ГБСКОУ школа-интернат 9 Калининского района Диагностика комфортности условий обучения ребенка в школе Педагог-психолог школы-интерната 9 Веселова Таисия Валерьевна Санкт-Петербург 2012
Цель диагностики: изучить и систематизировать методологические, теоретические и технологические основы психологической, социальной и педагогической диагностики детей с ОВЗ в условиях высокотехнологичной среды Предмет исследования: Комфортность условий обучения в школе Объект исследования: Условия обучения учащихся в школе Планируемый результат: Пакет с диагностическим материалом по проведению исследования комфортности условий обучения Предложения по организации психолого-педагогического сопровождения учащихся
КомфортностьКомфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. Комфортность обученияКомфортность обучения – это та микросреда и микросоциум в школе, в которых ребенок имеет возможность раскрыть и реализовать свой природный творческий потенциал Комфортность обучения-Комфортность обучения- наличие такого режима в школе, когда ребенку даются посильные интеллектуальные и физические нагрузки, когда учащийся не замыкается в себе, а стремится к общению со сверстниками с окружающими его людьми. Комфортность обучения-Комфортность обучения- особая предметно- развивающая среда, обеспечивающая эмоционально комфортные условия образовательного процесса. З составляющие комфортности обучения: психологическая физическая интеллектуальная
Диагностика комфортности условий обучения условий обучения Компьютерная зависимость учащихся Тревожность учащихся Профессиональный стресс у педагогов
Диагностика комфортности условий обучения Компьютерная зависимость Методы исследования: Наблюдение, беседа Анкета-опросник для определения Интернет- зависимости (С.А. Кулаков) Анкета-опросник для определения игровой зависимости (А.В. Котляров)
Диагностика комфортности условий обучения Игровая компьютерная зависимость Интернет-зависимость Низкий уровень – ребенок обычный пользователь Средний уровень - есть проблема из-за частого увеличения времени пребывания в сети Высокий уровень – можно говорить о том, что ребенок зависим от Интернета
Диагностика комфортности условий обучения Рекомендации для педагогов: в начальной школе, используя на уроках развивающие и познавательные компьютерные игры, строго отслеживать их содержание. строго контролировать длительность работы ребенка за компьютером. рационально чередовать работу за компьютером с другой деятельностью. организовать ребенку досуг, вовлекать его в секции и кружки, содействовать развитию склонностей и интересов ребенка, поощрять творческие начинания. прививать любовь к здоровому образу жизни, спорту, следить за тем, чтобы ребенок уделял должное время физическим нагрузкам. прививать навыки культуры общения с современной техникой. в своей внеклассной работе делать акцент на сотрудничестве с родителями. Проводить лектории для родителей по профилактике компьютерной зависимости. воспитывать чувство семейной и коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) - повод и основание для ухода в виртуальный мир. Всегда искать возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и односторонность переживаний в режиме on-line. в конце учебного дня предоставлять ребенку время для психологической разгрузки, не используя для этого компьютер.
Диагностика комфортности условий обучения Тревожность учащихся Методы исследования: Наблюдение, беседа Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан)
Диагностика комфортности условий обучения Рекомендации для педагогов по работе с детьми Важен учёт индивидуальных особенностей ребенка. Подбадривайте, поддерживайте, хвалите ребенка. Поощряйте инициативу публичного выступления. Старайтесь не указывать на ошибки ребенка в присутствии его одноклассников. Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами. Снисходительно относитесь к способам, которые ребенок использует, чтобы снять свою тревогу. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах. Избегайте заданий на ограниченное время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Важно обеспечить такой подход к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в классе.
Диагностика комфортности условий обучения Профессиональный стресс педагогов Методы исследования: Беседа, наблюдение Тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников) Методика для определения синдрома «выгорания» (Водопьянова Н.Е.) Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А.Ф. Фидпер)
Диагностика комфортности условий обучения Наличие синдрома профессионального выгорания Наличие синдрома профессионального выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, рабочая продуктивность) Профессиональный стресс Профессиональный стресс
Диагностика комфортности условий обучения Психологическая атмосфера в коллективе
Диагностика комфортности условий обучения Рекомендации для педагогов: использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы); овладеть умениями и навыками саморегуляции; профессиональное развитие и самосовершенствование уход от лишней конкуренции; эмоциональное общение поддержание хорошей физической формы; овладение умением обдуманно распределять свои нагрузки; научиться к переключению с одного вида деятельности на другой.
Диагностика комфортности условий обучения