Система работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Районный семинар для заместителей директоров по учебно – воспитательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Колмакова Ю.Л., зам. директора по воспитательной работе Индивидуальная работа с детьми, совершившими правонарушения, состоящих на профилактическом учете.
Advertisements

Федеральный Закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Задачи профилактической работы: Своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально – опасном положении и предупреждение совершения.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 120-ФЗ.
«Взаимодействие социального педагога с организациями и службами города» Материал подготовлен социальным педагогом Муниципального общеобразовательного учреждения.
МОУ Чикская СОШ Заместитель директора по УВР 2. Заместитель директора по ВР 3. Социальный педагог 4. Психолог школы 5. Руководитель МО 6. Учитель.
Г. Соликамск. Цель: усилить профилактическую работу ОУ по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних. задач: Данная.
Работа классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
« Нет плохих детей, есть неприемлемое поведение… »
1.Директор школы –Киселева Е.Н. 2. Заместитель директора по УВР- Якимова Л.Н. 3. Заместитель директора по НМР-Иванцова М.Н., 4. Заместитель директора.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» г. Гусь - Хрустальный.
Профилактика безнадзорности, правонарушений и различных видов зависимости несовершеннолетних из опыта ГБОУ СОШ 619 зам. директора по УВР высшей категории.
Выступление на педсовете 31 марта 2010 г. социального педагога МОУ СОШ 9 Васильевой М.Г.
ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР СОРОКИНА О.И. Работа с «трудными» учащимися в МОУ СОШ 17 г. Подольска.
Педагогический консилиум как механизм обеспечения качественной профилактической работы с учащимися группы риска.
«Институт наставничества» О положительном опыте работы по внедрению «института наставничества» с закреплением за каждым молодым человеком, оказавшимся.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Социальный педагог ГБОУ СОШ 388 Кировского района Санкт-Петербурга Голубкова Валентина Васильевна ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Транксрипт:

Система работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Районный семинар для заместителей директоров по учебно – воспитательной работе Шпаковского муниципального района 31 октября 2012 г. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7»

«…легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям». М. А. Ковальчук

Кто-то, когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв, Что же такое – трудные дети? Вечный вопрос и больной, как нарыв. Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он, С миром оборваны тонкие нити. Словно стена без дверей, без окон. Вот они, главные истины эти: «Поздно заметили» … «Поздно учли» … Нет! Не рождаются трудные дети! Просто им вовремя не помогли. С. Давидович

Паспорт МКОУ «СОШ 7» Количество учащихся – 160, Из них: Начальное звено - 74, Среднее звено – 76, Старшее звено – 0, Классы КРО – 10. Администрация: Директор – Пашков Александр Александрович, Заместитель директора по УВР – Попова Ирина Дмитриевна, Заместитель директора по УВР – Аширова Марина Александровна, Количество педагогов - 15, Социальный педагог - 1, Педагог – психолог - 1, Библиотекарь - 1.

Согласно Закону 120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи: Оказание социально – психологической помощи и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении; Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования; Выявление семей, находящихся в социально – опасном положении; Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.

Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся - система социальных, правовых педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с учащимися и семьями, находящимися в социально – опасном положении.

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально – опасном положении, а также по их социально – педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний.

Несовершеннолетний, находящийся в социально – опасном положении - обучающийся образовательного учреждения, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния.

Семья, находящаяся в социально – опасном положении - Семья, имеющая учащегося, находящегося в социально – опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.

Учет обучающихся и семей, находящихся в социально – опасном положении (внутришкольный учет) – система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая ОУ в отношении учащегося и семей, находящихся в социально – опасном положении, которая направлена на: предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся; выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушений обучающихся; социально – педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально – опасном положении.

Мониторинговая карта

Мониторинг состоящих на учете

Взаимодействие КДН Администрация с.Пелагиада Администрация с.Пелагиада МКОУ «СОШ 7» МКОУ «СОШ 7» Участковый инспектор Участковый инспектор Социальная защита ОДН ОВД

Профилактику правонарушений в МКОУ «СОШ 7» осуществляют: 10 классных руководителей, Социальный педагог, Педагог – психолог, 7 педагогов дополнительного образования, Заместители директора по учебно – воспитательной работе, Директор.

Классный руководитель: Ведет необходимую документацию в своем классе; Осуществляет мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся в классе; Осуществляет индивидуальную профилактическую и коррекционную работу с учащимися и семьями, состоящими на внутришкольном учете.

Социальный педагог: Формирует банк данных образовательного учреждения об учащихся и семьях, находящихся в социально – опасном положении; Взаимодействует с учителями – предметниками, родителями, специалистами социальных и психологических служб в оказании социально – педагогической, психологической и иной помощи обучающимся и семьям, находящимся в социально – опасном положении; Координирует воспитательные усилия образовательного учреждения, семьи, среды и анализирует полученный результат.

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе: Оказывает организационно – методическую помощь классным руководителям в ведении внутришкольного учета; Осуществляет анализ условий и причин негативных проявлений среди обучающихся и определяет меры по их устранению; Готовит соответствующую информацию о деятельности образовательного учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Профилактическая работа в классе и школе В организационном аспекте, опираясь на классификацию факторов социализации разработанную А. В. Мудриком, организация общей профилактики осуществляется на трех уровнях: МАКРОУРОВЕНЬ МЕЗОУРОВЕНЬ МИКРОУРОВЕНЬ уровень государства и общества в целом; уровень конкретного региона уровень организации профилактической работы в условиях различных институтов воспитания детей и подростков

Направления профилактической работы В России сложились различные направления профилактики. Проанализировав данный опыт М.А. Ковальчук предлагает следующие направления организации профилактической работы: ПРОФИЛАКТИКА ЗАПРЕТИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ

Этапы направления профилактической работы Раннее выявление детей «группы риска» Консультативно – разъяснительная работа с родителями и педагогами Мобилизация воспитательного потенциала семьи и окружающей среды Работа с референтной группой ребенка Социально – педагогический патронаж дезадаптированных несовершеннолетних Привлечение необходимых специалистов

Работа с семьей осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании; осуществление диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом осуществление комплексной профилактической работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и профилактика имеющихся отклонений

Формы работы «Педагог-ребенок» «Педагог-предмет- ребенок» «Педагог-ситуация-ребенок» «Педагог-человек-ребенок» Составление социально- педагогического паспорта класса, консультации и т.д. создание газет, олимпиады, конференции, реферат и т.д. Создание воспитывающих ситуаций, включение в досуговые виды деятельности (по интересам), организация выходов, экскурсий, поездок, походов и т.д. Шефство, кураторство, наставничество, встречи со специалистами, интересными людьми, проведение форм совместно с родителями и т.д.

Приемы индивидуального воздействия «Стратегия жизни» «Просьба о помощи» «Оцени поступок» «Поощрение» педагог выясняет жизненные планы воспитанника, затем пытается выяснить вместе с ним, что поможет, а что помешает реализации этих планов Воспитатель обращается к воспитаннику за советом, рассказывая о своих проблемах и просит найти способ их решения педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории; похвала поддержка, похвала побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие

Приемы организации групповой деятельности «Импровизация» «Эстафета мнений» «Самостимулирование» учащиеся выбирают интересную для них тему; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему их интерпретируют и т. п. учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу встречные вопросы; вопросы и ответы коллективно обсуждают

Приемы деятельности учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика «Самоотстранение учителя» «Инструктирование» «Распределение ролей» «Распределение инициативы» определены цели и содержание работы, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы устраняется от прямого руководства или берет на себя обязательства рядового ученика на период выполнения какого-либо творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися

Причины постановки учащихся на внутришкольный учет На внутришкольный учет ставятся учащиеся: Не посещающие или систематически пропускающие без уважительных причин учебные занятия; Занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством; Совершившие противоправные действия и неоднократно нарушившие Устав ОУ и Правила поведения учащихся; Неуспевающие или оставленные по неуважительным причинам на повторный курс обучения; Склонные к употреблению наркотических, алкогольных и спиртосодержащих, психотропных, психоактивных и (или) других одурманивающих веществ без назначения врача; Причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности; Состоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних ОВД, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Шпаковского муниципального района, отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними отдела образования АШМР, управления труда и социальной защиты населения. Формы: 1-у, 2-у, 3-у, 4-у.

Документация на учащихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учете Форма 1-у «Представление на постановку на внутришкольный учет» - классный руководитель и социальный педагог; Форма 2-у «Учетная карточка учащегося, находящегося в социально – опасном положении» - классный руководитель; Форма 3-у «План индивидуальной воспитательно – профилактической работы» - утверждается заместителем директора по УВР; Форма 4-у «Карта индивидуального психолого – педагогического и профилактического сопровождения обучающегося, состоящего на внутришкольном учете» - классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог.

Причины постановки семьи на внутришкольный учет На внутришкольный учет ставятся семьи: Семьи, не исполняющие обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей; Семьи, где родители (законные представители) злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками; Семьи, отрицательно влияющие на поведение несовершеннолетних, вовлекающие их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков и т.д.); Семьи, допускающие в отношении своих детей жестокое обращение и насилие; Семьи, имеющие детей, находящихся в социально – опасном положении и состоящих на учете в ОУ, а также, состоящие на учете в ОДН, КДН, отделе опеки и попечительства, управлении социальной защиты. Формы: 1-с, 2-с, 3-с, 4-с.

Документация на семьи, состоящие на внутришкольном профилактическом учете Форма 1-с «Представление на постановку на внутришкольный учет семьи» - классный руководитель и социальный педагог; Форма 2-с «Учетная карточка семьи, находящейся в социально – опасном положении» - классный руководитель; Форма 3-у «План индивидуальной профилактической работы» - утверждается заместителем директора по УВР; Форма 4-у «Карта индивидуальной профилактической работы и психолого – педагогического сопровождения» - классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог.

Снятие с внутришкольного учета учащихся или семей По решению Совета профилактики ОУ на основании совместного представления социального педагога и классного руководителя (формы 5-у и 5-с). Кроме того с внутришкольного учета снимаются учащиеся: -окончившие ОУ; -сменившие место жительства или перешедшие в другое ОУ; -направленные в специальные учебно – воспитательные учреждения.

Алгоритм действий администрации ОУ по организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними 1 Включение в должностные инструкции зам. директора по учебной и воспитательной работе функций организации и контроля 2 Проведение анализа состояния профилактической работы 3 Планирование работы на учебный год 4 Ознакомление участников образовательного процесса с планом работы 5 Обеспечение контроля 6 Подготовка документов на КДН и участие в заседаниях 7 Анализ профилактической работы за год

Механизмы воздействия ежемесячно: Контроль успеваемости со стороны зам. директора по УВР Контроль успеваемости со стороны зам. директора по УВР Контроль посещаемости со стороны зам. директора по УВР Контроль посещаемости со стороны зам. директора по УВР Заседание Совета профилактики

Алгоритм действий классного руководителя ОУ по предупреждению правонарушений 1 Составление социального паспорта класса 2 Раннее выявление детей «группы риска» 3 Подготовка документов для постановки на ВШУ 4 Информирование должностных лиц 5 Разработка индивидуальной карты социального и психолого – педагогического сопровождения 6 Вовлечение учащегося в организованную внеурочную занятость 7 Осуществление ежедневного контроля за посещаемостью и успеваемостью обучающегося 8 Организация индивидуальной работы с родителями 9 Анализ социальной адаптации учащегося 10 Подготовка и направление материала на Совет профилактики для решения вопроса о снятии с ВШУ

Алгоритм действий классного руководителя ОУ по факту совершения подростками правонарушения 1 Поступление информации о совершении подростком правонарушения 2 Информирование специалистов ОУ и родителей 3 Сбор информации, характеризующей подростка, его окружение, семью 4 Подготовка документов для постановки на ВШУ 5 Составление карты социального сопровождения обучающегося 6 Разработка плана работы с привлечением всех субъектов профилактики 7 Разработка плана работы с родителями обучающихся 8 Проведение индивидуальной профилактической работы с подростком 9 Анализ социальной адаптации обучающегося и информирование Совета профилактики ОУ 10 Подготовка и направление материалов на Совет профилактике по вопросу снятия с учета

Механизмы воздействия ежедневно: Контроль успеваемости со стороны классного руководителя Контроль успеваемости со стороны классного руководителя Контроль посещаемости со стороны классного руководителя Контроль посещаемости со стороны классного руководителя

«Программа-минимум» Классный руководитель обязан в этот же день узнать причину отсутствия учащегося в школе Если причина неуважительная, сообщить родителям, социальному педагогу Если на следующий день учащийся отсутствует в школе – посещение по месту жительства классным руководителем совместно с социальным педагогом с целью установления причины отсутствия и выяснения обстановки в семье.

Механизмы воздействия по мере необходимости: Индивидуальные беседы классного руководителя с учащимися Индивидуальные беседы классного руководителя с учащимися Индивидуальные беседы классного руководителя с родителями Индивидуальные беседы классного руководителя с родителями Беседы с учащимися и их родителями в присутствии администрации Беседы с учащимися и их родителями в присутствии администрации Посещение по месту жительства

Алгоритм действий социального педагога ОУ 1 Сбор информации о социальном неблагополучии 2 Изучение социально – педагогических особенностей личности подростка 3 Составление индивидуальной карты сопровождения подростка 4 Осуществление взаимодействия с субъектами профилактики 5 Подготовка и направление материалов в КДН, участие в заседаниях 6 Подготовка документов по устройству подростка в соц. Приют, на лишение родительских прав, устройство в приемную семью 7 Анализ социальной адаптации обучающегося

Механизмы воздействия еженедельно: Контроль посещаемости со стороны социального педагога Контроль посещаемости со стороны социального педагога Контроль успеваемости со стороны социального педагога Контроль успеваемости со стороны социального педагога Посещение уроков классным руководителем, социальным педагогом Посещение уроков классным руководителем, социальным педагогом

Механизмы воздействия по решению Совета профилактики: Постановка на внутришкольный учет Направление ходатайства в КДН Направление ходатайства в ОДН ОВД Направление ходатайства в соцзащиту…

Алгоритм действий педагога – психолога ОУ 1 Сбор информации о социальном неблагополучии подростков 2 Изучение психолого – педагогических особенностей личности подростка, его микросреды, выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающегося 3 Составление индивидуальной карты сопровождения подростка по оказанию психолого – педагогической помощи и поддержки 4 Составление индивидуальной психолого – педагогической карты семьи подростка 5 Осуществление взаимодействия со всеми субъектами профилактики 6 Информирование педагогического коллектива и Совета профилактики о результатах психолого – педагогической коррекции 7 Подготовка и направление материала в КДН и участие в заседании 8 Участие в заседаниях Совета профилактики

Индикаторы эффективности работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Уменьшение числа детей и подростков, состоящих на ВШУ Снижение уровня подростковой преступности Уменьшение количества учащихся вечерних школ, переведенных из ОУ Увеличение количества детей, вовлеченных в работу детских общественных организаций Увеличение количества школьников, охваченных трудовой деятельностью в летний период Увеличение удельного веса детей, охваченных дополнительным образованием Увеличение удельного веса детей группы «риска», вовлеченных в реализацию социальных программ, проектов Увеличение процента учащихся, поступающих в ВУЗы и ССУЗы по выбранной специальности, по итогам предпрофильной подготовки учащихся

«Потенциальная группа риска» Это те учащиеся, которые находятся в социальных условиях, благоприятных для их развития. У таких детей могут возникнуть серьезные социально – эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровне помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.

Алгоритм работы с «трудным» подростком I ЭТАП ПОДРОСТОК личностные особенности самооценка интеллектуальное развитие характер взаимоотношений в классе ДИАГНОСТИКА

Алгоритм работы с «трудным» подростком II ЭТАП ПОДРОСТОК групповые и индивидуальные встречи с родителями работа с учителем- предметником индивидуальная работа с подростком тренинг личностного роста КОРРЕКЦИЯ тренинг жизненных умений и профориентация

«Потенциальная группа риска» Учащиеся из малообеспеченных семей Учащиеся из неполных семей Учащиеся из семей с высоким уровнем достатка, в которых родители не уделяют достаточного внимания детям Учащиеся из неблагополучных семей Учащиеся, у которых один или оба родителя - инвалиды Опекаемые дети и подростки Учащиеся из семей мигрантов Учащиеся, имеющие отклонения в развитии

Внеурочная занятость Название кружка, секцииклассКол-во уч-ся 1Волейбольная секция Подвижные игры Ритмика Хоровой Вокал Умелые руки (деревообработка) Краеведение Школьный музей Мультимедиа техника и школьная газета ИЗО - студия Мир мультимедиа технологий (вне бюджет) Умелые руки (деревообработка)КРО9 13ЮИД Юный спасатель

Взаимодействие с социумом во внеурочной занятости Детская музыкальная школа Детская музыкальная школа Секция бокса МКОУ «СОШ 7» МКОУ «СОШ 7» Секция радиопеленгации Секция радиопеленгации Художественная студия Художественная студия УДО ДЮЦ «Типчак» Сельский Дом культуры Сельский Дом культуры

ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ! ПОМНИТЕ! Нет ребенка, который не хотел бы стать лучше. Поможем ему в этом!

Ресурсы трудный подросток mejdu-nami.jpg взаимодействие mejdu-nami.jpg Федеральный закон школьник контроль успеваемости школа