ГОРДОН ДРАЙДЕН, ДЖАННЕТТ ВОС «РЕВОЛЮЦИЯ В ОБУЧЕНИИ» (Научить мир учиться по- новому)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовил: Батунов Алексей Эу-203. На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества.
Advertisements

Дистанционное образование Дистанционное образование – это система обучения, при которой ученик взаимодействует с учителем или ресурсами обучения на расстоянии.
Проблема использования информационных технологий в преподавании Группа разработчиков преподаватели ЦМК АСУ: Щелкунова Н.В. Захарова Е.А. Фефелова Е.В.
Ограниченность экономических ресурсов.. Зачем знать и изучать экономику ? Экономика – это способ организации деятельности людей, направленной на создание.
Информатизация образования – путь к более эффективному выполнению социального образовательного заказа» Рыбникова Наталья Павловна, ректор МАОУ ПКС «ИОМКР»
От индустриального общества к информационному МОУ СОШ 2 городского округа город Буй Костромской области.
Почему 90% из тех, кто начинает работать с Китаем без нашей системы терпит неудачу?
Информационное общество. Защита информации.. I. Основные тенденции развития информационного общества.
Программа Intel «Инновации в образовании». Каковы наши цели? Поддержать улучшения в самостоятельной учебной работе школьников и помочь развить навыки,
Проект МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС ОНЛАЙН
Роль информационных технологий в образовательном пространстве Князева Н.В. учитель истории средняя школа 5 г. Волжск.
Знаете ли вы, что.... Иногда размер действительно имеет значение.
Место компьютера в информационно- образовательном пространстве.
Дистанционное обучение - шаг вперёд по сравнению с обучением заочным. Сохраняя главные достоинства заочного обучения - возможность учиться на дому, в удобные.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ Галанская Ольга Ивановна Учитель информатики МБОУ «СОШ 4 ЗМР РТ» г.Зеленодольск Республика Татарстан.
Термин " дистанционное обучение " (distance education) еще до конца не устоялся. Встречаются такие варианты как " дистантное образование ", " дистантное.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.
Кафедра «Бизнеса и инноваций» Сибирского государственного индустриального университета является уникальной. Её особенность на фоне других кафедр университета.
УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ Монография под редакцией проф. А.В. Трачука.
Транксрипт:

ГОРДОН ДРАЙДЕН, ДЖАННЕТТ ВОС «РЕВОЛЮЦИЯ В ОБУЧЕНИИ» (Научить мир учиться по- новому)

Содержание монографии Глава 1. Будущее.16 основных тенденций, которые определят мир будущего. Глава 2. Почему не самый лучший? 13 шагов, необходимые для обучающегося общества XXI века. Глава 3. Знакомьтесь: ваш удивительный мозг. Глава 4. Самоучитель.20 шагов навстречу более быстрому, эффективному и простому обучению. Глава 5. Как научиться находить гениальные решения. Новая программа обучения творческому мышлению.

Глава 6. С самого начала. Что нужно делать, чтобы рожать талантливых и здоровых детей. Глава 7. Самые важные годы. Как развивать интеллект ребенка от рождения до восьми лет. Глава 8. Сокровенные тайны обучения. Как запрограммировать успех в обучении – подобно тому, как это делается в бизнесе. Глава 9. Правильно учиться – значит учиться легко, быстро и весело! Глава 10. Действуйте в своем стиле. Как найти свой собственный стиль обучения и использовать все разновидности своего интеллекта.

Глава 11. Что делать, если Вы отстаете? Лучшие в мире программы наверстывания упущенного – и почему они работают. Глава 12. Как избежать отчисления из школы? Как получать «кайф» от обучения, а не от наркотиков и преступлений. Глава 13. Создавая школу будущего. 12 способов преобразования системы образования. Глава 14. Слияние бизнеса и образования. У «обучающих организаций» появляется множество возможностей. Глава 15. Вызов брошен. От «Всемирной паутины» к всемирному обучающемуся обществу.

Зачем, чему и как учить современного школьника? Эта триада вопросов – вечная проблема Человечества. Но!!! Начало третьего тысячелетия – переломный этап в развитии образования. В школьном образовании грядет нешуточная революция

Монография американских ученых Гордона Драйдена и Джаннетта Воса «РЕВОЛЮЦИЯ В ОБУЧЕНИИ» (Научить мир учиться по- новому) полностью посвящена доказательствам этого вывода и в ней представлено множество аргументов в пользу радикальных изменений в системе образования и примеров новых моделей обучения.

Тогда как лучшие из мировых корпораций полностью перестраиваются каждые 4 или 5 лет, наши школы, в большинстве своем, как будто попали в «ловушку времени» из фантастического рассказа: они так и продолжают следовать системе, придуманной для прошлой, доиндустриальной эпохи.

Идеи монографии «Революция в обучении» просты, наглядны – и невероятно важны: 1.Мы живем в начале самой глубокой революции в истории человечества; 2.Сегодня, благодаря технологиям, мы знаем, как сохранить все накопленные человечеством знания и опыт и как сделать их мгновенно доступными практически для каждого человека на Земле

3.Нам необходима революция в обучении, которая дополнила бы революцию в области мгновенных средств связи – и эта революция уже идет; 4. Каждая семья, школа или фирма могут воспользоваться выгодами этой новой эпохи «разума, объединенного в сеть» 5. Кроме того, нам необходимо полностью пересмотреть и переосмыслить все аспекты школьного образования, обратив особое внимание на опасность, исходящую от узких, недальновидных образовательных программ

Революция в обучении основывается на 7 основных убеждениях: 1.В настоящий момент мир переживает важнейший поворотный момент в своей истории 2.Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, мышления, а также методы достижения благополучия

3. Эта революция во многом определит наше будущее: как мы и наши дети будем трудиться, зарабатывать себе на жизнь и получать от нее максимальную радость, - и будет ли это все у нас вообще 4. Наверное, не более одного человека из пяти, даже в развитых странах, знает сейчас, как воспользоваться лавинообразным потоком изменений, происходящих в мире

5. Если мы не найдем ответы на эти вопросы, то быстро растущее деление на богатых и бедных превратится в пропасть – пропасть нищеты, отчаяния и терроризма. 6. Нам необходима параллельная революция в области «пожизненного обучения», дополняющая информационную революцию,- чтобы все люди смогли воспользоваться плодами нынешней эпохи «потенциального изобилия»

7. К счастью, эта революция, которая может помочь каждому из нас усвоить все, что нам требуется, гораздо быстрее и эффективнее – набирает темп. Перед нами открываются новые, сияющие ярким светом дороги, но при этом остро встает вопрос выбора!

Сейчас существуют средства, позволяющие накормить, одеть и обучить всех людей на Земле. Однако, до сих пор в мире ежегодно умирают 11 млн. детей младше 5 лет (примерно 30 тысяч детей ежедневно!) Примерно 1,1 млрд. людей живут меньше, чем на 1 доллар в день, в то время как суммарное состояние 495 богатейших людей в мире 1545 млрд. долларов. Всего 1% этих денег ежегодно достаточно для обеспечения 300 млн. детей, у которых нет средств, чтобы посещать школу

Три миллиарда людей никогда не звонили по телефону, в то время как 2 млрд. пользуются сейчас почти мгновенным доступом в Интернет В среднем в мире каждый год тратится около 800 млрд. долларов на оборону и только 80 млрд. долларов на нужды бесплатного образования. Снижение военных расходов всего на 11% позволило бы удвоить ассигнования на образование, предоставив тем самым целому ряду стран возможность самим создавать свое будущее

Большинство учеников все равно часто скучают, сидя в классах школ безвозвратно ушедшей эпохи. Правда, есть и образцовые школы, где учащиеся имеют мгновенный доступ к курсам лучших в мире преподавателей, величайшим идеям, прекрасным библиотекам, художественным галереям и справочникам. А их преподаватели действуют как наставники и гиды, используя в качестве классной комнаты целый мир.

Самые успешные из 59 млн. учителей современности ежедневно работают только с учащимися одновременно, - хотя современные технологии уже позволяют преподавателям делиться своими знаниями с миллионами учеников, живущих в разных странах мира. Передовая поисковая система Google уже сейчас может просматривать 3 млрд. веб- страниц за полсекунды в поисках информации, дающий ответ на конкретные вопросы учащихся. Google отвечает на 1800 запросов ежесекундно – 150 млн. ежедневно, 64 млрд. в год – осуществляя поиск среди документов на 72 языках.

На этом фоне удивительным выглядят системы школьного образования, неспособные осознать факт революции в области персональных компьютеров, от начала которой уже минуло более 25 лет. Впрочем, и сама эта революция уже завершилась. Эра отдельных компьютеров уступила дорогу новому обществу открытых, глобальных коммуникационных сетей.

Тим Бернерс-Ли, отец Интернета, уже планирует дальнейшие шаги. Он называет их созданием «семантической сети». Это «разумная сеть, которая, в конце концов, поймет человеческий язык и сделает работу с компьютерами столь же простой, как и работу с людьми». Конечная цель заключается в «превращении Интернета в гигантский мозг»

Семанти́ческая сеть информационная модель предметной области, имеющая вид ориентированного графа, вершины которого соответствуют объектам предметной области, а дуги (рёбра) задают отношения между ними.информационная модельпредметной областиграфа Объектами могут быть понятия, события, свойства, процессы[1].[1] Таким образом, семантическая сеть является одним из способов представления знаний.представления знаний В названии соединены термины из двух наук: семантика в языкознании изучает смысл единиц языка, а сеть в математике представляет собой разновидность графа набора вершин, соединённых дугами (рёбрами). В семантической сети роль вершин выполняют понятия базы знаний, а дуги (причем направленные) за дают отношения между ними. Таким образом, семантическая сеть отражает семантику предметной области в виде понятий и отношений.семантикаграфапонятияотношения

Каждый компьютер, имеющий выход в Интернет, будет обладать доступом ко всему знанию, накопленному человечеством в области науки, бизнеса и искусства за 30 тысяч лет, начиная с того времени, когда мы стали разрисовывать стены пещер. Более того, сегодня мы можем получить большую часть информации бесплатно. Google, Linux и Всемирная паутина открывают для нас новую эру просвещения – эру ренессанса.

Модели «Революции в обучении»: Лучшим временем для развития в детях способности к обучению является дошкольный период, потому что большинство основных связей в мозге закладываются именно в течение этого жизненно важного периода времени; Правительство Финляндии привлекло 5000 учащихся для обучения их учителей работе с компьютером и использованию информационных технологий;

Сегодня каждый человек является одновременно и учителем и учеником. Впервые за всю историю дети начинают играть важнейшую роль в области революции средств связи; Сегодня у лучших преподавателей и их учащихся существует возможность активно создавать и распространять свои совершенно новые наработки; Существует множество различных «типов интеллекта» - и каждый из нас обладает своим стилем обучения, столь же индивидуальным, как и отпечатки пальцев. Эффективные системы школьного образования должны распознавать стили обучения учеников и обращаться непосредственно к каждому из них;

Создайте правильные условия, и даже дети из бедных семей смогут совершить прорыв к самостоятельному познанию мира. Выпускники новозеландской начальной школы побережья Тахатаи в основном выходцы из бедных семей, в совершенстве умеют работать с компьютерами и мультимедийными средствами для решения своих проблем и делают это на уровне, обычно встречающемся только у учащихся старших классов;

В настоящее время выдающиеся преподаватели могут одновременно обучать миллионы людей, используя преимущества интерактивных электронных средств связи и получая хороший доход от занятий тем, что доставляет им удовольствие; Новые методы обучения в течение многих лет развивались и совершенствовались в школах по изучению иностранных языков, теперь наступила очередь использовать эти методики в других областях образования. В Новой Зеландии 11-летние школьники, отстающие в развитии навыков на пять лет, быстро наверстывают упущенное в течение 8-10 недель, используя «программу обучения чтению в сопровождении магнитофона»;

Новому взаимосвязанному всепланетному обществу требуется новая глобальная модель обучения и всей школьной системы – модель, которую можно легко принять за основу в образовательной системе любой страны; Обеспечьте такой путь преодоления межкультурных, межэтнических барьеров, который бы стимулировал развитие, - и тогда родится мирное сообщество, в котором царит дух сотрудничества. Обеспечьте учащихся инструментами для совместного исследования их культур, и образование приобретет совершенно новую глубину;

Используйте в качестве класса для своих занятий весь мир, а чтобы этому научиться, просто делайте это; В будущем обучение будет происходить на основе практической деятельности. Отказываясь от системы лекций, студент не просто будет читать об истории – он будет сам разыгрывать те или иные исторические события, словно участвуя в них (кино 3D); Старая модель школьной системы настолько же мертва, как и породившая ее промышленная революция.

Надобность в физическом труде сегодня быстро сокращается. Всем учащимся сегодня необходимо стать самостоятельными, уверенными в себе, творческими «менеджерами своего будущего». Обеспечьте всем свободный и бесплатный доступ ко всей этой информации через Интернет. Основа научного метода для Интернета: поделись, попробуй и улучши! Бедным требуется не подаяние. Им нужны знания!

Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, но будущее во многом зависит от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни. Богатые страны уже совершили скачок из индустриального общества в эпоху информации – эпоху, когда мощь человеческого мозга, знания и творческий подход будут все больше и больше заменять в качестве основного капитала общества недвижимость и оборудование.

У развивающихся стран сейчас появляется уникальная возможность «сжать» историю: перескочить через индустриальную эру прямиком в новый век – век сетевого разума. Но новый век ставит перед нами жесткие альтернативы. Для тех, кто обладает новыми знаниями, мир полон возможностей. Для остальных встает перспектива безработицы, бедности и безысходности, поскольку старые рабочие места исчезают, и старая система экономики рушится.

Главная идея книги «Революция в обучении» заключается в следующем: для того, чтобы большинство людей преуспели в жизни, необходимы, и как можно скорее, новые методы обучения. И это актуально не только для нового поколения, но и для уже вполне взрослых людей.

16 основных тенденций, которые определят мир будущего: 1.Мгновенные средства коммуникации 2.Мир без экономических границ 3.Четыре шага к единой мировой экономике 4.Торговля и обучение через Интернет 5.Новое общество услуг 6.Объединение большого и малого

7. Новая эра досуга 8. Постоянно изменяющаяся форма работы 9. Женское лидерство 10. Наш удивительный, заново открываемый мозг 11. Расцвет национальных культур 12. Растущая численность низшего класса 13. Быстрое старение населения 14. Рост популярности идеи «сделай сам» 15. Деловое сотрудничество 16. Триумф личности

1.Эпоха мгновенных средств коммуникации. К настоящему моменту мир развил удивительную способность хранить информацию и делать ее мгновенно доступной в различных формах практически для любого человека. Эта возможность вызвала настоящую революцию в сферах бизнеса, образования, повседневной жизни, занятости, менеджмента и многого другого, что мы считаем само собой разумеющимся.

Наши дома получают новую значимость как жизненно важные центры обучения, работы и развлечений, что существенно изменит наши школы, наш бизнес, наши торговые центры, офисы, города и, во многих отношениях, все наше представление о работе

Наши предки (каких бы теорий о происхождении человека мы ни придерживались) изобрели письменность только около 6000 лет назад. Еще 2000 лет потребовалось для возникновения первого алфавита уникальной системы, позволяющей записать всю существующую информацию, используя только два-три десятка символов. Примерно в XI в. н. э. в Китае начали печатать книги.

И только в 1451 г. немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг напечатал первую в Европе книгу и кардинально изменил возможности хранения и обмена информацией, сделав печатные книги доступными для миллионов людей. «До изобретения Гуттенберга на всей территории тогдашней Европы насчитывалось только около книг. К 1500 г. их было уже более 9 миллионов».

Однако резкое ускорение этого процесса началось только в последние 130 лет: первая пишущая машинка появилась в 1872 г., первые телефоны в 1876 г., первая наборная машина в 1884 г., немое кино в 1894 г., радиосигналы начали использовать в 1895 г., звуковой кинематограф изобрели в 1922 г., телевидение появилось в 1926 г., а компьютерный микропроцессор и карманный калькулятор в 1971 г

После этого революция в сфере средств связи перешла в стадию взрывного развития. Весь мир становится одной гигантской информационной биржей.

В 1988 г. отдельный оптоволоконный кабель мог одновременно пересылать 3000 электронных сообщений, в 1995 г. 1,5 млн, в 2000 г. 10 млн. В среднем в мире ежегодно издается различных книг. Если читать по одной книге в день, прочтение всех их заняло бы больше 2000 лет. Но что произошло бы, если бы мы могли автоматически выбирать только нужную информацию, причем тогда, когда она нужна, и практически бесплатно получать ее в одном из тех 10 млн сообщений, которые мы можем передавать за один раз по одному оптоволоконному кабелю? И что произошло бы, если бы мы могли воспроизводить полученную информацию дома в любой форме: на компьютере, видеопленке, компакт-диске, или распечатать ее на домашнем принтере? Такая технология уже существует. Еще немного, и нам не понадобится даже оптоволокно.

К началу 2002 г. в мире существовало более 600 млн домашних компьютеров. Как минимум 530 млн человек имели доступ в Интернет. Каждый из них мог напрямую связаться с любым другим из этих 530 миллионов. Миллионы людей могли пользоваться выходом в Интернет на работе или в школе. По прогнозам, к 2007 г. доступом в Интернет будут обладать 1,46 млрд человек причем большинство из новичков будут иметь беспроводной доступ.

CD-ROM'ы, цифровые видеодиски и электронные игры являются первыми примерами, предвестниками тех вещей, которые появятся в нашем будущем. Когда в 1993 г. вышло первое издание этой книги, сфера электронных игр уже была достаточно обширной, но CD-ROM'ы были еще просто младенцами. В течение двух лет на рынке появилось более названий CD-ROM'oв. Большинство из них, в той или иной форме, относилось к образовательным материалам. С тех пор их число увеличилось просто фантастически.

По словам Хаммонда, сам по себе персональный компьютер вещь довольно тупая. Но помести его в сеть с миллионами других подобных ему, и «одинокий ПК превращается в часть разумной нервной сети, которая, как единое целое, обладает ошеломляющей мощью».

Как говорит Николас Негропонте, основатель и директор лаборатории Media Lab в Массачусетском Технологическом Институте, «Томас Джефферсон отстаивал концепцию библиотек и права бесплатно пользоваться литературой. Но этот великий «отец нации» не мог даже предположить, что настанет такое время, когда 20 млн человек будут одновременно и бесплатно получать доступ в электронную библиотеку и пользоваться ее содержимым».

Компакт-диск, используемый как «память только для чтения» (CD-ROM), имеет емкость 640 мегабайт. По объему это примерно равно 500 классическим книгам «или объему литературы, для прочтения которой потребуется пять лет, даже тем, кто читает по два романа в неделю». Более того по словам Негропонте, скоро обычный CD- ROM сможет вместить в 10 раз больше информации, то есть эквивалент 5000 книг.

Бывший выпускающий редактор журнала Wired Кевин Келли называет новую экономику «настоящим землетрясением». Он пишет: «Ирония нашего времени заключается в том, что эра компьютеров закончилась. Все основные возможности и преимущества отдельных компьютеров уже известны. Самые многообещающие технологии, дебютирующие в настоящее время, относятся к "общению" между компьютерами то есть скорее к соединениям, чем к вычислениям».

По словам Келли, сетевая экономика «питается за счет резонанса двух взрывных процессов: сжимающегося «микрокосма» чипов и расширяющегося «телекосма» соединений. Эти неожиданные сдвиги подрывают старые законы капитала и расчищают территорию для новой экономической системы.

Один из выдающихся лидеров экономики азиатского региона, глава компании Acer Group, штаб-квартира которой расположена на Тайване, Стэн Ши, например, предсказывает, что дешевые интерактивные электронные мультимедийные системы позволят правительствам развивающихся стран миновать стадию промышленной революции, т. е. сразу перепрыгнуть в информационную эпоху.

Соавтор книги «Мегатенденции-2000» Джон Найсбит (John Naisbitt, Megatrends 2000) называет глобальную экономику одним из своих основных предсказаний. «Мир, вне всякого сомнения, движется именно в этом направлении к мировой экономике с единым рынком. Конечно, на этом пути мы наблюдаем и некоторые протекционистские действия, но основная и всепоглощающая тенденция формирование мира со свободными торговыми отношениями между всеми странами».

2. Мир без экономических границ Мы также неизбежно движемся к миру, в котором почти все коммерческие операции будут настолько же не стесненными никакими рамками, как и сам Интернет. Не обращайте внимание на краткосрочные попытки некоторых сельскохозяйственных стран изолироваться от другого мира. Джин выпущен из бутылки: мгновенная передача денег по меньшей мере, 1,3 трлн долл. в день изменила саму природу мировой торговли и коммерческих операций.

Роберт Райх, первый госсекретарь по вопросам труда в администрации президента Клинтона, пишет: «Мы переживаем трансформацию, которая преобразит политику и экономику грядущего столетия. Не будет национальных продуктов или технологий, не будет национальных корпораций или национальных отраслей промышленности. Понятие национальной экономики исчезнет по крайней мере, в том виде, как мы привыкли понимать эту концепцию. В рамках национальных границ останутся только люди, которые составляют нацию.

Главными же сокровищами каждой нации станут интеллект и умения ее граждан». А они будут зависеть, прежде всего, от способности населения овладеть этими новыми умениями, особенно умению определять задачи, находить новые решения и постигать новые моральные ценности. Очевидно, что национальная система образования не может больше основываться просто на запоминании ограниченного объема базовой информации.

3. Четыре шага к единой мировой экономике В то время, как международное финансирование подстегнуло рост единой мировой экономики, существует четыре основных фактора, определяющих путь к всеобщему будущему процветанию: Продолжающееся лидерство США в важнейшей области промышленности электронике, а кроме того и в новом мире «слияния». Новое рождение Европы в качестве единого экономического сообщества модели интегрированного общества. Подъем экономики динамично развивающихся «азиатских тигров» модели для малых стран. Возрождение Китая, страны с самым большим населением, в качестве модели для слаборазвитых стран с большим населением.

Первая ступенька: у американцев поразительная способность быстрого внедрения результатов исследований в области высоких технологий и обеспечения производства революционно новых продуктов. Сейчас катализатором американской экономики является слияние нескольких пионерских отраслей экономики: компьютерной, телевизионной, развлекательной и отрасли мгновенных средств коммуникации. Это слияние оказывает и огромное воздействие на образование: оно дает возможности обойти систему школьного образования, если эта система остается запертой в рамках устаревших моделей.

Вторая ступенька к единой мировой экономике смоделирована Европейским Союзом. Он объединяет 15 стран и 370 млн человек. Долгое время находившаяся в тени Соединенных Штатов Америки, Европа вновь возрождается в роли второго глобального символа надежды народов на процветание и стабильность. Европейские компании, работающие в области телекоммуникаций и программного обеспечения, создают огромное количество новых рабочих мест. Даже в более мелких европейских странах такие компании, как Nokia в Финляндии, Ericsson в Швеции и Vodafone в Великобритании продемонстрировали пример того, как новые технологии могут оживить экономику нового века, если они подкреплены такой же динамичной образовательной политикой.

Третья ступенька новая модель небольшой страны, представляющей интерес на международном уровне, как, в частности, Тайвань, Ирландия, Финляндия и Сингапур. Сегодня Тайвань, с населением в 21 млн человек, может похвастаться электронных компаний, общий объем продаж которых составляет около 75 млрд долл., а продукция идет преимущественно на экспорт. В их число входят 120 крупнейших хай-тек компаний, рыночная стоимость которых составляет около 100 млрд долл., объем продаж 27 млрд, а число сотрудников человек. Ежегодно на Тайване получают дипломы инженеров и ученых человек, а политика страны нацелена на активное привлечение назад в страну тысяч других специалистов, которые успешно работают за ее пределами, например, в Силиконовой долине.

Ирландия, население которой составляет менее четырех миллионов человек, является не менее впечатляющим примером. Двадцать пять лет назад это была бедная сельскохозяйственная страна. Но к началу 2001 г. она перегнала Соединенные Штаты Америки по экспорту программного обеспечения. Ирландия привлекла 1100 международных компаний, которые начали работать в республике, и на данный момент там трудятся человек.

Годовой экспорт Ирландии составляет 25 млрд долл., а ежегодная торговая прибыль 11 млрд долл. Как и на Тайване, в Ирландии есть система налоговых льгот для привлечения высокотехнологичных компаний, дополняемая серьезной политикой в области подготовки опытного персонала, который мог бы в этих компаниях работать.

История Финляндии еще удивительнее, и во многом это история одной компании Nokia. В 1980-х гг. основными отраслями финской промышленности являлись древесное и бумажное производства. Расположенная в Хельсинки крупнейшая компания страны Nokia, была больше известна своими резиновыми сапогами, чем крошечными телефонами. «Но когда экономика испытала резкое падение цен в начале 1990-х гг., Финляндия обратилась за спасением к отрасли высоких технологий. Правительство решило 2,9% валового национального продукта вкладывать в технологические исследования и развитие. Вскоре Nokia зарабатывала по 32 млрд долл. в год за счет этого нового продукта, а ее успех стимулировал экономический подъем всей страны.

Быстро развиваясь, компания начала инвестировать средства в научные парки при университетах по всей стране. Сегодня в Финляндии насчитывается 400 хай-тек компаний. Население страны составляет всего пять миллионов человек, но более 2,5 млн из них пользуются сотовыми телефонами. Страна озер и саун может похвастаться также самым большим в Европе количеством Интернет-соединений.

Крошечное азиатское островное государство Сингапур преподает нам не менее важные уроки. Сорок лет назад этот остров прозябал в нищете. Двадцать лет назад правительство начало кампанию по привлечению высокотехнологичных транснациональных корпораций, привлекая их налоговыми скидками, высокообразованной рабочей силой и удивительной программой развития инфраструктуры.

При активной финансовой поддержке правительства за счет обязательных пенсионных отчислений был разработан крупнейший государственный проект развития инфраструктуры стоимостью в сотни миллионов долларов, Singapore One. Его целью стало обеспечение выхода в Интернет каждому дому, школе и офису. Кроме того, Сингапур тратит больше на школьные информационные технологии в пересчете на одного человека, чем любая другая страна.

Крупнейшим «спящим гигантом» в мире является Китай. После долгих лет застоя в результате «культурной революции» Мао, с 1979 г. эта страна избавила от бедности больше людей, чем любое другое общество за всю историю человечества. За последние 23 года ее экономика выросла более чем на 400%. Но во многих «особых экономических областях» на побережье экономика взлетела еще на более высокий уровень. Конечно, у страны все еще существуют большие проблемы, но она изо всех сил спешит использовать на практике опыт Сингапура, Гонконга и Тайваня.

Как только вышло первое издание нашей книги на китайском языке, 38-летний физик Сонг Чаоди (который даже внешне очень похож на Билла Гейтса) решил, что в ней «содержится ключ для изменения китайской системы образования, возраст которой насчитывает 2500 лет». Сонг является основателем ведущей китайской компании по созданию обучающего программного обеспечения, Clever Software, которая до того момента никогда не продавала книги. Но Сонг вознамерился приобрести эксклюзивные права на распространение в Китае «Революции в обучении». Добившись этого, он поставил на карту будущее своей компании, в которой насчитывалось 1100 сотрудников, выступив с маркетинговой кампанией, которая буквально загипнотизировала весь издательский мир.

В этой отрасли, где тираж в экземпляров означает, что книга бестселлер, Сонг выпустил неслыханный до этого 5-миллионный тираж. После этого он вложил миллионы долларов в трехнедельную телевизионную рекламную кампанию, пригласив родителей, преподавателей и учащихся «увидеть революцию в действии» на 30 одновременных мультимедийных выставках по всему Китаю. Через пять месяцев было напечатано еще пять миллионов экземпляров книги, а вместе с ними вышла новая книга, «Китай учится» (A Learning China), в основу которой легли писем, 5500 сообщений, полученных по факсу, и 1700, полученных по электронной почте, от читателей книги о том, как «запустить» образовательную революцию в Китае.

К середине 2002 г. Китай занял второе место после США по числу людей, имеющих выход в Интернет из дома: таких было уже 56 млн. Обучение в режиме онлайн начало развиваться семимильными шагами. В одной только Китайской Академии наук насчитывается учащихся, записанных на онлайновые курсы на диплом МВА.

4. Коммерция и обучение через Интернет Используя все эти четыре направления развития во всех аспектах коммерции и образования, вы получите еще более удивительную картину завтрашнего дня. Люди по всему миру смогут не только общаться, но и торговать и учиться, при этом скорость связи будет просто космической. В середине 1997 г. объем продаж компьютеров через Интернет у компании Dell составлял 1 млн долл. ежедневно. В конце 2000 г. 43 млн долл. Такой же подход в настоящее время революционизирует и другие сферы услуг, от заказа цветов через Интернет до выбора туристической поездки в любой конец света.

Подобно этому, сегодня становится возможным и даже желательным для всех преподавателей по всему миру делиться между собой и с другими коллегами лучшими планами занятий в режиме онлайн. В мире, где корпорациям отчаянно не хватает опытных специалистов в области информационных технологий, компания Cisco Systems организовала «Сетевые академии» (Network Academies') в 83 странах. Эти академии предлагают учащимся курс, состоящий из четырех семестров, в течение которых они учатся конструировать, создавать и обслуживать компьютерные сети. Программа обучения включает в себя практические занятия, подкрепляемые обучением через Интернет, и гарантирует получение высокооплачиваемой работы. Многие занимающиеся на этих курсах ученики средней школы и студенты университетских колледжей

5. Новое общество услуг Многие прогнозисты соглашаются со следующим утверждением: развитие социума определяется движением от промышленного общества к обществу услуг. Как говорит Найсбит, «в пятидесятые годы, когда я заканчивал колледж, 65% работоспособного населения в Америке составляли "голубые воротнички". Сейчас их доля около 13%, и она продолжает уменьшаться. Это не означает, что мы стали меньше производить. Фактически, около 24% национального валового продукта США составляет производство, и такая ситуация сохраняется из года в год уже на протяжении 40 лет.

Различие в том, что 40 лет назад в производстве этой продукции было занято 65% рабочей силы, а сегодня только 13%. Кроме того, очевидно, что 24% валового дохода по абсолютной величине сегодня представляют гораздо большее количество продукции, поскольку наша экономика за эти годы выросла многократно.

Основное различие заключается в том, что сегодня мы производим в первую очередь с помощью информации, а не людей, с помощью компьютеров, систем автоматизации и роботов, а не живой рабочей силы. А количество рабочих мест в производстве будет сокращаться и впредь, как сокращалось оно в свое время в сельском хозяйстве. Пару столетий назад 90% населения Северной Америки занимались фермерством. Примерно 20 лет назад их доля составляла только 3,5%, а сегодня она еще меньше».

Как Найсбит, так и Друкер предсказывают, что в начале наступившего столетия в таких богатых и развитых странах, как США, только 10% рабочей силы будет напрямую занято в сфере производства. Таким образом, если в развитой стране в производстве будет занято 10 процентов работоспособного населения, а в сельском хозяйстве еще два процента, чем будут заниматься остальные 88% населения?

Некоторые специалисты называют наше будущее «новой экономикой услуг». Но сами термины «производство» и «услуги» стремительно устаревают. Производство будет все более и более тесно объединяться с услугами, приспособленными к нуждам отдельных клиентов аналогично тому, как в настоящее время поставки компьютерного «железа» занимают лишь очень небольшую часть в полном объеме услуг, предлагаемых компьютерными компаниями. Крупнейшей частью этих услуг, намного превосходящей все остальные, являются консультации специалистов: системы программного обеспечения на заказ и обучение пользователей.

Сегодня каждый должен стать самостоятельным менеджером своего будущего. Но образование, в основном, до сих пор напоминает устаревшие промышленные методы производства: стандартная конвейерная программа обучения, разделенная по предметам, преподаваемая блоками, разбитая на классы и контролируемая с помощью стандартизованных тестов. Она уже не отражает тот мир, в котором мы живем. Традиционная система образования не может справляться с новыми реалиями.

6. Объединение больших и малых В традиционной индустриальной экономике правили предприятия- гиганты. «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» в течение почти пятидесяти лет доминировали в мировой автомобилестроительной промышленности, IBM царила в мире компьютеров, и такая же ситуация была в десятках других отраслей промышленности

Некоторые аналитики утверждают, что уже в начале наступившего столетия 50% всей розничной торговли будет осуществляться по системе франчайзинга (при которой небольшие самостоятельно работающие фирмы связаны с гигантскими компаниями) и по сетям прямого маркетинга (в которых задействованы, преимущественно, отдельные люди, имеющие связь с мировыми поставщиками).

Более 20 миллионов американцев в настоящее время зарабатывают себе на жизнь, работая дома. Более 60% из них женщины. Самая большая франчайзинговая компания на настоящий момент Amway, которую создали Ричард ДеВос и Джей Ван Андел в 1959 г. в Мичигане. К 1999 г. в ней работали 3 млн человек, продававших 5000 наименований продукции Amway в 80 странах, а общий объем продаж составлял 5 млрд долларов. Япония является крупнейшим в мире рынком прямых продаж, в котором участвуют 1,2 млн женщин-распространителей и чей оборот превышает 20 млрд долл. в год.

Но самой крупной развивающейся сетью на данный момент является Интернет, объединяющий тысячи отдельных компьютерных сетей и предоставляющий возможность любому человеку продавать свою продукцию клиентам по всему миру. Особенно важную роль играют небольшие компании в обеспечении занятости населения. В 1980-е годы в Америке появилось 22 млн новых рабочих мест; именно настолько больше людей к концу восьмидесятых было занято на оплачиваемой работе. И 90% из этих 22 млн рабочих мест было создано в компаниях, штат которых не превышал 50 человек. Это и есть новая экономика.

Именно это и создает новые возможности для получения больших прибылей. Поэтому если вы хотите узнать, что такое новая компания, обратите внимание на молодые, недавно возникшие, а не на старые, медленно меняющиеся, консервативные фирмы». Такие компании остро нуждаются в новых методах мышления и концептуальных навыках, в умении рисковать, экспериментировать, а также быть открытыми к изменениям и новым возможностям. Чему из этого нас учат в школе?

7. Новая эра досуга Британский педагог, радиожурналист и бизнес- консультант Чарльз Хэнди в книге «Эпоха абсурда» (Charles Handy, The Age of Unreason) приводит впечатляющие данные. Когда в 1940-х годах он начинал работать, любой работающий человек за всю свою жизнь проводил на оплачиваемой службе часов, хотя мы никогда и не задумывались об этом. Но действительно, мы работали, в среднем, около 47 часов в неделю, 47 недель в году в течение 47 лет обычно начиная с 16, 17 или 18 лет. В сумме это составляло чуть больше часов за всю жизнь. Хэнди прогнозирует, что очень скоро, по меньшей мере, в развитых странах, работа за деньги будет отнимать у нас только около часов жизни. По его мнению, мы будем делить ее на различные по продолжительности, удобные для нас «куски».

Средняя продолжительность жизни мужчины в настоящее время составляет не менее 70 лет в сумме это часов. Если мы будем тратить на сон часов и только часов проводить на оплачиваемой работе, у нас окажется более часов на отдых, образование, путешествия, хобби и все остальное. Отдых, туризм и образование (учиться люди будут на протяжении всей своей жизни) станут наиболее активно развивающимися сферами экономики. Уже сейчас очевидны некоторые тенденции. В 90-х годах ежегодно по миру путешествовало полмиллиарда туристов. По прогнозам, уже не за горами цифра в 1 миллиард.

Для развития туризма потребуется: Обучение персонала иностранным языкам и навыкам проявления гостеприимства; Понимание культурных особенностей разных стран; Выработка свежих, неожиданных подходов к организации досуга. И не последней задачей образования станет помощь в подготовке всех граждан к вступлению в новую эпоху досуга

8.Изменяющийся характер работы Согласно прогнозам Хэнди, скоро придет время, когда на постоянной работе в течение полного рабочего дня в компаниях привычного стиля будет задействовано меньшинство взрослого трудоспособного населения. Как правило, это будут высококвалифицированные люди старше 25 лет с высшим образованием или после аспирантуры.

Остальные будут работать в 3 категориях: 1.Проектные группы: люди объединяющиеся для работы над отдельными проектами, часто на непродолжительное время. А предъявляемые таким специалистам требования поставят перед системой образования весьма серьезные задачи. 2.Частично занятые или сезонные работники: те, кто работают два или три дня в неделю в супермаркетах, в выходные дни или летом в туристическом бизнесе («новые бедняки») 3.Индивидуальная работа или в семейный бизнес: те, кто просто делает то, что им нравится. Новая всемирная информационная сеть сейчас это позволяет.

9. Женское лидерство Из 22 млн. новых рабочих мест, созданных в США в 80-ые годы, две трети заняли женщины. Женщины создают 2 раза больше компаний, чем мужчины. Главной движущей силой своей жизни Анита Роддик –владелец сети магазинов The Body Shop- называет страсть.

10. Твой удивительный, заново открываемый мозг Тони Бьюзен поражается тому, чему его не учили ни в школе, ни в университете: «В школе я тысячи часов потратил на изучение языка и литературы, математики, географии и истории. Потом я спросил себя: сколько часов я потратил на то, чтобы изучить, как работает моя память, механизм зрения, мой мозг, какова моя природа мышления? Ответом было – нисколько. Другими словами, меня в действительности не учили тому, как работать головой».

11. Культурный национализм Чем ближе мы подходим к единой мировой экономике, тем интенсивнее развиваем единый универсальный стиль жизни, но при этом яснее различаем движение в противоположную сторону, которое Найсбит называет «культурным национализмом». Чем большее развитие получает техника, тем сильнее стремление к сохранению культурного наследия – в музыке, танце, языке, искусстве, истории и т.д.

12. Растущий низший класс Образование чрезвычайно важно для формирования альтернативного будущего. В 10 крупнейших городах США с 1970 года кол-во рабочих мест, на которых не требовалось высшего образования, сократилось в 2 раза. 2/3 новых рабочих мест, появившихся в США с 1989 года, относятся к высокопрофессиональным областям В Германии к 2010 году только 10% рабочих мест будут доступны для неквалифицированных рабочих. Это не только проблема безработицы. Среди этого класса больше разводов, преступности, наркоманов и т.д.

13. Быстрое старение населения Сто лет назад только 2,4 млн. американцев были старше 65 лет. Сегодня уже 30 млн. человек. К 2050 году их будет более 67 млн. – почти 22% населения. К 2025 году на Земле людей старше 65 лет будет более 1 млрд.человек. Многие называют людей этого возраста «третьей возрастной группой». Скоро из лексикона уйдет понятие «уйти на пенсию». Поколение тех, «кому за 60» - один из крупнейших скрытых резервов для будущего образования.

14. Рост популярности идеи «сделай сам» В индустриальный век мы стали путать образование с обучением в школе, здоровье с лечением в больнице, закон – с адвокатами. Мы полагаем, что образование – нечто, что нам предоставляют какие-то другие люди. Сегодня такая концепция быстро меняется. Новая революция под девизом «сделай сам» не заканчивается на самостоятельном ремонте своего дома, а заключается в самостоятельном управлении всей своей жизнью. Но в «образовании» изменения происходят медленно. Школа питает иллюзии и скрывает реальные проблемы. По нашему мнению, обучение очень быстро будет превращаться в самообучение: самостоятельно направляемое и самостоятельно выполняемое учащимися.

15. Деловое сотрудничество В 90-ые годы на смену коммунистической системы советского типа и капитализма, основанного на принципе казино, пришло деловое сотрудничество. Новым компаниям характерно: высокая степень участия персонала в управлении и принятии решений; партнерство; акции, распределение дохода; постоянное обучение; гибкий график работы; Образование команд при работе над отдельными проектами

16. Триумф личности Везде, на всех континентах, мы наблюдаем возрождение личности, ее интеллектуальной мощи и ответственности. Сейчас королем становится потребитель. Личная революция должна начинаться в как можно более раннем возрасте. Дон Тэпскотт писал: «Я убедился, что крупнейшей революционной силой, способной совершать изменения в мире, являются сами учащиеся. Дай детям необходимые им средства, и они покажут и скажут, как привести школы в соответствие требованиям современности, сделав их максимально эффективными».

Профессор Мичио Каку утверждает, что новое столетие провозгласит абсолютно новую эпоху, в которой синергетически сложатся результаты трех глубочайших революций: в молекулярной биологии, квантовой физике и в области мгновенных средств коммуникаций. Добавьте эту сумму к 16 перечисленным выше ключевым пунктам, и вы получите основные тенденции, которые определяют возможность соответствующей революции в обучении.

Все это изменит не только всю промышленность и порядок управления государствами, но и мир, в котором мы живем, и саму природу образования и обучения, которые будут готовить нас к будущему. Сегодня никому не придет в голову разводить огонь трением двух палочек. А ведь многое из того, что считается вполне подходящим для образования, основывается на таких же устаревших принципах.