Учебники по основам религиозных культур и светской этики Федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ учебно-методических материалов, поступивших в Методический координационный совет.
Advertisements

ИЗДАТЕЛЬСТВО «РУССКОЕ СЛОВО» ИЗДАТЕЛЬСТВО «РУССКОЕ СЛОВО» Начальная школа 1- 4 классы Начальная школа 1- 4 классы.
Стр Презентация Презентация доклада О работе методического объединения и совершенствовании учебно- методического обеспечения введения учебного.
Стр Презентация Презентация доклада О работе методического объединения, совершенствовании учебно- методического обеспечения введения учебного.
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
Введение в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ)
Основы духовно- нравственной культуры народов России Концепция УМК.
С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации в 4 классах вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ)
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики - ОРКСЭ»
Введение в учебный процесс комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручением Президента Российской Федерации.
Введении учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики»
Основы религиозных культур и светской этики ( Родительское собрание по выбору модуля учебного курса ОРК и СЭ) Составила: Дебденко И.В., учитель начальных.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (родителям о курсе ОРКСЭ) Подготовила Владыкина М.Ю. учитель начальных классов МАОУ СОШ 13.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ 74 от 1 февраля 2012г с 1 сентября учебного года в 4 классах вводится комплексный.
Муниципальное образовательное учреждение «Урусовская общеобразовательная школа»
Стр Презентация Учебно-методическое обеспечение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики.
29 октября 2009 г. распоряжением Правительства РФ 1578-р был утвержден план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Современный национальный воспитательный идеал: Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
Транксрипт:

Учебники по основам религиозных культур и светской этики Федеральный перечень учебников на учебный год

Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика 4Баласс Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России 4 ВЕНТ АНА- ГРАФ Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4 Ассоц иация ХХI век Гогиберидзе Г.М. Основы духовно- нравственной культуры народов России 4 Мнем озина

Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5Дрофа Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры 4-5Дрофа Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы будийской культуры 4-5Дрофа Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 4-5Дрофа Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5Дрофа Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4-5Дрофа

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 Просвещ ение Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры 4-5 Просвещ ение Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры 4-5 Просвещ ение Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 4-5 Просвещ ение Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5 Просвещ ение Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4-5 Просвещ ение

Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно- нравственной культуры народов России 4 Издате льский дом «Федор ов» Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно- нравственной культуры народов России 4 Астрел ь Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. / Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России 4 Русское слово Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4 Русское слово

Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика Входит в учебно- методический комплект Образовательн ой системы «Школы 2100».

В Образовательной системе «Школа 2100» цели каждого предмета формулируются в виде линий развития личности ученика 1-я линия развития. Понимать и объяснять значение понятий, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России 2-я линия развития. Определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России 3-я линия развития. Самостоятельно постоянно пополнять свои познания в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей

Главы учебника «КАК ОТЛИЧИТЬ ДОБРО ОТ ЗЛА?» – раскрывается смысл основных этических категорий «КАКОВЫ ИСТОКИ ПРАВИЛ МОРАЛИ?» «КАКИЕ ПРАВИЛА МОРАЛИ ОСОБЕННО ВАЖНЫ В ШКОЛЕ?»

Ряд деятельностно- ориентированных принципов Технология проблемного диалога Переход от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно- познавательной деятельности к самостоятельной деятельности «Определяем основную проблему урока» «Вспомним то, что знаем» «Решаем проблему, открываем новые знания». «Сравниваем свой вывод с авторским»

Достижение личностных результатов Сделай вывод по проблеме урока: что помогает человеку поступать хорошо, правильно? (§ 2. Долг и Совесть). Составь для людей разных профессий правило поведения, по типу золотого правила нравственности. (§ 5. Справедливость и милосердие). Прочитай стихи Агнии Барто о семье. Что герой стихотворения считает самым важным в семье? (§ 6. Ценность рода и семьи). Подумай, могут ли эти правила подойти для твоей школы и твоего класса. Объясни почему.

Достижение метапредметных результатов Объясни, как связаны друг с другом значения слов «добро» и «зло», «мораль» и «нравственность», «долг» и «совесть». Прочитав текст, объясни, что такое семейные традиции. (§ 6. Ценность рода и семьи). Используя текст, сравни значения слов «этика» и «этикет». В чём они похожи, а в чём различаются? (§ 10. Этикет – форма содержания этики).

Формирование регулятивных универсальных учебных действий Однажды утром близнецы Оля и Игорь Сазоновы проснулись одновременно. – Доброе утро! – поспешила сказать Оля, едва открыв глаза. Однако ответа не последовало. Игорь молчал. – Почему ты не отвечаешь, ты ведь уже проснулся! – удивилась Оля. – Если тебе пожелали доброго утра, ты должен ответить тем же. – А вот я, например, НЕ ХОЧУ отвечать, - и всё!!! – медленно проговорил Игорь, глядя в потолок. – Что значит «не хочу»? Так надо, так учат! – не поняла Оля. – Но почему надо вести себя именно так? – Нас с детства приучают к определённым правилам, – пояснила Оля. – Кто должен здороваться первым – дети или взрослые, как дарить подарки, как вести себя в гостях, зачем надо мыть руки, почему заботиться о младших… – Я это всё знаю, много раз слышал и от родителей, и от учителей, и от тебя! – буркнул Игорь, садясь на кровати. – А вот откуда взрослые знают, как будет правильно, а как нет? С чего это все взяли, что по утрам надо здороваться? Уступать пожилым место? Младших не обижать? Сравни мнения ребят о правилах поведения людей. Что вызывает удивление Игоря? Какой вопрос возникает в такой ситуации? Предложи свой вариант, а потом сравни с вариантом авторов.

Коммуникативные учебные действия Разделитесь на группы, чтобы быстро прочитать таблицу и объяснить друг другу, какие нравственные правила запечатлены в каждой группе народных пословиц. Сделай вывод по проблеме урока: перечисли общие нравственные правила разных народов России.

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России Серия: Начальная школа XXI века

Основные концептуальные положения Социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Содержание предмета построено на основе культуроведческого принципа

Содержательные линии Кратко рассмотреть историю возникновения многонационального Российского государства Показать своеобразие и самоценность национальных культур Раскрыть истоки становления общечеловеческих ценностей

Отличительные черты обеспечение диалога различных культур установление преемственных связей между разными предметами, которые изучаются в начальной школе: рубрика «Вспомни: это ты уже знаешь»; отражение основного содержания в иллюстративном ряде

Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России

Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ Программы (4-5 кл.) Книга для учителя Книга для родителей Учебники Электронные приложения к учебникам Книга для чтения Курс разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от г. Пр-2009 (ВП-П )

Издательство «Дрофа»

В качестве основных подходов к преподаванию курса определены культуроведческий, коммуникативный, системно– деятельностный и личностно- ориентированный.

личностные результаты Понимание и осознание единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны.

Метапредметные результаты - владение методами и приемами работы с учебной информацией; - развитие прикладных коммуникативных умений (задавать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал, планировать учебную деятельность, работать с источниками информации, оформлять и презентовать результаты деятельности); - развитие социально-коммуникативных умений (слушать, участвовать в беседе, быть инициатором речевой деятельности, дискутировать, интегрироваться и кооперироваться в деятельности, аргументировать и обосновывать); - умение осуществлять самооценку и самоконтроль своей деятельности; - повышение культуры речи.

Предметные результаты В соответствии с требованиями ФГОС представлено: - в рабочих программах системы «РИТМ»; - в предметном содержании, дидактическом и методическом обеспе­чении системы учебников «РИТМ».

В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения воспитательный результат освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». -Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. -Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. - Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Методические принципы Диалогическое взаимодействие Субъект-субъектное построение учебного процесса Взаимодополнение фактов, точек зрения, результатов индивидуальной деятельности Создание личностно значимой учебной ситуации Выбор содержания и форм учебной деятельности Возможность выстраивания собственной учебной коммуникации с изучаемым материалом Возможность формировать и формулировать собственные суждения и мнения Возможность оценивать результаты своего интеллектуального труда

Приоритет личностного развития учащихся Актуальность Опора на самостоятельность мышления учащихся Самостоятельная интеллектуальная деятельность по освоению содержания предмета и адекватных способов деятельности Вариативность Вопрос, текст, способ деятельности или презентации индивидуального образовательного результата Деятельностное обучение Отбор содержания, форм, методов и видов деятельности Соблюдение баланса между теоретическим и эмпирическим способом познания

В качестве основных подходов к преподаванию курса определены культуроведческий, аксиологический, коммуникативный и деятельностный. Культуроведческий подход Работа с текстом учебника освоение ценностного смысла реалий определенной культуры, формирование умения присваивать информацию, «живое» знание, овладение методами и приемами работы с учебной информацией, формирование собственной культуры личности Работа с текстомДискурсивная деятельность восприятие (через беглость чтения) понимание, осмысление (через ответы на вопросы в парах, группах); интерпретация (через выбор мнения, принятие решения), создание собственного «встречного» текста-дискурса (через участие в диалоге, в обсуждении и т.д.).

Принципы отбора содержания Принцип ориентации на идеал Аксиологический принцип Принцип следования нравственному примеру Принцип идентификации (персонификации) Принцип диалогического общения Принцип полисубъектности воспитания Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Культура язык ценности ритуалы обычаи традиции быт искусство образы носители культуры «Точки удивления» Мотивация ?

Основы православной культуры

Основы иудейской культуры

Основы исламской культуры

Основы буддистской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Психологические механизмы усвоения ценностей Усвоение типического опыта «так надо» Имитация Идентификация Чувство стыда Чувство вины Накопление личного опыта «без чего я – не я» Личная деятельность Самовоспитание Катарсические переживания Привычка

Нищий Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик. Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо! Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи. Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою. А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала. Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку… «Не взыщи брат, нет у меня ничего, брат». Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза: его синие губы усмехнулись и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы. Что же, брат, прошамкал он, и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат. Я понял, что и я получил подаяние от моего брата. И.С. Тургенев Однажды на параолимпийских играх в Сиэтле девять участников забега вышли на дистанцию 100 метров. После стартового сигнала все побежали, не с одинаковой скоростью, но с одинаковым желанием показать свой лучший результат и дойти до финиша. Один юноша споткнулся и упал на дорожке и заплакал от обиды и бессилия. Остальные восемь участников забега услышав плач, замедлили бег, оглянулись назад и, не сговариваясь, развернулись и пошли к упавшему. Помогли юноше подняться, и так, вдевятером, взявшись за руки, они дошли до финиша. Стадион встал и аплодировал несколько минут.

Рефлексия знанияуменияценностное отношение ? Оценка сравнивает индивидуальные достижения с эталоном отражает индивидуальные достижения Портфолио Накопительная оценка Взаимооценивание Внешняя оценка

Задача мотивации учащихся в начале урока и рефлексии в конце Урок 14. Семья и дружба в буддизме Как вы думаете, зачем нужны традиции и почему нужно их соблюдать? Расскажите, о каких традициях буддистов вы узнали. Расскажите о традициях, принятых в вашей семье. Урок 19. Главные исламские праздники Подумайте, какую роль в жизни человека играют праздники. Какие бывают праздники? Как вы думаете, какой смысл люди вкладывают в религиозные праздники? Подготовьте рассказ о том, как традиционные праздники отмечают в вашей семье. Урок 6. Учение Аристотеля о добродетелях Подберите синонимы и антонимы к слову «добродетель». Подумайте, часто ли мы в повседневной жизни употребляем слово «добродетель»? Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с утверждением Цицерона: «Все, обладающие добродетелью, счастливы»? Объясните, почему.

Урок 24. Прощение Как вы думаете, нужно ли прощать людей, которые вас обидели? Почему? В какой известной вам притче говорится о прощении? Бывали ли вы сами в ситуациях, похожих на ту, что произошла с Ваней? Какие чувства вы испытывали по отношению к обидчикам? Получалось ли у вас прощать обидчиков? Что вы при этом чувствовали? Урок 29. Золотое правило нравственности Вспомните, о чем рассказывает этика. Сформулируйте золотое правило нравственности. Как поступать всегда в соответствии с ним? Приведите примеры. Урок 27. Евреи в истории и культуре России Как вы думаете, зачем нужно изучать историю своего народа и своей страны? А историю других народов? Как вы думаете, почему люди, о которых вы узнали, преданно и честно служа России, не отказывались от своей веры? Можно ли тех, о ком рассказано в этом уроке, назвать патриотами? Почему вы так считаете?

Межмодульные связи Пророк Заповеди Ритуалы Обычаи Семья Религиозные праздники Патриотизм Диалог Благотворительность совместные проекты понятиясюжетные аналогии Исмаил-Хан Нахичеванский Памятник-часовня героям Плевны в Москве темы

Формирование общекультурной эрудиции

В японской традиции божества часто изображают в виде кукол. Например, пузатая хмурая кукла с насупленными бровями и пустыми глазницами называется дарума. Японцы верят, что она приносит удачу и счастье, поэтому накануне Нового года каждый старается приобрести такую куклу, загадывает желание и раскрашивает кукле один глаз. Если желание исполняется, в знак благодарности кукле раскрашивают второй глаз. И в иудейской, и в христианской, и в исламской традиции царь Соломон считается олицетворением мудрости и знания. Священная история рассказывает, как во сне Соломону явился Бог и пообещал даровать ему все, что он попросит. Соломон не стал просить себе долгих лет жизни, богатства или славы. Он попросил только мудрости и умения различать добро и зло. И Бог сделал его мудрейшим из людей. А благодаря мудрости Соломон получил и богатство, и славу. В России изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было традицией и старинным ремеслом. Широкую известность во всем мире получили работы мастера-ювелира Карла Фаберже. Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы – живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, яхт, поездов, фигурки птиц и букеты цветов – настоящие шедевры ювелирного искусства.

Символам ислама не раз пытались найти объяснение. Считается, например, что полумесяц связан с хиджрой – переселением пророка Мухаммеда их Мекки в Медину. В эту ночь на небе был полумесяц. Некоторые утверждают, что полумесяц символизирует приверженность мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда обозначает пять столпов ислама или пять ежедневных молитв – намаз. На уроках этики вы уже не раз читали рассказы, написанные для детей выдающимся педагогом Василием Александровичем Сухомлинским. Он написал много книг и статей, а книга, которую он считал своей самой главной, называется «Сердце отдаю детям». Сухомлинский был убежден, что учение – это радость, а главная задача школы – научить детей видеть и ценить красоту окружающего мира, других людей, человеческой мысли и труда. При приготовлении тибетского чая используют кипяток, листья чая, соль и масло, сбитое из молока яка. Все компоненты помещают в сосуд особой формы – донмо. Чай получается белого цвета. Добавление перца и имбиря придает ему особый острый вкус.

Коммуникативная деятельность взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности) сотрудничество (коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности) условие интериоризации -- процесса преобразования внешней социальной и предметной деятельности во внутренние умственные действия и операции (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации и рефлексии). создание коммуникативно насыщенной образовательной среды, преодоление монологизма образовательного процесса, снижение рисков создания на уроке имитационных коммуникативных ситуаций

наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на совершенствование умений учащихся в разных видах речевой деятельности (чтении, письме, слушании, говорении); диалоговая форма подачи материала в отдельных уроках за счет введения в каждом модуле «сквозных» героев;

включение так называемых «не совсем обычных уроков» (заочные экскурсии, уроки-диалоги, уроки-путешествия);

включение вопросов и заданий непосредственно в текст урока (задания на осмысление материала, выражение собственного мнения, повторение, работу с иллюстративным материалом);

наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на обогащение лексического запаса учащихся и развитие коммуникативных умений; на совершенствование нормативного и этического аспектов культуры речи учащихся Прочитайте в словаре, что называют словом «цивилизация». Докажите, что культуры индейцев майя, атцеков и инков можно по праву считать цивилизациями. Как вы понимаете значение слов «патриот» и «патриотизм»? Обратитесь за помощью к словарю. Можно ли тех, о ком рассказано в этом уроке, назвать патриотами? Почему вы так считаете? Объясните, как вы понимаете выражение «дать совет от души»? Разыграйте несколько житейских ситуаций со значением «дать совет», «попросить совета». Узнайте в словаре, что такое паломничество и кого называют паломниками. Как вы думаете, чем паломничество отличается от путешествия? Как вы понимаете смысл прилагательного «сверхличный»? Что означает приставка «сверх-»? Как вы думаете, какие цели в жизни человека можно считать сверхличными? Можете ли вы сказать, что такие цели есть у вас?

включение в материал уроков цитат, содержащих высказывания и оценочные суждения религиозных и общественных деятелей, писателей, философов, и задания на их осмысление и интерпретацию; Любовь доготерпит, милосердствует любовь, не ревнует любовь, не кичится, не надмевается, не поступает бесчинно, не ищет своего, не раздражается, не ведет счет злу, не радуется неправде, но сорадуется истине; все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит», -- сказано о любви апостолом Павлом. Перескажите своими словами высказывание апостола Павла о любви. Объясните, как вы его понимаете. Благородные люди, друг друга любя, Видя горе других, забывают себя. Если чести и блеска зеркал ты желаешь, -- Не завидуй другим, -- и возлюбят тебя. Объясните, кого Омар Хайям называет благородным человеком. Кого вы могли бы назвать благородным человеком? Прочитайте два изречения Конфуция. Объясните, как вы понимаете их смысл. «Когда руководишь, забудь об отдыхе. А выполняя поручение, будь честен». «Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?»

«Если найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, превозмогающего все невзгоды, иди с ним, радостный и вдумчивый», -- написано в Дхаммападе. Объясните, как вы понимаете это высказывание. Раввин Исраэль Салантер учил, что, если человек лишь слушает проповеди или читает книги о морали, лучше он от этого не становится. Один из учеников этого раввина говорил: «Я никогда не спрашиваю – можно ли сделать, я спрашиваю – нужно ли. И там, где нет пути, я его проложу». Согласны ли вы с утверждением раввина Исраэля Салантера? Каким образом человек может стать лучше? Как вы понимаете слова «И там, где нет пути, я его проложу»? Какими качествами должен обладать человек, который может сказать про себя? «Миропорядок может быть построен только на братском сосуществовании всех народов. Это невозможно без учета веками сложившихся религиозных традиций», -- говорит православный священнослужитель. Его поддерживает представитель ислама: «Мир должен жить в мире, и представители мировых и традиционных религий должны этому способствовать». Объясните, зачем религиозные лидеры собираются на съезды в Астане. Почему они стремятся к диалогу?

наличие в методическом аппарате учебников заданий, предусматривающих обращение к литературным источникам (включение фрагментов религиозных и литературных текстов в уроки и в Приложение) и диалог с художественным или дидактическим проблемным текстом. Приложение Мифы народов мира Фрагменты священных текстов (хадисы и суры Корана, джатаки, тексты молитв и др.) Иудейские, исламские и буддистские притчи Литературные произведения и фрагменты (Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», В.А. Солоухин «Мститель», басни и рассказы Л.Н. Толстого, И.С. Шмелева «Лето Господне», Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…», М.Ю. Лермонтов «Молитва», В.А. Солоухин «Слово о словах», О. Дриз «Энык-Бенык» и др.) Рецепты традиционных праздничных блюд Инструкции поделок (вертушка «Как люди выражают свою любовь», выкройка кипы, оригами и др.)

Деятельностный подход развитие самостоятельности мышления школьников, обучение поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, формирование уверенности в своих силах самооценка и самоконтроль в процессе учебной деятельности Учебник основной источник информации, средство организации деятельности учащихся по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

Задача мотивации учащихся в начале урока и рефлексии в его конце решается через постановку проблемных вопросов перед текстом каждого урока и в конце урока. Урок 14. Семья и дружба в буддизме Как вы думаете, зачем нужны традиции и почему нужно их соблюдать? Расскажите, о каких традициях буддистов вы узнали. Расскажите о традициях, принятых в вашей семье. Урок 19. Главные исламские праздники Подумайте, какую роль в жизни человека играют праздники. Какие бывают праздники? Как вы думаете, какой смысл люди вкладывают в религиозные праздники? Подготовьте рассказ о том, как традиционные праздники отмечают в вашей семье. Урок 6. Учение Аристотеля о добродетелях Подберите синонимы и антонимы к слову «добродетель». Подумайте, часто ли мы в повседневной жизни употребляем слово «добродетель»? Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с утверждением Цицерона: «Все, обладающие добродетелью, счастливы»? Объясните, почему.

Урок 24. Прощение Как вы думаете, нужно ли прощать людей, которые вас обидели? Почему? В какой известной вам притче говорится о прощении? Бывали ли вы сами в ситуациях, похожих на ту, что произошла с Ваней? Какие чувства вы испытывали по отношению к обидчикам? Получалось ли у вас прощать обидчиков? Что вы при этом чувствовали? Урок 29. Золотое правило нравственности Вспомните, о чем рассказывает этика. Сформулируйте золотое правило нравственности. Как поступать всегда в соответствии с ним? Приведите примеры. Урок 27. Евреи в истории и культуре России Как вы думаете, зачем нужно изучать историю своего народа и своей страны? А историю других народов? Как вы думаете, почему люди, о которых вы узнали, преданно и честно служа России, не отказывались от своей веры? Можно ли тех, о ком рассказано в этом уроке, назвать патриотами? Почему вы так считаете?

Методический аппарат учебников дифференцирован задания для обязательного выполнения, задания, требующие от учащихся более глубокого осмысления материала, перспективные задания: мини-проекты, задания творческого и рефлексивного характера.

Структура модулей

ИЗДАТЕЛЬСТВО «РУССКОЕ СЛОВО» ИЗДАТЕЛЬСТВО «РУССКОЕ СЛОВО» Начальная школа 1- 4 классы Начальная школа 1- 4 классы

ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ Чему учить?обновлениесодержания обновлениесодержания Ради чего учить?ценностиобразования Ради чего учить?ценностиобразования Как учить? обновление средств обучения Как учить? обновление средств обучения Вектор смещения акцентов нового стандарта

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УМК каждой предметной линии: ПРОГРАММА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНИК РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ УЧАЩИХСЯ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ КНИГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ДИСК

А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров Сахарова под ред. А.Н. Сахарова А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров Сахарова под ред. А.Н. Сахарова М.Т. Студеникин

Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, как основы развития гражданского общества; Сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России

констатирует, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм составляют «неотъемлемую часть исторического наследия народов России» признает «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»

готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

Расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России. Комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий. Общеобразовательный, светский характер курса. Концепция курса

Дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях. Сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий представлений о добре и зле. Показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России. Задачи курса:

А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров под общей редакцией А.Н. Сахарова

А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров под общей редакцией А.Н. Сахарова

Регулятивное УУД Познавательно е УУД

Направлен на изучение основных категорий этики: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и многое др.

Дополнительны й материал иллюстрирует основные идеи учебного текста: сказки и былины, фрагменты из детской литературы, основы этикета

Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России На основе методологии государственной системы развивающего обучения Л.В.Занкова

Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России

Учебно-методические материалы, поступившие в МКС МодульРабочие тетради Разработ ки уроков Метод. разработ ки Всего Основы светской этики Основы МРК Основы православно й культуры Основы исламской культуры 1-34 Основы буддийской культуры Не поступили

Результаты экспертизы учебно- методических материалов МодульВсегоРекомендован о с доработками Не рекомендовано Основы светской этики Основы МРК 1138 Основы православной культуры Основы исламской культуры 4-4 Основы буддийской культуры 431

Первая группа проблем – нарушение важнейшего педагогического правила «Не навреди». Пример 1 «Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики - Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец. - Конечно, нет! - А воровать? - Нет. - А убивать? - Нет… - Так иди и познай все это, воскликнул мудрец, - а, познав, не делай!» Пример 2 « А почему мы решили, что именно Россия - наше отечество?»

Вторая группа проблем – недостаточный учет социальной зрелости ребенка, попытка возложить на него взрослые проблемы Пример 3 СодержаниеЧто означают? Аргументы 5 Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле 6Не убивай 7Не кради 8Не прелюбодействуй

Третья группа проблем – формирование односторонних, искаженных представлений о представителях других конфессий Пример 4 «Иудеи ждали прихода Мессии – Спасителя. Они думали, что он придёт в образе грозного царя, который спасёт только их и поставит во главе всего мира». Пример 5 «По ходу представления учитель корректирует многословные высказывания, помогая оформить их лаконично. Должен получиться приблизительно такой текст». Религиозная культура Продолжи предложение ХристианствоСемья – это любовь ИудаизмСемья – это рождение детей ИсламСемья – это обязанность воспитывать потомство БуддизмСемья – это ответственность и забота о детях

Пример 6 «Когда человек считается культурным? Выбери ответ, который ты считаешь верным. а) когда он знает особенности культуры своей Родины и поступает в соответствии со своим знанием; б) когда он занимается физической культурой; в) когда он читал книги о культуре». Четвертая группа проблем – создание ситуации выбора, в которой нет правильного варианта, любое решение приводит к неполному, искаженному пониманию.

Пятая группа проблем – подача учителем своих субъективных представлений как общезначимых культурных норм Пример 7 «Давайте попробуем ответить на некоторые философские вопросы. Есть такое понятие одухотворенность – это пребывание индивида в его «рекорде», где он переживает состояние возвышенности всех своих духовных и нравственных сил. Это состояние вдохновения и самого высокого доступного индивиду смысла. Оно может быть не видно со стороны, но хорошо известно ему самому. Оно не зависит ни от религиозности, ни от мировоззрения, не связано напрямую с ценностями и творческими занятиями человека. У всякого есть свой духовный рекорд. Он знает минуты жизни, за которые ему не стыдно и в которых он был воистину человеком. Однако индивид по большей части находится в состоянии, далеком от своего рекорда. Но когда ему удается вновь там оказаться, – это и называется одухотворенностью. Важен не уровень рекордного смысла, а фактор пребывания в этом состоянии, поэтому и дворник, и священник могут быть одухотворенными. Пребывание в состоянии рекорда важнее уровня рекорда, ибо сопровождается возвышенным этическим чувством и чревато дальнейшим подъемом. Духовность индивида «измеряется» количеством времени пребывания в состоянии одухотворенности».

Шестая группа проблем – использование иллюстративного материала, который не согласуется с содержанием.

Недостаточно представлены связи между модулями, вопреки тому, что преподаются не отдельные учебные предметы, а комплексный учебный курс; Отсутствуют методики и формы организации творческой, проектной деятельности учащихся, задания имеют преимущественно репродуктивный, тестовый характер, фрагментами просто повторяют задания учебника; Интеграция урочной и внеурочной деятельности, работа с родителями методически обеспечена только на том уровне, на котором она представлена в учебнике, нет заметного продвижения в этом направлении; Иногда в методических разработках теряется связь с учебником. Другие методические недоработки

2012 г. Разработка методического обеспечения курса (решение МКС от 19 сентября 2011 г.), включающего: 6 учебно-методических пособий для учителей с поурочными методическими разработками, дополнительным учебным содержанием по каждому уроку, методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности обучающихся, рекомендациями по работе с родителями (законными представителями) обучающихся; 6 рабочих тетрадей для обучающихся; 6 комплектов мультимедийного сопровождения (документальные фильмы, художественные фильмы для просмотра на уроках и в семье, развивающие компьютерные игры и т.д., дополняющие содержание учебников и рабочих тетрадей). Перспективы развития курса ОРКСЭ Перспективы развития курса ОРКСЭ

2012 г. Разработка новой концепции курса для начальной и основной школы (Решение Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 4 октября 2011 г.). Начальная школа – пропедевтический курс (4 кл., 1 час в неделю) Основная школа – системное изучение модулей курса в течение ряда лет, интеграция содержания модулей с содержанием гуманитарных предметов, воссоздание культурно-исторического мира России Перспективы развития курса ОРКСЭ Перспективы развития курса ОРКСЭ

2013 и последующие годы Доработка программ и учебников ОРКСЭ для начальной школы Разработка программ и учебников ОРКСЭ для основной школы в контексте модернизации системы школьного гуманитарного образования Перспективы развития курса ОРКСЭ Перспективы развития курса ОРКСЭ