Глава 5. Методологические основы создания ИС и технологий в управлении предприятием Трофимов Валерий Владимирович: заведующий кафедрой Информатики СПбГУЭФ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования CSRP-системы.
Advertisements

Структура, организация и функции информационных систем Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Колмыкова Оксана Владимировна Кафедра ИСПИ Ауд
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
Выполнила студентка 2 курса Группы СКП-ЛПБ-21 Фролова Анна.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Выполнил: «Информационная культура в информационном обществе: основные аспекты, проблемы, перспективы»
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Тема 1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
{. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ АСУ.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Транксрипт:

Глава 5. Методологические основы создания ИС и технологий в управлении предприятием Трофимов Валерий Владимирович: заведующий кафедрой Информатики СПбГУЭФ, доктор технических наук, профессор

Трофимов В.В. СПбГУЭФ2 5. Методические основы создания ИТ в управлении предприятием 5.1. Системный подход 5.2. Информационный подход 5.3. Стратегический подход 5.4. Объектно-ориентированный подход 5.5. Методические принципы совершенствования управления предприятием на основе ИТ 5.6. Разработка информационного обеспечения систем управления предприятием

Трофимов В.В. СПбГУЭФ3 Основу процесса формирования и развития информационной системы управления предприятием составляют отношения субъекта и объекта. Объектом управления выступает предприятие. Субъектом управления выступает система управления предприятием в лице генерального директора (президента). Инструментом управления является информационная система, использующаяся для удовлетворения внутренних и внешних потребностей в информационном обслуживании с учетом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды предприятия, и исполнительный директор (вице- президент) по информационным ресурсам – информационный менеджер (Chief Information Officer – C.I.O.).

Трофимов В.В. СПбГУЭФ4 Методологический подход Для теоретического познания необходимо проанализировать объект в определенном аспекте, обусловленном применяемым методологическим подходом. Методологический подход – это способ видения реальной действительности через призму научной категории и может быть представлен совокупностью научных методов. В современной науке широко используются следующие подходы: –системный, базирующийся на общенаучной категории «система»; –информационный – «информация»; –стратегический – «стратегия»; –деятельностный – «деятельность»; –вероятностно-статистический – «возможность»; –кибернетический - «обратная связь»; –дескриптивно-нормативный - «норматив» и др.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ5 Методологический подход Реальный объект, взятый в одном из аспектов, образует предмет изучения. Пользуясь методологическим подходом, исследователь выявляет скрытые и существенные закономерности, свойственные данному предмету. Если используется один методологический подход и объект рассматривается в одном аспекте, то имеют место частные результаты исследования, в противном случае объект рассматривается многоаспектно и имеют место обобщающие результаты. Организация и становление информационных систем и технологий должны базироваться на системном, информационном, стратегическом и объектно-ориентированном подходах. В литературе как правило рассматривается информационный подход для выявления информационных потоков, а системный и объектно- ориентированный – для формирования информационной системы.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ6 1. Системный подход Системный подход – это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Ключевыми понятиями являются понятия: система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство; элемент – предел членения системы с точек зрения решения конкретной задачи и поставленной цели; структура – совокупность элементов и связей между ними; связь характеризует одновременно и строение (статику), и функционирование (динамику) системы; состояние – множество существенных свойств, которыми система обладает в данный момент времени;

Трофимов В.В. СПбГУЭФ7 Системный подход поведение – способность системы переходить из одного состояния в другое; внешняя среда – множество элементов, которые не входят в систему, но изменение их состояния вызывает изменение поведения системы; модель – описание системы, отображающее определенную группу ее свойств; равновесие – способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий сохранять свое состояние сколь угодно долго; устойчивость – способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних возмущающих воздействий; цель – идеальное устремление, которое позволяет коллективу увидеть перспективы или реальные возможности, обеспечивающие своевременность завершения очередного этапа на пути к идеальным устремлениям.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ8 Модель системного подхода Используя данные выше определения, дадим формальное описание информационной системы на языке теории множеств, которое имеет следующий вид: (1) где S - система; R - множество элементов; Z - множество отношений между элементами; F - целевая функция; - внешние факторы; {} - знак множества. Если элементарную схему коммуникации, считать системой -, то описание этой системы (1.3.2) примет следующий вид: (2) где e1 – коммуникант, е2 – сообщение, е3 – реципиент. (3) где r 1,2 – отношение коммуникант- сообщение; r 3,2 – отношение реципиент- сообщение; r 1,3 – отношение коммуникант- реципиент, r 3,1 – отношение реципиент- коммуникант. (4) где z 1 – функция связи, z 2 – субъект- субъектное отношение, z 3 – субъект – объектное отношение. (5) где f 1 – канал связи, f 2 – помехи, f 3 – шумы.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ9 Закономерности информационных систем 1. Целостность проявляется в информационной системе в возникновении новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее компонентам. Свойства информационной системы в целом, не являются суммой, но зависят от свойств каждого элемента или ее части. 2. Интегративность. Интегративными называют системообразующие, системоохраняющие факторы, важными среди которых являются неоднородность и противоречивость ее элементов. Например, объем и скорость преобразования информации. 3. Коммуникативность. Информационная система не изолирована, она связана множеством каналов связи с внешней средой, которая неоднородна и представляет собой сложное образование, содержит вышестоящую систему, задающую требования и ограничения для нее. 4. Иерархичность. Заключается в том, что закономерность целостности проявляется на каждом уровне иерархии информационной системы. Благодаря этому на каждом уровне возникают новые свойства, которые не могут быть выведены как сумма свойств элементов. Здесь важно то, что объединение нескольких элементов в подсистему приводит не только к появлению у нее новых свойств и утрате части прежних, но и что каждый элемент приобретает новые свойства, отсутствующие у него до этого.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ10 Закономерности информационных систем 5. Эквифинальность. Характеризует предельные возможности информационных систем данного класса. Термин ввел Л. фон Берталанфи, который определяет эквифинальность открытой системы как способность полностью детерминированных начальными условиями систем достигать не зависящего от времени состояния. Эта закономерность начинает проявляться, начиная с некоторого уровня сложности, достигаемого информационной системой. 6. Историчность. Время является непременной характеристикой системы, поэтому информационная система исторична. Основу закономерности «историчность» составляют внутренние противоречия между компонентами информационной системы. При создании информационной системы нужно предусматривать не только вопросы ее формирования, но и вопросы развития, а при необходимости – уничтожения (например, при несанкционированном доступе к информации). 7. Закон необходимого разнообразия. Впервые сформулирован У.Р. Эшби: чтобы создать информационную систему, способную предоставлять информационные услуги и обрабатывать информационные потоки на предприятии, обладающие определенным, известным разнообразием, нужно, чтобы сама информационная система имела еще большее разнообразие, чем разнообразие решаемых проблем, или была способна создать в себе это разнообразие. Применение закона позволяет получить рекомендации по совершенствованию не только информационной системы, но и системы управления предприятием.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ11 Закономерности информационных систем 8. Закономерность осуществимости и потенциальной эффективности информационной системы. Исследование взаимосвязи сложности структуры информационной системы со сложностью ее поведения позволяют получить количественные выражения предельных законов для таких качеств системы, как надежность, помехоустойчивость, управляемость и другие. На основе этих законов возможно получение количественных оценок порогов осуществимости информационной системы с точки зрения того или иного качества. Объединяя качества, можно получить предельные оценки жизнеспособности и потенциальной эффективности информационной системы. 9. Закономерности целеобразования. Здесь выделяют несколько закономерностей процессов обоснования и структуризации целей для информационной системы: а) зависимость представления о цели и формулировки цели от стадии познания объекта; б) зависимость цели от внутренних и внешних факторов; в) возможность сведения задачи формулирования общей (глобальной) цели к задаче структуризации цели; г) зависимость способа представления структуры целей от стадии познания объекта или процесса (продолжение закономерности а)); д) проявление в структуре целей закономерности целостности.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ12 Закономерности информационных систем К числу задач, решаемых системным подходом, относятся: определение общей структуры информационной системы; организация взаимодействия между подсистемами и элементами; учет влияния внешней среды; выбор оптимальной структуры информационной системы; выбор оптимальных алгоритмов функционирования информационной системы. Как наука системный подход развивается в двух направлениях: первое - феноменологический подход (причинно-следственный или терминальный), связан с описанием любой системы как некоторого преобразования входных воздействий (стимулов) в выходные величины (реакции); второе – теория сложных целенаправленных систем, здесь описание системы проводится с позиции достижения ее некоторой цели или выполнения некоторой функции.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ13 2. Информационный подход отличается от других общенаучных подходов тем, что ему сопутствуют многочисленные и разнообразные теории, учения, научные дисциплины, науки, предметом изучения которых провозглашаются: информация, информационные процессы, информационная деятельность. Эти концептуальные образования обладают разной степенью развитости и разным статусом, относятся к разным научным комплексам (общественным, техническим, математическим) и имеют тенденцию к образованию многоуровневой системы информационно-коммуникационных наук. Таким образом, информационная система, оказывая информационные услуги, преобразует информационные ресурсы в информационные продукты, и ее описание основывается на концепциях информации, информатизации, информатики.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ14 Концепция информатики По областям применения термин «информатика» используется в области практического сознания (совокупность общественных реалий) и области научного сознания (научная дисциплина). Первая область использует информационный подход для осмысления явлений общественного производства и социальной жизни в целом и оперирует такими понятиями как «информация», «информатизация», «информатика» и т.п. Вторая область использует информационный подход, во-первых, как один из научно-исследовательских инструментов в методологическом арсенале какой-либо конкретной науки, например, экономики; во-вторых, как способ конституирования научных дисциплин, использующих предметом своего исследования информацию. Таким образом, различают информатику практическую, инфраструктурную и целую гамму теоретических информатик. Отличительным признаком всех информатик является то, что все они имеют дело с отражением и организацией.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ15 Информатики Практическая информатика связана с процессами познания и коммуникации, например, экономическая информатика – «наука об информационном обеспечении систем экономического управления, использующая ЭВМ для создания АСУ». Отраслевые информатики связаны с разновидностями специальной коммуникации. Предметом компьютерной информатики являются информационные системы, которые представляют собой общественно организованные системы управления и общения между людьми. Все теоретические информатики – это науки «отражательно- организационные» по предмету и «информационные» по методу.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ16 Информация Информация – это информационный подход к отражению и организации. Правомерно использовать информационный подход для познания коммуникации, и тогда информация выступает как способ движения знания, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в пространстве и времени. Типы информации можно выявить, применяя информационный подход к разным уровням организации (движения) живой материи: –человеческое общество (социальный); –живая природа (биологический); –информационная техника (машинный). Этим уровням соответствует свой тип информации: –социальный, –биологический и –машинный.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ17 Специальная информация Специальная информация – это коммуникационные сообщения о знаниях и управляющих воздействиях, направленные целевым социальным группам (менеджерам), сформированным в результате разделения труда для решения общественных задач. В этих группах вырабатывается: –формальная структура, –функциональная специализация членов группы, –иерархия социальных ролей и аппарата управления. Видов специальной информации существует столько, сколько существует целевых групп, например, по целевому назначению: –познавательная (сообщение другим об известном); –эмоциональная (поделиться чувствами и переживаниями); –побуждающая - управляющая (стимулировать адресата выполнить определенные действия).

Трофимов В.В. СПбГУЭФ18 Информационная деятельность Информационная деятельность – неотъемлемая часть умственного труда, которая заключается в восприятии, хранении, переработке и выдаче информации. Информационная деятельность - целесообразна. В качестве ее целей выступают: получение нового знания; сообщение другим о познанном; управление поведением других людей. Достижение этих целей осуществляется тогда, когда субъект занимается либо познавательной, либо коммуникационной деятельностью. Таким образом, информационная деятельность включает понятия познавательной и коммуникационной деятельности и является результатом информационного подхода к умственному труду.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ19 Информационное обслуживание Информационное обслуживание (сервис) – это область профессиональной информационной деятельности, нацеленная на удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей. Она включает следующие операции над сообщениями: –оформление; –сбор; –переработку; –хранение; –поиск; –распространение. Все эти операции являются коммуникационными, отсюда можно сделать вывод, что информационное обслуживание и коммуникационное обслуживание суть одно и то же. В результате развития возникли три рода коммуникационного обслуживания: –документальное, –фактографическое и –концептографическое. Таким образом, информационный подход является не универсальным, а специализированным познавательным средством. Поэтому он должен сочетаться с другими, «неинформационными» методами.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ20 3. Стратегический подход Стратегический подход требует рассмотрения процесса формирования информационной системы в долгосрочном периоде времени. Идеология этого подхода основана на отсутствии возможности точного предсказания путей развития информационной системы предприятия на продолжительном отрезке времени. Стратегический подход может рассматриваться как технология управления процессом формирования и развития информационной системы предприятия в условиях нестабильности и неопределенности факторов внешней и внутренней среды. В этом случае основная задача управления процессом формирования и развития информационной системы заключается в разработке и реализации совокупности направлений деятельности информационного менеджера (ИМ) в изменяющихся условиях.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ21 Стратегический подход На основе анализа современных точек зрения на принципы формирования стратегии развития информационной системы предприятия можно выявить следующую совокупность их свойств: –структурность, возможность описания стратегии развития информационной системы предприятия через установление структуры и ее свойств; –избирательность, ориентация на конкретных потребителей; –максимальное удовлетворение потребителей информационных ресурсов; –ориентация на устойчивое конкурентное преимущество; –взаимосвязь стратегии развития и внешней среды; –иерархичность, каждый компонент рассматривается как система. Стратегический подход предполагает реализацию этапов концептуальной фазы жизненного цикла информационной системы предприятия. Рассмотрим подробно некоторые из них.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ22 Определение миссии Определение миссии (предназначения) информационной системы предприятия основано на перечне: –задач с точки зрения ее услуг, информационных рынков и информационных технологий; –характеристик внешней среды по отношению к информационной системе, определяющей принципы ее работы, накладываемые ограничения и условия функционирования; –культуре сотрудников информационного подразделения, его имидже. В миссии отражаются интересы всех групп, влияющих на деятельность информационной системы: –подразделений предприятия; –высшего руководства; –линейных менеджеров; –оперативного персонала; –внешних потребителей, –поставщиков и т.д.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ23 Цели информационной системы Цели информационной системы предприятия должны обладать такими свойствами, как: –измеримость, –достижимость, –продуктивность, –согласованность, –ясность и –лаконичность. Основными методами целеполагания являются: –метод логической структуризации целей; –метод парных сравнений; –метод лингвистического анализа; –модель черного ящика.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ24 Цели информационной системы Цели являются основой для построения стратегии формирования и развития информационной системы предприятия. Стратегия включает в себя выбор и слежение за основными изменениями, происходящими на рынках информационных технологий и продуктов, которые используются в информационной системе предприятия, создают условия для стабильной работы и обеспечивают ее конкурентоспособность. Стратегия формирования информационной системы входит составной частью в стратегию развития всего предприятия в целом и выступает как система взаимосвязанных стратегических решений по основным направлениям ее развития, определяющих ее работу. В качестве главной цели для стратегии формирования и развития информационной системы предприятия выступает обеспечение информационной поддержки подразделениям предприятия и высшему руководству для содействия достижению конкурентного преимущества и эффективной деятельности предприятия в целом с учетом факторов внешней среды.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ25 Принципы формирования стратегии К принципам формирования стратегии развития информационной системы предприятия можно отнести следующие: согласованность (во времени) целей, комплексность процессов формирования и развития, обоснованность по ресурсам, сочетаемость и непротиворечивость (по результатам) целей, реалистичность, гибкость (легкость проведения изменений), оптимальность (наличие критерия оценивания результатов выбора), измеримость параметров (для проведения контроля), одобрение в коллективе. В настоящее время управление процессом формирования и развития информационной системы предприятия строится на основе объективных законов, отражающих устойчивые причинно- следственные связи и отношения, и реализуются с помощью принципов управления. Наука и практика управления выработали целую систему методов (совокупностей способов) воздействия на объект управления для достижения поставленной цели.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ26 Функции управления информационной системой предприятия Основываясь на методологии управления, можно утверждать, что функции управления информационной системой предприятия представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности. Различают основные и обеспечивающие функции. Основные функции направлены на осуществление стратегий формирования и развития к ним относятся: –анализ, –планирование, –организация, –контроль, –регулирование. Обеспечивающие – на создание условий для этого осуществления к ним относятся: –кадровое обеспечение, –делопроизводство, –информационно-техническое обеспечение, –финансовое, –правовое.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ27 4. Объектно-ориентированный подход Объектно-ориентированный подход обладает достаточно мощным и универсальным формализмом, с помощью которого можно описывать поведение экономических агентов на рынках. Объектно-ориентированный формализм, а также преимущества средств объектно- ориентированного проектирования и программирования позволяют не только успешно моделировать организационные структуры в виде систем объектов (агентов), но также строить и динамически развивающиеся структуры за счет наличия у агентных структур следующих свойств: 1.Активного характера объекта, позволяющего говорить о нем, как об элементе структуры, инкапсулирующем определенное состояние и обладающем определенным поведением. 2. Существования значительных резервов повышения эффективности эвристического метода оптимизации при переходе к объектно- распределенным алгоритмам, таким как: –возможность распараллеливания вычислений; –возможность реализации в распределенных вычислительных средах; –возможность организации конкурирующего поиска по объектам; –возможность осуществления поиска в динамических структурах; –возможность обучения объектов в процессе осуществления поиска. 3. Существование множества программных сред проектирования многоагентных систем, а также объектно-ориентированных языков программирования, упрощающих их разработку и реализацию.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ28 5. Методические принципы модификации компаний на основе ИТ: 1. Информационная интеграция освоение интегрированных моделей управления (Integrated Management/Information Technology – IM/IT). 2. Трансформация организационных структур предприятий из пирамидальных в плоские, с минимальным числом уровней между высшим руководством и непосредственными исполнителями, так как управление по горизонтали более действенно, чем по вертикали. 3. Сокращение числа иерархических уровней, более предпочтительными являются не крупные централизованные компании, а ряд мелких с гибкими специализированными формами труда, сети компаний. 4. Сетевые формы связи, между самой компанией и другими предприятиями, например, путем создания внутренних рынков. 5. Инновационная деятельность, создание в рамках крупных компаний инновационных венчурных фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынках новых изделий и технологий (бренд-компаний).

Трофимов В.В. СПбГУЭФ29 Методические принципы модификации компаний на основе ИТ: 6. Стандартизация бизнес-процессов, продуктов, услуг, учета и отчетности и др., уход от узкой функциональной специализации в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления. 7. Децентрализации функций управления, прежде всего, производственных и сбытовых. С этой целью в рамках компаний создаются полуавтономные или автономные отделения, стратегические бизнес-единицы, полностью отвечающие за прибыли и убытки. 8. Бенчмаркинг (освоение стратегии «от лучшего к лучшему и великому»). 9. Повышение компетентности персонала. Реализация приведенных выше принципов требует организации единого информационного пространства, которое способствовало бы информационному взаимодействию субъектов, участвующих в производстве однотипных продуктов.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ30 Основные направления реорганизации структур управления Таким образом, нами установлено, что основные направления реорганизации структур управления в условиях информационной экономики сводятся к их децентрализации с целью достижения гибкости, адаптации (приспособления) к меняющимся условиям внешней среды, выравнивания. Основными критериями оптимизации организационных структур на основе ИТ являются такие характеристики, как скорость принятия решений, гибкость, сложность, надежность, способность к быстрой интеграции, решительность. В целом процесс совершенствования системы управления предприятием на основе ИКТ может быть сведен к процессам глобальной интеграции как внутри фирменной сети поставщиков, так и в связи элементов сети поставщик-потребитель, т.е. ИКТ должны обеспечить трансформацию корпоративных структур в сетевые структуры. В свою очередь, сетевые структуры должны легко встраиваться в виртуальную цепочку поставщик-потребитель, входить в деловые альянсы и выходить из них.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ31 6. Информационное обеспечение систем управления предприятием Информационная система, оказывая информационные услуги, преобразует информационные ресурсы в информационные продукты. Преобразование происходит не хаотично, а системно. Эту системность позволяет выявить системно-информационный подход к системе информационного обеспечения процессов управления на основе информационных и коммуникационных технологий, результатом которого стало понятие информационной системы. Информационная система представляется как многоцелевая и многофункциональная кибернетическая система, объединяющая все обслуживающие информационные и коммуникационные службы предприятия. В службах заняты люди, которые являются объектами управления со стороны руководителей предприятия и топ-менеджеров.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ32 Целевое назначение информационной системы Целевое назначение информационной системы сводится к достижению следующих целей: обеспечивать для каждого сотрудника предприятия возможность пополнения корпоративных знаний (информационных ресурсов предприятия – ИРП); сохранять корпоративные знания как составную часть информационных ресурсов предприятия; обеспечивать совместное использование сотрудниками предприятия текущих и ретроспективных корпоративных знаний.

Трофимов В.В. СПбГУЭФ33 Функции информационной системы Для осуществления этих целей информационная система, опираясь на свои подсистемы, должна выполнять следующие функции: преобразование исходных сообщений (знаний), поступающих от сотрудников предприятия, включая их смысловую оценку, тиражирование и ввод в информационно-коммуникационные каналы предприятия, к виду, удобному для совместного использования; смысловую обработку (свертывание и развертывание) первичных сообщений (знаний) для более полного их использования; формирование и долговременное хранение информационных ресурсов предприятия в традиционной и электронной форме; распространение знаний (текущих и ретроспективных), хранящихся в информационном банке предприятия в режимах постоянного оповещения или справочного обслуживания по запросам. Таким образом, информационная система – это многоцелевая и многофункциональная система информационно- коммуникационного обслуживания, удовлетворяющая информационные и коммуникационные потребности сотрудников предприятия и внешней среды.