Планирование как функция управления Планирование : ПЛАНИРОВАНИЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ С ДВУХ ПОЗИЦИЙ: 1)КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2)КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ. ПЛАНИРОВАНИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1 Ознакомление с планом работы КП Нормативно- правовая база планирования в ДОУ Ознакомление с планом работы заместителя заведующего ДОУ Регистрация.
Advertisements

Годовой план работы ДОУ С.А.Любчик, руководитель МДОУ «Золушка»
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
Планирование социально– педагогической деятельности.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
Заведующий МДОУ «Детский сад 26 «Светлячок» Абрамова Лариса Евгеньевна Город Котлас Планирование деятельности ДОУ в условиях современных требований.
Система контроля в дошкольном учреждении Заведующий д/с 406 С.А. Литвиченко.
Организация планирования и прогнозирования деятельности в ОУ.
Г.А.Одинцова, методист МКОУ ДПО «Информационно-методический центр»
Методическая работа. Система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных: на всестороннее повышения профессионального мастерства воспитателя,
«Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»
Педагогический анализ как функция педагогического управления.
Построение образовательной программы образовательного учреждения, гарантирующее достижение заявленных целей (результатов образования) в условиях введения.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
МДОУ «Детский сад села Мошок» ПРОЕКТ «Внедрение ФГОС в ДОУ» «Мы берем лучшее из прошлого и работаем на будущее!»
Проектная работа Проектная работа Проектная работа Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении Грекова Е. А. – заведующая МДОУ 69.
Транксрипт:

Планирование как функция управления Планирование : ПЛАНИРОВАНИЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ С ДВУХ ПОЗИЦИЙ: 1)КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2)КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1)Субъект – педагог, занимающийся планированием 2)Объект – планируемый педагогический процесс. 3)Цель – достижение наибольшей эффективности педагогического процесса в работе с детьми. 4)Мотив – необходимость (требование руководителя) и повышение качества работы с детьми. 5)Средства – материальные и интеллектуальные. 6)Способы – текстовые и графические. 7)Процесс планирования: целеполагание Подбор тематики Подбор методов и приемов Оперативная и адекватная оценка уровней усвоения выдвинутых педагогом целей и задач 8) Результат – грамотно составленный план, отвечающий всем необходимым требованиям.

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ: Основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль, коррекция. Основные функции управления в сфере дошкольного образования (П.И.Третьяков) 1) информационно-аналитическая; 2) мотивационно-целевая; 3) планово-прогностическая; 4) организационно-исполнительская; 5) контрольно-диагностическая; 6) регулятивно-коррекционная.

Планирование – это непрерывный процесс использования путей и способов совершенствования деятельности за счет выявления возможных условий и фактов (исследование А.Г.Поршнева). Применительно к дошкольному образованию планирование заключается в определении зон ближайшего развития планируемого объекта (дошкольное учреждение, дети, педагоги), в определенных социально-культурных условиях на основе качественного педагогического анализа.

Требования к планированию: ТРЕБОВАНИЯ: 1.Единство долгосрочного и краткосрочного планирования (программа развития, общеобразовательная программа ДОУ, годовой план, перспективные и календарные планы). Цели каждой подструктуры составляют единое целое. 2.Непрерывность, т.к. планирование это постоянно повторяющийся процесс, все текущие планы составляются на основе предыдущих (программа развития ДОУ на основе концепции дошкольного образования и т.д.). 3.Стабильность и гибкость (план должен подлежать корректировке в случае необходимости). 4.Точность (достаточная детализация). 5.Прогностичность. Обеспечение комплексного характера планирования. Прогнозирование и планирование промежуточной работы, а также предвидение промежуточных и конечных результатов.

Условия эффективного планирования объективная оценка уровня работы и достигнутых результатов на момент планирования (т.е. качественный анализ). четкое представление результатов работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут. выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат. учет специфических особенностей конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий детского сада, а так же индивидуальных особенностей, тех кто будет осуществлять на практике запланированные мероприятия.

ведение документации: Документация в соответствии с приказом Мин.обр.РСФСР 41 от г.: План воспитательно-образовательной работы на день или неделю, табель посещаемости - для воспитателя и музыкального руководителя. Для старшего воспитателя – план на неделю или месяц для работы с воспитателями. Министерство образования установило новые правила делопроизводства: письмо мин.обр.от г.03-51/64) ( Управление ДОУ1 2002г стр ).

Виды планирования Стратегическое –Программа развития ДОУ –Концепция развития ДОУ на ближайшие 3-5 лет –Модель выпускника Тактическое –общеобразовательная программа ДОУ –Годовой план работы ДОУ –Расписание образовательной работы с детьми (совместная деятельность детей и взрослых) – Программы кружковой и секционной работы с детьми (дополнительное образование) -- Перспективные планы –Индивидуальные, тематические, творческие планы педагогов –Индивидуальные карты развития ребенка – Планы работы со школой Оперативное –План образовательной работы с детьми –С социумом (неорганизованные дети) –Планы проведения утренников,собранийс родителями и другие.

Нормативные документы, определяющие деятельность ДОУ Закон об образовании, Концепция дошкольного образования, Типовое положение о ДОУ Концепция модернизации Российского образования, Приказ министерства образования РФ от 23 ноября 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Программа развития ДОУ 1.. Программа развития – это документ, определяющий текущую и перспективную деятельность коллектива ДОУ. Программу развития необходимо рассматривать как мощный инструмент, обеспечивающий гарантированный переход ДОУ в новое качественное состояние. 2. Прогнозирование развития ДОУ на 3-5 лет 3.Планирование и создание определенной модели учреждения.

Решает три важнейшие задачи: 1. Зафиксировать достигнутый результат и тем самым определить точку отсчета для планирования будущего развития учреждения. 2. Определить ожидаемый результат будущей модели учреждения, исходя из потребностей и возможностей конкретного образовательного учреждения. 3. Определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния ДОУ к желаемому будущему. Программа развития должна обязательно иметь: информационную справку о ДОУ (краткую информацию развития учреждения); анализ достигнутых результатов (проблемно-ориентированный анализ деятельности); определять миссию ДОУ (зависит от вида ДОУ, от окружающего социума); цель развития учреждения; задачи, которые будет решать ДОУ для достижения поставленной цели; план действий на заявленный временной период на каждый год, с указанием мероприятий, сроков и ответственных лиц); ожидаемый результат (прогноз конечного результата); экономическое обоснование программы в разрезе каждого года работы (сколько денежных средств необходимо на выполнение заявленных мероприятий).

АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОУ Показатели разработаны на основе рекомендаций Поташника М.М., Моисеева А.М., Лазарева В.С. 1Структура Программы развития соответствует предъявляемым требованиям и включает следующие блоки: 1.Краткая аннотация (паспорт) Программы. 2.Аналитическая часть. 1.Историческая справка об образовательном учреждении. 2.Информационная справка об образовательном учреждении. 3.Блок аналитического и прогностического обоснования Программы (проблемно – ориентированный анализ). 3.Концепция (концептуальный проект) желаемого будущего состояния ДОУ как системы 4.Формулирование целей и задач программы развития. 5.Практическая часть. Стратегия и тактика перехода (перевода) ДОУ в новое состояние. 1.Конкретный (тактический и оперативный) план действия по реализации Программ. 6. Приложения 2Программа отличает ярко выраженной инновационной направленностью, ориентирована на удовлетворение «завтрашнего» социального заказа 3Актуальность Программы (нацеленность на решение ключевых проблем данного ДОУ) 4Цели Программ обоснованы и поставлены операционально

АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОУ Показатели разработаны на основе рекомендаций Поташника М.М., Моисеева А.М., Лазарева В.С. 5Содержание нововведений детально проработано и достаточно для достижения желаемого результата 6Реалистичность и реализуемость Программ (обеспеченность необходимыми ресурсами) 7Полнота и системность Программы, отражение в ней системного характера ДОУ, охват всех подсистем и связей между ними и с внешней средой 8Контролируемость Программ (контролируем ли результаты? (достигается максимально возможной точностью и операциональностью целей, задач, рубежей, ориентиров) 9Чувствительность к сбоям, гибкость Программы (обеспечивается введением в программу промежуточных контрольных точек для внесения в случае необходимости оперативных коррективов) 10План перехода в новое состояние ДОУ предусматривает достаточное количество запланированных действий для достижения результата. 11Культура оформления Программы

Общеобразовательная программа ДОУ Общеобразовательная программа ДОУ – это конкретная модель учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения, должна охватить все образовательные области с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утв.приказом Мин.обр.РФ от г.655 устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в части определения структуры, в том числе соотношения ее частей, их объема, а так же соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части формируемой участниками образовательного процесса.

Общеобразовательные программы дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется образовательными учреждениями на основе примерных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработанных федеральными государственными органами на основе федеральных требований. Образовательная программа состоит из 2 частей: - обязательная часть; - часть, формируемая участниками образовательного процесса (учет принадлежности к видовому разнообразию, специфики национально- культурных, демографических, климатических условий в которых осуществляется образовательная деятельность). Объем 80%- обязательная часть, 20%- часть формируемая участниками образовательного процесса. Образовательная программа – это документ, который подлежит постоянной (ежегодной) корректировке. Образовательная программа должна составляться с учетом специфики учреждения, его миссии и вида. За разработку образовательной программы ДОУ отвечает непосредственно руководитель, общеобразовательная программа ДОУ должна обеспечить выполнение государственных требований и гарантировать ребенку получение комплекса образовательных услуг, обеспечивающих разностороннее развитие личности.

ГОДОВОЙ ПЛАН Структура годового плана I часть. Проблемно-ориентированный анализ и задачи на новый учебный год (краткий анализ достигнутого уровня развития ДОУ, достижения в образовательной работе, недостатки и нерешенные вопросы по разным направлениям деятельности, анализ материальной базы, оснащение педагогического процесса, условия работы воспитателей, кадровый состав, работа со школой, социумом и др.). А) определение противоречий и проблем по основным направлениям работы ДОУ; Б) формулирование целей и задач на следующий учебный год. II часть. Содержательная (основные направления деятельности ДОУ). Раздел 1. Работа с кадрами; 1.1. производственные совещания; 1.2. повышение квалификации; самообразование; 1.3. аттестация; 1.4. работа с молодыми специалистами; 1.5. консультации, семинары-практикумы, открытые просмотры, деловые игры и другие формы работы с кадрами.

Раздел 2. Организационно-методическая работа; 2.1.педсоветы, подготовка к педсоветам; 2.2. изучение и формирование ППО; 2.3. смотры-конкурсы, выставки; 2.4. контроль; 2.5. оздоровительно-профилактическая работа с детьми и т.д. Раздел 3. Работа с родителями, школой и другими организациями; 3.1. родительские собрания и лектории (общие, групповые); 3.2. выставки для родителей; 3.3. работа с трудными семьями; 3.4. родительский комитет( другие формы общественного самоуправлен6ия ); 3.5. консультации для родителей; 3.6. работа с социумом; 3.7. работа со школой; 3.8. взаимосвязь с другими организациями и другое. Раздел 4. Административно-хозяйственная работа; 4.1. охрана жизни и здоровья детей и работников; 4.2. материально-техническое обеспечение; 4.3. контроль за организацией питания; 4.4. оперативные совещания администрации; 4.5. другое

Годовое планирование Чтобы грамотно и правильно составить годовой план руководитель должен учитывать: кадровый потенциал педагогов (знать все плюсы и минусы в работе каждого педагога) педагогический опыт работы (знать чем может поделиться тот или иной педагог) согласованность позиций своих педагогов (не возлагать общее проведение тех или иных мероприятий на педагогов с разными точками зрения на один вопрос) социально-психологический климат педагогического коллектива.

Анкетирование педагогов Для того, чтобы предусмотреть в годовом плане оказание дифференцированной помощи каждому педагогу, необходимо провести анкетирование или беседу с целью выявления реальных затруднений педагогов. Анкета может включать 3 вопроса: Что у меня в работе с детьми получается хорошо и каким опытом я могу поделиться с коллегами? Что у меня в работе с детьми получается хорошо? В чем я испытываю затруднения? На конец учебного года можно составить диагностическую карту совершенствования педагогического мастерства рекомендации К.Ю.Белой.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА п/п ФИО воспитателей Стаж работы Заявленные проблемыПеречень проблем Тищенко М.И.8х-х001. Организация и проведение подвижных игр 2.Болдырева О.И Проведение физкультурного занятия на воздухе 3.Храмцова В.Н Планирование второй половины дня 4.Руденко З.М.4--х--4. Проведение закаливающих мероприятий 5.и т.д.5. Организация образовательной деятельности Условные обозначения: Х – могу поделиться опытом 0 – не испытываю затруднений - – испытываю затруднения. Разные варианты анкет, диагностических карт предлагает Казакова в методических рекомендациях «Годовое планирование» - М.:2005г. Изд-во Творческий центр.

Анализ выполнения общеобразовательной программы ДОУ Группы ДОУ Образовательные области Поз нан ие Соци ализ ация Комм уника ция Здо ровь е Музы ка Чтение художествен ной литературы Безопас ность Худо жест венн ое творч ество 1 МЛАДШАЯ ГРУППА вкрон 2 МЛАДШАЯ ГРУППА новкр СРЕДНЯЯ ГРУППА внкрв СТАРШАЯ ГРУППА овкрв ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ воов Средняя оценка по критерию Условные обозначения: В – высокий О – оптимальный Кр –критический Н – недопустимый

Формы годового планирования: схематично-блочная ( необходимо написание месячных планов); календарно-месячная (рек. К.Ю.Белой); цикличная (по формам работы ) и др. Разделы годового плана проблемно-ориентированный анализ работы ДОУ за прошедший год; планирование деятельности ДОУ на новый учебный год.

«Успешная формулировка проблем равносильна половине ее решения». Анализ выполнения программы является лишь составной частью проблемно-ориентированного анализа работы ДОУ; Результаты работы должны быть представлены в сравнении с предыдущим учебным годом. Проблемный анализ делается от результатов работы: Результат из чего достигнут почему (достигнут или не достигнут) ), и ответов на 3 вопроса «Что? Как? Почему?».

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ Четкость представления предмета анализа и выделение блоков анализа Степень широты анализа (все ли процессы и явления дошкольного образовательного учреждения подвергнуты анализу?) Руководители дошкольного образовательного учреждения владеют следующими технологиями проведения анализа: системного, проблемно-ориентированного, силового, сравнительного, причинно-следственного и т.д. Цели анализа адекватны целям сбора информации Формулируемые утверждения: Объективны (подкреплены ссылкой на аналитические аргументы и расчеты) и Четко сформулированы Анализ представляет динамику изменений процессов и явлений за предыдущие 3 года. Форма анализа оптимальна и опирается на применение наглядности (графики, таблицы, диаграммы и др.) Результаты оцениваются на основе сопоставления качественных и количественных показателей. Для качественных показателей применяются (разрабатываются) соответствующие критериальные шкалы. Анализ обеспечивает постановку четких целей и задач для принятия обоснованных управленческих целей Деятельность по осуществлению анализа должным образом организована руководителем дошкольного образовательного учреждения (созданы рабочие группы из числа членов педагогического коллектива, определены ответственные, установлены временные границы и др.)

Задачи должны быть реально выполнены и четко сформулированы. Каждая задача должна начинаться с глагола, определяющего полноту выполнения данной задачи: Начать работу ---- Улучшить ---- Совершенствовать ---- Внедрить и т.д.

Содержание работы ДОУ на следующий учебный год в соответствии с поставленными задачами. Отбор форм организации образовательного процесса. Определение сроков выполнения Определение ответственных за проведение тех или иных мероприятий.

Приложения к годовому плану: План оздоровительной работы ДОУ, согласованный с главным врачом поликлиники. Родительские собрания (тематика по каждой возрастной группе). План работы родительского комитета. План кружковой работы специалистов. Планы проведения новогодних каникул. Планы работы специалистов в ДОУ (по образовательным областям) и т.д. Всю работу ДОУ рекомендуется начинать планировать с педагогических советов.

Педагогические советы по видам 1. Установочный – от слова «установка»,следовательно, педагогический совет выполняет миссию – создать условия для определения педагогических ценностей коллектива на предстоящий учебный год. На данном педагогическом совете обсуждаются и утверждаются образовательная программа детского сада. –обсуждаются формы и содержание дополнительного образования; –утверждается годовой план работы; –подводятся итоги летней оздоровительной работы и намечаются пути совершенствования работы с учетом результатов работы; –подводятся итоги подготовки к началу учебного года; –вопросы комплектования групп; –рациональное расходование денежных средств; –организация питания.

2. Тематические педагогические советы. По теме заявленной годовой задачей. Тематических педсоветов проводится столько, сколько годовых задач поставлено в годовом плане. Название педсоветов – созвучно с годовой задачей. Обсуждаются проблемы по образовательным областям (физическое развитие, экологическое воспитание и т.д.). На данных педсоветах обсуждается уровень развития детей, «+» и «-» в работе с детьми по данной теме, причины недостатков и намечаются пути выхода из сложившейся ситуации, и дальнейшие перспективы работы коллектива. Часто на педсоветах можно услышать отчет о проделанной работе (все хорошо и очень хорошо и не слова о детях). На данных педагогических советах обязательно доводятся до сведения коллектива результаты контроля по теме педагогического совета.

3. Итоговые педагогические советы – итоги работы за определенный период, за первое полугодие или за учебный год, выполнение программы + итоги комплексных проверок. 4. Оперативный педагогический совет – решение срочных проблем детского сада. 5. Инструктивный педагогический совет – проводится инструкция педагогического коллектива по отдельным вопросам работы. 6. Внеочередной педагогический совет – внеплановый педагогический совет. 7. Медико-педагогические совещания.

На педагогических советах может обсуждаться: опыт работы отдельных педагогов по отдельным направлениям работы; качество образовательных услуг в ДОУ; уровень работы ДОУ по отдельным образовательным областям. проблема одного конкретного ребенка. Иногда педагогические советы в ДОУ подменяются проведением проблемных семинаров, руководители не видят в этом разницу (не обсуждаются проблемы, не принимаются решения, не высказываются мнения).

Очень важным условием любого педагогического совета является принятие решений. Они должны быть: Четко сформулированы. Конкретны и выполнены. Четко указаны сроки выполнения и обязательно ответственные. Каждое принятое решение должно отвечать на вопросы: «Что делаем? Кто делает? Когда делаем?»

Типичные ошибки в проведении педагогических советов: Недостаточная личная роль руководителя в подготовке и проведении педагогических советов (руководящую роль выполняют старшие воспитатели ). Тематика педагогических советов не всегда соответствует задачам, поставленным в годовом плане. Педагогический совет является таковым только по форме, а в действительности – по содержанию семинар, лекция, инструктаж. Решения педагогических советов не носят конкретного характера, не определены сроки, ответственные. Педагогический совет не начинается с решений (отчета о выполнении предыдущего педагогического совета).

Оценка результативности педагогического совета При подготовке и проведении педагогических советов руководитель ставит перед собой несколько задач, которые решает разными методами и прежде всего включением в повестку дня разнообразных вопросов. Какие выделить признаки, отличающие успешно проведенный совет?

Критерии для оценки качества педагогических советов Низкий балл Средний балл Высокий балл 1Актуальность темы 2Связь между задачами года и темами советов в течение всего года 3Подготовка педагогического совета 4Содержание основного выступления 5Содержание выступлений воспитателей 6Отношение педагогов к обсуждению проблем (внимание, реплики, вопросы) 7Заключительное слово руководителя 8Конкретность принятых решений

Виды контрольно-аналитической деятельности ДОУ: плановые проверки –тематические –комплексные оперативные проверки мониторинг административная работа в рамках текущего контроля аудит задача 3в1 педагогический совет контроль

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОДОВОГО ПЛАНА РАБОТЫ ДОУ Структура плана отвечает потребностям дошкольного образовательного учреждения Главные задачи годового плана вытекают из анализа работы ДОУ за прошедший период Полнота планирования оптимальна и соответствует поставленным основным задачам Форма плана (графическая, текстовая, сетевая, табличная и др.) оптимальна В плане имеется анализ степени достижения целей предыдущего периода, сделаны выводы, определены цели и задачи на предстоящий период Главные задачи годового плана вытекают из анализа работы ДОУ за прошедший период В разделах плана существует конкретный набор действий, благодаря которым должны быть решены намеченные задачи Годовой план скоординирован с другими видами планов План определяет конкретные действия и их последовательность, сроки выполнения работ, ответственных исполнителей Плотность плана оптимальная, отсутствует перегрузка С планом ознакомлены все, кто его должен выполнять и кто несет ответственность за его выполнение. Процент невыполненных мероприятий составляет (0-5%) Причины невыполнения уважительные и объективные Намечены методы и формы оперативного контроля за выполнением плана Разработаны критерии результативности выполнения планов

Недостатки планирования: Высокая плотность планов. Годовые задачи не вытекают из анализа и не соответствуют анализу работы ДОУ за предыдущий год. Несбалансированность мероприятий в управленческой и управляющей подсистемах (не всегда совпадают мероприятия годового плана с планами педагогов). Неравномерное распределение мероприятий между исполнителями и по срокам (например, 22 открытых занятия в месяц или годовой план построен на педагогах, проходящих процедуру аттестации). Планирование не реальных дел (5 годовых задач, проведение конференций в ДОУ и т.д.). Отсутствие контроля и самоконтроля (3-4 годовых задачи и 1 тематический контроль). Отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности( игра, труд, продуктивные виды деятельности).

Планы работы с детьми Планирование образовательной работы – это научно- обоснованная организация педагогического процесса, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. План даёт возможность воспитателю строить педагогический процесс осознанно, обдуманно, ответственно. Он позволяет равномерно распределять программный материал в течение года, закреплять его, не допускать перегрузки, спешки, помогает учитывать и прогнозировать результат работы. Содержательная сторона планирования определяется диагностическим уровнем достижений ребенка. К планированию подключается педагогическая диагностика. Её назначение в том, чтобы параллельно с воспитанием и образованием ребенка фиксировать и оценивать результаты своих усилий. Педагогическая диагностика позволяет оптимизировать процесс индивидуального подхода к образовательной деятельности, обеспечить правильное определение результатов деятельности педагога, свести к минимуму ошибки при разноуровневой дифференциации и правильно спланировать работу с каждым ребёнком и детским коллективом в целом

Виды планирования учебно- воспитательной работы с детьми Календарное Календарно- перспективное Перспективное

Разрешение на использование определенного вида планирования дает воспитателю Совет педагогов ДОУ по представлению методиста или заведующей. Приложение к планам любой формы: - разнообразные комплексы утренних гимнастик; - работа с родителями. По каждому виду деятельности необходимо определить: - цель; - конкретные методы работы с детьми (в т.ч.индивидуальные);. - методическое обеспечение.

Перспективное планирование. В данном виде плана указывают тематику и количество мероприятий образовательной деятельности, определяют программные цели. При составлении перспективного плана нужно не только обеспечить получение детьми базовых знаний, предусмотренных программой, но и разработать тематику развивающих и поисково- творческих, а так же тестовых (итоговых)заданий. В перспективном плане должны учитываться особенности детей данной возрастной группы и конкретные условия дошкольного учреждения. Желательно запланировать мини-профильные мероприятия с детьми, проявляющими интерес к данной области знаний и возможные варианты для «отстающих», чтобы данный вид планирования не превратился в простое переписывание «Программы».

Тематические планы – по отдельному образовательному направлению Определить по общеобразовательной программе, сколько времени отводится на усвоение данного образовательного направления. Определить тематику, содержание, количество непосредственной образовательной деятельности, необходимое для прохождения каждой темы, формы организации детей, а также используемые методы и приемы обучения. Составляются всеми специалистами, работающими по конкретным направлениям (музыкальному воспитанию, физическому развитию).

Календарные планы учебно- воспитательной работы с детьми. В соответствии с приказом Министерства образования 41 (1988 год) план /на неделю или на день/ является обязательной документацией воспитателя ДОУ. Мы не будем останавливаться на видах и методах календарного планирования, поскольку на федеральном уровне не разработана общеобразовательная программа дошкольного образования. Рекомендации по планированию образовательной работы с детьми разных авторов вы найдете в профессиональных периодических журналах. (дошкольное образование год)

Модульное планирование Модульное планирование учитывает особенности функционирования современного ДОУ. Модуль – это функциональный узел, который состоит из трех взаимосвязанных разделов: 1 – перспективно-календарное планирование; 2 – осуществление преемственности между ДОУ и школой; 3 – связь со специалистами дошкольного образования. Содержательная сторона планирования определяется диагностическим уровнем достижений ребенка. К планированию подключается педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика, позволяет оптимизировать процесс индивидуального обучения, обеспечить правильное определение результатов обучения, свести к минимуму ошибки при разноуровневой дифференциации.

В управлении педагогическим процессом можно назвать два приоритетных направления: моделирование и адаптирование примерной модели к условиям ДОУ, группы. Реализация этих направлений требует изменения позиций, как воспитателя, так и руководителей ДОУ. Все больше на первый план у руководителей выходит задача прогнозирования, для воспитателей – коррекция педагогического процесса.

Организация педагогического процесса требует соответствующих технологий. Технология – это определенная последовательность процедур для достижения тех или иных целей. Технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, включая аппарат диагностирования, коррекции и т.д. Она должна быть алгоритмична и точна.

Какому бы виду плана не было отдано предпочтение, он должен способствовать выполнению намеченных задач, а следовательно обучению и воспитанию наших детей. Технология планирования любого вида плана одинакова. ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ ТЕМА МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБОРУДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА