Фатхутдинова И.А. Учитель русского языка и литературы Утаавасэ – поэтический турнир. Японское хокку. 7 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: _________________________ _________________________.
Advertisements

Создана в 17 веке. Всё, что странно и непонятно, необязательно должно быть скучным и неинтересным. Главное в них – намёк. Автор намекает на что-то, а мы.
Создана в 17 веке. Всё, что странно и непонятно, необязательно должно быть скучным и неинтересным. Главное в них – намёк. Автор намекает на что-то, а мы.
Знакомство с японской классической поэзией Березники, 2007 г.
ХОККУ (ХАЙКУ) – ХОККУ (ХАЙКУ) – лирическое стихотворение о природе, изображающее жизнь человека и жизнь природы в их нерастворимом единстве на фоне круговорота.
Создана в 17 веке. Всё, что странно и непонятно, необязательно должно быть скучным и неинтересным. Главное в них – намёк. Автор намекает на что-то, а мы.
Японская поэзия Хокку ( хайку ). Как хорошо, Когда, на столе развернув Редкостный свиток, Чтенью предашься душой И созерцанью картин …
В гостях у вишневых цветов (Цвет сакуры) Японская поэзия танка и хайку (хокку)
Особенности японской поэзии на примере хокку Автор: Шунайлова Алёна, МОУ 94, г. Челябинска 11 класс А. Руководитель: Денисенко И.Г., учитель русского языка.
Урок литературы Урок литературы Учитель русского языка и литературы Сигова Елена Витальевна.
Удивительный мир хокку (хайку). Слово скажу – Леденеют губы. Осенний вихрь! Басё Вот выплыла луна, И каждый мелкий кустик На праздник приглашен. Исса.
Хокку как основной жанр японской поэзии.. Особую значимость в школьной программе имеет изучение литературного краеведения, цель которого - воспитание.
Выполнил ученик 7 А класса гимназии 4 г. Волгограда Оганесян Оганес.
Урок литературы в 7 классе по программе В.Г. Маранцмана Урок л итературы в 7 классе по программе В.Г. Маранцмана Учитель русского языка и литературы гимназии.
Урок литературы Урок литературы Учитель русского языка и литературы Сигова Елена Витальевна МОУ Лицей 12 Краснодар.
«Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое». Японские трёхстишия хокку Учитель русского языка и литературы МОУ «Могойтуйская средняя школа 2» Бутуханова.
Японское чудо. Как завидна их судьба! К северу от суетного мира Вишни зацвели в горах. Басё.
Мастер – класс по литературному чтению Что скрыто между строк Мишина Е.В. учитель начальных классов МОУ СОШ 2 г. Димитровграда.
Подготовила: учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ 2» п. Кшенский Советского района Курской области Миронова Ирина Анатольевна.
Учиться – значит проникать в сердцевину вещи. Открой её душу, переживи – тогда и родится стих. Мацуо Басё.
Транксрипт:

Фатхутдинова И.А. Учитель русского языка и литературы Утаавасэ – поэтический турнир. Японское хокку. 7 класс

ЦЕЛЬ УРОКА: Обучающие: - познакомиться с японской национальной культурой; - выяснить, особенности хокку как жанра японской поэзии. Развивающие: - формировать умение анализировать хокку. Воспитательные: - воспитывать чувство прекрасного; - прививать бережное и внимательное отношение к природе. Задачи: 1. Пробудить интерес к чтению хокку и научить вдумываться в стихотворные строки. 2. Создать определенное эмоциональное состояние, необходимое для творчества. 3.Сподвигнуть сочинить собственное хокку.

Всматривайтесь в привычное – вы увидите необычное, Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое, Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное, Всматривайтесь в привычное – вы увидите необычное, Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое, Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное, Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое. Старинная мудрость

ИКЕБАНА (вторая жизнь)

Хризантема – символ Японии

Андо Хиросигэ. Храм Киёмидзудо и пруд Сунобадзу – но инэ в Уэно. Из серии «Весна» Японская графика

Андо Хиросигэ. Переправа Сакасан. Из серии «Лето»

Андо Хиросигэ. На территории святилища Акиба в Укэдзи. Из серии «Осень»

Андо Хиросигэ. Улочка Ябукодзи в Атагосита. Из серии «Зима»

Японское жилище

Основа японского интерьера - пустота

Сад

Токонома

Четыре меры красоты: Саби - это неподдельная ржавость... прелесть старины, печать времени, красота печального образа Ваби это прелесть обыденного, красота простоты. Сибуй это красота естественности плюс красота простоты. Югэн - мастерство намёка или подтекста, прелесть недоговорённости

Сад камней

Цветущая сакура (вишня)

Японская каллиграфия

Танка (пятистишие) Танка (пятистишие) Танка Танка (короткая песня) - жанр японской поэзии, нерифмованные пятистишия из 31 слога ( ). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности. Пустынный сад… Давно заглушил тростник Следы людей. На дне осенней росы Звенят голоса цикад. Найсинно

Народные образы в танка Иней – седина, старость; Запах померанца – прошедшая любовь; Горная кукушка или трубящий олень – безответная любовь; Роса – бренность человеческой жизни. Гуси – друзья, символ осени и весны.

Символика времён года Зима: зимняя слива, снег, иней, чёрный цвет. Весна: пион, пение лягушек, цветение плодовых деревьев, обильный дождь (в мае), пение жаворонка, ива в пуху. Лето: лотос, соловей, кукушка. Осень: хризантемы, жёлтые листья, поющие насекомые, луна, ветер, долгий моросящий дождь.

Хокку ( трёхстишие) Хокку, Хокку, или хайку (начальные стихи) - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5), изображающее жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Верно вишен цветы Окраску свою подарили Голосам соловьев. Как нежно они звучат На весеннем рассвете. Сайге

Исса Вот выплыла луна, И самый мелкий кустик На праздник приглашен.

конкретное изображение Чаще всего хокку конкретное изображение реального мира, не требующее и не допускающее никакого другого толкования.

Осенняя луна Сосну рисует тушью На синих небесах Рансэцу

Иногда все хокку целиком развернутая метафора, но ее прямое значение обычно скрыто в подтексте. Чем богаче подтекст, тем выше поэтическое мастерство хокку. Намек, недоговоренность становятся дополнительными средствами поэтической выразительности.

Басё Из сердцевины пиона Медленно выползает пчела... О, с какой неохотой! -Очем идет речь в этой миниатюре?

Форма хокку - устойчивый метр Ветвь цве-ту-ща-я - 5 Скры-ла от о-чей мо-их - 7 Яс-ну-ю лу-ну - 5 Всего 17 слогов

Поэтическая вольность перевода Оригинал. Таби-ни яндэ 5 Юмэ ва карэ-но но 7 Какэмэгуру 5 Перевод. В пути я занемог 6 И все бежит, кружит мой сон 8 По выжженным полям. 6 Переводчики пытаются сохранить главное – лирическое чувство. Басё

Композиция хокку общий план деталь деталь Даже на лошадь всадника Засмотришься – так дорога пустынна. А утро такое снежное! Первый снег под утро. Он едва-едва прикрыл Листики нарцисса. деталь обобщение

Басё Старый пруд.-3 Прыгнула в воду лягушка -8 Всплеск в тишине -4 Первая строка этого хокку рисует нам общую картину, созерцаемую автором. Вторая строка обращает внимание читателя на то, что привлекло внимание самого поэта. Третья же строка это тот след, который оставила картина в душе художника. Некое послевкусие…. И след этот побудил его написать хокку, рассказывающее не толь­ко о пруде и лягушке, но и о душевном покое, гармонии с собой и окружающим миром, и о многом другом...

Мацуо Басё ( ) Великий Мастер хокку Кацусика Хокусай «Мацуо Басё» "Истина в том, что ты видишь, что ты слышишь". Чувство, испытанное поэтом, становится стихотворением - именно в этом заключается истина поэзии хокку.

Хижина Мацуо Басё Хижина Мацуо Басё Один ученик уговорил своего отца подарить Басе крохотную хижину у пруда. Возле этого убогого домика он посадил саженцы банановой пальмы, что по-японски произносится Басе, отсюда и псевдоним.

Басё На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер.

Басё Бабочки полёт Будит тихую поляну В солнечном свету.

Красное - красное солнце В пустынной дали. Но леденит безжалостный ветер осенний. Басё

О, сколько их на полях! Но каждый цветёт по-своему,- В этом высший подвиг цветка! Басё

Басё Роняя лепестки Вдруг пролил горсточку воды Камелии цветок

Мацуо Басё И осенью хочется жить Этой бабочке: пьет торопливо С хризантемы росу.

Кобаяси Исса ( ) Исса был выходцем из деревни, и большую часть своих стихов посвятил крестьянскому труду.

Исса Воробышек - дружок! Прочь с дороги! Прочь с дороги! Видишь, конь идет. Он сделал предметом поэзии обыденную человеческую жизнь, и никто не смог с такой проницательной простотой запечатлеть в стихе мельчайшие подробности бытия:

Исса Наша жизнь – росинка. Пусть лишь капелька росы Наша жизнь – и все же…

Эй, не уступай, Тощая лягушка! Исса за тебя Исса

Исса Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету.

Исса не создал своей школы. Тем не менее, он был одной из самых значительных личностей в истории поэзии хокку, и интерес к его творчеству велик и в наше время. Исса оставил после себя более стихотворений и огромное количество рисунков хайга. Исса был последним крупным поэтом феодальной Японии.

Тест I.Хокку – это национальная стихотворная форма Японии. Представляет собой: а) трехстишие, б) пятистишие, в) по-разному II.Сколько в каждом стихе хокку слогов? а) 3-5-3, б) 5-7-5, в)7-9-7 III. Хокку является для читателя… а) законченной картиной природы, б) назиданием, в) намеком, импульсом, посланным поэтом

IV.Жизнь человека в хокку показана… а) в слиянии с природой, б) в противоречии с природой, в) самобытно, не связано с другими явлениями V.Роса в японской поэзии является метафорой… а) жизненных печалей, б) радости жизни, в)бренности жизни VI.Закончите стихотворение «Стаял зимний снег. Озарились радостью…» а) у ребят глаза, б) даже лица звезд, в) птичьи голоса.

а)китайской поэзии VII.Хокку –жанр б) японской поэзии в) корейской поэзии VIII. Когда хокку утвердилось в японской поэзии? а) в 17 веке б) 18 веке в) в 19 в веке IX.Из какого жанра родилось хокку? а) танка б) нагаута в) рэнга

X.С каким жанром роднит хокку краткость? а) сказка б) песня в) пословица XI.Кто был последним крупным поэтом, писавшим хокку? а) Мацуо Басё б) Ёса Бусон в) Кобаяси Исса

Фильм Галины Лузан «Японское хокку»

Творческая работа

1. Расшифровка текста Осенний дождь во мгле! Нет не ко мне, к соседу Зонт прошелестел. Ранран -Какое время года здесь изображено? -Где вам видится автор? -Как вы думаете, он молод или стар? -Какое у нго настроение? Почему? -Почему автор не говорит прошел человек?

Тиё Больше некому стало Делать дырки в бумаге окон, Но как холодно в доме. -Какими чувствами проникнуто это стихотворение? -Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к нему?

Басё Какая грусть! В маленькой клетке подвешен Пленный сверчок. -Что вызывает грусть автора?

2. Упражнения в «соавторстве» Прошло уж десять лет, А кажется вчера его не стало… Не утихает боль! Осиротели мы! Плакучей ивы тень!

В зарослях сорной травы, Смотрите, какие прекрасные О цикада, не плачь! Нет любви без разлуки Цветы расцвели. Бабочки родились. Камешки блестят. Даже для звезд в небесах. И птицы бывают в печали. Точно это я знаю. Исса

3. «Посоревнуемся с поэтом» Ива склонилась и спит. И, кажется мне, соловей на ветке… Это ее душа. Посадили деревья в саду. Тихо, тихо, чтоб их ободрить, Шепчет осенний дождь. Басё

За ночь вьюнок обвился Вкруг бадьи моего колодца… Кага-но Тиё Японская поэтесса, ученицей учеников, Басё. Ее хайку отличаются простотой и эмоциональной свежестью У соседа воды возьму!

Исса Бедный мой воробей! Измучился, исстрадался В руках у мальчишек. Осторожно – камень! Голову не ушиби, Крошка светлячок!

4. Сочиняем хокку Осень. Клена лист на воде. Вновь заалели клены. Лист последний упал. Цикаду поймал. Зима. Иней осыпал луга Слышно, как за окном. Снежна дымка. Устремил я взгляд. Поник головой до земли. Весна. Сакуры розовый дым. Майские дожди. Бабочки в саду. Лед растаял в пруду. Лето. Озерная гладь. Чистый родник. Тихая лунная ночь. Светит Млечный Путь.

Рэнга- «нанизанные стихи» Суть рэнга -течь по волнам жизни, повинуясь «ветру и потоку» В 1488 году в селении Минасэ на берегу реки три поэта сложили рэнга, которое прославило их имена. Это мастер Соги и два молодых ученика Сёхаку и Соте:

Вершина в снегу, Но дымкой овеяны склоны. Вечер померк. Соги Льются талые воды вдали. Пахнет сливовым цветом селенье. Сёхаку 3 Там, где дрожат на ветру, Теснятся прибрежные ивы, Где так заметна весна, Соте Чуть слышны всплески багра -Лодка плывёт на рассвете. Соги Что там? Проблеск луны? Ещё осталась в туманах, Тёмных, как ночь. Сёкаху Иней осыпал луга. Осень уже на исходе. Соте

1.С очинить собственные хокку, передать в них свое отношение к природе, к жизни, к друзьям. 2.Продолжить строчки для книги хокку: Печальные звезды… Зачем много слов?.. Дождь за окном Раннее утро Эхо в горах Домашнее задание

Спасибо за внимание!