1 О переходе на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения Общее образование Москва Февраль, 2011 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Advertisements

Введение в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
1 О переходе на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения Общее образование Москва Февраль, 2011 год.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов: первая ступень образования 2012 г. первая ступень образования 2012 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Условия введения ФГОС. Основные характеристики новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения 2010 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения В МОУ ИРМО «СОШ пос. Молодёжный»
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Транксрипт:

1 О переходе на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения Общее образование Москва Февраль, 2011 год

2 Из истории стандартизации общего образования До 1992 года – отсутствует понятие «стандарт» В качестве стандарта – совокупность единых документов: единый учебный план + единые учебные программы 1998 год – ГОС-1998 (стандарт первого поколения) БУП Обязательный минимум содержания начального, основного, среднего (полного) общего образования» 2004 год – ГОС-2004 (стандарт первого поколения) Федеральный БУП Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

Из истории стандартизации общего образования 2007 год – ФГОС (стандарт второго поколения) Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»

Актуальность разработки нового стандарта Действующий стандарт (стандарт первого поколения) Не фиксирует обязательности результатов, связанных с воспитанием личности, с духовно-нравственным развитием молодежи, а также с межпредметными и надпредметными умениями и навыками Задавая содержание образования, не решает задачи, связанной с умением применять полученные знания (по данным международных исследований PISA по уровню функциональной грамотности - читательской, математической и естественнонаучной российское общее образование в последние лет занимает 40-е место из 65 оцененных) Не определяет условия, которые должны быть созданы в школе для достижения результатов Не обеспечивает в полной мере условия социализации и профессиональной ориентации обучающихся, а также создание возможностей учета индивидуальных особенностей и интересов обучающихся

Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение функций и пользователей стандарта новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)

Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеурочной деятельности включена «неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно- методическое обеспечение)

Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания

Требования к структуре Основная образовательная программа – целостный документ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА пояснительная записка планируемые результаты освоения основной образовательной программы учебный план программа формирования универсальных учебных действий программы учебных предметов программа духовно- нравственного развития, воспитания программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы система оценки достижения планируемых результатов ОСНОВНАЯ и СТАРШАЯ ШКОЛА Целевой Целевой пояснительная записка планируемые результаты освоения основной образовательной программы система оценки достижения планируемых результатов Содержательный Содержательный программа развития универсальных учебных действий: использования ИКТ учебно-исследовательской деятельности проектной деятельности программы отдельных учебных предметов, курсов программа воспитания и социализации: духовно-нравственное развитие и воспитание социализация и профессиональная ориентация экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы Организационный Организационный учебный план система условий реализации

Требования к структуре основной образовательной программы Зафиксированы требования к: - количеству и наименованию разделов; - содержанию каждого из разделов; - минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года ( часов) на ступени начального общего образования; 5 лет ( часов) на ступени основного общего образования; 2 года ( часов) на ступени среднего (полного) общего образования; - соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для начальной школы; 70/30% для основной школы; 40/60% для старшей школы); - организации внеурочной деятельности

Требования к условиям реализации основной образовательной программы кадровые условия возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях повышение квалификации один раз в пять лет соотнесение с новым порядком аттестации финансовые условия норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю соотнесение с ФЗ-83 материально-технические условия функциональный подход к определению условий (возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры информационная среда образовательного учреждения

Порядок утверждения стандартов Утвержден Постановлением Правительства от 24 февраля 2009 г. N 142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» - проект ФГОС вносится в Совет при Министерстве (в том числе в инициативном порядке); - публикуется на сайте и рассылается в экспертные организации для экспертизы; - все экспертные заключения рассматриваются на Совете; - принимается решение об отклонении, направлении на доработку или принятии ФГОС; - ФГОС утверждается приказом Министерства (каждый отдельно), регистрируется в Минюсте

Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года 19644) 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии доработки (после внесения проекта в Совет по ФГОС Минобрнауки России в декабре 2010 года)

Состояние разработки и утверждения стандартов О внесении изменений во ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года 1241 (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 года 19707) Внеурочная деятельность определена как один из механизмов реализации основной образовательной программы Не фиксируется количество часов, отводимых на внеурочную деятельность

14 Порядок введения ФГОС общего образования Обязательное введение Введение по мере готовности школ Последовательно Начальная школа – с 2011 года Основная школа – с 2015 года Старшая школа – с 2020 года По ступеням образования Начальная школа – с 2010 года Основная школа – с 2012 года Старшая школа – с 2013 года Во всех школах Российской Федерации На основании критериев готовности

15 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - разработана и утверждена основная образовательная программа - нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ - приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников - определен список учебников и учебных пособий - определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС - осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Порядок введения ФГОС общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

учебный год Введение ФГОС по мере готовности С 1 сентября 2010 г. начали обучение около 200 тысяч первоклассников (около 15% от общего количества первоклассников) Больше всего первоклассников начало обучаться по новым стандартам Новосибирская область (26660 обучающихся, 100%) Приморский край (20165 обучающихся, 100%) Удмуртская Республика (17355 обучающихся, 100%) Новгородская область (5810 обучающихся, 100%) Мурманская область (3892 обучающихся, 48%) Ленинградская область (5770 обучающихся, 40%) В Москве начали обучение по новым стандартам около 16% первоклассников (12375 обучающихся)

18 Что сделано? Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации: Во всех субъектах определены региональные координаторы введения ФГОС Создан Координационный совет по введению ФГОС Разработана и размещена на сайте Минобрнауки России примерная основная образовательная программа начального общего образования как модель основной образовательной программы школы Разработан новый порядок экспертизы учебников Утвержден федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных к использованию (приказ от 24 декабря 2011г. 2080, регистрационный 19776) Разработан и утвержден план-график введения ФГОС

19 Что сделано? Региональный уровень и уровень учреждения : Создан координационный орган и утвержден план введения ФГОС Ведется плановая работа по созданию комплекса условий: пересмотрен норматив финансирования и методика расчета на одного ученика осуществляется повышение квалификации руководителей и педагогов формируется материально-техническая база и информационная среда образовательных учреждений Создается нормативная правовая база введения ФГОС (основная образовательная программа школы, должностные инструкции, локальные акты и др.) Отрабатываются механизмы реализации внеурочной деятельности, в том числе через взаимодействие с системой дополнительного образования детей Продумываются подходы к организации образовательного процесса

Ближайшие задачи: федеральный уровень Организовать работу по разработке примерных основных образовательных программ основного общего образования (до 15 декабря 2011 г.) и среднего (полного) общего образования (до 15 декабря 2012 г.) и методического обеспечения введения ФГОС Обеспечить включение всех субъектов Российской Федерации в общероссийский мониторинг по введению ФГОС (до 1 октября 2011 г.) и организовать проведение данного мониторинга Обеспечить координацию деятельности субъектов Российской Федерации по подготовке и введению ФГОС общего образования (до 1 сентября 2011 г.) Организовать работу по проведению Всероссийских научно- практических конференций по проблемам и результатам введения ФГОС ( г.г.) Обеспечить формирование федерально-региональной системы повышения квалификации по вопросам введения ФГОС общего образования (2011 г.)

21 ФГОС основного общего образования (введение по мере готовности с 2012 года) 1.Стандарт подростковой школы 2.Преемственность и приращение всех результатов: предметных, метапредметных, личностных 3.Предоставление обучающимся широкого спектра социальных и профессиональных проб 4.Ориентация стандарта на развитие творческих способностей: от формирования универсальных учебных действий к их развитию, то есть формированию общеучебных умений и навыков 5.Четкая структурированость основной образовательной программы (разделы: целевой, содержательный, организационный)

ФГОС ООО Примерная основная образовательная программа основного общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный уровень Участие региона Уровень образовательного учреждения Основная образовательная программа ОУ разрабатывается самостоятельно вариант 1 вариант2 вариант От ФГОС к основной образовательной программе образовательного учреждения

23 ФГОС среднего (полного) общего образования (введение по мере готовности с 2013 года) 1.Стандарт профильной школы 2.Преемственность и приращение всех результатов: предметных, метапредметных, личностных 3.Стандарт выбора, стандарт индивидуальных образовательных маршрутов 4.Стандарт мышления, стандарт развития: от общеучебных умений и навыков к широкому спектру компетенций

24 ФГОС среднего (полного) общего образования: широкое дискуссионное обсуждение О б ъ е к т и в н о Наиболее радикальные изменения в структуре образовательного процесса (по сравнению с начальной и основной школой) Стандарт профильной школы Стандарт выбора Стандарт индивидуальных образовательных маршрутов Стандарт мышления, стандарт развития С у б ъ е к т и в н о Не знают порядок разработки и утверждения ФГОС Не знакомы с содержанием документа Недостоверные источники информации Миф о «лучшем в мире отечественном образовании» Коллективное прозрение Трудность восприятия научно- педагогического текста

Обязательные для изучения предметные области Обязательные предметы для изучения на одинаковом для всех уровне Россия в мире, физическая культура, ОБЖ Обязательный индивидуальный проект Курсы по выбору Филология Русская словесность Русский язык и литература, родной язык, литература Интегрированный БазовыйПрофильный Иностранный язык Иностранный язык, второй иностранный язык Базовый Профильный Общественные науки Обществознание История, география, экономика, право Интегрированный БазовыйПрофильный Математика и информатика Математика, информатика Интегрированный БазовыйПрофильный Математика и информатика Естествознание Физика, химия, биология, экология Интегрированный БазовыйПрофильный Естественные науки Астрономия, искусство, технология, дизайн, хореография и т.д. Структура учебного плана МИНИМУМ- 30 часов МАКСИМУМ – 36 часов МИНИМУМ – 30 часов МАКСИМУМ – 36 часов

26 окт.09- -май10 июн.10- -авг.10 -май.12 авг.11- сен.11- окт.10 ноя.10 дек.10 Нормативные правовые актыОсновные мероприятияОсновные участники Приказ МОН РФ «О введении ФГОС НОО» Нормативные правовые акты субъектов РФ Примерная ООП НОО Федеральные требования Положение о Координационном совете введения ФГОС при департаменте МОН РФ Инструктивно-методическое письмо МОН РФ ООП НОО школ в субъектах РФ Положение о региональном координационном органе введения ФГОС Органи- зация взаимо- действия с учреждени ями дополните льного образован ия детей, учреждени ями культуры и спорта, обеспечив ающих организаци ю внеурочно й деятельно сти Органи- зация взаимо- действия с граж- данскими институ- тами МОН РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ МОН РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, административно- управлденческий персонал ОУ, СМИ Стажировочные площадки во всех ФО Все общеобразовате льные учреждения РФ, имеющие ступень НОО Определение норматива финансирования ФГОС и формирование бюджета в субъектах РФ Реализация ООП НОО в ОУ, которые готовы к реализации ФГОС Реализация ООП НОО в ОУ в штатном режиме Оснащение учебных помещений Широкое информи- рование о ходе и первых результа- тах введения ФГОС НОО Повышени е квалифика ции «Дорожная карта» введения ФГОС ( годы) Приказ МОН РФ «О введении ФГОС С(П)ОО» Создание и реализаци я системы оценки достижени я планируем ых результато в в ОУ сен.10 янв.11- -май.11 июн.11- Приказ МОН РФ «О введении ФГОС ООО» Примерная ООП ООО Широкое информи- рование об особеннос тях ФГОС Подготовк а тьюторов - повышени е квалифика ции МОН РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; административно- управленческий персонал и педагоги ОУ, готовых к введению ФГОС; профессиональное сообщество, СМИ Примерная ООП С(П)ОО Комплектование учебных фондов библиотек