Руководящие принципы в области защиты, соблюдения прав человека и средств правовой защиты: новый стандарт ООН 20 июня 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фотографии и текст не должны закрывать нижнее поле презентации Минимальный отступ от правого и левого края – 1 см. Рекомендуемый шрифт для текста и заголовка.
Advertisements

11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
ОТВЕТСТВЕННАЯ ДЕЛОВАЯ ПРАКТИКА – ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.»
Повышение эффективн ости системы корпоративного управления в банке ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Магистрант : М.А. Богуш Научный руководитель: О.В. Тарасова.
1 директор БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, 2013 ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ,
МОСКВА: НОВАЯ КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В МОСКВЕ на гг. (свыше 20 обсуждений с отраслевыми органами, бизнесом и.
Вера Кравченко Ведущий специалист корпоративного управления Практика взаимодействия с заинтересованными сторонами при подготовке отчетов в области.
Проект ФЗ «О стандартах государственных услуг» ноябрь 2005 года.
1 Внедрение международных стандартов финансовой отчетности для стимулирования роста частного сектора БАКУ –17 МАЯ 2005г. Фредерик Гьелен, Старший специалист.
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
Ассоциация экспортеров Узбекистана Идея создания Ассоциации экспортеров Узбекистана: Концепция и Цели.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Иваново, 2012.
Р.Х. Марданов, Председатель Национального банка Республики Башкортостан Банка России СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ –
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Открытость государственных органов: органов: понятие, элементы, НПА, понятие, элементы, НПА, мониторинг, стандарт мониторинг, стандарт Презентацию подготовила.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Транксрипт:

Руководящие принципы в области защиты, соблюдения прав человека и средств правовой защиты: новый стандарт ООН 20 июня 2011 г.

История проблемы 90-е годы Беспрецедентное развитие частного сектора во всем мире Рост транснациональной экономической деятельности 90-е годы Беспрецедентное развитие частного сектора во всем мире Рост транснациональной экономической деятельности На первом плане общественного обсуждения - проблема воздействия предпринимательской деятельности (бизнеса) на права человека

Начало разработки принципов 2003 г. – Комиссией ООН по правам человека (с 2006 г. – Совет ООН по правам человека) инициирована разработка документа «Нормы, касающиеся обязанностей транснациональных корпораций и других предприятий» Идея документа: возложить на бизнес обязанности в области прав человека в том же объеме, в каком они были приняты на себя государствами Итог: документ не был поддержан сообществом: бизнесом, правозащитными группами, правительствами

2005 г. – Комиссия ООН по правам человека учреждает мандат Специального представителя Генерального секретаря ООН «По вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях» Мандат Специального представителя возложен на профессора Джона Рагги Учреждение Мандата Специального Представителя 5 стран – ко-спонсоры мандата Специального Представителя: Норвегия, Россия, Аргентина, Индия, Нигерия, 5 стран – ко-спонсоры мандата Специального Представителя: Норвегия, Россия, Аргентина, Индия, Нигерия,

Этапы работы 1) 2005 г. – учреждение мандата Специального представителя (на два года) Задача: уточнение и систематизация существующих норм и практик в области прав человека 2) 2007 г. - продление мандата (на один год) Задача: продолжить сбор инициатив и дать рекомендации Итог: рекомендация Совету поддержать рамки, касающиеся защиты, соблюдения и правовой защиты 3) 2008 г. - продление мандата (до июня 2011 г.) Задача: разработать практические рекомендации по осуществлению рамок Итог: разработка практических рекомендаций 2010 г. - Совет ООН по правам человека решает придать рекомендациям статус «Руководящих принципов» 16 июня 2011 – Одобрение «Руководящих принципов» Советом ООН по правам человека

Результаты работы (2005 – 2011) Международный форум «БИЗНЕС И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Защита. Уважение. Гарантия Справедливости» 16 марта 2010 г., г. Москва Организаторы: ООН и Ассоциация Менеджеров Цель Форума – выявление возможностей и перспектив внедрения системы подходов, предложенных Специальным представителем, в российскую практику Итоги – см. Международный форум «БИЗНЕС И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Защита. Уважение. Гарантия Справедливости» 16 марта 2010 г., г. Москва Организаторы: ООН и Ассоциация Менеджеров Цель Форума – выявление возможностей и перспектив внедрения системы подходов, предложенных Специальным представителем, в российскую практику Итоги – см. «Сахалин Энерджи» - участник тестирования практического применения Принципов 47 международных консультаций на всех континентах Посещение производственных объектов, встречи с заинтересованными сторонами на местах в более чем 20 странах Широкое обсуждение текста Руководящих принципов Начало практического внедрения некоторых принципов

Соблюдать права человека Защищать права человека Возможность защищать права (доступ к средствам правовой защиты) Предпосылки Принципов Принципы основаны на трех основных предпосылках (три рамки) Государство Бизнес Сообщество Руководящие принципы применяются ко всем государствам, транснациональным и иным предприятиям независимо от их размеров, сферы деятельности, места нахождения, формы собственности и структуры

Обязанности государства Базовые принципы 1. Обеспечение защиты от нарушений прав человека третьими сторонами, включая бизнес 2. Четкое заявление: что государства ожидают от бизнеса, работающего на их территории, в отношении соблюдения прав человека Превентивные меры

Обязанности государства Принципы деятельности а) обеспечивать соблюдение законов, связанных с соблюдением бизнесом прав человека b) обеспечивать, чтобы другие законы, не сдерживали, а, способствовали соблюдению прав человека бизнесом c) представлять бизнесу эффективные руководящие указания относительно методов соблюдения прав человека в рамках их деятельности d) поощрять и, при необходимости, требовать от бизнеса представления информации - каким образом он устраняет оказанное им воздействие на права человека

Корпоративная ответственность Следование принципам - независимо от размера, сектора, условий деятельности, формы собственности и структуры бизнеса Базовые принципы 1. Соблюдать права человека, т.е. избегать нарушения прав человека 2.. Ответственность бизнеса распространяется на международно признанные права человека 3. Устранять неблагоприятные последствия оказанного воздействия для прав человека

A) Программное обязательство выполнять свои обязанности по соблюдению прав человека B) Процедуру обеспечения должной заботы о правах человека в целях выявления, предотвращения, смягчения последствий и представления отчетности о том, каким образом устраняет оказываемое им воздействие на права человека C) Процедуры, позволяющие возместить ущерб в связи с любыми видами неблагоприятного воздействия на права человека, оказанного им самим или при его содействии Бизнесу необходимо определить свою политику и процедуры (принципы деятельности) Корпоративная ответственность: политики и процедуры

Программное обязательство а) Утверждается на самом высоком уровне b) Построено на основе соответствующих выводов внутренних и/или внешних экспертов c) Определяет отношение к правам человека d) Придается гласности e) Получает отражение в программах и процедурах оперативной деятельности Примеры Программного обязательства: Бизнес–принципы Политика по правам человека Кодекс деловой этики Ответственность бизнеса: политики и процедуры

a)Оценка рисков и воздействия на права человека (фактического и потенциального), интеграция ее результатов в бизнес-функции и процессы b)Мониторинг воздействия - отслеживание изменений и распространение информации о том, каким образом устраняется воздействие c)Имеет разную степень сложности - в зависимости от размеров предприятия, риска воздействия, характера и условий деятельности d)Имеет постоянный характер - с учетом, что со временем риски для прав человека могут меняться Должная забота о правах человека Примеры Процедур: Оценка рисков Оценка воздействия Программы мониторинга Ответственность бизнеса: политики и процедуры Консультации с потенциально затрагиваемыми лицами – элемент оценки рисков

a)В случаях установления факта воздействия ответственность бизнеса за соблюдение прав человека предполагает активное участие в процессе возмещения b)Если воздействие вызвано вследствие деловых отношений, ответственность за соблюдение прав человека не предполагает, что предприятие должно само возмещать ущерб, хотя в этой связи оно может играть определенную роль c)Приоритет в устранении воздействия – предотвращение и смягчение наиболее серьезных последствий Возмещение ущерба Примеры Процедур: Механизмы рассмотрения жалоб Процедуры компенсаций Ответственность бизнеса: политики и процедуры

Сообщество: доступ к средствам правовой защиты Государства должны защищать от нарушений прав человека, связанных с бизнесом Обеспечить затрагиваемым сторонам доступ к эффективным средствам правовой защиты Судебные механизмы (государственные) Государствам следует принимать надлежащие меры для обеспечения эффективности национальных судебных механизмов, в том числе за счет изыскания способов снижения правовых, практических и других соответствующих барьеров, которые могли бы явиться причиной отказа в доступе к средствам правовой защиты. Внесудебные механизмы рассмотрения жалоб (государственные и негосударственные) Наряду с судебными механизмами государствам следует обеспечивать эффективные и надлежащие внесудебные механизмы рассмотрения жалоб. Государствам следует рассмотреть возможность содействия доступу к эффективным негосударственным механизмам рассмотрения жалоб.

Критерии эффективности внесудебных механизмов рассмотрения жалоб 1.Легитимность 2.Доступность 3.Предсказуемость 4.Справедливость 5.Прозрачность и открытость 6.Соответствие нормам в области прав человека 7.Источник постоянного усовершенствования 8.Диалог и вовлечение 1.Легитимность 2.Доступность 3.Предсказуемость 4.Справедливость 5.Прозрачность и открытость 6.Соответствие нормам в области прав человека 7.Источник постоянного усовершенствования 8.Диалог и вовлечение 8 Принципов (критериев): Взаимосвязаны

1 - Легитимность 1. Легитимность создание доверия со стороны групп заинтересованных сторон, для которых предназначены эти механизмы, их подотчетность с точки зрения справедливости процессов рассмотрения 1. Легитимность создание доверия со стороны групп заинтересованных сторон, для которых предназначены эти механизмы, их подотчетность с точки зрения справедливости процессов рассмотрения Легитимность – обеспечение доверия (легитимности) Наличие независимых структур; интеграция в систему управления компании Оценка независимым комитетом Ситуация с разрешением жалоб контролируется высшим руководством, внутренним и внешним аудитом Электронная автоматизированная система регистрации и отслеживания (интеграция в корпоративную автоматизированную систему инцидентов) – минимизация субъективного влияния, контроль сроков и прогресса «Закрытие» – только специальными независимыми органами Разработка процедуры совместно со стэйхолдерами, участие стэйкхолдеров в процессе - процедура жалоб по «Плану содействия» (!) Проверять доверие – опросы, фокусные обсуждения, пр.

2 - Доступность 2. Доступность обеспечение информированности всех групп заинтересованных сторон, для которых предназначены эти механизмы, и предоставление надлежащей помощи сторонам, доступу которых препятствуют барьеры особого рода 2. Доступность обеспечение информированности всех групп заинтересованных сторон, для которых предназначены эти механизмы, и предоставление надлежащей помощи сторонам, доступу которых препятствуют барьеры особого рода Обеспечение доступности и доверия Наличие постоянной информации (интернет сайт, брошюры / постеры) Регулярные информационные кампании (медиа, общест. встречи, пр.) Обеспечение многоканальности подачи / приема жалоб Содействие в подаче жалоб Работа с анонимными жалобами (!) Проверять информированность и доступность (!) Совершенствовать информирование и доступность на основе обратной связи (!) Учитывать условия и особенности (!) Уделять специальное внимание особым категориям потенциальных жалобщиков

3 - Предсказуемость 3. Предсказуемость обеспечение четкой и понятной процедуры с указанием ориентировочных сроков прохождения каждого этапа, а также внесение ясности в отношении имеющихся типов процесса и результатов и способов контроля за выполнением решений 3. Предсказуемость обеспечение четкой и понятной процедуры с указанием ориентировочных сроков прохождения каждого этапа, а также внесение ясности в отношении имеющихся типов процесса и результатов и способов контроля за выполнением решений Предсказуемость процесса – наличие формализованного процесса с указанием сроков и информирование о нем Информация о процессе – общественно доступна и объясняется Регламентированные сроки разрешения жалоб и коммуникации Согласование конкретных мер и их сроков, затем – результатов (!) Как минимум - уведомлять о получении жалоб, регулярно информировать о рассмотрении жалобы Оценка, назначения, регистрация - 2 Письменное уведомление о получении - 10 Расследование, коммуникация, разрешение - 45 Закрытие - 45 Мониторинг, использование опыта Получение жалобы 45 рабочих дней Регулярные отчетность, внутренний и внешний контроль

4. Справедливость стремление обеспечить, чтобы жалобщики имели доступ к источникам информации, консультациям и экспертным знаниям, необходимым для участия в процессе подачи / рассмотрения жалобы на основе принципов справедливости, информированности и уважения 4. Справедливость стремление обеспечить, чтобы жалобщики имели доступ к источникам информации, консультациям и экспертным знаниям, необходимым для участия в процессе подачи / рассмотрения жалобы на основе принципов справедливости, информированности и уважения 4 - Справедливость Справедливость – стремление к равным возможностям (справедливым возможностям) Разъяснения по применению Процедуре Разъяснения по жалобе Использование экспертных знаний / консультаций / оценок, пр. (!) Равные возможности – разделение ответственности и сопричастности, повышение эффективности разрешения жалоб (!) Применение экспертных знаний / консультаций / оценок – повышает доверие

5. Прозрачность и открытость (транспарентность) информирование сторон процесса рассмотрения жалобы о его ходе, и предоставление достаточной информации о результативности механизма с целью укрепления доверия к его эффективности и обеспечения затрагиваемых публичных интересов 5. Прозрачность и открытость (транспарентность) информирование сторон процесса рассмотрения жалобы о его ходе, и предоставление достаточной информации о результативности механизма с целью укрепления доверия к его эффективности и обеспечения затрагиваемых публичных интересов 5 - Прозрачность и открытость Регулярное информирование о прогрессе (по телефону, встречи, письма) Прозрачность процесса Публичная и иная отчетность Прозрачность и открытость процесса: (!) повышает доверие и эффективность разрешения жалоб (no surprise) (!) обеспечивает согласованность результатов (удовлетворение разрешением жалобы) (!) Важно обеспечивать конфиденциальность

6. Соответствие международным нормам в области прав человека обеспечение соответствия итоговых решений и средств правовой защиты международно признанным правам человека 6. Соответствие международным нормам в области прав человека обеспечение соответствия итоговых решений и средств правовой защиты международно признанным правам человека 6 - Соответствие нормам в области прав человека Нередко жалобы не формулируются с правозащитной точки зрения и во многих из них первоначально не затрагиваются вопросы прав человека. Независимо от этого в случаях, когда итоги рассмотрения имеют значение для прав человека, следует обеспечивать, чтобы они принимались в русле международно признанных прав человека

7. Источник постоянного усовершенствования анализ соответствующих мер с целью выявления уроков, необходимых для совершенствования механизма и предотвращения будущих жалоб и причинения вреда в будущем 7. Источник постоянного усовершенствования анализ соответствующих мер с целью выявления уроков, необходимых для совершенствования механизма и предотвращения будущих жалоб и причинения вреда в будущем 7 - Источник постоянного усовершенствования Анализ жалоб – по типам и причинам, населенным пунктам, пр. – разработка превентивных мер; совершенствование процедур должной заботы о правах человека Анализ процессов - их совершенствование (!) Применять количественные и качественные показатели (!) Осуществлять внутренний и внешний контроль (!) Применять четкую систему отслеживания

8. Диалог и вовлечение проведение консультаций с группами заинтересованных сторон, для которых предназначены эти механизмы, по вопросам их формирования и эффективности их функционирования, а также уделение внимания диалогу как способу рассмотрения жалоб и принятия по ним решений 8. Диалог и вовлечение проведение консультаций с группами заинтересованных сторон, для которых предназначены эти механизмы, по вопросам их формирования и эффективности их функционирования, а также уделение внимания диалогу как способу рассмотрения жалоб и принятия по ним решений 8 - Диалог и вовлечение Обсуждение и согласование с жалобщиком мер по разрешению жалобы Регулярное информирование о прогрессе (по телефону, встречи, письма) Вовлечение третьей стороны для содействия диалогу Разработка процедуры совместно со стэйхолдерами, участие стэйкхолдеров в процессе - процедура жалоб по «Плану содействия» : (!) Важна прямая коммуникация с жалобщиком (!) Диалог и вовлечение в процесс и разрешение обеспечивает согласованность результатов (удовлетворение разрешением жалобы) (!) Совместная разработка механизма (его отдельных элементов) – повышение доверия

Преимущества применения Последовательное и систематическое применение механизмов по работе с жалобами позволяет: Разрешать проблемные ситуации до возникновения конфликта Принимать меры по улучшению и превентивные меры на основе полученного опыта Минимизирует юридические и репутационные риски, которые могут приводить к незапланированным финансовым затратам и задержкам работы Последовательное и систематическое применение механизмов по работе с жалобами позволяет: Разрешать проблемные ситуации до возникновения конфликта Принимать меры по улучшению и превентивные меры на основе полученного опыта Минимизирует юридические и репутационные риски, которые могут приводить к незапланированным финансовым затратам и задержкам работы

Спасибо за внимание! Вопросы?

Дополнительные слайды: Порядок рассмотрения жалоб населения

Процедура по работе с жалобами от населения Жалобой считается любая фактическая или потенциальная проблема, которая имеет причины для выражения недовольства. Процедура основана на лучших международных стандартах Распространяется на население/общественность Сахалинской области и сотрудников подрядных и субподрядных организаций Реализуется активная информационная кампания о том, как можно подать жалобу Обеспечивается приоритетность в рассмотрении жалоб от уязвимых групп населения Процедура основана на лучших международных стандартах Распространяется на население/общественность Сахалинской области и сотрудников подрядных и субподрядных организаций Реализуется активная информационная кампания о том, как можно подать жалобу Обеспечивается приоритетность в рассмотрении жалоб от уязвимых групп населения

Регистрация и оценка полученных жалоб, назначение ответственных лиц за разрешение жалобы и взаимодействие с инициатором жалобы. Проведение расследования и разрешение жалобы в течение 20 рабочих дней с момента регистрации (максимальный срок разрешения – 45 рабочих дней). Регулярное взаимодействие с инициатором жалобы. Обеспечение приоритетности в рассмотрении жалоб от уязвимых групп населения. Предоставление информации о поступлении и разрешении жалоб кредиторам и их представителям. Включение информации по работе с жалобами и их разрешению в публичные корпоративные отчеты. Основные требования по работе с жалобами от населения

Оценка жалобы Жалобы оцениваются согласно методологии оценки рисков Компании

Информационная кампания по процедуре жалоб Информационные постеры и брошюры (на русском, английском языках) в местных сообществах и вахтовых поселках Информация в местных СМИ, администрациях, на официальном сайте «Сахалин Энерджи» Информирование в ходе общественных и других встреч Целевые кампании для отдельных потнциально затрагиваемых групп населения 23 информационных центра «Сахалин Энерджи»

Принципы и подходы Процедуры по работе с жалобами Легитимность и встроенность в корпоративную систему Доступность Прозрачность и открытость Применима для всех этапов деятельности компании Применима для как для компании, так и для подрядчиков Вовлечение заинтересованных сторон и обеспечение диалога Применение установленных сроков и обеспечение согласованных действий Обеспечение конфиденциальности Использование накопленного опыта для применения превентивных и проактивных мер, Другие