История менеджмента Представление дисциплины. 2 Общие сведения по дисциплине История менеджмента Читается для специальности 080507 «Менеджмент организации»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Налоги в экономической системе общества Представление дисциплины.
Advertisements

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
Учет налогоплательщиков в налоговых органах Представление дисциплины.
Теория экономических информационных систем Представление дисциплины.
Инновационный менеджмент Представление дисциплины.
ИСТОРИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ Представление дисциплины.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Представление дисциплины.
Предлагаем Вашему вниманию книжную выставку: «Эффективность менеджмента». На выставке представлены книги, в которых рассматриваются базовые концепции менеджмента.
Основы менеджмента Представление дисциплины. 2 Общие сведения по дисциплине Дисциплина «Основы менеджмента» читается для учащихся в целях Формирования.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет дисциплину по выбору для профилей подготовки: Физкультурно-оздоровительные технологии Спортивно-оздоровительный.
Электронные документы: Новые поступления ИИЦ – Научная библиотека УрГПУ представляет виртуальную выставку.
Тема: Управленческие школы Выполнила: студентка агрономического факультета 51 группы Муканова Роза.
МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ. Программа повышения квалификации « Мене д жмент в образовании » направлена на получение слушателями теоретических знаний и практических.
Развитие методологических концепций зарубежного образования в конце 19 - начале 20 вв.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Тема урока: «Кризис «развитого социализма» Задачи урока: Раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в е гг., показать,
ГОУ ВПО Волго – Вятская Академия государственной службы НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра менеджмента Преподаватель: Копьёва Светлана Викторовна канд. экон. наук, доцент.
Транксрипт:

История менеджмента Представление дисциплины

2 Общие сведения по дисциплине История менеджмента Читается для специальности «Менеджмент организации» Важность изучения дисциплины Без знания истории развития управленческой мысли невозможно понять вклада отечественных учёных в становление научного менеджмента. Опыт старших поколений необходимо изучать, чтобы не совершать уже совершенных ранее ошибок. Умный руководитель учится на чужих ошибках Сфера профессионального использования Теории и концепции научного менеджмента используются в практической работе при руководстве производством и персоналом.

3 Краткое описание дисциплины Курс рассказывает об истории возникновения научной организации труда и управления в России и за рубежом, освещает организационные формы развития науки управления, эволюцию управленческой мысли основных научных школ, знакомит студентов с идеями отдельных экономистов и руководителей - практиков. Подробно излагается развитие теории и практики управления в спорах, дискуссиях, столкновениях различных точек зрения.

4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является формирование у студентов знаний о становлении основных идей, теорий и концепция научного менеджмента в исторической ретроспективе, а также практики их примениения.

5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов история Отечества, педагогика, психология, культурология, политология. В то же время дисциплина является одной из базовых дисциплин для дисциплины «Основы менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление персоналом» и др.

6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знание основ истории России, менеджмента, педагогики, психологии, политологии, культурологии.

7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: О вкладе отечественных учёных и руководителей-практиков в развитие научного менеджмента; О вкладе зарубежных учёных и руководителей-практиков в развитие научного менеджмента; В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: Основных теорий и концепций отечественного и зарубежного научного менеджмента; осознать неизбежность, поступательность и последовательность развития научного менеджмента ; В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: Применять полученные знания в практической работе; Уметь маневрировать в управлении организацией и персоналом в зависимости от сложившихся условий с целью эффективного руководства; Не совершать управленческих ошибок, совершенных их предшественниками; Легко ориентироваться в терминологии научного менеджмента; Принимать управленческие решения на основе симбиоза искусства управления и науки управления.

8 Содержание лекционного курса Тема 1. Управленческие революции. Античный менеджмент Греции. Тема 2. Управленческая мысль XVII - XIX вв. Тема 3. Основы научного управления Ф.У.Тейлора. Г. Форд. Система фордизма. Тема 4. Административная теория А.Файоля ( ). "Классическая" школа менеджмента Тема 5. «Школа человеческих отношений». Хоторнские эксперименты Э.Мэйо. Бихевиоризм Тема 6. Особенности зарубежного национального менеджмента: США и Япония Тема 7. Зарождение НОТ в России Тема 8. Тектология А.А.Богданова. «Физиологический оптимум» О.А.Ерманского. Тема 9. Научная школа Центрального института труда (ЦИТ) Тема 10. Научная школа Казанского института научной организации труда (КИНОТ) Тема 11. Научная школа Таганрогского института организации производства (ТИНОП) Тема 12. Научная школа Института техники управления (ИТУ) Тема 13. Харьковская школа органинизации управленич (ВСУИТ) Тема 14. Социальная концепция управления школы Николая Андреевича Витке Тема 15. Концепции управления руководителей ВСНХ: Н.Осинский, А.И.Рыков Тема 16. Концепции управления руководителей ВСНХ: П.А.Богданова, Ф.Э.Дзержинского. Тема 17. Телеологическое и генетическое направления в русской управленческой мысли. С.Г.Струмилин. В.А. Базаров (Руднев). Тема 18. Концепция управления Владимира Густавовича Громана Тема 19. Управленческие идеи Николая Дмитриевича Кондратьева Тема 20. Эволюция организационно - управленческой мысли в России ( гг.) Тема 21. Особенности развития управления в период с 1939 по первую половину 1950-х гг. Тема 22. Система управления советским обществом со второй половины 1950-х - до конца 1960-х гг. Тема 23. Эволюция управления в СССР с конца 1960-х - по начало 1980-х гг. Тема 24. Модернизация управления ( гг.)

9 Тема 1. Управленческие революции. Античный менеджмент Греции. Первая тема курса посвящена рассмотрению содержания управленческих революций и знакомству с опытом построения системы эффективного управления в античной Греции.

10 Тема 2. Управленческая мысль вв. В данной теме Вы познакомитесь с историей развития донаучного зарубежного менеджмента в вв. Узнаете основные предпосылки появления научного менеджмента, а также познакомитесь с экспериментами одного из основоположников научного менеджмента Р.Оуэна.

11 Тема 3. Основы научного управления Ф.У.Тейлора. Г.Форд, Система фордизма. Данная тема подробно познакомит Вас с биографиями Ф.Тейлора и Г.Форда, а также с их оригинальными теориями научной организации труда и управления. Вы узнаете об основных положениях концепции Тейлора, двух выделенных им задачах менеджмента и о философской системе Тейлора. Форд является создателем системы фордизма, системы организации массово-поточного производства. Им же были сформулированы интереснейшие принципы организации производства, не потерявшие актуальность и сегодня.

12 Тема 4. Административная теория А.Файоля ( ). "Классическая" школа менеджмента Оригинальная теория управления, названная «административной», была создана французским инженером А. Файолем. Он выделил пять основных функций и четырнадцать принципов научного управления. Функции неизменны, принципы же могут меняться в зависимости от субъективного опыта руководителя. За первую половину ХХ века была сформирована классическая школа менеджмента, состоящая из различных теорий и концепций, выдвинутых учёными Англии, Германии, США и Франции. В данной лекции Вы познакомитесь со структурой классической школы менеджмента.

13 Тема 5. «Школа человеческих отношений». Хоторнские эксперименты Э.Мэйо. Бихевиоризм Данная тема освещает Хоторнские эксперименты Э.Мэйо, последствиями которых стало возникновение «школы человеческих отношений» и формирование поведенческой школы.

14 Тема 6. Особенности зарубежного национального менеджмента: США и Япония Менеджмент каждой страны мира отличается своими особенностями. На примере менеджмента Японии и США, изложенными в данной лекции, Вы поймёте, что формирует эти особенности и в чём состоят отличия.

15 Тема 7. Зарождение НОТ в России Научный менеджмент В России формировался параллельно с мировым научным менеджментом, причём до 1930-х гг. опережая рождение многих управленческих идей и практику воплощения на Западе. С чего начиналось зарождение НОТ в России и как шла его эволюция рассказывается в данной теме. Вы узнаете также о первой в мировой истории конференции по НОТ, о главных творческих лабораториях НОТ, об отношении русских учёных к тейлоризму.

16 Тема 8. Тектология А.А.Богданова. «Физиологический оптимум» О.А.Ерманского В данной теме Вы познакомитесь с оригинальной наукой, созданной А.А. Богдановым, названной им тектологией – всеобщей организационной наукой. Узнаете о предмете, методах науки, основных понятиях, организационных механизмах тектологии. А.А. Богданов - автор «закона наименьших», действие которого он распространял на все системы: физические, психические и социально- экономические. Кроме этого, Вы узнаете суть теории «физиологического оптимума» О.А. Ерманского, который обосновал необходимость создание таких управленческих структур, которые гарантировали бы нормальную работу персонала и обеспечивали постоянный рост производительности труда.

17 Тема 9. Научная школа Центрального института труда (ЦИТ) Данная тема познакомит Вас с оригинальными концепциями, разработанными учёными ЦИТа: методологией узкой базы, принципом социальной инженерии, методикой трудовой установки, быстрым и экономичным способом решения проблемы подготовки квалифицированной рабочей силы в сжатые сроки, несмотря на тяжёлое социально- экономическое состояние России 1920-х гг. На примере фабрики Ф.Кутейщикова Вы ознакомитесь с методикой анализа реального положения предприятий и разработкой рекомендаций по совершенствованию управления. Узнаете о том, как надо планировать своё время, вне зависимости от рода занятий.

18 Тема 10. Научная школа Казанского института научной организации труда (КИНОТ) Данная тема посвящена изучению теорий, созданных учёными КИНОТа: И.М. Бурдянским, В. Дитякиным, М. Гефтером, Н. Хомяковым, К. Я. Сотониным. Узнаете о структуре института, основных положениях методики Бурдянского по обследованию предприятий, о политико- экономическом подходе к изучению менеджмента. Узнаете о теории заинтересованности человека Х. Керве, о научном построении управляющих органов И. Циммирлинга, взглядах Бурдянского на основные функции научного управления, о проекте создания Центральных осведомительно- иследовательские бюро (ЦОИБ) и направлениях их работы, теории утомления и настроения К. Сотонина. Изучите основы психотехнического аспекта менеджмента, профессионального подбора кадров, психограмму рационализатора М. Юровской.

19 Тема 11. Научная школа Таганрогского института организации производства (ТИНОП) В данной теме Вы познакомитесь с деятельностью основоположника и руководителя школы ТИНОПа П.М. Есманским. Узнаете об общих направлениях работы института, комплексной трактовке содержания организационной науки, шести категориях трудового процесса П. Есманского, практичной теории Н. Амосова, организационных законах Л. Жданова,, воззрениях Е. Лонткевича на хозрасчёт, на учёт издержек производства, на отчётность в производстве, контроль расходов. Познакомитесь с теорией и практикой создания образцово - показательных предприятий.

20 Тема 12. Научная школа Института техники управления (ИТУ) Данная тема познакомит Вас с учёными ИТУ: Е. Розмирович, Э. Дрезеном, Л. Бызовым, М. Рудаковым, с методологией школы ИТУ, производственной трактовкой управленческих процессов, функционально - техническим подходом к менеджменту. Вы узнаете о построении типовых организационных структур Э. Дрезеном, методе «функционализации» М. Мейльмана, научной рационализации управленческих процессов Л. Бызова, создателя графического метода организации. Познакомитесь с критикой производственного подхода и тезисом об управлении и его отмирании Е. Розмирович.

21 Тема 13. Харьковская школа организации управления (ВСУИТ) Всеукраинский институт труда (ВСУИТ) разработал интегральную концепцию управления. Ф.Дунаевский – директор института – создал собственную классификацию организационных функций, основные фазы организационного процесса, определил функции для каждой фазы, разработал основания для установления распоряжений, учетные системы на предприятии. Дунаевский сформулировал концепцию «административной ёмкости». Он проанализировал истоки административно- бюрократическую систему, её социальные и организационные корни и роль репрессивных методов в руководстве при поддержании трудовой дисциплины. Об этом Вы узнаете изучив материал 13 темы

22 Тема 14. Социальная концепция управления школы Николая Андреевича Витке Вы познакомитесь с интереснейшей социальной концепцией управления. Узнаете о двух составных частях управления в системе НОТ, трактовке Я. Улицким методов и стилей управления трудовыми коллективами, выделенным им особенностях труда руководителя, узнаете, что такое административное дарование и его характерные черты, определённые Г. Нефёдовым и С. Стрельбицким, на чём основывается авторитет руководителя, по мнению И. Каннегиссера. Узнаете почему основные положения социальной школы Н. Витке не были поняты современниками, из-за чего российская школа менеджмента упустила приоритет в данном направлении, а также о её значении для эволюции российского и мирового менеджмента.

23 Тема 15. Концепции управления руководителей ВСНХ: Н.Осинский, А.И.Рыков Данная тема расскажет Вам об управленческих воззрениях первого руководителя ВСНХ Валериана Валериановича Оболенского (Н.Осинского), об обосновании им идеи демократического централизма в управлении, его теории принудительного регулирования сельского хозяйства. Вы познакомитесь также с деятельностью на посту председателя ВСНХ А.И.Рыкова. Узнаете его взгляды на теорию и практику управления в годы «военного коммунизма», причины и следствия трёх этапов эволюции его взглядов: тотальная гиперцентрализация, переосмысление результатов такой политики и поворот в сторону децентрализации, разочарование А. Рыкова в идеях экономического либерализма, переосмысление и возрождение централизма, и необходимости административного вмешательства в экономику, идея активизации экономических методов управления, взгляды А. Рыкова на культуру, стиль руководства, культуру руководителя.

24 Тема 16. Концепции управления руководителей ВСНХ: П.А.Богданова, Ф.Э.Дзержинского Продолжая знакомиться с теориями, созданными в ВСНХ, Вы узнаете об идеологе и практике НЭПа П.А.Богданове и его понимании управления, об отношении к частному капиталу, концессиям и займам. О том, как под его руководством шло восстановление и развитие крупной промышленности, менялись организационные формы управления. Вы узнаете о кадровой политике П. Богданова: демократизации условий деятельности руководителя, использовании старых специалистов, разграничении функций между руководителями, профессиональной подготовка и переподготовка кадров, самоуправлении и значении и роли П. Богданова в развитии идей управления в России. Вы по-новому взглянёте на деятельность Ф. Дзержинского, который много сделал для возрождения экономики России в начале ХХ века. Узнаете о его системе экономических и управленческих воззрений, отношении к плановости и централизованному плановому управлению, о непримиримой борьбе с бюрократизмом и волокитой, отношении к хозрасчёту в экономике, стилях и методах руководства, о режиме личного общения с кадрами руководителя.

25 Тема 17. Телеологическое и генетическое направления в русской управленческой мысли. С.Г.Струмилин. В.А. Базаров (Руднев) В данной теме Вы познакомитесь с дискуссией по вопросу наиболее эффективных способов регулирования развития народного хозяйства, в ходе которой выделилось два направления: телеологическое и генетическое. Представителями телеологического направление были С. Струмилин, Г. Кржижановский, Н. Ковалевский, А. Леонтьев, В. Милютин, В. Мотылёв и др., генетического - В. Базаров, В. Громан, Н. Кондратьев. Подробно узнаете о концепции С. Струмилина, его идеях планового экономического регулирования, о понимании им планирования как искусства, абсолютизации волевого начала в плане, о разработанном Струмилиным балансовом методе планирования, о значении и роли Струмилина в развитии идей управления. Узнаете о жизни и деятельности В. Базарова, о его представлениях планирования как наиболее эффективной форме государственного вмешательства в экономику, развитии им богдановской идеи хозяйственного равновесия, о сформулированном Базаровым законе «затухающего колебания» и теории недопроизводства.

26 Тема 18. Концепция управления Владимира Густавовича Громана Данная тема познакомит Вас с основными вехами жизненного пути В. Громана, обоснованием им необходимости многоукладности экономики, о понимании Громаном развития производительных сил как критерия прогрессивного движения общества, о методе В. Громана, о выделенной им системе эмпирических законов, о соблюдении равновесия хозяйственного организма и укреплении рыночных связей в экономике. Узнаете о статистических коэффициентах и методе экстраполяции, законе статики и динамики народного хозяйства, о вкладе Громана в науку управления.

27 Тема 19. Управленческие идеи Николая Дмитриевича Кондратьева В данной теме Вы узнаете о жизни и деятельности учёного с мировым именем Н. Д.Кондратьева. Познакомитесь с его теоретическими работами, его отношением к плану и планированию, с классификацией объективных закономерностей на статистические, динамические, каузальные, эмпирические. Узнаете суть теории ученого, изложенной им в работе «План и предвидение», о руководстве им Конъюнктурным институтом и разработанной методике вычисления розничных цен, а также о мировом значении идей Н.Д.Кондратьева.

28 Тема 20. Эволюция организационно - управленческой мысли в России ( гг.) В данной теме Вы познакомитесь с основными этапами развития управленческой мысли в России: гг.: создание Центральный научно- исследовательский институт орга­низаций производства и управления промышленностью Наркомтяжпрома (ЦИО). Складывание сети отраслевых проектно-технологических институтов. Разработка «организационно- производственной» трактовки управления Б. Я. Каценбогеном, К. Корницким, Н. Левинсоном начало 1960-х гг.: начало нового «управленческого бума». Развитие на базе кибернетики новых наук - теория систем, теория операций. Возникновение праксеологии, теории орга­низации. Появление принципиально новой теории - оптимального планирования народного хозяйства, большом вкладе в становление которой внесли Леонид Витальевич Канторович, Л. Лурье, Виктор Валентинович Новожилов, Василий Сергеевич Немчинов. Вторая пол х - конец 1970-х гг.: возрождение комплексной трактовки управления, большой вклад в обоснование которой внесли Д. Гвишиани, А. Годунов, С. Дейнеко, С. Каменицер, О. Козлова, Д. Крук, Ю. Лавриков, Ю. Любович, А. Омаров, Г. Попов, И. Сигов по настоящее время: появление работ Л. Абалкина, П. Бунина, И. Клямкина, О. Лациса, Л. Пияшевой, Г. Попова, В. Селюнина, А. Стреляного, А. Ципко, С. Шаталина, Н. Шмелева с критикой существующей социалистической системы управления и обоснованием новых моделей социализма: «хозрасчетного» (Н. Шмелев), «купеческого» (А. Стреляный), «рыночного» (Л. Абалкин), «гуманного» (А.Яковлев).

29 Тема 21. Особенности развития управления в период с 1939 по первую половину 1950-х гг. Данная тема познакомит Вас с эволюцией государственного управления под влиянием начавшейся в 1939 году Второй мировой войны, с тем, как проходила милитаризация экономики и управления. Обоснует феномен эффективности советского государственного управления в период Великой Отечественной войны гг., расскажет о чрезвычайном характере управления., высшей степени централизации и беспрекословности исполнения решений центра, как залоге выживания советского народа, о тенденциях, роли и противоречии послевоенного государственного управления в СССР, демилитаризации и децентрализации управления, о роли Н.А. Вознесенского как стратега и тактика перемещения промышленности в годы войны за Урал.

30 Тема 22. Система управления советским обществом со второй половины 1950-х - до конца 1960-х гг. В данной теме содержится информация о периоде государственного управления СССР после смерти И.В. Сталина: ослаблении централизованной системы управления, борьбе политической элиты за власть, начале демократизации советского общества, приходе к власти Н.С. Хрущёва. О том, как изменялась социально- экономическая ситуация в стране, о докладе о культе личности Сталина, о реформах управления при Н.С.Хрущёве и отстранении его от власти за безудержное реформаторство, заведшее экономику в тупик, последовавшее за тем критика субъективизма и волюнтаризма в управлении обществом и хозяйством, реформирование системы управления СССР, начале реформ А.Н. Косыгина.

31 Тема 23. Эволюция управления в СССР с конца 1960-х - по начало 1980-х гг. В данной теме Вы узнаете как и почему проходили политические и экономические управленческие контрреформы в стране, о деятельности государственного аппарата управления периода развитого социализма, о нарастании тенденций стагнации экономики и кризисных явлений, о Конституции 1977 г., политике Ю.В. Андропова по изысканию резервов управления социалистической экономикой, затем реставрация брежневской политики при К.У. Черненко после смерти Ю.В. Андропова, о политических и экономических контрреформах государственного управления.

32 Тема 24. Модернизация управления ( гг.) Последняя тема расскажет об особенностях партийно- государственного управления в начальный период реформ М.С. Горбачёва, о начале социально - политического кризиса в СССР, государственном перевороте, ГКЧП, развале СССР, «параде суверенитетов», о введении Гайдаром и Ельциным политики «шоковой терапии», радикальных рыночных реформах, построении новой системы управления с внедрением западной модели реформ, об ослаблении контроля со стороны государства над экономическим развитием России, об уходе с поста руководителя России в конце 1999 г. Ельцина и корректировке курса развития страны В.В.Путиным, о новейшем этапе развития государственного управления в России.

33 Практикум Работа 1 (по теме 8) Тектология А.А. Богданова. «Физиологический оптимум» О.А.Ерманского. Работа 2 (по теме 9) Научная школа Центрального института труда (ЦИТ) Работа 3 (по теме 10) Научная школа Казанского института НОТ (КИНОТ) Работа 4 (по теме 11) Научная школа Таганрогского института организации производства (ТИНОП) Работа 5 (по теме 12) Научная школа Института техники управления (ИТУ Работа 6 (по теме 14) Социальная концепция управления школы Николая Андреевича Витке Работа 7 (по теме 13) Харьковская школа организации управления (ВСУИТ) Работа 8 (по теме 17) Телеологическое и генетическое направления в русской управленческой мысли

34 Контрольные мероприятия Итоговый контроль Тест

35 Глоссарий Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. Например: Автаркия - политика хозяйственного обособления отдельной страны от экономик других стран и мирового рынка; Конкуренция - элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за максимально выгодные условия приложения капитала

36 Список литературы Основная 1. История менеджмента: Учебное пособие/Под ред. Д.В. Валового.- М.: ИНФРА-М, Корицкий Э.Б. Научный менеджмент: российская история / Э.Б. Корицкий., Т.В. Нинциева, В.Х. Шетов.- СПб.: Питер, Кравченко А.И. История менеджмента/ А.И.Кравченко.- М.: Академический проект, с.

37 Список литературы Дополнительная 1. Адваков Ю.К. Производственные объединения и их роль в организации управления советской промышленностью / Ю.К. Авдаков, В.В. Бородин.-М., Автономов В. История экономической мысли и экономического анализа: место России/ В. Автономов // Вопросы экономики С Ашекин А. Российская экономическая наука: просветительство и первые школы/ А.Ашекин // Вопросы экономики С Батурин А.В. Планово-экономические методы управления/ А.В.Батурина.-М., Беляцкий Н.П. Управление персоналом /Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Райги. -М.: Интерпресс, Беркович Д.М. Формирование науки управления производством: Краткий исторический очерк /Д.М. Беркович. -М., Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). -М., Бунич П.Г. Проблемы хозяйственного расчета и финансов в условиях реформы. /П.Г.Бунич.- М., Бухарин Н.И. Проблемы теории и практики социализма/ Н.И.Бухарин.- М., Валовой Д.В. Экономика: взгляды разных лет (становление, развитие и перестройка хозяйственного механизма).- М.: Наука, Гастев А.К. Как надо работать /А.К.Гастев.-М., Гастев А.К. Трудовые установки /А.К.Гастев.-М., Глушков В.М. Беседы об управлении /В.М.Глушков, Г.М.Добров, В.И. Терещенко.-М., Жданов С.А. Механизмы экономического управления предприятием/ С..А.Жданов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Каким быть плану: дискуссии 20-х годов. /Сост. Э.Б.Корицкий.- Л., Кожурин О.Д. Процесс управления: Системное исследование и разработка на примере региона.-М.: Мысль, Корицкий Э.Б. Мир идей А.Д.Билимовича (из истории экономической мысли русской эмиграции).- СПб., Корицкий Э.Б. Основные течения российской экономической мысли х гг. 20-го столетия /Э.Б.Корицкий, А.И. Васюков, Г.В. Нинциева. В.3 тт.- СПб., Кредисов А.И. История учений менеджмента/ А.И.Кредисов.- Киев: Вира-Р, с. 20. Лавриков Ю.А. Развитие теории управления социалистическим производством /Ю.А. Лавриков, Э.Б.Корицкий. - М., Макашова Н. Загадка Н.Д. Кондратьева: неоконченная теория динамики и методологические проблемы экономической науки //Вопросы экономики С Моисеенко Н.А. Демократический централизм - основной принцип управления социалистической экономикой /Н.А. Моисеенко, М.В. Попов.-М., Мясникова Л. Российский менталитет и управление // Вопросы экономики С Петраков Н.Я. Хозяйственная реформа: план и экономическая самостоятельность.- М., Попов Г.Х. Проблемы теории управления.- М., Семёнова И.И. История менеджмента/ И.И.Семёнова.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, У истоков НОТ: Забытые дискуссии и нереализованные идеи.- Л., Хавина С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике //Вопросы экономики С.80.

38 Самостоятельная работа Темы рефератов 1. Возникновение, этапы и формы развития научной организации труда и управления 2. в России. 3. Ведущие научные институты НОТ России и СССР. 4. А.А. Богданов и его взгляды на проблему научного управления. 5. Концепция О.Е. Ерманского. 6. А.К. Гастев - пионер научного менеджмента. 7. Концепция Центрального института труда и научный менеджмент (сравнительная характеристика с учениями Ф. Тейлора и Г. Форда). 8. Идея социальной инженерии. 9. Установочный метод подготовки и консультационно-организаторская работа Центрального института труда. 10. Казанский институт труда и его научная школа. 11. Научная концепция И. Бурдянского. 12. Психотехническая трактовка научной организации. 13. Экономическая трактовка научной организации. 14. Общетеоретическая концепция организационных проблем школы Таганрогского института организации производства. 15. Основные положения научной школы Института техники управления. 16. «Производственная трактовка» НОТ ИТУ. 17. Основные методологические положения и представители школы Н.А. Витке. 18. Взгляды Н.А. Витке на управление. 19. Концепция Ф. Дунаевского. 20. Воззрения В.В. Оболенского (Н. Осинского).

39 Самостоятельная работа Темы рефератов Взгляды А.И. Рыкова. Концепция П.А. Богданова. Методика подбора кадров П.А. Богданова. Ф.Э. Дзержинский – крупнейший организатор производства. Концепция С. Струмилина. Взгляды на управление В. Базарова. Сравнительный анализ концепций В.Базарова и В. Громана. Взгляды Н.Д. Кондратьева. Теория планирования Н.Д. Кондратьева. П. Струве и его критика практики управления при социализме. В. Бруцкус и его теория управления. Основные этапы развития организационно-управленческой мысли в России. Сходство и различие идей Н.Макиавелли и Д.Карнеги. Основоположники научного менеджмента 19 в. Англии. Развитие теоретических воззрений на управление в период с 17 по 19 век. Научный менеджмент 20 века в США. Система знаний о законах рационализации труда Ф.У.Тейлора. Проблема управления персоналом в трудах Ф.У.Тейлора. Развитие идей Ф.У. Тейлора в трудах Г. Гантта, Л. и Ф.Гилбрет, Г.Эмерсона, Г.Форда. Подходы к управлению Ф.У.Тейлора и М.Вебера. Административная теория А. Файоля.

40 Самостоятельная работа Темы рефератов «Синтетическая» концепция управления Л.Гьюлика, Д.Муни, А.Рейли, Л.Уорвика. Возникновение и развитие школы «человеческих отношений» (Э.Мэйо, М.Фоллет, Г.Мюнстерберг, Ф.Ротлисберг). Исследование потребностей и мотивационного поведения людей в организации (А.Маслоу, Р.Лайкерт, Д.Макклелланд, Ф.Герцберг, К.Арджирис). Сравнительная характеристика школы человеческих отношений Н.А.Витке и аналогичной западной школы Э.Мэйо, М.Фоллет, Г.Мюнстерберг, Ф.Ротлисберг. Американская модель менеджмента. Японская модель менеджмента. Сравнительная характеристика американской и японской м6одели менеджмента. Сравнительная характеристика идей Ф.Тейлора и А.К.Гастева. Развитие западноевропейской модели менеджмента. Становление и развитие школы «науки управления» (количественный подход). Идеи экономистов русского зарубежья (П.Струве, А.Билимович, М.Вишняк, С.Булгаков, Б.Бруцкус). Поиски повышения эффективности управления в СССР в х гг. Развитие бихевиористского направления в менеджменте. Процессный подход к управлению. Комплексный подход к управлению производством в гг. (Д.Гвишиани, С.Каменицер, О.Козлова). Современный менеджмент и современный менеджер. А.Н. Косыгин и его попытка реформ управления в 1960-х гг. Управленческий гений Н.А.Вознесенского. Управленческие реформы Петра 1. Система управления русских предпринимателей (Прохоровы, Мамонтовы, Третьяковы и др.)

41 Сведения об авторе ФИО: Татьяна Петровна Путятина Место работы: БелГУ, Факультет управления и предпринимательства Должность: старший преподаватель Кафедра: менеджмента организации Контактная информация: Адрес: г. Белгород. Ул. Победы 85, корп.13,каб.2-5. Рабочий телефон:

42