РИТОРИКА Риторическое слово в сакральном дискурсе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РИТОРИКА Риторическое слово в сакральном дискурсе.
Advertisements

Основы теории речевых актов Они называются конститутивными, поскольку они не только регулируют, но конституируют, создают саму деятельность, существование.
РИТОРИКА Антропологические основания риторики.. Риторика и времённость человеческого бытия Времённость человека наделяет смыслом все, что сопутствует.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
В ХI – XIII веках в сборных школах и университетах расцветает новая религиозная философия – схоластика( от. греч. « схолэ» - школа). Школьные уроки диалектики,
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Правила для всех МОУ средняя общеобразовательная школа 114 Заместитель директора по ВР Половинкина Татьяна Викторовна Учитель информатики Комарова Ольга.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
ПРАЗДНИК 19 ДНЯ «МАСАИЛ» «ВОПРОСЫ». «Погрузитесь в океан Моих слов, дабы разгадать его тайны и обнаружить все жемчужины мудрости, что сокрыты в его глубинах».
АВТОР ЛЕКЦИОННОГО КУРСА КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК ЗИМА ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ.
ОПАСНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ АПОЛОГЕТИКИ.
ИСТОКИ СЕМЬ ЧУДЕС РОССИИ ПАМЯТЬ И МУДРОСТЬ ОТЕЧЕСТВА.
Презентация к уроку основ философии на тему : "Философия о происхождении и сущности человека"
РИТОРИКА Антропологические основания риторики.. Риторика и времённость человеческого бытия Времённость человека наделяет смыслом все, что сопутствует.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
Проблематика текстов для ЕГЭ. Проблемы семьи проблема памяти о своих истоках, о своем детстве; проблема роли детства в жизни человека; проблема исторической;
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
Транксрипт:

РИТОРИКА Риторическое слово в сакральном дискурсе.

Если предмет исследования связан с со значимым для культуры текстом, то обязанность исследователя состоит в том, чтобы соответствовать этому много раз прочитанному тексту, присутствующему в этой культуре, в этом языке как опыт прочтения. В противном случае, предмет рискует оказаться лишь моим вымыслом, а все сказанное о нем, в лучшем случае, сомнительным, а то и абсурдным. Риторическое слово в сакральном дискурсе.

Всякая попытка сделать темой рационального исследования предмет из области, где царствует вера, означает признание первенства рациональных, логических критериев, того, что отличает человеческий взгляд на мир от Божественного. Поэтому все, что в этом исследовании претендует на истину, должно получить на это согласие разума, то есть оправдаться перед ним с помощью аргументов. Риторическое слово в сакральном дискурсе.

Божественное слово, обращенное к человеку, неизбежно превращается в человеческое слово, которое по природе своей лживо. То есть Бог не может обратиться к человеку, оставаясь Богом, поскольку в слове, через которое человек обнаруживает Его, Бог теряет основания своего божественного бытия. Риторическое слово в сакральном дискурсе.

Обращаясь к Богу человек высказывается не для того, чтобы обратиться к Богу, чтобы сказать ему, поскольку Бог не нуждается в рассказах о том, как устроен мир и как живет в нем человек, а для того, чтобы было, что сказать Богу, то есть, чтобы мысль получила бытие в ситуации предельной ответственности, чтобы мысль, обращенная к Богу, случилась для самого человека. В обращении к Богу, язык перестает быть средством коммуникации, я не рассказываю о мире через слово, обращенное к Богу, я фундаментально обнаруживаю себя в нем перед лицом Бога. Риторическое слово в сакральном дискурсе.

Прочесть божественное слово, адекватно воспринять его можно, только потеряв свой собственный смысл, рассудок. Условием сохранения собственного разума, условием бытия разума, культуры является неадекватное, т.е., собственное прочтение текста, как неизбежный результат попытки понять другого. Риторическое слово в сакральном дискурсе.

С одной стороны, Божественная истина должна быть независима от слова, ибо все, что может сделать человеческое слово в этом случае, это солгать. Но, с другой стороны, нет для человека истины за пределами слова. Более того, памятники откровения, которые должны свидетельствовать о Боге, словом человеческим сотворены. Риторическое слово в сакральном дискурсе.

Успенский Б.А. Отношение к грамматике и риторике в Древней Руси (XII-XVII вв.). Успенский Б.А. Языковая ситуация и языковое сознание в Московской Руси. В кн. Успенский Б.А. Избранные труды. Том II. Язык и культура. М., Риторическое слово в сакральном дискурсе.

Если слушающий оратора стремится отличить в его слове истину от лжи, то в слове повествующего от Божественной истины нет противостояния истины и лжи. В слове проповедника для слушателя истине противостоит тайна, сокрытость. И эта сокрытость преодолевается не силой разума, а подлинностью веры. Риторическое слово в сакральном дискурсе.

Может ли Божественная истина быть предметом познания и ответственного обсуждения? Нет, поскольку открывается она не любопытствующему, не сомневающемуся, а взывающему ко спасению, и ищущему любви, и не через изощренную работу разума, а через таинство. Риторическое слово в сакральном дискурсе.

Ничтожность смертного перед лицом Бога делает невозможной Божественную речь. Я не могу судить о бытии Бога, о Божественной истине, поскольку слово является способом и пределом моего собственного разумного бытия. Риторическое слово в сакральном дискурсе.