Семинар по стратегическим вопросам проведения Глобальной оценки для руководства Ялта, 23-25 сентября 2009 г. Опыт Армении Глобальная оценка национальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глобальная оценка Национальных систем официальной статистики : Глобальная оценка Национальных систем официальной статистики : Инструмент планирования и.
Advertisements

Опыт стратегического планирования Казахстана Форум высокого уровня Бишкек, мая 2006.
1 Институциональная и правовая основа статистики энергетики в республике Молдова Валентина КОМАРНИЦКИ Управление статистики промышленности, энергетики.
ГЛОБАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СТАТИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА ОМАРОВ ЖАСЛАН ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ, АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО СТАТИСТИКЕ. 4.3.
А ккредитаци я. Национальное агентство по аккредитации (НААУ) ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Аккредитация, ее цель 2. Принципы аккредитации 3.НААУ 4. Состав НААУ 5. Функции.
Форум высокого уровня по стратегическому планированию в области статистики в странах Центральной Азии Бишкек, мая 2006 года.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
Концепция создания нормативно-правовой базы, методических основ и систем информационного обеспечения органов исполнительной власти.
УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ДОКЛАД проф., д.п.н. Керимов Ф.А. Перспективы развития системы научно-технической информации.
Опыт Македонии в использовании Глобальной оценки Благика Новковска, генеральный директор Государственного бюро статистики РЕСПУБЛИКА МАКЕДОНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ.
Перспективы развития «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности государств-членов Таможенного союза и Единого экономического.
1 1 Глобальные оценки/ проверки непредвзятости самооценки, проводимой странами – некоторые вопросы с точки зрения эксперта по оценке Ян Бифуглиен, Бюро.
Адаптированная Глобальная Оценка Национальных Статистических Систем Адаптированная Глобальная Оценка Национальных Статистических Систем Доклад через два.
Статистика помощи развитию, распространение информации и эффективность помощи Миша Белкиндас Группа Группы технического содействия в области статистики.
Стратегический план развития Агентства Республики Казахстан по статистике на годы (проект) 2008 г.
Работа МЭГ по наращиванию статистического потенциала в странах и совершенствованию отчетности по ЦРТ Семинар по мониторингу ЦРТ Сара Дуэрто,
Интеграция как фактор ускорения внедрения международных стандартов Семинар по внедрению СНС 2008 в увязке с внедрением нового Руководства СГФ 2012 Стамбул,
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Оценка эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных.
О гармонизации стандартов стран СНГ в области информационных технологий 9-е заcедание Координационного совета по информатизации Mинистерство транспорта.
Транксрипт:

Семинар по стратегическим вопросам проведения Глобальной оценки для руководства Ялта, сентября 2009 г. Опыт Армении Глобальная оценка национальной системы официальной статистики Республики Армения Ðì SA United Nations Economic Commission for Europe Национальная статистическая служба Республики Армения 4.2

Краткая история Официальная дата создания системы статистики Армении – 1921 год. До распада Советского Союза Центральное управление статистики Армении напрямую подчинялось Центральному управлению статистики СССР. После распада СССР оно функционирует под надзором Правительства Республики Армения. С 2000 г. Национальная статистическая служба Республики Армения имеет статус государственного органа, выполняющего функции, направленные на удовлетворение потребностей государства. В своей деятельности Служба не зависит от центральных и местных органов государственного управления.

Общая информация Национальная статистическая служба Республики Армения (НСС РА) имеет централизованную структуру и финансируется из государственного бюджета. Миссия: составление и публикация данных статистики для общего пользования. В состав НСС РА входит Центральный аппарат, 10 марзовых (региональных) агентств и Ереванское агентство статистики. Высший орган управления: Государственный совет по статистике в составе 7 членов, уполномоченный принимать законодательные и нормативные акты в сфере статистики. Глава: Президент Национальной статистической службы РА, который одновременно является Председателем Государственного совета по статистике. Глава и 6 членов Совета назначаются на срок 6 лет указом Президента Республики Армения.

Основные функции Сбор, обработка, обобщение и публикация статистической информации; Сотрудничество с государственными и местными органами управления в сфере сбора статистической информации; Разработка и усовершенствование методологии статистических работ и координирование сбора и распространения данных в соответствии с международными стандартами и классификациями; Организация статистических обследований; Проведение переписей населения и сельскохозяйственных переписей каждые 10 лет; Создание, ведение и актуализация Реестра предприятий; Обеспечение защиты и конфиденциальности данных статистики; Обеспечение пользователей статистической информацией; Обеспечение прозрачности и доступа к сводной статистической информации и метаданным; Сотрудничество с международными организациями и национальными статистическими службами других стран.

Государственный совет по статистике 6 членов Государственного Совета по статистике должны иметь знания в таких сферах статистики: Демография, социология и общественная деятельность Территориальное управление и местное самоуправление Финансово-кредитная и банковская статистика Экология Управление предпринимательской деятельностью Информационные технологии

Законодательная база Закон Республики Армения о государственной статистике принят г. Закон Республики Армения о переписи населения принят г. Закон Республики Армения о сельскохозяйственной переписи принят Парламентом Республики г. Государственные программы статистических работ: - трехлетняя государственная программа статистических работ (Закон) - годовая государственная программа статистических работ Постановления Государственного совета по статистике и другие национальные и наднациональные нормативные акты. Закон Республики Армения о гражданской службе принят г. Положения упомянутого закона полностью внедрены для специалистов национального органа статистики 1 декабря 2002 г.

Характеристика персонала В национальном органе статистики работают 360 специалистов, из них 181 работают центральном аппарате и 179 – в регионах. 158 специалистов центрального аппарата имеют высшее образование, в том числе 7- ученую степень. 73,0 % из них - женщины. Все специалисты - госслужащие.

Международные классификаторы и стандарты Классификатор видов экономической деят-ти, ред.1.1 Классификатор продукции по видам экономической деят- ти (CPA), Товарная номенклатура PRODCOM ISCO-88 ISCED Гармонизированная система HS/CN ICD-10 Армения присоединилась к Общей системе распространения данных МВФ (GDDS) 29 марта 2001 г. 7 ноября 2003 г. Республика Армения стала 54-й страной, присоединившейся к Специальному стандарту распространения данных МВФ (SDDS). Отчет о соблюдении стандартов и кодов (ROSC) по модулю данных для Республики Армения Международного валютного фонда (Отчет по стране МВФ, 09/50, февраль 2009г.)

Программы статистических работ Деятельность осуществляется на основании Государственной программы статистических работ: Трехлетняя Государственная программа статистических работ утверждена Парламентом Республики Армения Законом: , , Годовая Государственная программа статистических работ – Государственным Советом по статистике через месяц после принятия Закона о государственном бюджете на год. Принципы разработки Государственной программы статистических работ: - Наличие ресурсов, - Нагрузка на респондентов, - Эффективность издержек, - Сопоставимость с международными стандартами статистики, - Регулярность в выявлении долгосрочных трендов, - Пропорция ресурсов ежегодно выделяемых для гос. статистики, - Изучение запросов пользователей статистической информации. (статья 11, Закон РА «О Государственной статистике»)

Стратегические рамки В мае 2004г. ЕС принял новую систему взаимоотношений с соседями – Политика европейского соседства (ENP). Центральным элементом Политики является двухсторонний План действий. План действий для Армении был подписан в ноябре 2006 г Другие ключевые сферы – статистика «Внедрение статистических методов, полностью сопоставимых с европейскими стандартами и осуществление модернизации Национальной статистической службы Республики Армения [и] разработка и реализация кратко- и среднесрочной стратегии развития с целью согласования с европейскими стандартами в соответствующих сферах статистики на основе глобальной оценки системы статистики Армении экспертами ЕС»

Глобальная оценка Глобальная оценка Национальной системы официальной статистики Республики Армения была осуществлена совместными усилиями: - Европейской комиссии (Евростата), - Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA), - Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. Процесс оценки был начат в ответ на запрос национального органа статистики, направленный в адрес ЕЭК ООН в сентябре 2008 г.

Глобальная оценка Оценка основывалась на детальном анализе, проведенном в ходе двух миссий по оценке: Первая миссия состоялась 21 – 27 января 2009 г. Вторая миссия - 31 марта – 2 апреля 2009 г.

Основная цель Основной целью была оценка уровня соответствия принятым международным и европейским стандартам, к которым относятся Фундаментальные принципы официальной статистики ООН и Кодекс практики европейской статистики, а также Компендиум статистических требований Евростата 2008 г.

Конкретные цели Оценка соответствия органа статистики международным стандартам, нормам и рекомендациям, а также оценка административных возможностей страны в области статистики; Оценка институциональных аспектов национальной системы статистики и ее технических и организационных возможностей составления и распространения данных официальной статистики во всех соответствующих сферах; Оценка уровня соответствия национального органа статистики европейским требованиям в отношении статистики и выявление сфер, в которых принятие acquis communautaire является адекватным заданием; Подготовка рекомендаций касательно перспективных направлений сотрудничества в рамках будущих программ технической помощи международных организаций и других партнеров.

Законодательная база - Закон о государственной статистике (потенциально неоднозначные положения Закона о государственной статистике, законодательная база для других производителей официальной статистики, законодательная база для постоянного участия заинтересованных сторон, вопросы, которые могут рассматриваться при внесении дальнейших поправок и дополнений в Закон о государственной статистике) - Другие законодательные акты

Национальная система официальной статистики - Структура национальной системы статистики - Разработка национальных статистических программ и система механизмов координации

Национальная статистическая служба - Институциональная миссия - Организация Национальной статистической службы - Управление ресурсами - Внутренний и внешний мониторинг качества и результатов - Политика распространения статистики - Взаимодействие с основными пользователями статистической информации - Международное сотрудничество

Сферы статистики Классификаторы Демографическая и социальная статистика Макроэкономическая статистика Статистика предприятий Статистика сельского хозяйства Многоотраслевая статистика (статистика окружающей среды и статистика информационных и телекоммуникационных технологий)

Институциональная среда (1) Профессиональная независимость органа статистики провозглашена в Законе о государственной статистике; национальный орган статистики имеет хорошую репутацию организации, отстаивающей свою независимость. Орган статистики уполномочен собирать данные, в том числе из административных источников. Конфиденциальность статистики обеспечивает Закон о государственной статистике; действующие правила и процедуры обеспечивают качественную практику. В общем, штат национального органа статистики, если рассматривать центральный аппарат вместе с региональными подразделениями и специалистами, работающими по контракту, достаточно хорошо укомплектован. Однако, имеющиеся финансовые ресурсы серьезно ограничивают развитие и обновление компьютерного оборудования, что, в свою очередь, снижает эффективность работы специалистов.

Институциональная среда (2) Национальный орган заинтересован в обеспечении постоянного уровня качества данных; однако, необходимо развивать методы сбора данных. В этой связи возникают трудности, связанные с отсутствием управления качеством и системы подготовки, а также нехваткой ресурсов в региональных агентствах. Национальный орган статистики заинтересован также в эффективном удовлетворении потребностей пользователей. За последние годы значительно увеличились объемы распространения данных через Интернет; однако, необходимо развивать удобный для пользователя доступ к данным и политику распространения статистики, направленную на упреждение нужд пользователей. Национальных орган статистики проводит политику беспристрастности и объективности при подготовке и распространении данных статистики, а также равноправия пользователей в отношении соблюдения дат выпуска данных. Национальный орган статистики выполняет роль координатора деятельности национальной системы статистики и составляет около 70 – 80% данных официальной статистики Армении.

Охват и качество основной отраслевой статистики (1) В общем, национальный орган статистики своевременно готовит большой объем статистических данных, большая часть из которых составляется на основе ориентированного на реестры подхода в сочетании со статистическими обследованиями. Используемая система классификаторов, в основном, соответствует международным рекомендациям; планируется ее дальнейшее усовершенствование. Разрабатываются и распространяются многие ключевые демографические показатели, однако необходимо их дальнейшее совершенствование, особенно, что касается статистики миграции, также есть потребность в модернизации системы разработки данных. Перепись населения 2001г. стала важным событием; планирование и финансирование следующей переписи является основной проблемой. В сфере статистики рынка труда составляются некоторые из наиболее важных показателей; однако, по причине недостаточного финансирования основной проблемой является внедрение регулярного обследования рабочей силы.

Охват и качество основной отраслевой статистики (2) В сфере статистики образования ряд составляемых показате- лей частично основан на административных данных Министер- ства образования и науки. Основной проблемой в этом вопросе будет согласование с европейским законодательством. Самые главные элементы статистики здравоохранения охвачены, частично за счет административных данных, частично за счет статистических обследований, проводимых совместно с Министерством здравоохранения. Гармонизация с европейскими стандартами потребует дополнительного совершенствования работы. Национальные счета Армении, в основном, соответствуют требованиям ЕСС 95; однако, остаются некоторые несогласованные сферы, в частности, полнота охвата. Национальный орган статистики составляет и распространяет ряд индексов цен. Однако, эта работа требует дальнейшего совершенствования: индекс цен потребителей должен включать жилье, занимаемое владельцами, веса индекса строительных цен следует обновить, кроме того, необходимо продолжать работу по усовершенствованию индексов цен производителей.

Охват и качество основной отраслевой статистики (3) Проводится работа по совершенствованию качества статистики строительства; однако, существуют сложности для получения расчетных показателей для отрасли, связанные со строительством без разрешений. Национальный орган статистики ведет и регулярно актуализирует статистический реестр предприятий, который также включает информацию из административных реестров. Разработана стратегия перекрестных проверок и актуализации реестра предприятий. Статистика транспорта для некоторых сегментов отрасли достаточно хорошо развита, но есть необходимость усовершенствовать данные дорожного транспорта и транспорта частных перевозчиков. Ряд показателей защиты окружающей среды составляется и распространяется с относительно небольшими затратами ресурсов, однако необходимо далее совершенствовать эту работу (например, систему отчетности).

Основные трудности (1) Разница между данными официальной и административной статистики несколько нечеткая, а следовательно, и недостаточно четко разграничены национальная статистическая система и партнеры этой системы. Этот вопрос следует рассмотреть при внесении последующих изменений в Закон о государственной статистике и при разработке годовых/ многолетних программ. В принципе, сбор данных для административных целей должен основываться на конкретном административном законодательстве, а не на Законе о государственной статистике, даже если последний говорит о том, что всегда должен обеспечиваться доступ в статистических целях. Необходимо предпринять дополнительные шаги с целью обеспечить применение этого принципа для отдельных отраслей, например, сельского хозяйства и регистрации населения. В рамках национальной статистической системы национальный орган статистики выполняет роль координатора, особенно в силу того, что его руководство также обеспечивает функционирование Государственного совета по статистике, имеющего право законодательной инициативы. Национальный орган статистики регулярно контактирует с пользователями и партнерами в ходе разработки годовых и трехлетних программ статистических работ. Ему также следует провести оценку методов регулярного предоставления консультаций пользователям, респондентам и др. партнерам.

Основные трудности (2) Достаточно раздробленная организация с многочисленными мелкими подразделениями порождает проблемы с обучением, разработкой новых проектов и управлением качеством, особенно, учитывая то, что внутренние перемещения (кроме фактических продвижений по службе) из-за административных правил практически невозможны. Данный вопрос требует серьезного решения, так как это создает искусственные барьеры для нормального развития людских ресурсов. Недостаточное количество устаревшего компьютерного оборудования также усложняет эффективное использование имеющихся людских ресурсов и снижает продуктивность. Поэтому следует рассмотреть вопрос о том, как лучше сбалансировать бюджет на людские и другие ресурсы. Следует пересмотреть роль региональных подразделений и изучить возможности внедрения новых технологических решений и изменения структуры обследований. Существует потребность в разработке активной стратегии распространения статистики путем предоставления более ориентированных на пользователей данных через веб-страницу, в том числе усовершенствованных метаданных, улучшения доступа к печатным изданиям, повышения эффективности контактов с пользователями, а также более частого проведения пресс-конференций и предоставления других ориентированных на пользователей услуг.

Основные трудности (3) С целью внедрения системы принятия решений, основанных на фактической информации, повышения доверия к официальной статистике, следует принять меры для повышения статистической грамотности различных групп пользователей. Существует потребность в пересмотре структуры наблюдений, возможно, в увеличении количества выборочных обследований, а также в улучшении координации обследований, переходе от практики сбора данных по сферам статистики к объединенным обследованиям, что уменьшит нагрузку на респондентов. Следует улучшить работу в поддержку разработки админ. источников данных и реестров в тесном содружестве с соответствующими органами и с надлежащей правовой базой. Самая насущная потребность – реестр приусадебных хозяйств, являющийся основой сельскохозяйственной переписи, а также реестр населения с реестром адресов и гео- кодированием. Оба очень важны для работы над подготовкой к переписи населения 2011г. Более того, в сфере регистрации предприятий следует внедрить определитель предприятий по индивидуальным данным. Большое значение имеет улучшение финансирования статистической деятельности, а значит, следует открывать больше возможностей использования внешних средств, для чего могут потребоваться изменения правил финансирования сектора государственного управления в Армении.

Основные сферы ожидаемых усовершенствование Индексы цен: потребительских, производителей и, особенно, индексы строительных цен, Полнота национальных счетов и квартальных счетов, Создание статистических реестров.

Основные выводы Выявить слабые места Определить проблематику Определить приоритетные проблемы Усовершенствовать разработку программ долгосрочного развития статистики (стратегия) Расширить возможности интеграции в международную передовую статистическую практику

Библиотека и Интернет Библиотека обширна и содержит все статистические публикации национального органа статистики, других стран и международных организаций, методические пособия, учебники, законодательные документы, др. Статистическая библиотека открыта для населения. Библиотечный электронный каталог можно увидеть в Интернете. Интернет:

Спасибо! Национальная статистическая служба Республики Армения пр. Республики Дом Правительства 3 Ереван 0010 Республика Армения Телефон: (37410) Факс: (37410) Интернет: