Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности творческая работа подготовила: воспитатель д/с 2 г.Макеевка Максимкина Н. В.
Эпиграф Что я слышу-забываю Что я вижу-я помню Что я делаю-я понимаю Конфуций Что я слышу-забываю Что я вижу-я помню Что я делаю-я понимаю Конфуций
Мое педагогическое кредо – слова восточного мудреца: Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь. И я стараюсь придерживаться этих слов. Дошкольники – прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Оно включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей работы.
Для результативной и качественной работы в данном направлении я разработала следующую систему. Во-первых: распределила опытно-экспериментальную деятельность детей по четырём направлениям:
Критерии необходимые при выборе темы экспериментирования:
В-третьих, поставила перед собой определённые задачи:
Для качественной и продуктивной работы в данном направлении я создала предметно-развивающую среду, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групы. Оборудован и постоянно оснащается познавательный центр,,Детская лаборатория почемучек,,
Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
Требования к объектам опытов и экспериментов:
При этом взрослый – не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
. Очень эффективной формой работы, исходя из практики моей работы, наряду с занятиями, являются представленные мной проекты и мини- проекты. Мини-проект,,Экспериментирование с воздухом,,: «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Место для воздуха», «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта». Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.
Мини-проект,,Экспериментирование с водой,,позволяет детям сравнить различные состояния воды. («Вижу - не вижу», «Где вода?», «Игры с кубиком льда», «Почувствуйте стакан», «Рукам своим не верю», «Что в банке?», «Где больше?», «Какая температура?», «Помощница –вода », «Что в банке?», «Где больше?»)
Мини-проект,,Экспериментирование с песком,,даёт детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок», «Ветер в пустыне»
В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Могувыделить три основных вида экспериментов: 1 Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное. 2 Плановые наблюдения и эксперименты.Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям.Предлагая детям поставить опыт, сообщается цель или задачу, которая должна быть решена, даётся время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом. 3 Эксперимент как ответ на детские вопросы.Возникают спонтанно.Особенной подготовки не требуют
Поисково – исследовательская деятельность это интегрирующийся с другими вид деятельности
Диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка. Цель которой - выявить наличие у детей знаний, умений, навыков опытно-экспериментальной деятельности и уровень познавательной активности. Методики диагностики Л.Н.Прохорова,,Маленький исследователь,,Выбор деятельности,,Радости и огорчения,,Сахар
Опыт отслеживался с сентября 2010 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе. Результаты обследования показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы); развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения); систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Выводы Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо стараться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Подводя итог хочу сказать,что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
В заключение хотелось бы привести слова В.А.Сухомлинского: » «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».
Литература 1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М.: Творческий центр «Сфера», – 188с. 2.Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка – Пресс», 2004 г. 3.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2003 г. 4.Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010 г. 5.Николаева С. Н «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999г. 6.Перельман Я. И «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995г.