Совместная деятельность взрослого и детей – модель организации образовательного процесса дошкольников Методическое объединение «Художественно-эстетическое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками БДОУ СМР «Детский сад 24»
Advertisements

« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Занятие отменяется? «Занятие», как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду, действительно отменяется. Но процесс обучения.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего.
Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками. Педсовет 2014.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Косинская Т.А. заведующая МБДОУ «Теренсайский детский.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Реализация требований ФГТ в образовательной деятельности детского сада Подготовила: старший воспитатель МДОУ детского сада 3 Тихомирова Ж.В год.
Реализация области «Познание» в условиях ФГТ МБДОУ Детский сад 154 Заместитель заведующего по УВР Поликина Ольга Сергеевна.
«От внедрения ФГТ - к успешному освоению программы начального образования» (Г.А.Соломко,заведующий МБДОУ «Бочкарёвский детский сад «Алёнушка»
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Уважаемые родители! Приказом Министерства образования и науки РФ от года 655 были утверждены Федеральные государственные требования к структуре.
Организация образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГТ к ООП Подготовила Воспитатель 2 квалификационной категории Пономарёва Римма Леонидовна.
« Повышение квалификации педагогов ДОУ по вопросам внедрения ФГТ ». Подготовил: старший воспитатель Пермякова А. А.
Создание стимулирующей среды развития детей старшего дошкольного возраста. Возможности реализации проектного метода в работе с дошкольниками. Суворина.
Повышение качества дошкольного образования на основе комплексно- тематического планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ДОУ 64 г. Сызрань.
Стандартизация дошкольного Образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение : центр развития ребенка - детский сад первой категории 36 Обновление содержания дошкольного.
Транксрипт:

Совместная деятельность взрослого и детей – модель организации образовательного процесса дошкольников Методическое объединение «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» старший воспитатель БДОУ СМР «Детский сад 17» Шевелева Елена Владимировна 2013 год

Традиционный взгляд: Основная задача ДОУ – подготовить ребенка к обучению в школе, дать хорошие прочные ЗНАНИЯ, развить УМЕНИЯ И НАВЫКИ ФГТ Смена образовательной цели: вместо передачи суммы знаний вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА на основе освоения способов ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Портрет выпускника детского сада Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками; Любознательный, активный; Эмоционально-отзывчивый; Овладевший средствами общения способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, способный соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила; Способный решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы ), адекватные возрасту; Имеющий первичные представления об окружающем мире и социуме; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Формирование у дошкольников способностей Самопознание Самообразование самосовершенствование

Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ) Блок организованного обучения в форме занятий (учебный блок) Блок совместной деятельности взрослых и детей Блок самостоятельной деятельности детей Основная форма – занятие (в соответствии с сеткой занятий) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Актуальная предметно- развивающая среда 5

По мнению ведущих ученых отечественной научно-психологической школы (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.): учебная деятельность не является не только ведущей, но даже адекватной деятельностью детей в дошкольном возрасте предметный принцип образовательного процесса не соответствует возрастным особенностям дошкольника организация специальных занятий по предметам не тождественна организации различных видов детской деятельности деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях не является совместной деятельностью, т.к. главной составляющей на занятиях является воздействие, а в совместной деятельности – взаимодействие

Новое содержание понятия «ЗАНЯТИЕ» Занятие – это занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация ЗАНЯТИЯ как дидактической формы учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте.

Company Logo Образовательные задачи решаются через: непосредственно образовательную деятельность; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей 1. Непосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность… 2. Решение образовательных задач в ходе режимных моментах Актуальная предметно- развивающая среда, соответствующая психологическим и педагогическим требованиям, предъявляемым к ее построению 9

Совместная деятельность взрослого и детей деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы.

Различия процесса обучения, организованного в виде учебной деятельности и через организацию детских видов деятельности

Отличительные особенности организации мотивации, методов и приемов модели и формы работы с точки зрения деятельности Позиция взрослого и ребенка

Позиция взрослого и ребенка Позиция взрослого и ребенка Учебная модельСовместная деятельность взрослых и детей Воздействие взрослого на ребенкаВзаимодействие, сотрудничество. Ребенок - объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый - главный. Он руководит и управляет ребенком Ребенок и взрослый - оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый "много" говорит) Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого 13

Организация Учебная модельСовместная деятельность взрослых и детей Все дети обязательно должны присутствовать на занятии Допускаются так называемые свободные "вход" и "выход" детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого - двигаться по заранее намеченному плану, программе. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (коррективов) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей. 15

Учебная модельСовместная деятельность взрослого и детей Основная деятельность - учебная. Главный результат учебной деятельности - решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель - знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели Основная деятельность - это так называемые детские виды деятельности. "Ребенок должен быть активен. Но при этом важно, чтобы его активность не была беспорядочной, хаотичной, а оформлялась во вполне определенные, присущие дошкольнику виды деятельности... общение, игра, предметная деятельность, конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность". 16Деятельность

РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЕОБУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Алексей Николаевич Леонтьев Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели (словарь-справочник воспитателя)

Структура технологии «Ситуация » 1) Введение в игровую ситуацию На этом этапе детям предлагается ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре («детская» цель). 2) Актуализация. На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируется опыт, необходимый для следующего шага. 3). Затруднения в ситуации. Ключевой этап, в котором ребенок должен определить верный путь преодоления затруднений. Завершение этапа связано с фиксированием в речи затруднения в предметной деятельности и его причины (Смогли? Почему не смогли?)

Структура технологии «Ситуация » 4) «Открытие» детьми нового способа действий. На этом этапе воспитатель, используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог) организует построение того знания, которое фиксируется детьми в речи и знаках. 5) Включение нового знания в систему знаний ребенка. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Для грамотной мотивации детей к учебной деятельности в школе они должны поиграть «в школу» 6). Осмысление произошедшего: где были? Чем занимались? Почему вам это удалось? (раскрывается ситуация успеха детей)

Модель организации и формы работы Модель организации и формы работы Учебная модельСовместная деятельность взрослых и детей Основная модель организации образовательного процесса - учебная Основная модель организации образовательного процесса - совместная деятельность взрослого и ребенка Основная форма работы с детьми - занятие Основные формы работы с детьми - рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т. д. 21

Company Logo Построение воспитательно- образовательного процесса осуществляется на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Мотивация Мотивация Учебная модельСовместная деятельность взрослых и детей Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей) Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности 23

Company Logo

Виды мотиваций в продуктивных видах деятельности Способ построения сюжетно- ролевой игры мотивация Предметно-действенныйПомощь персонажу Ролевой способСоздание изображения для вымышленных героев Принятие на себя определенной роли сюжетосложениеВ основе мотивации различные события, герои художественных произведений 25

Методы и приемы Учебная модельСовместная деятельность взрослых и детей Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частичном использовании опосредованных) Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых) 26

Совместная деятельность со взрослым результат Совместная деятельность со сверстниками Совместная деятельность со сверстниками Самостоятельная деятельность Схема любого вида деятельности в соответствии с концепцией Выготского

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно: - игровые, - сюжетные, - интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.