Нейробиология Нейрофизиология мотиваций и эмоций 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Физиология высшей нервной деятельности Потребности, мотивации и эмоции
Advertisements

Физиология высшей нервной деятельности Потребности, мотивации и эмоции
Эмоции Использованы лекции Бориса Чернышева и другие материалы.
Лимбическая система головного мозга ВЫПОЛНИЛИ: АНДРОНОВА АНАСТАСИЯ БРЕСЛАВЦЕВА АНАСТАСИЯ ЗЫКОВА ЕЛИЗАВЕТА.
Лимбическая система имеет вид кольца и расположена на границе новой коры и ствола мозга. В функциональном отношении под лимбической системой понимают объединение.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
Выполнила: Курочкина Дарья. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли.
Эмоциональный мир личности План урока: 1) Понятие эмоции 2) Функции эмоций 3) Виды и назначения эмоциональных процессов в жизни человека 4) Значение.
Лимбическая система: топография, строение, функции Выполнил: Макаров Н.А. ОЛД-211.
Возникновение эмоций и возможность контроля эмоциональных состояний человека Автор: Есипова Зося 9 «а» Руководитель: Шалимова Елена Георгиевна.
Крымский Государственный Медицинский Университет им. С.И. Георгиевского ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОЛОВНОГО МОЗГА Выполнила : Выполнила : Студентка 202- группы.
ЭМОЦИИ – это сложный комплекс изменений, включающих физиологический уровень активации, субъективные переживания, познавательные процессы и поведенческие.
Целенаправленное поведение. Рефлекторная модель работы мозга Принцип доминанты Теория функциональных систем Понятие мотивации Целенаправленные системы.
Психофизиология потребностей и мотиваций Подготовили.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Левая лобная доля отвечает за качества, определяющие личность человека : внимание, абстрактное мышление, стремление к инициативе, способность к решению.
Эмоции, чувства, настроения Рассадина Ольга. Эмоция Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее.
Цели занятия Развить понятия «эмоции», «чувства», «эмоциональное поведение», «эмоциональные состояния» Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Самостоятельная работа по предмету: «Физиология центральной нервной системы» Выполнил: студент гр. П1-11 =))
Транксрипт:

Нейробиология Нейрофизиология мотиваций и эмоций 2008

Выражение эмоций

Иллюстрации из книги Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872 г.): Дарвин показал, что эмоций человека имеют биологическую природу, а выражение эмоций представляет собой сохранившиеся остатки действий, связанных с нападением и защитой.

Этолог Н.Тинберген называл выражение эмоций «интенциональными движениями» - фрагментами подготовки животного к действию. По мере развития социальности у животных эти выразительные движения приобретали самостоятельную роль. Они- то и сделали возможным создание системы социальной коммуникации. Животное могло теперь информировать других членов сообщества о своем состоянии или о каких-либо внешних событиях. Это позволило все более усложнять организацию группы.

По классификации И.П.Павлова выражение эмоций и их восприятие другими индивидуумами представляет собой коммуникацию на уровне первой сигнальной системы. Коммуникация животных друг с другом происходит практически только на этом уровне: крик опасности, поза дружелюбия, поза агрессии, песня ухаживания и т.п.

Для человека этот вид коммуникации протекает преимущественно на подсознательном уровне, и плохо поддается сознательному управлению. В общении людей друг с другом выражение эмоций по-прежнему играет огромную роль, и в речи также всегда присутствует значительный эмоциональный компонент (в бытовой речи эмоциональный компонент часто выступает на первый план).

Выражение эмоций является первым и единственным способом коммуникации для новорожденного ребенка: практически сразу после рождения ребенок может сообщить плачем о голоде и ином дискомфорте. На втором месяце появляется «внутренняя» улыбка, а на третьем – «социальная улыбка».

Выражение эмоций у человека происходит практически одинаково у всех людей, что говорит об инстинктивной врожденной природе выражения эмоций: На фото: выражения лица аборигена из изолированного племени, проживающего в удаленном районе Новой Гвинеи, в ответ на следующие сообщения: «Ваш ребенок умер» «Пришел ваш друг, и Вы ему очень рады» «Вы сильно разозлены и готовы подраться» «Вы видите дохлую свинью, которая сдохла уже давно»

Согласие в суждениях об эмоциях у представителей различных культур (испытуемым предъявляли фотографии и просили угадать эмоцию человека на снимке). СтранаРадостьОтвращени е Удивлени е ПечальГневСтрах США Бразилия Чили Аргентин а Япония

Биологическая роль мотиваций и эмоций

Гомеостаз – поддержание постоянства внутренней среды организма (состава крови, температуры и т.п.) Потребность - реальное или прогнозируемое нарушение гомеостаза, которое может быть предотвращено с помощью целенаправленного поведения. Пример: потребность в пище. Мотивация - эмоционально окрашенное состояние, направляющее поведение на удовлетворение потребности. Пример: ощущение голода. Эмоция - субъективная реакция, проявляющаяся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и т. п. Пример: неудовольствие, раздражение при голоде.

Витальные Пищевые Питьевые Оборонительные Регуляция сна бодрствования Экономии сил Ролевые (зоосоциальные) Половые Родительские Эмоциональные Резонанса, сопереживания Территориальные Иерархические Саморазвития Исследовательские Имитационные Игровые Преодоления сопротивления, свободы Важнейшие безусловные рефлексы животных (по П. В. Симонову, 1986, с изм.)

Мотивации представляют собой древнейший механизм, направляющий поведение для обеспечения выживания особи. Мотивации могут базировать на древних врожденных безусловнорефлекторных механизмах, не связанных с когнитивными процессами, хотя у высших животных и человека мотивации тесно переплетаются с когнитивным уровнем. Эмоции, соответственно, на этом же уровне выражают оценку успешности (или шансов на успех) в реализации данной мотивации.

Эмоции являются важнейшим подкрепляющим фактором и закрепляют обучение: и человек, и животное стремятся повторять те действия которые ведут к положительным эмоциям, и избегать тех, которые ведут к отрицательным эмоциям.

Лимбическая система мозга

Важнейшие структуры лимбической системы: 1.Гипоталамус 2.Миндалина 3.Орбито-фронтальная кора 4.Гиппокамп 5.Мамиллярные тела 6.Обонятельные луковицы и обонятельный бугорок 7.Перегородка 8.Таламус (передняя группа ядер) 9.Поясная извилина (и др.)

Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему. Можно видеть, что они располагаются вдоль краев больших полушарий, как бы окаймляют их.

Гипоталамус содержит центры, соответствующие большинству физиологических потребностей и мотиваций (еда, питье, сон, поддержание температуры тела и др.). Обычно имеется два центра с противоположными функциями, например центр голода – центр насыщения. При электрической стимуляции гипоталамуса можно спровоцировать или остановить агрессивное поведение, вызвать ощущения удовольствия или неудовольствия.

Влияние повреждения центра голода (слева) и центра насыщения (справа) ядер гипоталамуса на пищевое поведение кошки

Хосе Дельгадо останавливает атаку разъяренного быка, посылая ток в электрод, вживленный в гипоталамус животного.

Агрессивное поведение кошки, вызванное стимуляцией гипоталамуса: А - кошка, воспитанная в "дружбе" с крысой; Б - кошка с яростью набрасывается на крысу при электрической стимуляции гипоталамуса

Кошка с электродом, вживленным в определенный участок гипоталамуса, при электрической стимуляции принимает агрессивную позу (Hess, 1954).

Крыса с электродом в участке гипоталамуса, получившем название центра удовольствия, нажимает на рычаг, подвергая собственный мозг электростимуляции.

Миндалина обеспечивает восприятие объектов как имеющих то или иное мотивационно- эмоциональное значение (страшный/опасный, съедобный и т.п.), причем она обеспечивает как врожденные реакции (например, врожденный страх перед змеями), так и приобретенные в ходе собственного опыта индивида.

Кот с экспериментально вызванным синдромом Клювера- Бюси (поражение височной доли, включая миндалину). Животные (и люди) с этим синдромом перестают понимать, какие объекты являются пищей, какие – добычей, какие – половым партнером, и, вообще, каково их значение; исчезает страх, а также развивается гиперсексуальность.

Орбито-фронтальная кора (расположена на самой нижней передней стороне лобной доли), видимо, обеспечивает самоконтроль над эмоциями и сложные проявления мотиваций и эмоций в психике.

Случай с Финеасом Гейджем, произошедший 13 сентября 1848 года. Железный инструмент, пробивший ему голову. « Больной очень импульсивен и нерешителен, хотя остался весьма упрямым, как и прежде... Стал очень груб, чего никогда не было раньше.»

У человека эмоции тесно связаны с когнитивными процессами. Например, само по себе введение в кровь адреналина лишь у трети испытуемых вызывало смутное эмоциональное ощущение, будто должно произойти что-то важное. Однако когда после инъекции с ними заводили разговор о значимых событиях их жизни, под действием инъекции у них возникали подлинные эмоции, знак которых зависел от обсуждавшегося события (печаль или радость) (Мариньон, 1924 г.)