ПОДГОТОВИЛА РУКОВОДИТЕЛЬ МЕЖМО УЧИТЕЛЕЙ ИЯ ПОГОЖЕВА Т. А. Самообразование учителя – основа его профессиональной компетентности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РУКОВОДИТЕЛЬ ШМО УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ФИЗКУЛЬТУРЫ Г. Р. МИНДРАХМАНОВА «Формы и методы организации самообразовательной деятельности учителя как средство.
Advertisements

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Образование через всю жизнь…»
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению.
ЗАЧЕМ УЧИТЕЛЮ НУЖНО САМООБРАЗОВАНИЕ? Тимошкина М.И. – зам.директора МСУВУ СОШ 8 г.Переславль-Залесский, 2010 г.
«Хороший учитель – «Хороший учитель – не тот, кто хорошо учит, не тот, кто хорошо учит, а тот, кто сам учится.» а тот, кто сам учится.» (народная мудрость)
Самообразование преподавателя. "Не следует ложиться спать прежде, чем не скажешь себе, что за день ты чему-то научился..." Лихтенберг Совершенствование.
Совершенствование педагогического мастерства учителей гимназии через самообразовательную деятельность Совершенствование педагогического мастерства учителей.
1.«Самообразование как форма повышения квалификации педагога и основа его успешной работы» зам. директора по УВР Варанкина В.А. 2.Из опыта работы по самообразованию:
Самообразование - залог успешной работы учителя Никогда не останавливайся ! … лишь до тех пор являешься способным начать образование других, пока продолжаешь.
«Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции»
Совершенствование педагогического мастерства учителей гимназии через самообразовательную деятельность Самообразование – основа успешной работы учителя.
«Организация процесса самообразования в педагогической деятельности учителя»
Самообразование учителя Материалы к школьной методической конференции 2009 года.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать.
Материал подготовлен руководителем ШМО истории, обществознания, географии, биологии. физической культуры, ОБЖ Михайловой С.П.
Организация процесса самообразования педагога в условиях реализации ФГОС, ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» МКУ г.о.г. Воронеж «Центр развития.
Самообразование учителя - залог повышения уровня знаний учащихся. «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 212» Заведующий Н.В. Демидова.
Стефанова Л. М., руководитель объединённого МС Лозымского филиала и УКП «РДБ» ГВ(с)ОУ «РЦО» г. Сыктывкар, 2013 г. Совершенствование педагогического мастерства.
Транксрипт:

ПОДГОТОВИЛА РУКОВОДИТЕЛЬ МЕЖМО УЧИТЕЛЕЙ ИЯ ПОГОЖЕВА Т. А. Самообразование учителя – основа его профессиональной компетентности

Активная самообразовательная деятельность является основой любого непрерывного образования. Самообразование представляет собой постоянный и существенный компонент процесса самосовершенствования специалиста, его личностного и профессионального роста. Активность самообразования зависит от многих факторов: уровня развития профессионального самосознания; наличия мотивации самосовершенствования в профессиональной деятельности; индивидуальных интересов, ценностей, познавательных потребностей; готовности к самообучению и др.

В литературе понятие "самообразование" раскрывается как непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются проблемы в интеллектуальном и духовном развитии человека.

Основными характеристиками самообразования являются: свободный выбор круга интересующих проблем; самостоятельная работа с источниками информации; самостоятельная организация процесса самообучения.

При отборе содержания самообразования учитывается уровень квалификации педагога; объективные профессиональные потребности учителя, его личные интересы; специфика образовательного учреждения, в котором работает учитель, этап его развития.

самообразование может быть определено как добровольная, систематическая, самостоятельная деятельность человека, направленная на развитие его познавательных возможностей и способностей, приобретение им новых знаний, умений, навыков. самообразование – это одна из форм умственного труда, в которой развивается общественная направленность личности, ее творческий потенциал, индивидуальность.

Составляющие процесса самообразования учителя: Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения; Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом; Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии; Повышать уровень своей эрудиции правовой и общей культуры.

Виды деятельности, способствующие профессиональному росту учителя: Чтение конкретных педагогических изданий; Чтение методической, педагогической и предметной литературы; Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях Решение тестов, упражнений и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы; Посещение семинаров, треннингов, конференций, уроков коллег; Систематическое прохождение курсов повышения квалификации; Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; Изучение информационно-компьютерных технологий.

Результат самообразования (на некотором этапе): Повышение качества преподаваемого предмета (указать показатели по которым будет определяться эффективность и качество); Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы и т. д. Доклады, выступления; Разработка новых форм, методов и приёмов обучения; Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; Выработка методических рекомендаций по применению новых технологий, в том числе и ИКТ; Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям Проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме;

Самообразование будет продуктивным, если: Реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации; Педагог обладает развитой способностью к рефлексии ( деятельности, направленной на осмысление собственных действий, анализ этой деятельности и формулирование выводов); Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской деятельности; Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству; Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Функциональный план самообразовательной деятельности педагога может быть представлен разными функциями. 1) экстенсивная – накопление, приобретение новых профессиональных знаний, в том числе и о личностно ориентированном подходе, способах его реализации в педагогической деятельности; 2) компенсаторная – ликвидация "белых пятен" в своем образовании; обретение и расширение опыта личностно ориентированного взаимодействия; 3) саморазвитие – совершенствование личностных качеств; 4) методическая – преодоление профессиональной узости; 5) сотворческая – содействие творческой работе, дополнение ее, сопровождение творческой самореализации; 6) функция преодоления сложившихся стереотипов, предупреждения застоя в развитии учителя и в целом образовательного учреждения.

Следовательно, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое педагогической деятельности и саморазвития учителя как важного фактора и условия развития его профессиональной компетентности. Самообразование имеет двойной результат: происходят изменения в качествах личности воспитателя, в его профессиональной компетентности и опосредованно в качестве деятельности образовательного учреждения.

главные мотивы самообразования учителя – это: желание совершенствовать свое педагогическое мастерство (например, подготовка учащихся к городским и областным олимпиадам); углубление знаний по вопросам, которые вызывают интерес (например, изучение методики решения олимпиадных задач); теоретическое осмысление и обобщение передового педагогического опыта по выбранной проблеме.

Руководствуясь этими мотивами, ежегодно составляется индивидуальный план самообразования: Сентябрь 1. Самоанализ профессиональной деятельности. 2. Определение степени разрыва между реальным уровнем компетентности и требованиями общества к уровню подготовки педагогических кадров. 3. Выбор темы самообразования. 4. Планирование форм работы: а) формирование педагогической проблемы; б) анализ литературы по выбранной теме; в) анализ опыта внедрения результатов исследования выбранной темы в практику. 5. Выявление учащихся, интересующихся математикой и подготовка к олимпиаде. Октябрь – апрель 1. Осмысление, обобщение изученной литературы. 2. Экспериментальная проверка новых, собственных идей. 3. Посещение открытых уроков, семинаров. 4.Самоконтроль эффективности собственной деятельности. Май 1. Анализ выполнения поставленных задач. 2.Самооценка, определение перспектив внедрения полученных знаний.

На протяжении учебного года Повышение эффективности учебной деятельности учащихся при обучении истории и обществознанию: - работа по формированию обществоведческих и исторических понятий; - мотивация устойчивого интереса к учению; - практическая направленность обучения. Ознакомление с новыми технологиями преподавания истории и обществознания. Повышение интереса к изучению предмета истории и обществознания у учащихся. Мониторинг качества знаний учащихся. Изучение статей в периодических изданиях.

МОУ « ____________________ средняя общеобразовательная школа» «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ______________ « »________20__ г. План по самообразованию учителя _________________________ МОУ «_______________ средняя общеобразовательная школа» __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ на 20__-20__ учебный год. 20___ г.

Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов; общекультурных и профессиональных интересов; повышение квалификации. Тема по самообразованию: (с учетом методической проблемы школы) _____________________________________________________ _____________________________________________________ Цель:________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ Задачи:_______________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ ____________________________________________________

Основные формы и методы работы ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ Прогнозируемый результат ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________

Реализация данной темы рассчитана на 3 года с 20__ по 20__ уч. годы 1 этап реализации плана (20__-20__ учебный год)- школьный уровень Содержание работыСрокиОтметка о выполнении Выход на результат 1проконсультироваться с методистом или руководителем РМО по вопросам организации работы по теме самообразования 2провести анализ своих профессиональных затруднений 3составить план работы 4изучить опыт работы учителя высшей ( первой) категории школы Петровой И.И. 5посетить уроки учителей школы, занимающихся данной проблемой:Ф.И.О. учителя, класс Ф.И.О. учителя, класс 6систематизировать материалы журнала « Иностранные языки в школе » за последние 3 года по данной теме 7 изучить методическую литературу по теме самообразования: ( перечислите ) 8 обновить дидактические средства обучения с учетом избранной темы: ( таблицы, схемы, карточки, логико-структурные схемы и т.д.) 9 провести входную диагностику ЗУН учащихся с учетом темы по самообразованию ( к.р., тесты, анкеты) : 10 собрать банк уроков по теме самообразования ( уроки учителей школы, района и т.д.) 11разработать уроки в своем классе по теме самообразования: - 12 отчет на ШМО по теме самообразования 13 отчет на методическом совете, педагогическом совете школы, ММО, РМО по теме самообразования

Все материалы (банки уроков, анализы посещенных уроков, анкеты, выступления и т.д.) находятся в рабочем кабинете учителя. 2 этап реализации плана (20__-20__ учебный год) – районный уровень Содержание работыСрокиОтметка о выполнении Выход на результат 1корректировка плана работы 2изучение опыта работы учителей района по подобной теме: ( указать Ф.И.О. и тему его опыта) 3участие в работе РМО: - посещение уроков лучших учителей ИЯ района: - выступление …… 4Изучить методической литературы по теме самообразования (перечислите) 5Диагностика в динамике за 2 года: а)ЗУН учащихся: -входной контроль -промежуточный контроль -итоговый контроль б) диагностика уровня удовлетворенности учащихся учебным процессом 6проведение открытых уроков по теме самообразования в рамках ШМО, на семинарах и т. д: 7выступление на школьных семинарах, на педагогических чтениях и т.д.… 8 внеурочная работа по предмету ( перечислите ) 9составить картотеку публикаций по изучаемой теме ( берем любые источники) 10 выступить с отчетом по итогам реализации 2 этапа плана по самообразованию на МО, МС, совещании)

3 этап реализации плана (20__-20__ учебный год)- уровень обобщения Содержание работыСрокиОтметка о выполнении Выход на результат 1корректировка плана работы 2изучение опыта работы учителей региона: ( через индивидуальные посещения, публикации в периодической печати, через различные сайты и т.д.) 3изучение методической, психолого-педагогической литературы: ( перечислите) 4выступление на педагогическом совете: - 5проведение открытых уроков по теме самообразования в рамках ШМО: - 6 Диагностика в динамике за 3 года: а)ЗУН учащихся: -входной контроль -промежуточный контроль -итоговый контроль б) диагностика уровня удовлетворенности учащихся учебным процессом 7проведение открытых уроков в рамках ШМО, РМО 8участие в конкурсах профессионального мастерства соотнесение полученных результатов с планируемыми 9обобщение опыта работы по теме самообразования: -консультации с методистом РМК, -подготовка материалов для описания опыта, -корректировка опыта 10творческий отчет по результатам профессиональной деятельности 11подготовка статей для публикации в педагогических изданиях ( сборники РМК, Бел РИКППС и т.д.)

Изучение и подбор методического материала по выбранной теме. Редактирование материала, написание творческой работы по теме самообразования, открытые уроки, выступления на педсоветах и МО учителей. Определение элементов объяснительно-иллюстративного метода обучения. Основные формы и методы работы