмакина Т. П. Руководитель: Черепахина А. И. Руководитель: Черепахина А. И. Саранск 2007год Саранск 2007год

2 План 1. Введение 1. Введение 2. Кремль – символ России 2. Кремль – символ России 3. История возникновения Кремля 3. История возникновения Кремля 4. Памятники русской архитектуры 4. Памятники русской архитектуры -Стены и башни Кремля -Стены и башни Кремля -Спасская башня -Спасская башня -Часы Спасской башни (Кремлевские куранты) -Часы Спасской башни (Кремлевские куранты) -Успенский собор -Успенский собор -Архангельский собор -Архангельский собор -Грановитая палата -Грановитая палата -Колокольня Иван Великий -Колокольня Иван Великий -Теремной дворец -Теремной дворец -Здание Сената (Резиденция Президента РФ) -Здание Сената (Резиденция Президента РФ) -Большой Кремлевский дворец -Большой Кремлевский дворец -Оружейная палата -Оружейная палата 5. Памятники русского литейного искусства 5. Памятники русского литейного искусства -Царь – пушка -Царь – пушка -Царь – колокол -Царь – колокол 6. Кремль – глазами иностранных путешественников 6. Кремль – глазами иностранных путешественников -Кремль – в полотнах художников -Кремль – в полотнах художников -Кремль – в стихах поэтов -Кремль – в стихах поэтов 9. Заключение 9. Заключение

3 Введение Мы все хорошо знаем всемирноизвестные «классические» семь чудес света: Пирамида Хеопса в Гизе, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса Олимпийского, Мавзолей в Каликарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк на острове Фарос. Мы все хорошо знаем всемирноизвестные «классические» семь чудес света: Пирамида Хеопса в Гизе, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса Олимпийского, Мавзолей в Каликарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк на острове Фарос. Из всех чудес света только одно – пирамида Хеопса в Гизе – уцелело до нашего времени. Из всех чудес света только одно – пирамида Хеопса в Гизе – уцелело до нашего времени. Поэтому настало время составить новый список удивительных мест планеты. Создан проект «Новые семь чудес света». Специальная комиссия, в которую входит и бывший генеральный директор ЮНЕСКО профессор Федерико Мэйор, отобрала из более чем 200 мировых достопримечательностей список из 21 памятника, в том числе: Акрополь – Афины, Великая стена - Китай, Колизей – Рим, Статуи острова Пасхи – Чили, Статуя свободы – Нью-Йорк, Статуя Христа Спасителя – Рио-де- Жанейро (Бразилия), Эйфелева башня – Париж и другие. Попал в список достопримечательностей планетарного масштаба и российский памятник – Московский Кремль. Поэтому настало время составить новый список удивительных мест планеты. Создан проект «Новые семь чудес света». Специальная комиссия, в которую входит и бывший генеральный директор ЮНЕСКО профессор Федерико Мэйор, отобрала из более чем 200 мировых достопримечательностей список из 21 памятника, в том числе: Акрополь – Афины, Великая стена - Китай, Колизей – Рим, Статуи острова Пасхи – Чили, Статуя свободы – Нью-Йорк, Статуя Христа Спасителя – Рио-де- Жанейро (Бразилия), Эйфелева башня – Париж и другие. Попал в список достопримечательностей планетарного масштаба и российский памятник – Московский Кремль. Результаты будут объявлены 7 июля 2007 года в Лиссабоне. Из 21 памятника будут отобраны только семь. Результаты будут объявлены 7 июля 2007 года в Лиссабоне. Из 21 памятника будут отобраны только семь. Главный критерий для попадания в первую семерку – это популярность жителей земли. Все желающие имеют право отдать свои голоса за любые семь чудес. Главный критерий для попадания в первую семерку – это популярность жителей земли. Все желающие имеют право отдать свои голоса за любые семь чудес. Есть ли вероятность попадания в этот список Московского Кремля? Есть ли вероятность попадания в этот список Московского Кремля? Я, как и многие россияне, считаю, что Московский Кремль достоин, называться чудом света! Я, как и многие россияне, считаю, что Московский Кремль достоин, называться чудом света! И ниже приводятся неоспоримые тому доказательства - достопримечательности Кремля, как величайшего всемирноизвестного исторического памятника русской архитектуры, являющегося для россиян символом российской державы, навеки запечатленного в полотнах известных художников и прославленного в стихах великих поэтов. И ниже приводятся неоспоримые тому доказательства - достопримечательности Кремля, как величайшего всемирноизвестного исторического памятника русской архитектуры, являющегося для россиян символом российской державы, навеки запечатленного в полотнах известных художников и прославленного в стихах великих поэтов.

4 Кремль-символ России Бессмертное величие Кремля Бессмертное величие Кремля Невыразимо смертными словами!... Невыразимо смертными словами!... Но как – взгляните – чуден этот вид! Но как – взгляните – чуден этот вид! Остановитесь тихо в день воскресный – Остановитесь тихо в день воскресный – Ну, не мираж ли сказочно – небесный Ну, не мираж ли сказочно – небесный Возник пред вами, реет и горит? Возник пред вами, реет и горит? Николай Рубцов Николай Рубцов «Над Москвою – Кремль, а над Кремлем только небо» - гласит старинная поговорка. «Над Москвою – Кремль, а над Кремлем только небо» - гласит старинная поговорка. Россия, Москва, Кремль – в нашем сознании, да и в истории эти слова навеки переплетены и неотделимы. Кремль сделал Москву столицей государства Российского. Москва, Кремль стали центром сохранения православного христианства на Руси. Россия, Москва, Кремль – в нашем сознании, да и в истории эти слова навеки переплетены и неотделимы. Кремль сделал Москву столицей государства Российского. Москва, Кремль стали центром сохранения православного христианства на Руси. Кремль – это начало многовековой истории русской державности. Кремль – это начало многовековой истории русской державности. Кремль многолик. Одна эпоха сменяла другую, но, несмотря ни на что, кремлевские стены и башни продолжали свою многовековую историю. Приходили новые времена, изменялись традиции, ветшало, разрушалось старое, отжившее, и создавалось новое. От поколения к поколению менялся и Кремль. В его истории было много славных страниц. Можно смело утверждать, что не было такого события на русской земле, которое бы не отозвалось в Кремле. Так уж повелось столетиями. Кремль многолик. Одна эпоха сменяла другую, но, несмотря ни на что, кремлевские стены и башни продолжали свою многовековую историю. Приходили новые времена, изменялись традиции, ветшало, разрушалось старое, отжившее, и создавалось новое. От поколения к поколению менялся и Кремль. В его истории было много славных страниц. Можно смело утверждать, что не было такого события на русской земле, которое бы не отозвалось в Кремле. Так уж повелось столетиями. Кремль – самый яркий символ могущества нашей державы, великой России. Кремль – самый яркий символ могущества нашей державы, великой России. Московский Кремль – один из красивейших архитектурных ансамблей мира, древнейшая и центральная часть Москвы, находящаяся на Боровицком холме по левому берегу реки Москва Московский Кремль – один из красивейших архитектурных ансамблей мира, древнейшая и центральная часть Москвы, находящаяся на Боровицком холме по левому берегу реки Москва В 1156 году был укреплен валом. В 1367 возведены стены и башни из белого камня, а в 1485 – 1495 годах из кирпича. В XVII веке башни получили существующие ныне ярусные и шатровые завершения. В 1156 году был укреплен валом. В 1367 возведены стены и башни из белого камня, а в 1485 – 1495 годах из кирпича. В XVII веке башни получили существующие ныне ярусные и шатровые завершения. В Кремле находятся первоклассные памятники русской архитектуры XV – XVII веков: В Кремле находятся первоклассные памятники русской архитектуры XV – XVII веков: Успенский собор (1475 – 1479); Успенский собор (1475 – 1479); Благовещенский собор(1484 – 1489); Благовещенский собор(1484 – 1489); Грановитая палата (1487 – 1491); Грановитая палата (1487 – 1491); Архангельский собор (1505 – 1508); Архангельский собор (1505 – 1508); Колокольня Иван Великий (1505 – 1508, надстроена в 1600 году); Колокольня Иван Великий (1505 – 1508, надстроена в 1600 году); Теремной дворец (1635 – 1636); Теремной дворец (1635 – 1636); Потешный дворец и др. Потешный дворец и др. Также весьма значимыми более поздними постройками являются: Также весьма значимыми более поздними постройками являются: Здание сената (1776 – 1787) – резиденция Президента РФ; Здание сената (1776 – 1787) – резиденция Президента РФ; Большой Кремлевский дворец (1839 – 1849); Большой Кремлевский дворец (1839 – 1849); Оружейная палата (1844 – 1851); Оружейная палата (1844 – 1851); Дворец съездов (1959 – 1961) – Государственный Кремлевский дворец. Дворец съездов (1959 – 1961) – Государственный Кремлевский дворец. Еще на территории сохраняются замечательные памятники русского литейного искусства – «Царь – пушка» (XVI век) и «Царь – колокол» (XVIII век). Еще на территории сохраняются замечательные памятники русского литейного искусства – «Царь – пушка» (XVI век) и «Царь – колокол» (XVIII век).

5 История возникновения Кремля Древнейшие археологические находки в Кремле относятся ко II тысячелетию до нашей эры, когда на этой территории обитали финно – угорские племена. А первое поселение славян возникло здесь не позднее конца XI века. Древнейшие археологические находки в Кремле относятся ко II тысячелетию до нашей эры, когда на этой территории обитали финно – угорские племена. А первое поселение славян возникло здесь не позднее конца XI века. Основателем Москвы считается Князь Юрий Долгорукий, заложивший в 1156 году на месте нынешнего Кремля первые крепостные сооружения. Они состояли из рва, насыпи и стен с башнями. Две стороны Кремля были защищены крутыми обрывами к рекам, поэтому ров был выкопан с третьей стороны. Для большей неприступности ров делался очень глубоким, но узким. Кремль был крепостью, защищавшей москвичей от многочисленных врагов. Основателем Москвы считается Князь Юрий Долгорукий, заложивший в 1156 году на месте нынешнего Кремля первые крепостные сооружения. Они состояли из рва, насыпи и стен с башнями. Две стороны Кремля были защищены крутыми обрывами к рекам, поэтому ров был выкопан с третьей стороны. Для большей неприступности ров делался очень глубоким, но узким. Кремль был крепостью, защищавшей москвичей от многочисленных врагов. По приказу Юрия Долгорукого здесь соорудили бревенчатую крепость. Позже, в 1339 году. при московском князе Иване Калите, объявившем Москву «стольным» городом «всея Руси», был построен «град дубовый». Спустя всего несколько лет его дотла сожгли татары. На его месте по приказу великого князя Дмитрия, будущего героя Куликовской битвы, в 1367 году был возведен «град белокаменный». А через столетие, когда Москва встала во главе объединенных русских городов, Иван III, принявший титул Государя всея Руси, приказал возвести стоящие и поныне стены и башни. По приказу Юрия Долгорукого здесь соорудили бревенчатую крепость. Позже, в 1339 году. при московском князе Иване Калите, объявившем Москву «стольным» городом «всея Руси», был построен «град дубовый». Спустя всего несколько лет его дотла сожгли татары. На его месте по приказу великого князя Дмитрия, будущего героя Куликовской битвы, в 1367 году был возведен «град белокаменный». А через столетие, когда Москва встала во главе объединенных русских городов, Иван III, принявший титул Государя всея Руси, приказал возвести стоящие и поныне стены и башни. В плане Кремль имеет форму треугольника. Ограниченный с юга Москвой – рекой, а с запада – речкой Неглинкой, он первоначально занимал небольшую территорию в 1,5 гектара на юго-западной оконечности Боровицкого холма. Увеличиваясь, он рос в восточном направлении и к концу XV века достиг современных размеров – 27,5 гектара. В плане Кремль имеет форму треугольника. Ограниченный с юга Москвой – рекой, а с запада – речкой Неглинкой, он первоначально занимал небольшую территорию в 1,5 гектара на юго-западной оконечности Боровицкого холма. Увеличиваясь, он рос в восточном направлении и к концу XV века достиг современных размеров – 27,5 гектара. В XIVвозводится настоящая крепость, которую и стали называть «Кремль». Название происходит от греческого cremnus – «скала». До 1367 года городскую крепость именовали «каменный город». После сооружения каменной ограды Китай-города в 1538 году место на Боровицком холме стало именоваться «старым каменным городом». Слово «Кремль» установилось в конце XIV века, когда были возведены стены Белого города. В XIVвозводится настоящая крепость, которую и стали называть «Кремль». Название происходит от греческого cremnus – «скала». До 1367 года городскую крепость именовали «каменный город». После сооружения каменной ограды Китай-города в 1538 году место на Боровицком холме стало именоваться «старым каменным городом». Слово «Кремль» установилось в конце XIV века, когда были возведены стены Белого города. Главными воротами Кремля являются Спасские ворота с иконой Христа Спасителя наверху. Главными воротами Кремля являются Спасские ворота с иконой Христа Спасителя наверху. Даже русские цари проходили через них с непокрытой головой. Говорят, когда занявший Москву Наполеон шел через Спасские ворота, у него с головы сама собой слетела треуголка. Даже русские цари проходили через них с непокрытой головой. Говорят, когда занявший Москву Наполеон шел через Спасские ворота, у него с головы сама собой слетела треуголка. Московский Кремль был издревле окружен ореолом неприступности как «восьмое чудо света». Московский Кремль был издревле окружен ореолом неприступности как «восьмое чудо света».

6 План Кремля

7 Памятники русской архитектуры Стены и башни Кремля. Стены и башни Кремля. Общая протяженность кремлевских стен – 2235 метров; они выложены из хорошо обожженного крупного кирпича, который назывался «двуручным», толщина их – от 3,5 до 6,5 метра, а высота – от - от 5 до 19 метров. Общая протяженность кремлевских стен – 2235 метров; они выложены из хорошо обожженного крупного кирпича, который назывался «двуручным», толщина их – от 3,5 до 6,5 метра, а высота – от - от 5 до 19 метров. Кремлевские стены и башни были построены приглашенными в Москву итальянскими архитекторами в 1485 – 1495 годах. Кремлевские стены охранялись башнями. Кремлевские стены и башни были построены приглашенными в Москву итальянскими архитекторами в 1485 – 1495 годах. Кремлевские стены охранялись башнями. На карте современного Кремля мы видим 20 башен: 19 – основных (защитных) и -1 отводная. Над стенами возвышаются 19 башен – стрельниц: три круглые (Водовзводная, Беклемишевская и Угловая Арсенальная), поставленные по углам кремлевского треугольника, отличаются особой прочностью и для огнестрельного оружия той поры неуязвимы. Шесть башен – проездные, то есть башни стоят там, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги и они выше других (Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая и Константино-Еленинская). На карте современного Кремля мы видим 20 башен: 19 – основных (защитных) и -1 отводная. Над стенами возвышаются 19 башен – стрельниц: три круглые (Водовзводная, Беклемишевская и Угловая Арсенальная), поставленные по углам кремлевского треугольника, отличаются особой прочностью и для огнестрельного оружия той поры неуязвимы. Шесть башен – проездные, то есть башни стоят там, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги и они выше других (Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая и Константино-Еленинская). Остальные башни: Царская, Набатная, Петровская, 1-я Безымянная, 2-я Безымянная, Благовещенская, Оружейная, Комендантская, Средняя Арсенальная, Сенатская. Остальные башни: Царская, Набатная, Петровская, 1-я Безымянная, 2-я Безымянная, Благовещенская, Оружейная, Комендантская, Средняя Арсенальная, Сенатская. Все 19 башен выступали из стен, что увеличивало сектор обстрела. Прежде всех построена Тайницкая башня (1485), под ней был тайный подземный ход, ведущий к Москве – реке, Все 19 башен выступали из стен, что увеличивало сектор обстрела. Прежде всех построена Тайницкая башня (1485), под ней был тайный подземный ход, ведущий к Москве – реке, А последней (1495) и самой высокой (80 метров) была Троицкая. А последней (1495) и самой высокой (80 метров) была Троицкая. Одна - 20-я башня (Кутафья) – отводная или «стрельница»: в ней были устроены «вылазы», «погреба» и «слухи»; древний мост над рекой Неглинной соединял Кутафью с воротами Троицкой башни. Одна - 20-я башня (Кутафья) – отводная или «стрельница»: в ней были устроены «вылазы», «погреба» и «слухи»; древний мост над рекой Неглинной соединял Кутафью с воротами Троицкой башни. Над самыми высокими башнями – Спасской, Троицкой, Никольской, Боровицкой, Водовзводской – круглые сутки горят пятиконечные рубиновые звезды. Ранее островерхие верхушки башен покрывали двуглавые орлы – символ российской державности. Над самыми высокими башнями – Спасской, Троицкой, Никольской, Боровицкой, Водовзводской – круглые сутки горят пятиконечные рубиновые звезды. Ранее островерхие верхушки башен покрывали двуглавые орлы – символ российской державности. После революции в России 1917г. орлы не реставрировались (старая символика была ненавистна советскому строю) и пришли в негодность. В 1935 г. с башен Кремля орлы были сняты и установлены звезды, вес каждой – от 1 до 1,5 тонн, а расстояние между концами лучей – от 3 до 3,75 метров. Все башни имеют свою историю. После революции в России 1917г. орлы не реставрировались (старая символика была ненавистна советскому строю) и пришли в негодность. В 1935 г. с башен Кремля орлы были сняты и установлены звезды, вес каждой – от 1 до 1,5 тонн, а расстояние между концами лучей – от 3 до 3,75 метров. Все башни имеют свою историю. (На плане современного Кремля - башни под номерами 2-21). (На плане современного Кремля - башни под номерами 2-21).

8 Спасская башня. Стены Кремля. Мавзолей В. И. Ленина

9 Спасская башня. Спасская башня названа по образу Спаса Смоленского и была построена по проекту итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари. Значение Спасских ворот в жизни русского народа громадно. Крестные ходы, коронации и триумфальные шествия, отправление в военный поход попадали в Кремль через Спасские ворота – главные ворота Кремля. Спасская башня названа по образу Спаса Смоленского и была построена по проекту итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари. Значение Спасских ворот в жизни русского народа громадно. Крестные ходы, коронации и триумфальные шествия, отправление в военный поход попадали в Кремль через Спасские ворота – главные ворота Кремля. Спасская башня для русского народа была и остается символом православных обычаев. Существует обычай проходить Спасскими воротами с непокрытой головой, как это делается при входе в монастырь. Существует молва, что в латинской надписи на воротах содержится проклятье людям, нарушившим этот святой обычай. Спасская башня для русского народа была и остается символом православных обычаев. Существует обычай проходить Спасскими воротами с непокрытой головой, как это делается при входе в монастырь. Существует молва, что в латинской надписи на воротах содержится проклятье людям, нарушившим этот святой обычай.

10 Часы Спасской башни. (Кремлевские куранты) Часы на башне были устроены вскоре после ее постройки в 1625году. Часы, которые мы сейчас видим под шатром Спасской башни, четвертые. Они изготовлены братьями Бутеноп. Механизм весит 25 т и занимает 3 этажа башни. Длина минутной стрелки – 3 м 28 см. Каждые 15 минут раздается мелодичный перезвон, каждый час – громкие удары часового колокола весом более 2 т. С 1852г. куранты отбивали мелодии «Коль славен» и Преображенский Петровский марш. Во время боев 1917 г. часы были повреждены и по указанию советского правительства их настроили на исполнение «Интернационала». А после окончания Великой Отечественной войны часы стали вызванивать гимн Советского Союза. Часы на башне были устроены вскоре после ее постройки в 1625году. Часы, которые мы сейчас видим под шатром Спасской башни, четвертые. Они изготовлены братьями Бутеноп. Механизм весит 25 т и занимает 3 этажа башни. Длина минутной стрелки – 3 м 28 см. Каждые 15 минут раздается мелодичный перезвон, каждый час – громкие удары часового колокола весом более 2 т. С 1852г. куранты отбивали мелодии «Коль славен» и Преображенский Петровский марш. Во время боев 1917 г. часы были повреждены и по указанию советского правительства их настроили на исполнение «Интернационала». А после окончания Великой Отечественной войны часы стали вызванивать гимн Советского Союза.

11 Успенский собор (1475 – 1479гг) В самом центре Кремля находится Соборная площадь, на северной стороне которой стоит величественный Успенский собор. В самом центре Кремля находится Соборная площадь, на северной стороне которой стоит величественный Успенский собор. Главнейшим среди кремлевских соборов и по сей день, остается Успенский. При Иване Калите Успенский собор становится главным храмом митрополии. Главнейшим среди кремлевских соборов и по сей день, остается Успенский. При Иване Калите Успенский собор становится главным храмом митрополии. Освещение Успенского собора произошло на Успеньев день 15 августа 1327г., что продемонстрировало его еще более значимую роль в украшении Москвы на протяжении 150 лет. Освещение Успенского собора произошло на Успеньев день 15 августа 1327г., что продемонстрировало его еще более значимую роль в украшении Москвы на протяжении 150 лет. Это главный храм Руси: в нем оглашались государственные акты, приносили присягу верности Москве удельные князья, а позже короновались на царство русские цари. Ценнейшие иконы и фрески, среди которых знаменитая «Троица» и Владимирская икона Божией матери, и теперь украшают его. Это главный храм Руси: в нем оглашались государственные акты, приносили присягу верности Москве удельные князья, а позже короновались на царство русские цари. Ценнейшие иконы и фрески, среди которых знаменитая «Троица» и Владимирская икона Божией матери, и теперь украшают его. (На плане современного Кремля Успенский собор - под номером 22). (На плане современного Кремля Успенский собор - под номером 22).

12 Архангельский собор (1505 – 1508гг) На бровке кремлевского холма расположен Архангельский собор (построен в 1505 – 1508 годах архитектором Алевизом Новым). Строительство собора было завершено уже после смерти Ивана III при его сыне – Василии III Ивановиче (великий князь московский с 1505г.; годы жизни – 1533гг.). На бровке кремлевского холма расположен Архангельский собор (построен в 1505 – 1508 годах архитектором Алевизом Новым). Строительство собора было завершено уже после смерти Ивана III при его сыне – Василии III Ивановиче (великий князь московский с 1505г.; годы жизни – 1533гг.). Храм посвящен архангелу Михаилу, который почитался как покровитель ратного дела и использовался в качестве усыпальницы московских князей и русских царей до конца XVII века. После того, как в 1712 году Петр I перенес столицу в Петербург, российских императоров хоронили уже там. Храм посвящен архангелу Михаилу, который почитался как покровитель ратного дела и использовался в качестве усыпальницы московских князей и русских царей до конца XVII века. После того, как в 1712 году Петр I перенес столицу в Петербург, российских императоров хоронили уже там. Стены Архангельского собора помнят святой обычай, когда перед военными походами и после успешных сражений московские князья приходили в свой родовой некрополь (Архангельский собор) и поклонялись праху предков, а также славили мужество и храбрость всего воинства. Особо почитались при этом захоронения Дмитрия Донского и Владимира Храброго. Стены Архангельского собора помнят святой обычай, когда перед военными походами и после успешных сражений московские князья приходили в свой родовой некрополь (Архангельский собор) и поклонялись праху предков, а также славили мужество и храбрость всего воинства. Особо почитались при этом захоронения Дмитрия Донского и Владимира Храброго. Собор принадлежит к жемчужинам русской архитектуры. Всего в Архангельском соборе насчитывается 54 захоронения, из которых 52 находятся под плитами пола, а две раки стоят на полу. (На плане современного Кремля Архангельский собор - под номером 25). Собор принадлежит к жемчужинам русской архитектуры. Всего в Архангельском соборе насчитывается 54 захоронения, из которых 52 находятся под плитами пола, а две раки стоят на полу. (На плане современного Кремля Архангельский собор - под номером 25).

13 Благовещенский собор (1484 – 1489гг) Напротив Архангельского стоит Благовещенский собор – домовая церковь русских великих князей и царей, где совершались обряды бракосочетания, крещения детей. В конце XIV века на этом месте стояла придворная церковь Благовещения. Напротив Архангельского стоит Благовещенский собор – домовая церковь русских великих князей и царей, где совершались обряды бракосочетания, крещения детей. В конце XIV века на этом месте стояла придворная церковь Благовещения. Благовещенский собор построен псковскими мастерами в 1489 году. Первоначально это был небольшой трехкупольный храм, но после пожара, происшедшего в нем в XVI веке, был перестроен, и теперь его венчают девять куполов. Храм был расписан православными живописцами Андреем Рублевым, Феофаном Греком и Прохором с Городца. Благовещенский собор построен псковскими мастерами в 1489 году. Первоначально это был небольшой трехкупольный храм, но после пожара, происшедшего в нем в XVI веке, был перестроен, и теперь его венчают девять куполов. Храм был расписан православными живописцами Андреем Рублевым, Феофаном Греком и Прохором с Городца. (На плане современного Кремля Благовещенский собор - под номером 23) (На плане современного Кремля Благовещенский собор - под номером 23)

14 Грановитая палата (1487 – 1491гг). И нтерьер. Ближе к Москве-реке находится древнейшая Ближе к Москве-реке находится древнейшая постройка Москвы - Грановитая палата. Ее строительство начато в 1487 г. Марко Руффо, а заканчивает Пъетро Антонио Солари. Грановитая палата стала первым большим зданием Кремля. Парадным фасадом она выходит на Соборную площадь. Стены облицованы белым камнем, обтесанным на четыре грани, поэтому и появилось название «Грановитая палата». На второй этаж Грановитой палаты, к главному тронному залу дворца, вела парадная лестница, за свою красоту носившая название «Красное крыльцо». Над ней возвышается кровля в виде бочек над верхними площадками и в виде шатров над нижними. На нижней площадке шатер опирается на резные каменные столбы. Кровля Красного крыльца украшена красной медью, а само крыльцо - скульптурными белокаменными изваяниями львов. постройка Москвы - Грановитая палата. Ее строительство начато в 1487 г. Марко Руффо, а заканчивает Пъетро Антонио Солари. Грановитая палата стала первым большим зданием Кремля. Парадным фасадом она выходит на Соборную площадь. Стены облицованы белым камнем, обтесанным на четыре грани, поэтому и появилось название «Грановитая палата». На второй этаж Грановитой палаты, к главному тронному залу дворца, вела парадная лестница, за свою красоту носившая название «Красное крыльцо». Над ней возвышается кровля в виде бочек над верхними площадками и в виде шатров над нижними. На нижней площадке шатер опирается на резные каменные столбы. Кровля Красного крыльца украшена красной медью, а само крыльцо - скульптурными белокаменными изваяниями львов. К царскому дворцу послы шли пешком. Пышная встреча ожидала их на Красном крыльце. По нему гости поднимались в Святые сени, которые служили местом встречи приглашенных к государю гостей. Наиболее почетных приветствовали трижды – у входа на лестницу, в Святых сенях, у двери Грановитой палаты. Святые сени названы так из-за росписей, украшающих стены – сюжетов из Священного писания. К царскому дворцу послы шли пешком. Пышная встреча ожидала их на Красном крыльце. По нему гости поднимались в Святые сени, которые служили местом встречи приглашенных к государю гостей. Наиболее почетных приветствовали трижды – у входа на лестницу, в Святых сенях, у двери Грановитой палаты. Святые сени названы так из-за росписей, украшающих стены – сюжетов из Священного писания. Важнейшие события в истории Русского государства также отмечались в Грановитой палате. Именно здесь принималось решение о воссоединении России и Украины. Иван Грозный праздновал здесь в 1552 г. взятие Казани, а Петр I в 1709-м – победу над шведами, в 1721-м – окончание Северной войны. Екатерина II открывала здесь в 1767 г. заседание Комиссии по составлению проекта нового Уложения. В XIX столетии после коронования в Грановитой палате проходила торжественная трапеза государя императора, а наверху в это же время обедали все члены августейшей семьи. Важнейшие события в истории Русского государства также отмечались в Грановитой палате. Именно здесь принималось решение о воссоединении России и Украины. Иван Грозный праздновал здесь в 1552 г. взятие Казани, а Петр I в 1709-м – победу над шведами, в 1721-м – окончание Северной войны. Екатерина II открывала здесь в 1767 г. заседание Комиссии по составлению проекта нового Уложения. В XIX столетии после коронования в Грановитой палате проходила торжественная трапеза государя императора, а наверху в это же время обедали все члены августейшей семьи. (На плане современного Кремля Грановитая палата - под номером 24) (На плане современного Кремля Грановитая палата - под номером 24)

15 Колокольня Иван Великий (1505 – 1508гг) Главенствующее место в архитектурном ансамбле Кремля занимает колокольня, за высоту (81 метр) прозванная в народе «Иваном Великим». Основание колокольни уходит глубоко в землю и находится на уровне дна Москвы – реки. В течение нескольких веков она господствовала над столицей, определяя ее силуэт (по царскому указу в Москве запрещалось строить здания, превосходящие ее высотой). Она служила еще и дозорной вышкой. С ее высоты хорошо обозревалась не только Москва, но и ее окрестности в радиусе до 30 км. Возвел ее в 1505 – 1508 годах итальянский зодчий Бон Фрязин, а столетие спустя колокольня была еще надстроена по приказу Бориса Годунова. В 1812 году уходящие из Москвы войска Наполеона пытались ее взорвать, но «Иван Великий» выстоял. Главенствующее место в архитектурном ансамбле Кремля занимает колокольня, за высоту (81 метр) прозванная в народе «Иваном Великим». Основание колокольни уходит глубоко в землю и находится на уровне дна Москвы – реки. В течение нескольких веков она господствовала над столицей, определяя ее силуэт (по царскому указу в Москве запрещалось строить здания, превосходящие ее высотой). Она служила еще и дозорной вышкой. С ее высоты хорошо обозревалась не только Москва, но и ее окрестности в радиусе до 30 км. Возвел ее в 1505 – 1508 годах итальянский зодчий Бон Фрязин, а столетие спустя колокольня была еще надстроена по приказу Бориса Годунова. В 1812 году уходящие из Москвы войска Наполеона пытались ее взорвать, но «Иван Великий» выстоял. (На плане современного Кремля Иван Великий - под номером 26) (На плане современного Кремля Иван Великий - под номером 26)

16 Теремной дворец (1635 – 1636гг) В XVII веке начинается новый период в истории Кремля: отныне в них приказано строить только каменные здания. Одним таким строением является «палата зело причуда», которую строил на своем дворе Михаил Федорович для сына царевича Алексея – Теремной дворец. Его возводили русские мастера – Бажен Огурцов, Ларион Ушаков, Трефил Шарутин и Антил Константинов. Свой окончательный вид дворец приобрел уже при Алексее Михайловиче, который немало сделал для его украшения. В XVII веке начинается новый период в истории Кремля: отныне в них приказано строить только каменные здания. Одним таким строением является «палата зело причуда», которую строил на своем дворе Михаил Федорович для сына царевича Алексея – Теремной дворец. Его возводили русские мастера – Бажен Огурцов, Ларион Ушаков, Трефил Шарутин и Антил Константинов. Свой окончательный вид дворец приобрел уже при Алексее Михайловиче, который немало сделал для его украшения. Первый этаж Теремного дворца – это Сытый дворец, он заключал в себе более 30 подвалов, в которых хранились десятки тысяч ведер квасов – хлебных, смородиновых, яблочных. Второй этаж – мастерские палаты, в которых изготовляли и хранили парадные наряды, одежду и белье для царя и царской семьи. Третий этаж служил жильем для членов царской семьи и особ, приближенных к царю. В Престольной палате (4-й этаж) находился царский кабинет. Из окна кабинета опускали вниз к Боярскому крыльцу ящик для жалоб. Считалось, что царь самолично читает эти челобитные (жалобы). Первый этаж Теремного дворца – это Сытый дворец, он заключал в себе более 30 подвалов, в которых хранились десятки тысяч ведер квасов – хлебных, смородиновых, яблочных. Второй этаж – мастерские палаты, в которых изготовляли и хранили парадные наряды, одежду и белье для царя и царской семьи. Третий этаж служил жильем для членов царской семьи и особ, приближенных к царю. В Престольной палате (4-й этаж) находился царский кабинет. Из окна кабинета опускали вниз к Боярскому крыльцу ящик для жалоб. Считалось, что царь самолично читает эти челобитные (жалобы). Благодаря своей значительной высоте Теремной дворец возвышался над остальными дворцовыми постройками и выделялся своей золотой кровлей, украшенной златописцем Иваном Осиповым в 1637 году. Всем своим обликом дворец выражал идею восхождения от земного мира к небесному. Это подчеркивалось и парадными лестницами, которые вели на так называемую Боярскую площадку (Постельное крыльцо). По внутренней винтовой лестнице до самого верха имели право подниматься только сам царь и его ближние бояре и отсюда обозревать виды Москвы. Благодаря своей значительной высоте Теремной дворец возвышался над остальными дворцовыми постройками и выделялся своей золотой кровлей, украшенной златописцем Иваном Осиповым в 1637 году. Всем своим обликом дворец выражал идею восхождения от земного мира к небесному. Это подчеркивалось и парадными лестницами, которые вели на так называемую Боярскую площадку (Постельное крыльцо). По внутренней винтовой лестнице до самого верха имели право подниматься только сам царь и его ближние бояре и отсюда обозревать виды Москвы. (На плане современного Кремля Теремной дворец - под номером 30) (На плане современного Кремля Теремной дворец - под номером 30)

17 Здание сената - Резиденция Президента РФ (1776 – 1787гг) В 1776 – 1787гг. напротив Арсенала было возведено здание для сената – высшего государственного органа по делам законодательства и управления, учрежденного Петром I, а позднее высшего судебного органа. Оно было построено знаменитым русским зодчим М. Ф. Казаковым. В 1776 – 1787гг. напротив Арсенала было возведено здание для сената – высшего государственного органа по делам законодательства и управления, учрежденного Петром I, а позднее высшего судебного органа. Оно было построено знаменитым русским зодчим М. Ф. Казаковым. В центре главного фасада, обращенного к Арсеналу, находится проезд во внутренний двор, сделанный в виде триумфальной арки. В восточном углу здания расположен Круглый (Екатерининский) зал, над которым был возведен купол. Диаметр его – 24,5 м, высота – 27 м. Современники называли зал «русским Пантеоном», их поражали не только его художественное совершенство, но и техническое мастерство зодчего, который сумел возвести грандиозный купол толщиной всего в один кирпич. Внутри зал украшен 24 коринфскими колоннами, лепниной, барельефами, изображающих великих русских князей и царей. В простенках между колоннами 18 горельефных панно. Горельефы символизируют просвещение, законность, правосудие, добродетель. В центре главного фасада, обращенного к Арсеналу, находится проезд во внутренний двор, сделанный в виде триумфальной арки. В восточном углу здания расположен Круглый (Екатерининский) зал, над которым был возведен купол. Диаметр его – 24,5 м, высота – 27 м. Современники называли зал «русским Пантеоном», их поражали не только его художественное совершенство, но и техническое мастерство зодчего, который сумел возвести грандиозный купол толщиной всего в один кирпич. Внутри зал украшен 24 коринфскими колоннами, лепниной, барельефами, изображающих великих русских князей и царей. В простенках между колоннами 18 горельефных панно. Горельефы символизируют просвещение, законность, правосудие, добродетель. Как только закончилась отделка Круглого зала 1787 года (через 11 лет с начала строительства), Екатерина II пожелала его осмотреть. Императрица вступила под своды Круглого зала и не смогла сдержать своего восторга: «Я не ожидала, чтобы ты, Казаков, так мог восхитить меня! Так превосходна эта зала, что я не могу не сказать тебе за то моего совершенного удовольствия». Как только закончилась отделка Круглого зала 1787 года (через 11 лет с начала строительства), Екатерина II пожелала его осмотреть. Императрица вступила под своды Круглого зала и не смогла сдержать своего восторга: «Я не ожидала, чтобы ты, Казаков, так мог восхитить меня! Так превосходна эта зала, что я не могу не сказать тебе за то моего совершенного удовольствия». Поначалу зал носил название Круглого, затем получил наименование Екатерининского. Поначалу зал носил название Круглого, затем получил наименование Екатерининского. Теперь в этом здании разместилась Резиденция Президента Российской Федерации. Теперь в этом здании разместилась Резиденция Президента Российской Федерации. Сегодня резиденции Президента состоит из 2-х частей: деловой и представительской. Сегодня резиденции Президента состоит из 2-х частей: деловой и представительской. Деловая часть включает в себя ряд рабочих помещений и кабинетов Президента и его помощников. Деловая часть включает в себя ряд рабочих помещений и кабинетов Президента и его помощников. Представительская часть состоит из анфилады новых залов для торжественных встреч, где проходят важные международные встречи. Представительские помещения Сенатского дворца включает Гостиную, Столовую и Каминный зал. Центральное место Резиденции Президента занимает Екатерининский зал. Он, по замыслу Казакова, выделялся среди всех остальных залов. Был задуман как памятник государственной деятельности русской императрицы Екатерины Великой. (На плане современного Кремля Здание сената - под номером 36) Представительская часть состоит из анфилады новых залов для торжественных встреч, где проходят важные международные встречи. Представительские помещения Сенатского дворца включает Гостиную, Столовую и Каминный зал. Центральное место Резиденции Президента занимает Екатерининский зал. Он, по замыслу Казакова, выделялся среди всех остальных залов. Был задуман как памятник государственной деятельности русской императрицы Екатерины Великой. (На плане современного Кремля Здание сената - под номером 36)

18 Большой Кремлевский дворец (1839 – 1849гг).

19 Залы Большого Кремлевского дворца. После окончания Отечественной войны 1812 г. началось восстановление разрушенных построек Кремля, в том числе и старого здания Большого Кремлевского дворца (действующего при Елизавете), которое уже не отвечало статусу главной императорской резиденции в Москве. По замыслу Императора Николая I должно быть воздвигнуто величественное здание Большого императорского (Кремлевского) дворца с новым тронным залом. Облик задуманного дворца должен был отразить новую роль Российской империи в Европе после победы над Наполеоном. Большой Кремлевский дворец был официальной резиденцией российских государей. Главным архитектором императором был назначен К. А. Тона. После окончания Отечественной войны 1812 г. началось восстановление разрушенных построек Кремля, в том числе и старого здания Большого Кремлевского дворца (действующего при Елизавете), которое уже не отвечало статусу главной императорской резиденции в Москве. По замыслу Императора Николая I должно быть воздвигнуто величественное здание Большого императорского (Кремлевского) дворца с новым тронным залом. Облик задуманного дворца должен был отразить новую роль Российской империи в Европе после победы над Наполеоном. Большой Кремлевский дворец был официальной резиденцией российских государей. Главным архитектором императором был назначен К. А. Тона. Большой Кремлевский дворец расположен на самом высоком месте Боровицкого холма. Построен он был в 1849 г. и освещен в день Святой Пасхи в присутствии императора, императорской семьи и москвичей. Большой Кремлевский дворец расположен на самом высоком месте Боровицкого холма. Построен он был в 1849 г. и освещен в день Святой Пасхи в присутствии императора, императорской семьи и москвичей. Длина фасада м, высота – 44 м. Дворец состоит из 700 помещений, в которых одновременно могут находиться 20 тысяч человек. Его площадь – м2. Здесь разместились парадный вестибюль, парадная лестница, аванзал и анфилада 5 парадных залов. Длина фасада м, высота – 44 м. Дворец состоит из 700 помещений, в которых одновременно могут находиться 20 тысяч человек. Его площадь – м2. Здесь разместились парадный вестибюль, парадная лестница, аванзал и анфилада 5 парадных залов. Все парадные залы 2-го этажа были посвящены основным российским орденам: Все парадные залы 2-го этажа были посвящены основным российским орденам: -Андреевский тронный зал – св. Андрея Первозванного; -Андреевский тронный зал – св. Андрея Первозванного; -Александровский зал – св. князя Александра Невского; -Александровский зал – св. князя Александра Невского; - Георгиевский зал – св. Георгия Победоносца; - Георгиевский зал – св. Георгия Победоносца; -Владимирский зал – св. равноапостольного князя Владимира; -Владимирский зал – св. равноапостольного князя Владимира; -Екатерининский зал – св. великомученицы Екатерины. -Екатерининский зал – св. великомученицы Екатерины. Архитектору А. К. Тону удалось воплотить идею славы и памяти многих поколений русских людей, служивших своему Отечеству и награжденных этими славными орденами. В этих залах проходили коронации, приемы, балы и другие торжества, устраиваемые в честь важнейших событий российской истории. Архитектору А. К. Тону удалось воплотить идею славы и памяти многих поколений русских людей, служивших своему Отечеству и награжденных этими славными орденами. В этих залах проходили коронации, приемы, балы и другие торжества, устраиваемые в честь важнейших событий российской истории. 1. Андреевский тронный зал. 1. Андреевский тронный зал. По личному повелению Николая I Андреевский тронный зал посвящен св. Андрея – Первозванного (девиз ордена «За Веру и Верность»). В нем проходили главные церемонии Кремля. По личному повелению Николая I Андреевский тронный зал посвящен св. Андрея – Первозванного (девиз ордена «За Веру и Верность»). В нем проходили главные церемонии Кремля. 2. Александровский зал. 2. Александровский зал. Назван в честь св. Александра Невского (девиз – «За Труды и Отечество»). В нем находились открытые горки для парадной посуды, обитые пурпурным бархатом с серебряными и золотыми галунами, а вдоль стен – полторы сотни деревянных позолоченных стульев, обитых бархатом под цвет ленты и знаков ордена св. Александра Невского. Назван в честь св. Александра Невского (девиз – «За Труды и Отечество»). В нем находились открытые горки для парадной посуды, обитые пурпурным бархатом с серебряными и золотыми галунами, а вдоль стен – полторы сотни деревянных позолоченных стульев, обитых бархатом под цвет ленты и знаков ордена св. Александра Невского. 3. Георгиевский зал. 3. Георгиевский зал. Георгиевский зал – наиболее известный и значимый из залов Большого Кремлевского дворца. Он имеет огромные размеры: длина -61 м, ширина – 20,5 м и высота – 17,5 м. По замыслу Императора Николая I, он был задуман как зал воинской славы русского народа и посвящен ордену св. Георгия, ставшего символом ратных подвигов России главным заступником российского воинства (девиз – «За Службу и Храбрость»). На стенах установлены памятные доски, а по всей плоскости золотыми буквами увековечены имена более чем воинов. Георгиевский зал – наиболее известный и значимый из залов Большого Кремлевского дворца. Он имеет огромные размеры: длина -61 м, ширина – 20,5 м и высота – 17,5 м. По замыслу Императора Николая I, он был задуман как зал воинской славы русского народа и посвящен ордену св. Георгия, ставшего символом ратных подвигов России главным заступником российского воинства (девиз – «За Службу и Храбрость»). На стенах установлены памятные доски, а по всей плоскости золотыми буквами увековечены имена более чем воинов. 4. Владимирский зал. 4. Владимирский зал. Владимирский зал оказался застроенным со всех сторон, и естественный свет попадал помещение только через верхний световой фонарь, расположенный в центре купола. Он располагался между Грановитой палатой, Золотой Царицыной палатой, Теремным дворцом и парадным Георгиевским залом. Зал посвящен св. равноапостольного князя Владимира (девиз – «Польза, Честь и Слава») Владимирский зал оказался застроенным со всех сторон, и естественный свет попадал помещение только через верхний световой фонарь, расположенный в центре купола. Он располагался между Грановитой палатой, Золотой Царицыной палатой, Теремным дворцом и парадным Георгиевским залом. Зал посвящен св. равноапостольного князя Владимира (девиз – «Польза, Честь и Слава») 5. Екатерининский зал. 5. Екатерининский зал. Он был задуман и построен как тронный зал для российских императриц. В Екатерининском зале помещался трон ее императорского величества под балдахином из малинового бархата, а на спинке тронного кресла – вензель императрицы как начальницы ордена св. великомученицы Екатерины, в честь которого наименован зал (девиз – «За Любовь и Отечество»). окончания Отечественной войны 1812 г. началось восстановление разрушенных построек Кремля, в том числе и старого здания Большого Кремлевского дворца (действующего при Елизавете), которое уже не отвечало статусу главной императорской резиденции в Москве. По замыслу Императора Николая I должно быть воздвигнуто величественное здание Большого императорского (Кремлевского) дворца с новым тронным залом. Облик задуманного дворца должен был отразить новую роль Российской империи в Европе после победы над Наполеоном. Большой Кремлевский дворец был официальной резиденцией российских государей. Главным архитектором императором был назначен К. А. Тона. Он был задуман и построен как тронный зал для российских императриц. В Екатерининском зале помещался трон ее императорского величества под балдахином из малинового бархата, а на спинке тронного кресла – вензель императрицы как начальницы ордена св. великомученицы Екатерины, в честь которого наименован зал (девиз – «За Любовь и Отечество»). окончания Отечественной войны 1812 г. началось восстановление разрушенных построек Кремля, в том числе и старого здания Большого Кремлевского дворца (действующего при Елизавете), которое уже не отвечало статусу главной императорской резиденции в Москве. По замыслу Императора Николая I должно быть воздвигнуто величественное здание Большого императорского (Кремлевского) дворца с новым тронным залом. Облик задуманного дворца должен был отразить новую роль Российской империи в Европе после победы над Наполеоном. Большой Кремлевский дворец был официальной резиденцией российских государей. Главным архитектором императором был назначен К. А. Тона.

20 Оружейная палата (1844 – 1851гг) Собранные в течение многих столетий сокровища великокняжеской казны стали основой для создания Оружейной палаты – старейшего русского музея, где собраны бесценные памятники отечественного и зарубежного прикладного искусства. Палата была основана в XVI веке московским князем Василием III как мастерская для изготовления и хранения оружия, но в XVII веке превратилась русский художественный музей. Здесь работали мастера – ювелиры по серебру и золоту, знаменитые оружейники и художники (С. Ушаков, Ф. Зубов). В 1806 году она стала художественным публичным музеем. Собранные в течение многих столетий сокровища великокняжеской казны стали основой для создания Оружейной палаты – старейшего русского музея, где собраны бесценные памятники отечественного и зарубежного прикладного искусства. Палата была основана в XVI веке московским князем Василием III как мастерская для изготовления и хранения оружия, но в XVII веке превратилась русский художественный музей. Здесь работали мастера – ювелиры по серебру и золоту, знаменитые оружейники и художники (С. Ушаков, Ф. Зубов). В 1806 году она стала художественным публичным музеем. В настоящее время в Оружейной палате находятся великолепные художественные изделия из металла, шитье золотом и серебром, низания жемчугом, образцы холодного и огнестрельного оружия и защитного сооружения XII – XVIII веков. Есть здесь шедевры мастеров различных стран, подаренные зарубежными послами, а также царские парадные предметы: В настоящее время в Оружейной палате находятся великолепные художественные изделия из металла, шитье золотом и серебром, низания жемчугом, образцы холодного и огнестрельного оружия и защитного сооружения XII – XVIII веков. Есть здесь шедевры мастеров различных стран, подаренные зарубежными послами, а также царские парадные предметы: -шапка Мономаха («золотая»), «Государев Большой наряд», включающий венец, бармы скипетр и державу. -шапка Мономаха («золотая»), «Государев Большой наряд», включающий венец, бармы скипетр и державу. Богатство и роскошь Кремля приводили в восторг иностранцев. Германский посол после приема у царя Ивана IV Грозного в 1576 году писал: «В жизнь мою я не видел вещей драгоценнейщих и прекраснейших…». Богатство и роскошь Кремля приводили в восторг иностранцев. Германский посол после приема у царя Ивана IV Грозного в 1576 году писал: «В жизнь мою я не видел вещей драгоценнейщих и прекраснейших…». В этом же здании разместилась с 1967 г. выставка «Алмазный фонд СССР», на которой представлено всемирного известное собрание редких драгоценных камней, благородных металлов, шедевров ювелирного искусства. Среди экспонатов – большая императорская корона из золота, серебра и жемчуга, сделанная к коронации императрицы Екатерины II; скипетр и держава, усыпанные бриллиантами; знаменитый квадратный изумруд в 136 каратов; цейлонский сапфир в 258 каратов; гигантские алмазы «Орлов», «Шах», овеянные легендами. В этом же здании разместилась с 1967 г. выставка «Алмазный фонд СССР», на которой представлено всемирного известное собрание редких драгоценных камней, благородных металлов, шедевров ювелирного искусства. Среди экспонатов – большая императорская корона из золота, серебра и жемчуга, сделанная к коронации императрицы Екатерины II; скипетр и держава, усыпанные бриллиантами; знаменитый квадратный изумруд в 136 каратов; цейлонский сапфир в 258 каратов; гигантские алмазы «Орлов», «Шах», овеянные легендами.

21 Памятники русского литейного искусства Царь – пушка (XVI век) Памятники русского литейного искусства Царь – пушка (XVI век) На Ивановской площади Московского Кремля находится образец русского литейного искусства XVI века – знаменитая пушка. Отливал ее известный русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка – самое значительное произведение русских оружейников, памятник отечественной военной технике XVI века. Гигантское орудие имеет длину 5 м 34 см, вес около 400 тонн, наружный диаметр ствола – 120 см, калибр – 890 мм. Царь – пушка отлита из высококачественной бронзы, а вес ствола достигает 40 т. У подножия находится 4 чугунных декоративных ядра, каждое весом 1000 кг. На Ивановской площади Московского Кремля находится образец русского литейного искусства XVI века – знаменитая пушка. Отливал ее известный русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка – самое значительное произведение русских оружейников, памятник отечественной военной технике XVI века. Гигантское орудие имеет длину 5 м 34 см, вес около 400 тонн, наружный диаметр ствола – 120 см, калибр – 890 мм. Царь – пушка отлита из высококачественной бронзы, а вес ствола достигает 40 т. У подножия находится 4 чугунных декоративных ядра, каждое весом 1000 кг. На стволе орудия – три надписи. Одна из них гласит: На стволе орудия – три надписи. Одна из них гласит: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержавца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине… слита бысть сия пушка в преименитом царствующем граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов.» «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержавца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине… слита бысть сия пушка в преименитом царствующем граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов.» С правой стороны – литое изображение царя Федора Ивановича на коне со скипетром в руке, поэтому и название пушки. В старину пушка имела другое название ее называли «дробовик Российский», так как она была рассчитана на стрельбу «дробом» – картечью. С правой стороны – литое изображение царя Федора Ивановича на коне со скипетром в руке, поэтому и название пушки. В старину пушка имела другое название ее называли «дробовик Российский», так как она была рассчитана на стрельбу «дробом» – картечью. Царь – пушка никогда не принимала участия в боевых действия. Однако отливалась она как боевое орудие, и предназначалось для обороны Московского Кремля. Царь – пушка никогда не принимала участия в боевых действия. Однако отливалась она как боевое орудие, и предназначалось для обороны Московского Кремля.

22 Царь – колокол (XVIII век) Царь – колокол (XVIII век) У подножия колокольни Иван Великий находится самый большой колокол в мире – Царь - колокол, отлитый около 1735 года Иваном и Михайлой Моториными. Царь – колокол имеет размеры: в диаметре - 6м 60 см, высота – 6 м 14 см и весит 200 тонн. Во время работы участвовали 200 человек. Но работа осталась незавершенной. Когда началась отделка колокола, разразился пожар, охватившее почти все кремлевские здания. Загорелась деревянная постройка над литейной ямой, в которой находился колокол. Во время тушения пожара от неравномерного охлаждения колокол дал несколько трещин, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. У подножия колокольни Иван Великий находится самый большой колокол в мире – Царь - колокол, отлитый около 1735 года Иваном и Михайлой Моториными. Царь – колокол имеет размеры: в диаметре - 6м 60 см, высота – 6 м 14 см и весит 200 тонн. Во время работы участвовали 200 человек. Но работа осталась незавершенной. Когда началась отделка колокола, разразился пожар, охватившее почти все кремлевские здания. Загорелась деревянная постройка над литейной ямой, в которой находился колокол. Во время тушения пожара от неравномерного охлаждения колокол дал несколько трещин, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Более 100 лет Царь – колокол находился в огромной литейной яме, залитой водой. В июне 1836г. он был поднят и установлен на постамент. Более 100 лет Царь – колокол находился в огромной литейной яме, залитой водой. В июне 1836г. он был поднят и установлен на постамент.

23 Кремль – глазами иностранных путешественников. Московским Кремлем, как сердцем Москвы, восхищалось множество иностранных путешественников, послов. Московским Кремлем, как сердцем Москвы, восхищалось множество иностранных путешественников, послов. Вот что писал Астольф де Кюстин в своих воспоминаниях после того, как посетил Россию в 1839 году. Вот что писал Астольф де Кюстин в своих воспоминаниях после того, как посетил Россию в 1839 году. «Передо мной вдруг возникло множество разноцветных куполов и усыпанных звездами главок. Две точки неизменно приковывали все взоры: это Храм Василия Блаженного и Кремль, который не мог взорвать даже Наполеон. «Передо мной вдруг возникло множество разноцветных куполов и усыпанных звездами главок. Две точки неизменно приковывали все взоры: это Храм Василия Блаженного и Кремль, который не мог взорвать даже Наполеон. Кремль со своими неровными стенами, своими разной высоты зубцами – белокаменное чудо. Кремль со своими неровными стенами, своими разной высоты зубцами – белокаменное чудо. …Я никогда не забуду трепета, охватившего меня, когда я впервые увидел колыбель современной Российской империи: ради Кремля стоит совершить путешествие в Москву. …Я никогда не забуду трепета, охватившего меня, когда я впервые увидел колыбель современной Российской империи: ради Кремля стоит совершить путешествие в Москву. Кремль стал валом, который защищал русских от набегов калмыков; его стены имели два назначения: они стояли на страже государственной независимости и укрепляли власть государя. Кремль стал валом, который защищал русских от набегов калмыков; его стены имели два назначения: они стояли на страже государственной независимости и укрепляли власть государя. …Я видел, как солнце, уже почти скрывающееся за окружающим Кремль парком, бросает свой последний луч на верхушки башенок и купола церквей: зрелище это обладает колдовской притягательностью. …Я видел, как солнце, уже почти скрывающееся за окружающим Кремль парком, бросает свой последний луч на верхушки башенок и купола церквей: зрелище это обладает колдовской притягательностью.

24 Кремль – в полотнах художников Красоту и величие Кремля до наших дней запечатлели известные всему миру художники в своих бессмертных произведениях. Такие как: Красоту и величие Кремля до наших дней запечатлели известные всему миру художники в своих бессмертных произведениях. Такие как: А. Васнецов: «Московский Кремль.1921г.»; А. Васнецов: «Московский Кремль.1921г.»; « Московский Кремль при Иване Калите. 1921г.»; « Московский Кремль при Иване Калите. 1921г.»; «Московский Кремль при Дмитрии Донском. 1922г.»; «Московский Кремль при Дмитрии Донском. 1922г.»; «Московский Кремль при Иване III. 1922г.»; «Московский Кремль при Иване III. 1922г.»; «Расцвет Кремля. Всехвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922г.»; «Расцвет Кремля. Всехвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922г.»; «Московский Кремль. Соборы. 1894г.» и другие. «Московский Кремль. Соборы. 1894г.» и другие. Л. Арну - «Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. Середина XIX в.»; Л. Арну - «Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. Середина XIX в.»; Ф. Арну - «Вид Спасской башни. Середина XIX»; Ф. Арну - «Вид Спасской башни. Середина XIX»; Ф. Алексеев: «Боярская площадь Постельного крыльца. Храм спаса за Золотой решеткой в Московском Кремле. Около 1800г.»; Ф. Алексеев: «Боярская площадь Постельного крыльца. Храм спаса за Золотой решеткой в Московском Кремле. Около 1800г.»; «Площадь перед Успенским Собором в Московском Кремле. Около1800г.»; «Площадь перед Успенским Собором в Московском Кремле. Около1800г.»; «Соборная площадь в Московском Кремле. Около 1800г.»; «Соборная площадь в Московском Кремле. Около 1800г.»; «Вид Сената и Арсенал в Московском Кремле гг.» «Вид Сената и Арсенал в Московском Кремле гг.»

25 Кремль – в стихах поэтов Кремль… Сколько стихов связано с этим именем, начиная с летописных времен! Кремль… Сколько стихов связано с этим именем, начиная с летописных времен! О Москве и Кремле написано великое множество стихов. О Москве и Кремле написано великое множество стихов. А. С. Пушкин, москвич по рождению, в детстве часто бывал в Кремле. В сопровождении крепостного дядьки Никиты Тимофеевича Козлова, он поднимался на колокольню Ивана Великого. Его первые впечатления – цветущие сады, улицы, вымощенные камнем и Кремль, овеянный преданиями и древней славой. А. С. Пушкин, москвич по рождению, в детстве часто бывал в Кремле. В сопровождении крепостного дядьки Никиты Тимофеевича Козлова, он поднимался на колокольню Ивана Великого. Его первые впечатления – цветущие сады, улицы, вымощенные камнем и Кремль, овеянный преданиями и древней славой. Посещение Кремля Пушкиным отразилось в его произведениях. В трагедии «Борис Годунов» - местом действия обозначены Кремлевские палаты, келья в Чудовом монастыре, палаты патриарха, царские палаты, царская дума, дом Борисов, Архангельский собор. Посещение Кремля Пушкиным отразилось в его произведениях. В трагедии «Борис Годунов» - местом действия обозначены Кремлевские палаты, келья в Чудовом монастыре, палаты патриарха, царские палаты, царская дума, дом Борисов, Архангельский собор. Во время проведения коронации в Кремле Николай I объявил высочайшее повеление о вызове Пушкина из Михайловского в Москву. Строки из поэмы «Евгений Онегин» выражают впечатления поэта от встречи с городом и Кремлем. Во время проведения коронации в Кремле Николай I объявил высочайшее повеление о вызове Пушкина из Михайловского в Москву. Строки из поэмы «Евгений Онегин» выражают впечатления поэта от встречи с городом и Кремлем. «Но вот уж близко. Перед ним «Но вот уж близко. Перед ним Уж белокаменной Москвы, Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы. Горят старинные главы. Ах, братцы! Как я был доволен, Ах, братцы! Как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг!» Открылся предо мною вдруг!» О неприступности Кремля – другие строки А. Пушкина в поэме «Евгений Онегин» О неприступности Кремля – другие строки А. Пушкина в поэме «Евгений Онегин» «Напрасно ждал Наполеон, «Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненный Москвы коленопреклоненный С ключами старого Кремля; С ключами старого Кремля; Нет, не пошла Москва моя Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою». К нему с повинной головою». Образ Кремля и его памятники присутствуют также в сказке «Сказка о царе Салтане». Образ Кремля и его памятники присутствуют также в сказке «Сказка о царе Салтане». О. Мандельштам писал о красоте соборов Кремля: О. Мандельштам писал о красоте соборов Кремля: «Успенский, дивно округленный, «Успенский, дивно округленный, Весь удивленье райских дуг, Весь удивленье райских дуг, И Благовещенский, зеленый, И Благовещенский, зеленый, И, мнится, заворкует вдруг. И, мнится, заворкует вдруг. Архангельский и «Воскресенья» Архангельский и «Воскресенья» Просвечивает, как на ладонь, - Просвечивает, как на ладонь, - Повсюду скрытое горенье, Повсюду скрытое горенье, В кувшинках спрятанный огонь» В кувшинках спрятанный огонь» М. Ю. Лермонтов в поэме «Сашка» прославляет величие Кремля: М. Ю. Лермонтов в поэме «Сашка» прославляет величие Кремля: «Москва, Москва!...Люблю тебя как сын, «Москва, Москва!...Люблю тебя как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно! Как русский, - сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый, безмятежный, И этот Кремль зубчатый, безмятежный, Напрасно думал чуждый властелин, Напрасно думал чуждый властелин, С тобой, столетним русским великаном С тобой, столетним русским великаном Померяться главою и обманом Померяться главою и обманом Тебя низвергнуть. Тщетно поражен Тебя низвергнуть. Тщетно поражен Тебя пришелец: ты вздрогнул – он упал! Тебя пришелец: ты вздрогнул – он упал! Вселенная замолкла…Величавый, Вселенная замолкла…Величавый, Один ты жив, наследник нашей славы. Один ты жив, наследник нашей славы. Ты жив!... Ты жив, и каждый камень твой – Ты жив!... Ты жив, и каждый камень твой – Заветное преданье поколений. Заветное преданье поколений. Глубоко чувствуя Россию, Николай Рубцов, создал удивительно живые строки о Московском Кремле, которые являются эпиграфом к данной работе. Глубоко чувствуя Россию, Николай Рубцов, создал удивительно живые строки о Московском Кремле, которые являются эпиграфом к данной работе.

26 Заключение Из вышеизложенного следует: Из вышеизложенного следует: Московский Кремль – один из величайших исторических архитектурных памятников, и по праву достоин, носить звание одного из семи чудес света. Московский Кремль – один из величайших исторических архитектурных памятников, и по праву достоин, носить звание одного из семи чудес света. Кремль – это наша история, память, величие, символ российской державы! Кремль – это наша история, память, величие, символ российской державы! Это душа, разум и сердце всего русского! Это душа, разум и сердце всего русского! Несмотря ни на что, в Кремле по-прежнему бьется живое сердце России, напоминая нам о великом прошлом нашей Родины. Несмотря ни на что, в Кремле по-прежнему бьется живое сердце России, напоминая нам о великом прошлом нашей Родины. «Все города, как люди и народы, «Все города, как люди и народы, Свою судьбу имеют на земле, Свою судьбу имеют на земле, Но честь и Правда, Совесть и Свобода Но честь и Правда, Совесть и Свобода Живут в Москве, в ее седом Кремле!» Живут в Москве, в ее седом Кремле!» А. Прокофьев. А. Прокофьев.

27 Список использованной литературы: Детская энциклопедия «Я познаю мир»: Чудеса света: Автор-сост. Н З. Соломко; Детская энциклопедия «Я познаю мир»: Чудеса света: Автор-сост. Н З. Соломко; Детская энциклопедия «Я познаю мир»: Москва в вопросах и ответах: Т. А. Торопцев Детская энциклопедия «Я познаю мир»: Москва в вопросах и ответах: Т. А. Торопцев Детская энциклопедия г. (журнал «Аргументы факты»); Детская энциклопедия г. (журнал «Аргументы факты»); Московский Кремль и его окрестности. Париж: Ален де Гуркюф, 1994; Московский Кремль и его окрестности. Париж: Ален де Гуркюф, 1994; Московский Кремль на рубеже тысячелетий. М., Памятники ист. Мысли, 2000; Московский Кремль на рубеже тысячелетий. М., Памятники ист. Мысли, 2000; Смирнова Е. И., Богатская А. Б. Московский Кремль пушкинской поры. М.: АО «Моск. Учебники», 1999; Смирнова Е. И., Богатская А. Б. Московский Кремль пушкинской поры. М.: АО «Моск. Учебники», 1999; Забелин И. Е. История города Москвы: Наука, 1995; Забелин И. Е. История города Москвы: Наука, 1995; Бартеньев С. П. Московский Кремль в старину и теперь, СПб., 1913; Бартеньев С. П. Московский Кремль в старину и теперь, СПб., 1913; Стихи о Москве. С. «Школьная библиотека»., Лит. Худ. Издание. Отв. Ред. Н. Е. Дубань; Стихи о Москве. С. «Школьная библиотека»., Лит. Худ. Издание. Отв. Ред. Н. Е. Дубань; Города России. Авт. Ю. Н. Лубченков., Изд. «Белый город», Города России. Авт. Ю. Н. Лубченков., Изд. «Белый город», Фотографии. Интернет – сайт: /photos/?kremlin. (Москва/Фотографии/Кремль); Фотографии. Интернет – сайт: /photos/?kremlin. (Москва/Фотографии/Кремль); РИА «Новости». Газетные публикации. РИА «Новости». Газетные публикации.