Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский переулок, дом 2) Автор – Нечаева Аня, ученица 10 класса «Г» гимназии 1543 История и архитектура.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация Панасюк Марии Валерьевны Студентки 13 группы ФНО СПО Российской Академии Правосудия Научный руководитель: Кандидат наук, доцент Грибанская.
Advertisements

ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО покровский собор
Чертовская Ольга Алексеевна Учитель географии и православной культуры МОУ «Прохоровская гимназия» п. Прохоровка Белгородской области.
22 декабря Содержание Введение Глава I. КУЛЬТУРА МОНАСТЫРСКОГО НЕКРОПОЛЯ § 1. Погребальный обряд: церковная служба, представления и повседневность.
Подготовил ученик 8 «А» класса Егоров Владимир. Екатерина Михайлова (будущая императрица Екатерина I) родилась в 1684 году. Ее жизнь была очень трудной.
Свято-Троице-Макарьев- Желтоводский монастырь.. Свято-Троице-Макарьев- Желтоводский монастырь - Свято-Троице-Макарьев- Желтоводский монастырь - женский.
Соборы Санкт-Петербурга Нгуен Нгок Лан
Выполнили: Зуйкова Кристина Заиграева Анна Родионова Дарья.
Nersta.blogspot.com История любви Тучков Александр Алексеевич и Нарышкина (Тучкова) Маргарита Михайловна. Презентацию подготовила ученица 10 класса : Падалко.
Боже, царя храни!... ПОСЛЕДНИЙРОССИЙСКИЙИМПЕРАТОР История жизни и смерти.
Первые русские цари Иван III Великий (1440 – 1505) XV – XVII века Иван IV Грозный (1530 – 1584)
Автор ученик 10 класса Автор: ученик 10 класса Великанов Олег Великанов Олег Руководитель: Миронов В.В. Муниципальное образовательное учреждение Мирновская.
Декоративно-прикладное искусство XV века на Брянщине: крест Св.Поликарпа Учитель истории МАОУ Гимназии 1 г. Брянска Сидоренко В.А.
Тесты по теме «Дворцовые перевороты».. 1. Главную роль в дворцовых переворотах играла (и): А) стрельцы; Б) представители старой родовой аристократии;
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 5 А класс МОУ СОШ 9 им. М.В. Водопьянова Классный руководитель Дружнова О.В.
Архитектура XVI века Стецюк Дарья 10 «В». Русская архитектура XVI столетия оригинальна и разнообразна. Её наиболее известные произведения – каменные храмы.
«Я и мое имя» Проект подготовили Воспитатели старшей оздоровительной группы Бутяева О.В., Ильчикова О.В.
Амвросий ( Александр Михайлович Гренков ) родился 23 ноября 1812 г., в селе Большая Липовица Тамбовской губернии.
Пока за нас молятся Святые воины нашей Русской земли, не кончится век героев – живых примеров ныне живущим, и тем, кто придёт вслед за нами.
Транксрипт:

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский переулок, дом 2) Автор – Нечаева Аня, ученица 10 класса «Г» гимназии 1543 История и архитектура Монахиня Досифея Салтычиха

Ивановский монастырь Монастырь известен с начала 16 века. Он строился на государственные средства и получал поддержку со стороны государей. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе близ Солянки с рождением царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Здесь молились цари Иоанн Васильевич и Михаил Федорович, царица Евдокия Лукьяновна. Был он также родовой обителью знатных семей: Лобановых, Хованских, Волконских, Голицыных и пр. Ивановский монастырь. Старинная литография

Каменная церковь Иоана Предтечи с приделом Николая Чудотворца была построена в 1657 г., а в 1701 г. при содействии Петра I в монастыре возвели каменную крестовую палату с сенями. Во двор монастыря вели двое ворот: Святые - северные, напротив Хохловского переулка, и Восточные, выходящие в Малый Ивановский переулок. Над двухарочными Святыми воротами стояла церковь памяти Происхождения Честных Древ, с севера к ним примыкала келья настоятельницы, а с юга - сторожка. В центре двора находился собор Иоанна Предтечи с трапезной и колокольней с северной стороны. К юго-западному углу трапезной прислонялась одноэтажная палата тюрьмы с подвалами под трапезной и собором.

Монастырь не раз подвергался разорению и восстанавливался. Тяжелый ущерб был причинен во время захвата Москвы поляками в 1612 году. Через 200 лет монастырь был полностью сожжен войсками Наполеона. Решением Синода в 1813 году монастырь был упразднен. В 1859 году Александр II издал указ о восстановлении монастыря.

В 1860 г. были заложены новый монастырский Собор и больничная церковь преподобной Елизаветы Чудотворицы. Обитель перестраивалась в течение 20 лет по проекту академика Михаила Быковского, создавшего архитектурный шедевр с элементами классицизма, романского и готического стилей в центре старой Москвы. Собор напоминает шедевр западно- европейского зодчества – кафедральный Собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции.

К 1917 году в обители проживало свыше трехсот насельниц. С началом 1-й Мировой войны все они, кроме обычных монастырских послушаний, шили белье для русской армии. Уже в 1918 г. Ивановская обитель была закрыта и превращена в концлагерь - «Ивановский Исправдом на Солянке», где в 20-е годы одновременно бывало до четырехсот заключенных. Монастырь возвращен церкви в 2002 году.

Происхождение монахини Досифеи В ноябре 1745 года от законного, но тайного брака императрицы Елизаветы Петровны и придворного певчего Алексея Разумовского родилась девочка, которую назвали Августа, что значит «священная». Имя ей дали в честь римской царицы, жены гонителя Максимилиана, принявшей святое мученичество. Память этой святой празднуется 24 ноября, именно это и позволило по имени узнать примерный день рождения, так как о ее рождении нет точных данных.

Упоминаний о том, что затворница инокиня являлась дочерью императрицы не было никаких, однако в Новоспасском монастыре, где она похоронена, сохранился ее портрет, на обороте которого сделана надпись: «Принцесса Августа Тараканова, в иноцех Досифея, постриженная в Московском Ивановском монастыре, где по многих летах праведной жизни своей и скончалась, погребена в Новоспасском монастыре.» Фамилия Тараканова была дана девочке безусловно ради сохранения тайны происхождения. Скорее всего Тараканова – искаженная фамилия сестры графа Алексея Разумовского, у которой провела детство Августа.

В 1785 году в Ивановский монастырь по приказанию императрицы Екатерины II была привезена «женщина средних лет, худощавая, среднего роста, с благородным лицом, хранившим следы былой красоты». Ее звали Августа Тараканова и она вскоре была пострижена в монахини под именем Досифеи. В это время Августе было примерно 40 лет, информации же о том, что происходило с ней до этого момента не существует – никаких четких свидетельств, никаких упоминаний. Монахиня Досифея. Гравюра XVIII века.

Инокиня очень скоро стала затворницей и почти никого не принимала – у нее бывали лишь игуменья, духовник, причетчик и московский купец Филипп Никифорович Шепелев, очевидно, единственный знавший о ее происхождении. Среди братии Ивановского монастыря сохранились оставшиеся о ней воспоминания. Они считали, что она «поднялась на высокую ступень подвигов, стала подвижницей благочестия…» Безусловно она была уважаемой и известной личностью – о ее праведной жизни ходили легенды и слухи.

Сохранились воспоминания Снегирева, в которых он дает информацию о последних годах жизни Досифеи: «Все время своей затворнической жизни она посвящала молитве, чтению духовных книг и рукоделию; вырученные за труды деньги раздавала через свою келейницу нищей братии. Последние годы Досифея провела в безмолвии и в подвигах благочестия…» Своей праведной жизнью монахиня стяжала дар старчества. Между тем она практически ни с кем не общалась все это время – она принимала участие лишь в людях, глубоко нуждающихся в помощи, или в людях, в которых она видела будущее в духовной жизни. Так она приняла участие в наставлении Тимофе и Иона Путиловых – Тимофею она указала Оптину пустынь – в последствии он стал настоятелем обители, а позже был причислен к лику святых. Ионе же она указала Сровскую пустынь, где он стал впоследствии игуменом обители.

После 25-летнего существования в Ивановском монастыре Досифея умерла 4 февраля 1810 года – была похоронена в Новоспасском монастыре. Во время похорон за ее гробом тянулась длинная процессия из людей, чтивших ее как святую и людей, знавших о ее происхождении и считавших своим долгом проводить в последний путь принцессу.

Одной из самых известных узниц Ивановского монастыря была помещица-"людоедка" Дарья Николаевна Салтыкова ( ), получившая прозвище Салтычиха. Она была дочерью помещика Николая Артомоновича Иванова и внучкой крупного должностного лица конца XVII века думного дьяка Артомона Ивановича Иванова (он возглавлял Поместный приказ, а позже ведал ещё Иноземским, Рейтарским и Пушкарским приказами). Замуж Дарья вышла за ротмистра лейб-гвардии конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова, представителя знатного дворянского рода, родила ему двух сыновей и в 26 лет овдовела. После смерти мужа она стала единоличной хозяйкой 600 крестьян и огромных владений в Костромской, Вологодской и Московской губерниях. Постоянно помещица проживала на углу Кузнецкого Моста и Большой Лубянки, а отдыхать любила в селе Троицком Подольского уезда (район нынешнего Тёплого Стана). Дарья Салтыкова. Миниатюра А.Х.Ритта г.

В течение 7 лет Салтычиха замучила до смерти 139 душ, преимущественно женщин, в том числе несколько девочек лет. Главной причиной её гнева было нечистое мытье платья или полов. Обыкновенно она начинала "наказывать" сама, нанося побои скалкой, палками, поленьями, раскалённым утюгом... Затем, по ее приказанию, конюхи и гайдуки били провинившуюся розгами, батогами, кнутом и плетьми. Под влиянием криков барыни: "Бейте до смерти, бейте сильнее !", последние нередко исполняли в точности ее приказ. После истязаний жертву снова заставляли мыть полы, чего обычно обессилевшие девки делать были уже не в состоянии. В случаях особого исступления она морила голодом, привязывала голых девок на морозе, обливала кипятком, брала за уши горячими щипцами, кидала девочек с высокого крыльца и т. п.

Страшные деяния её стали известны в 1762 году. Двое крепостных - Савелий Мартынов и Ермолай Ильин (у последнего Салтыкова убила трёх жён) бежали в Петербург и подали только что взошедшей на престол Екатерине II жалобу на душегубку. Молодая императрица прореагировала незамедлительно, взяв под личный контроль это дело. Салтычиха все обвинения отрицала и Тайная канцелярия подала запрос о возможности подвергнуть непокорную пыткам в целях получения признания.

17 ноября 1768 г. подвергли гражданской казни на Красной площади. Салтычиху возвели на эшафот, приковали цепями к позорному столбу и повесили на грудь табличку со словами "Мучительница и душегубица". После часового стояния её заключили в яму под Соборной церковью Ивановского монастыря. 11 лет содержалась она в тёмном склепе под охраной солдата. Свечку в темницу вносили только на время еды, которую он ей подавал. От караульного солдата Салтычиха родила ребёнка. После этого остальные 22 года Дарья Салтыкова провела в специальной клетке, пристроенной к собору, на виду у всех прихожан Умерла она в 1801 году и похоронили её на кладбище Донского монастыря. Кстати, надгробие её сохранилось до наших дней.