Тема 7. Изобразительное искусство Японии в ХХ в.
АРХИТЕКТУРА ЯПОНИИ в ХХ веке
Основные этапы развития японской архитектуры в конце XIX – ХХ вв. 1) 1868 – 1923 гг. – освоение западных технологий в архитектуре, формирование новой японской школы архитектуры (использующей западные технологии);
2) 1923 г. – 1960-е гг. – запрет на высокоэтажное строительство после Токийского землетрясения. Время разработки технологий сейсмоустойчивого строительства
3) 1965 г. – по настоящее время – отмена законодательных ограничений на высокоэтажное строительство. Выход японской архитектуры на мировой уровень.
В Японии в конце XIX в. работали архитекторы из США и Европы. Англичанин У. Бартон построилв 1890 г. 12- этажную «Башню, достигающую облаков» - Рёункаку. Сооружение имело 67 м в высоту, по конструкции - 8-миугольная башня из красного кирпича, два верхних этажа - из дерева. Первое в Японии здание, оборудованное электрическим лифтом. Англичанин У. Бартон построил в 1890 г. 12- этажную «Башню, достигающую облаков» - Рёункаку. Сооружение имело 67 м в высоту, по конструкции - 8-миугольная башня из красного кирпича, два верхних этажа - из дерева. Первое в Японии здание, оборудованное электрическим лифтом.
1870-е гг. – началось формирование национальной архитектурной школы.
1879 г. - Токийский технологический колледж окончила группа архитекторов, которые стали играть ведущую роль в строительстве: Тацуно Кинго, Катаяма Токума и др.
Самые известные постройки западного стиля в Японии конца - начала ХХ вв.: - Банк Японии и Токийский вокзал архитектора Тацуно Кинго, - Императорский дворец Акасака архитектора Катаяма Токума и др.
Катаяма Токума. Императорский дворец Акасака, 1909
Тацуно Кинго. Токийский вокзал, 1914.
Ведущее направление в японской архитектуре 2 половины ХХ в. МЕТАБОЛИЗМ (греч. metabole перемена) направление в архитектуре и градостроительстве, возникшее в 1960-е гг. и представленное в первую очередь произведениями японских архитекторов К. Тангэ, К. Кикутакэ, К. Куросава и др. направление в архитектуре и градостроительстве, возникшее в 1960-е гг. и представленное в первую очередь произведениями японских архитекторов К. Тангэ, К. Кикутакэ, К. Куросава и др.
Кикутакэ Киенори «Небесный дом» (Токио, 1958)
Татю Найто Токийская башня, 1958.
Тангэ Кэндзо. Интерьер Городского зала Курасики (Окаяма), 1960.
Тангэ Кэндзо. Муниципалитет в Кураёси, 1956
Тангэ Кэндзо. Национальный стадион в Ёёги (Токио), 1964 Построен к Токийской олимпиаде
Тангэ Кэндзо Токийский муниципалитет, 1991.
Иосида Т., Ямада М. Центральный почтамт в Токио, 1934
Отани С. Дворец международных конференций в Киото, 1966
Косака Х. Почтамт в Киото, 1954
Исодзаки Арата. Библиотека в Оите, 1966.
Кисё Маёкава. Митрополитен фестивал холл в парке Уэно, Токио
СКУЛЬПТУРА ЯПОНИИ в ХХ веке
Тангэ Кэндзо. Памятник жертвам атомной бомбардировки в Хиросиме,
Тюкэн Хатико (Верная собака Хатико). Скульптор Такэси Андо. Токио, 1948.
Новая Токийская телебашня – самая высокая в мире Авторы проекта: архитектор Тадао Андо; скульптор Киити Сумикава.
Хонго С. «Слушая голос моря!», 1950
ЖИВОПИСЬ ЯПОНИИ в ХХ веке
ЁГА (европейские картины) - японская живопись западного стиля, получившая распространение после окончания самоизоляции Японии в XIX в.
Для ёга характерна станковая живопись маслом на холсте. Среди первых художников ёга - Каваками Тогай ( ) и Такахаси Юити ( ), начавшие заниматься европейской живописью еще до Реставрации Мэйдзи.
1876 г. - при государственном Инженерном колледже создана Школа искусств западной ориентации. Преподавать в ней пригласили несколько итальянцев. Один из них Антонио Фонтанези ( ) оказал значительное влияние на художественный мир Японии.
После 1882 г. живопись ёга перестали допускать на государственные выставки г. - основано Общество мэйдзийского искусства, куда вошли вернувшиеся из Европы художники- реалисты.
После II Мировой войны японская культура испытала большое воздействие со стороны США. Большое распространение получил экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм.
Возник «смешанный стиль» в живописи, объединявший приемы ёга и нихонга. Наиболее значительный результат работы художников этого стиля - серия панно «Атомная бомба» («Ужасы Хиросимы») Ири и Тосико Маруки.
Курода Сэйки ( ) Майко. ЯПОНСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ
Курода Сэйки Наброски
Наброски
Курода Сэйки. Эскиз
Курода Сэйки. «Увядающий луг»
Курода Сэйки «Берег озера», 1897
Курода Сэйки «Мудрость»
Маруки Тосико и Маруки Ири (лауреаты Нобелевской премии мира) «Атомная бомба», «Атомная бомба», СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ ЯПОНИИ
Окамото Т. Девушка с собакой, 1953
Инагаки Т. Шествие кошек (цветная гравюра на линолиуме, 1950-е гг.)
НИХОНГА - японская живопись в традиционном стиле и технике.
Правительство Мэйдзи стало поощрять мастеров ёга, а художники нихонга, в первую очередь привилегированные школы Кано и Тоса, потеряли государственную поддержку.
Ведущие мастера киотских школ Тоса, Кано, Маруяма-Сидзё и др., объединившись с известными коллекционерами, знатоками искусства, учеными, антикварами, создали Дзёунся.
Х. Фукуда. «Маис», 1929
Участникам Дзёнуся не удалось выработать конкретных принципов нового видения развития живописи, но их усилиями в 1880 г. в Киото открылась первая японская школа живописи, где преподавали и нихонга, и ёга.
Дзёунся в 1896 г. было реорганизовано в Косо Кёкай - Ассоциация живописи - профессиональное объединение художников нихонга.
Безусловный лидер - Такэути Сэйхо ( ). Такэути Сэйхо совместно с еще двумя видными мастерами: Кикути Хомон ( ) и Ямамото Сюнкё ( ) - определили направление развития киотской школы нихонга.
В Токио развитие живописи имело свои отличия. С целью сохранения и возрождения старых живописных школ эпохи Эдо в 1879 г. было организовано Рютикай - Общество Драконового пруда.
В 1887 г. Рютикай преобразовали в Японскую ассоциацию искусства, члены которой до начала ХХ в. пользовались покровительством императорского двора.
1884 г. - появилось Кангакай - Общество поощрения живописи, ставшее одним из наиболее влиятельных авторитетов в современной эстетике нихонга.
В роли главного теоретика Кангакай выступил Окакура Тэнсин (Окакура Какудзо) ( ).
1887 г. - Министерство образования при поддержке лидеров Кангакай открыло Токийскую школу изящных искусств.
Большое влияние на молодых живописцев в качестве наставника имел Тэнсин. Идеи Тэнсина и деятельность его последователей до 1930-х гг. оказывали влияние на развитие нихонга.
1898 г. - Тэнсин с единомышленниками и учениками организовал независимый Токийский институт искусств, выставки которого получили название «Интэн».
Отдельное течение в нихонга - школа Бундзинга - живопись образованных людей, или Нанга - южная живопись. Самый яркий представитель – Томиока Тэссай ( ).
После II Мировой войны в нихонга определились 3 линии: 1. Старшее поколение В творчестве таких мастеров нихонга, как Ёкояма Тайкан, Ясуда Юкихико, Кобаяси Кокэй, появились оттенки консервативного эстетизма.
Другие мэтры - Маэда Сэйсон, Кавабата Рюси - продолжали работать ориентируясь на старые культурные традиции.
2. Среднее поколение Ито Синсуй ( ), Хасимото Мэйдзи ( ), Ямагути Хосюн ( ) и другие - воплощали идеалы нихонга в традиционно выдержанных стилевых направлениях.
Были среди этой группы и более радикально настроенные в сторону стилизации и обобщенности живописцы: Хигасияма Кайи (р. 1908), Такаяма Тацуо (р. 1912).
3. Молодое поколение Считало, что старые формы и техники нихонга не дают возможности передавать реалии современной жизни. Появившиеся молодежные объединения стали средоточием новаторских разработок и экспериментов, способствовали обновлению нихонга в конце ХХ века. Представители: Адзами Такако (р. 1964).