«Групповая работа на уроках химии как форма развития коммуникативных умений» Учитель химии ГБОУ СОШ 139 СВАО Зубкова Елена Михайловна Городская научно-практическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие коммуникативных навыков через организацию работы в группах Учитель химии ЦО «Гамма» 1404 Зубкова Елена Михайловна.
Advertisements

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер «Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»
Педагогический совет «Роль и место начальной школы в развитии личности обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий»
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта.
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Использование возможностей совместной учебной деятельности в формировании культуры безопасности МОУ ВСОШ 7.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Метод проектов как педагогическая технология обучения сотрудничеству на уроках математики Анопова Елена Ивановна, учитель математики МАОУ СОШ 28 г. Томска.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Выполнила: студентка 17 ПО(бп)МФ Чеченева Екатерина.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Защита урока по физике в 7 классе «Условие плавания тел» в соответствии с требованиями ФГОС.
Руководитель ШМО учителей начальных классов Васильева Т.А.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
«Психологическое сопровождение введения ФГОС». «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения»
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Белых Н.Г.
Творческая группа Технология группового взаимодействия как средство формирования и развития УУД Руководитель: Баранова Т.Л.
Проектная деятельность, как дидактическое средство предметного обучения Проектная деятельность, как дидактическое средство предметного обучения Каракулова.
Транксрипт:

«Групповая работа на уроках химии как форма развития коммуникативных умений» Учитель химии ГБОУ СОШ 139 СВАО Зубкова Елена Михайловна Городская научно-практическая конференция «Августовский педсовет- 2013» 27 августа 2013 год

«Уже недостаточно просто знать что-то; более важно знать почему и как» (Карл Роджерс «Свобода учиться») Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. (Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

Семь шагов в обучении умению работать Помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык. Помогите учащимся понять, из чего это умение/навык состоит. Организуйте практику. Убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет, он выполняет задания по овладению навыком/умением. Стимулируйте учащихся в том, чтобы они помогали друг другу во время практики. Создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата. Стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.

Коммуникативные компетенции: Письменная коммуникация, Публичное выступление, Продуктивная групповая коммуникация знания о средствах, способах и закономерностях общения; знания психологических особенностей личности; владение средствами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций; саморегуляцию собственного поведения. Коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности

Коммуникативные действия Планированиесотрудничества: определение цели,определение цели, распределение функций,распределение функций, выработка способоввыработка способоввзаимодействия Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Разрешение конфликтов: выявление проблемы,выявление проблемы, поиск и оценка способовпоиск и оценка способов разрешения конфликтов, разрешение конфликтаразрешение конфликта на практике Управлениеповедениемпартнера Владение монологической и диалогическойречью Умение полно и точно выражать свои мысли

Цель проекта – Создать условия для формирования коммуникативных умений через работу ассистентов учителя и организацию работы в группах. «Скажи мне - и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне действовать самому – и я научусь» «Уча – учись»

Ассистент – ведущий урок Вместе с учителем участвует в подготовке к уроку. Самостоятельно проводит урок или его элементы.

Ассистент – организатор Оказывает помощь учителю в организации работы на уроке и во внеурочное время. Проверяет готовность учащихся к уроку Напоминает учащимся правила работы, требования к результатам работы, наблюдает за соблюдением правил работы. Ассистент – эксперт Оказывает помощь учителю при проверке заданий учителя: тестов, упражнений, выступлений (по эталону). Оценивает результаты учебной работы - заданий, текстов, исследований, докладов, презентаций, выступлений.

Ассистент – лаборант Помогает учителю при выполнении экспериментальных работ (лабораторных, практических). Следит за соблюдением учащимися класса или учебной группы техники безопасности при выполнении экспериментальных работ. Ассистент – консультант Консультирует одноклассников при выполнении учебных заданий. Объясняет одноклассникам трудный материал, который сам хорошо понял.

Организация групповой работы на уроке Создание условий для сотрудничества, активной умственной и практической работы, формирования умений и навыков. Использование возможностей каждого ученика. Развитие чувства ответственности.

Разновидности групповой работы на уроке «Конкуренция: каждый сам за себя» «Геройство: один за всех» «Партнерство: каждый за всех» «По ступенькам: один, в паре, в группе, в классе»

Алгоритм подготовки к уроку с использованием групповой формы работы Определить цели и задачи урока: какие знания учащиеся должны усвоить; какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть; какие качества будут проявлять; какие чувства будут выражать; как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке. Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся. Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока. Определить роли учащихся в группах. Определить этапы работы групп. Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов. Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.). Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.

Технология организации работы в группах на уроке 1. Подготовка к выполнению группового задания: постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); инструктаж о последовательности работы; раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы в группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); подведение итогов группового задания. 3. Заключительная часть: сообщение о результатах работы в группах; анализ познавательной задачи, рефлексия; общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Роли и обязанности членов учебной группы Координатор – организует работу всей группы. Консультант - помогает при выполнении учебных заданий; объясняет трудный материал, который сам хорошо понял. Секретарь – ведет записи, следит за соблюдением рабочей тишины и за временем. Эксперт - следит за ясностью и точностью выступлений учеников; оценивает выполнение элементов задания.

Алгоритм работы в группе Определите цель деятельности своей группы на уроке. Обсудите с товарищами задание и шаги по его выполнению. Будьте внимательны к мнению всех членов группы. Распределите задания между собой и обозначьте отведенное на это время. Помогайте друг другу. Подготовьте презентацию выполненной работы, распределите роли и очередность выступления. Доброжелательно и внимательно относитесь к другим группам.

Варианты оценивания работы членов группы: Персональная оценка. Одинаковая оценка. По результатам ответа представителя группы. По результатам ответа самого слабого учащегося в группе. работы учебной группы: Оценка работы группы в целом по результатам выполнения общего задания. Оценка работы группы по сумме отметок или по среднему баллу. По итогам работы класса.

Критерии оценивания продуктивной групповой коммуникации - умения организовывать учебное сотрудничество Умение работать в команде: Взаимопомощь Ответственность Активность Умение принимать и анализировать мнения других: Взаимоуважение Умение слушать других

Уровни сформированности продуктивной групповой коммуникации: I Уровень – низкий (1-2 балла), II Уровень – средний (3-4 балла), III Уровень– высокий (5-6 баллов) «Умение работать в группе» ФИ Умение работать в команде Умение принимать и анализировать мнения других Взаимопомощь (2 балла) Ответствен- ность (2 балла) Активность (2 балла) Взаимо- уважение (3 балла) Умение слушать других (3 балла)

Рубрикатор для оценивания уровня сформированости продуктивной групповой коммуникации Критерии: Показатели сформированности I Уровень 1-2 балла II Уровень 3-4 балла III Уровень 5-6 баллов Умение работать в команде Не реагирует на просьбы одноклассников об оказании помощи; требует постоянного контроля при выполнении задания; не проявляет инициативу при выполнении работы. Не всегда отзывается на просьбы оказать помощь в работе; иногда отвлекается при выполнении задания; принимает посильное участие в работе группы, пытаясь проявить инициативу. Умеет оказать эффективную помощь в группе; ответственно, не отвлекаясь, выполняет задание; принимает активное участие в работе группы, проявляет инициативу, предлагая идеи. Умение принимать и анализировать мнения других При выполнении задания часто создает конфликтную ситуацию; не может спокойно выслушать одноклассника, часто перебивает при общении, навязывая свою точку зрения. Пытается строить отношения в команде на основе доверия, не всегда уважая точки зрения других. Иногда провоцирует конфликтную ситуацию, не всегда внимательно слушает собеседника. Умеет строить отношения в команде на основе доверия, уважая точки зрения других. Спокойно, не создавая конфликтную ситуацию, ведет себя в течение всей работы группы; не перебивает собеседника при общении.

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» Антуан Сент-Эзюпери