Физиология высшей нервной деятельности Потребности, мотивации и эмоции 2009-10.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нейробиология Нейрофизиология мотиваций и эмоций 2008.
Advertisements

Физиология высшей нервной деятельности Потребности, мотивации и эмоции
Эмоции Использованы лекции Бориса Чернышева и другие материалы.
Лимбическая система головного мозга ВЫПОЛНИЛИ: АНДРОНОВА АНАСТАСИЯ БРЕСЛАВЦЕВА АНАСТАСИЯ ЗЫКОВА ЕЛИЗАВЕТА.
Лимбическая система имеет вид кольца и расположена на границе новой коры и ствола мозга. В функциональном отношении под лимбической системой понимают объединение.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
Цели занятия Развить понятия «эмоции», «чувства», «эмоциональное поведение», «эмоциональные состояния» Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных.
1 Психология эмоционально- потребностной сферы психической деятельности.
Эмоции, чувства, настроения Рассадина Ольга. Эмоция Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Психофизиология Эмоций.. Вопросы: 1)Эмоции, их классификации и функции 2) структурная основа эмоций 3) Эмоции и индивидуальные различия.
Психофизиология потребностей и мотиваций Подготовили.
ЭМОЦИИ – это сложный комплекс изменений, включающих физиологический уровень активации, субъективные переживания, познавательные процессы и поведенческие.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Возникновение эмоций и возможность контроля эмоциональных состояний человека Автор: Есипова Зося 9 «а» Руководитель: Шалимова Елена Георгиевна.
Целенаправленное поведение. Рефлекторная модель работы мозга Принцип доминанты Теория функциональных систем Понятие мотивации Целенаправленные системы.
Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Чувства и эмоции
Чувства - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам.
Транксрипт:

Физиология высшей нервной деятельности Потребности, мотивации и эмоции

Выражение эмоций

Иллюстрации из книги Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872 г.): Дарвин показал, что эмоций человека имеют биологическую природу, а выражение эмоций представляет собой сохранившиеся остатки действий, связанных с нападением и защитой.

Этолог Н.Тинберген называл выражение эмоций «интенциональными движениями» - т.е. фрагментами подготовки животного к действию (или упрощенными реальными действиями). По мере развития социальности у животных эти выразительные движения приобретали самостоятельную роль. Они сделали возможным создание системы социальной коммуникации. Выражая свои эмоции, животные могут информировать других членов сообщества о своем состоянии или о каких-либо внешних событиях. Это позволило все более усложнять организацию группы.

По классификации И.П.Павлова выражение эмоций и их восприятие другими индивидуумами представляет собой коммуникацию на уровне первой сигнальной системы. Коммуникация животных друг с другом происходит практически только на этом уровне: крик опасности, поза дружелюбия, поза агрессии, песня ухаживания и т.п.

Для человека этот вид коммуникации протекает преимущественно на подсознательном уровне, и плохо поддается сознательному управлению. В общении людей друг с другом выражение эмоций по-прежнему играет огромную роль, и в речи также всегда присутствует значительный эмоциональный компонент (в бытовой речи эмоциональный компонент часто выступает на первый план).

Выражение эмоций является первым и единственным способом коммуникации для новорожденного ребенка: практически сразу после рождения ребенок может сообщить плачем о голоде и ином дискомфорте. На втором месяце появляется «внутренняя» улыбка, а на третьем – «социальная улыбка».

Выражение эмоций у человека происходит практически одинаково у всех людей, что говорит об инстинктивной врожденной природе выражения эмоций: На фото: выражения лица аборигена из изолированного племени, проживающего в удаленном районе Новой Гвинеи, в ответ на следующие сообщения: «Ваш ребенок умер» «Пришел ваш друг, и Вы ему очень рады» «Вы сильно разозлены и готовы подраться» «Вы видите дохлую свинью, которая сдохла уже давно»

Согласие в суждениях об эмоциях у представителей различных культур (испытуемым предъявляли фотографии и просили угадать эмоцию человека на снимке). СтранаРадостьОтвращени е Удивлени е ПечальГневСтрах США Бразилия Чили Аргентин а Япония

Биологическая роль мотиваций и эмоций

Гомеостаз – поддержание постоянства внутренней среды организма (состава крови, температуры и т.п.) Потребность - реальное или прогнозируемое нарушение гомеостаза, которое может быть предотвращено с помощью целенаправленного поведения. Пример: потребность в пище. Мотивация - эмоционально окрашенное состояние, направляющее поведение на удовлетворение потребности. Пример: ощущение голода. Эмоция - субъективная реакция, проявляющаяся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и т. п. Пример: неудовольствие, раздражение при голоде.

Потребности и соответствующие им мотивации неразрывно связаны с инстинктами. Выделяют три типа потребностей и соответствующих им мотиваций: биологические, социальные и идеальные, соответствующие важнейшим типам безусловных рефлексов (инстинктов)

Витальные Пищевые Питьевые Оборонительные Регуляция сна бодрствования Экономии сил Ролевые (зоосоциальные) Половые Родительские Эмоциональные Резонанса, сопереживания Территориальные Иерархические Саморазвития Исследовательские Имитационные Игровые Преодоления сопротивления, свободы Важнейшие безусловные рефлексы животных (по П. В. Симонову, 1986, с изм.)

поведенческий акт мотивация Мотивация запускает реализацию инстинктивной программы поведения, эмоции возникают в зависимости от успешности или неуспешности поведения, направленного на удовлетворение потребности, и позволяют корректировать поведение потребность э м о ц и и

Мотивации представляют собой древнейший механизм, направляющий поведение для обеспечения выживания особи. Мотивации могут базироваться на древних врожденных безусловнорефлекторных механизмах, не связанных с когнитивными процессами, хотя у высших животных и человека мотивации тесно переплетаются с когнитивным уровнем. Эмоции, соответственно, на этом же уровне выражают оценку успешности (или шансов на успех) в реализации данной мотивации.

Виды мотиваций: 1. Низшие (первичные) – инстинктивные, врожденные («основные влечения» по И.П.Павлову: голод, жажда, страх, половое чувство и др.) 2. Высшие (вторичные) – приобретаются в течение индивидуальной жизни Все рассмотренные выше потребности и мотивации являются низшими (первичными) Психологи обычно имеют дело с высшими (вторичными) мотивациями, связанными с человеческой деятельностью, а низшим (первичным) мотивациям в психологии, как правило, уделяется недостаточно внимания.

Эмоции являются важнейшим подкрепляющим фактором и закрепляют обучение: и человек, и животное стремятся повторять те действия которые ведут к положительным эмоциям, и избегать тех, которые ведут к отрицательным эмоциям.

Большинство форм обучения, в особенности условнорефлекторное, основаны на какой-либо мотивации и, как правило, реализуются лишь при наличии соответствующей мотивации (пищевой, питьевой, оборонительной и т.п.). Безусловные стимулы (подкрепление) всегда связаны с какой-либо потребностью: получить пищу, получить воду, избежать болевого раздражения и т.п. При этом удовлетворение или неудовлетворение потребности вызывает эмоции (удовольствие, неудовольствие), которые сами по себе являются важным фактором подкрепления.

Эмоции

Потребностно-информационный подход к генезу эмоций П.В.Симонова (1964, 1987) : Э = П (ИС - ИН), где Э эмоция, ее степень, качество и знак; П сила и качество актуальной потребности; (ИС - ИН) оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; ИС информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект; ИН информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности.

Кроме того, эмоции определяются следующими факторами: 1) индивидуально-типологические особенности субъекта; 2) фактор времени, в зависимости от которого эмоция приобретает характер кратковременного аффекта или длительного настроения, 3) качественные особенности самой потребности. Соответственно эмоции, порождаемые социальными и духовными потребностями, принято называть чувствами.

Функции эмоций 1. Отражательная 2. Оценочная 3. Регулирующая 4. Подкрепляющая 5. Компенсаторная

У человека эмоции тесно связаны с когнитивными процессами. Например, само по себе введение в кровь адреналина лишь у трети испытуемых вызывало смутное эмоциональное ощущение, будто должно произойти что-то важное. Однако когда после инъекции с ними заводили разговор о значимых событиях их жизни, под действием инъекции у них возникали подлинные эмоции, знак которых зависел от обсуждавшегося события (печаль или радость) (Мариньон, 1924 г.)

Физиологическое изучение мотиваций и эмоций

Основные методы физиологического изучения мотиваций: 1. Наблюдение целенаправленного поведения в условиях свободного выбора 2. Условнорефлекторная методика (реализация мотивации достижима для животного лишь через выполнение условнорефлекторного действия – например, нажатия на рычаг) 3. Разрушение нервных центров 4. Электрическая или химическая стимуляция (раздражение) нервных центров 5. Самораздражение

Схема опыта по самораздражению мозга в экспериментах Дж. Олдса

Области "вознаграждения" (простая штриховка) и "наказания" (двойная штриховка) в мозге крысы (по Дж. Олдсу, 1958): Сагиттальные срезы: А - медиальнее; Б - латеральнее; 1 - обонятельная луковица; 2 - передняя комиссура; 3- поясная извилина; 4 - гиппокамп; 5- покрышка среднего мозга; 6- таламус; 7- маммиллярные тела; 8- гипоталамус; 9- перегородка; 10- миндалина; 11 - грушевидная доля

Некоторые методы оценки силы мотиваций: 1. Измерение количества съеденной пищи, выпитой воды и т.п. 2. Подсчет частоты нажатия на рычаг ради получения данного подкрепления 3. Определение предельной концентрации хинина, при которой животное продолжает пить или есть 4. Определение предельной силы удара током, который животное готово преодолеть ради получения желаемого подкрепления

Некоторые методы изучения эмоционального состояния животных (грызунов): 1. Метод открытого поля: крысу, мышь выпускают на большую ярко освещенную площадь и регистрируют ее поведение – стойки, дефекации, исследовательскую активность 2. Различные камеры со светлым и темными отсеками (или иными укрытиями) – животное помещают в камеру и регистрируют, сколько времени оно проводит в укрытии и сколько исследует территорию и т.п.

Лимбическая система

Важнейшие структуры лимбической системы: 1.Гипоталамус 2.Миндалина 3.Орбито-фронтальная кора 4.Гиппокамп 5.Мамиллярные тела 6.Обонятельные луковицы и обонятельный бугорок 7.Перегородка 8.Таламус (передняя группа ядер) 9.Поясная извилина (и др.)

Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему. Можно видеть, что они располагаются вдоль краев больших полушарий, как бы окаймляют их.

Лимбическая система головного мозга человека

Эмоциональный круг Пайпетца

Гипоталамус содержит центры, соответствующие большинству физиологических потребностей и мотиваций (еда, питье, сон, поддержание температуры тела и др.). Обычно имеется два центра с противоположными функциями, например центр голода – центр насыщения. При электрической стимуляции гипоталамуса можно спровоцировать или остановить агрессивное поведение, вызвать ощущения удовольствия или неудовольствия.

Влияние повреждения центра голода (слева) и центра насыщения (справа) ядер гипоталамуса на пищевое поведение кошки

Хосе Дельгадо останавливает атаку разъяренного быка, посылая ток в электрод, вживленный в гипоталамус животного.

Агрессивное поведение кошки, вызванное стимуляцией гипоталамуса: А - кошка, воспитанная в "дружбе" с крысой; Б - кошка с яростью набрасывается на крысу при электрической стимуляции гипоталамуса

Кошка с электродом, вживленным в определенный участок гипоталамуса, при электрической стимуляции принимает агрессивную позу (Hess, 1954).

Крыса с электродом в участке гипоталамуса, получившем название центра удовольствия, нажимает на рычаг, подвергая собственный мозг электростимуляции.

Миндалина обеспечивает восприятие объектов как имеющих то или иное мотивационно- эмоциональное значение (страшный/опасный, съедобный и т.п.), причем она обеспечивает как врожденные реакции (например, врожденный страх перед змеями), так и приобретенные в ходе собственного опыта индивида.

Кот с экспериментально вызванным синдромом Клювера- Бюси (поражение височной доли, включая миндалину). Животные (и люди) с этим синдромом перестают понимать, какие объекты являются пищей, какие – добычей, какие – половым партнером, и, вообще, каково их значение; исчезает страх, а также развивается гиперсексуальность.

Орбито-фронтальная кора (расположена на самой нижней передней стороне лобной доли), видимо, обеспечивает самоконтроль над эмоциями и сложные проявления мотиваций и эмоций в психике.

Случай с Финеасом Гейджем, произошедший 13 сентября 1848 года. Железный инструмент, пробивший ему голову. « Больной очень импульсивен и нерешителен, хотя остался весьма упрямым, как и прежде... Стал очень груб, чего никогда не было раньше.»

Официальным «первооткрывателем» смайлика является профессор университета Carnegie Mellon в Питсбурге, Скотт Фальман (Scott E. Fahlman). По его словам, он впервые использовал эту комбинацию символов: двоеточие, тире и круглую скобку для выражения древнейшей эмоции в электронном сообщении. Точное время «рождения»- 11:44, 19 сентября 1982 г., университетский форум. Далее это «ноу-хау» распространилось между близлежащими университетами и, в конце концов, охватило весь Интернет. Таким образом, Фальман внёс существенный вклад в цифровой лексикон и положил начало развитию целой микрокультуры смайлов. Эксперты-лингвисты говорят, что смайлики, в их современном виде, имеющие так же условное имя «emoticons», предоставили людям простой и удобный путь выражения тех эмоций, которые сложно обнаружить в тексте. (По: Лев Лотов. Смайлик празднует юбилей ,