1 Проект КОНЦЕПЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Advertisements

МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Город Шелехов 2011 г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 19 «Малышок»
КАКИЕ ЕСТЬ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ? Презентация студенток второго курса магистратуры Пенсаковой.
Стажировочная площадка на базе ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детство» «Распространение современных.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Задачи государственной политики в сфере образования : создание условий для доступа к качественному образованию и успешной социализации детей ; в любой.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад компенсирующего вида 312 «Жемчужинка» Региональная стажировочная.
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации РУКОВОДИТЕЛЬ ГРЦ ИПИО МГППУ, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
Выступление подготовлено Е. Г. Гурович по материалам сборника « Инклюзивное образование » Москва 2010 г.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Г.о. Железнодорожный, 26 марта 2014 г.. присвоен статус Региональной инновационной площадки Московской области на период г.г. присвоен статус.
Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательных учреждений, реализующих.
Методическое сопровождение введения ФГОС ООО в Курманаевском районе в 2013 – 2014 учебном году.
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
Транксрипт:

1 Проект КОНЦЕПЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Июнь, 2013

2 ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ Создание целостной, эффективно действующей системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Томской области

3 ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ 1) Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение инклюзивного образования в педагогическую практику в образовательных организациях; 2) Формирование образовательно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями путем обеспечения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения; 3) Создание сети образовательных учреждений, обеспечивающих обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушения развития; 4) Формирование и внедрение региональной программы подготовки, переподготовки и развития педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в контексте инклюзивного образования; 5) Привлечение родителей детей с ОВЗ к участию в образовательном процессе с целью повышения его эффективности;

4 ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ 6) Создание системы ранней диагностики и выявления детей с ОВЗ для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка; 7) Осуществление Программно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях 8) Формирование ресурсных центров инклюзивного сопровождения на базе специальных коррекционных образовательных учреждений; 9) Создание и внедрение модели непрерывной системы инклюзивного образования в Томской области; 10) Создание в образовательных учреждениях служб сопровождения участников образовательного процесса в рамках деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

5 Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

6 ВАРИАНТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Включение в процесс обучения в класс (группу) образовательных учреждений при организации сопровождения во время образовательного процесса; Частичное включение ребенка с ОВЗ в процесс обучения образовательного учреждения с использованием дистанционных образовательных технологий; Включение в процесс обучения в класс (группу) образовательных учреждений через реализацию программ дополнительного образования; Сетевое взаимодействие с ОУ работающими с детьми различных видов нарушений

7 Комплексные мероприятия по реализации задач Концепции Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования: - разработка нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей с ОВЗ в различных формах; - совершенствование механизмов финансового и психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях; - обеспечение мер реабилитации детям, обучающимся инклюзивно; - финансовое обеспечение услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся с ОВЗ необходимую техническую помощь; - разработка нормативных правовых документов, регламентирующих организацию и проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; - разработка комплекса мониторинговых исследований с целью дальнейшей аналитической работы с данными о детях с ОВЗ при реализации инклюзивного образования.

8 Комплексные мероприятия по реализации задач Концепции Формирование образовательно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями путем обеспечения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения: - формирование программ создания безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей свободное передвижение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха, а также обеспечение образовательных учреждений специальными техническими средствами для организации комфортного образовательного процесса детей с ОВЗ; - формирование психологической среды, позволяющей ребенку с ОВЗ комфортно чувствовать себя в различных организационно- педагогических условиях. Создание сети образовательных учреждений, обеспечивающих обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушения развития: - участие в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на годы»;

9 Комплексные мероприятия по реализации задач Концепции Раннее выявление и комплексная помощь ребенку с ОВЗ в развитии : - развитие межведомственного взаимодействия по подготовке семей и детей к переходу к программам инклюзивного образования; - комплексная диагностика психического развития в психолого- медико-педагогических консультациях (ПМПК) и анализ мониторинговых исследований. Формирование ресурсных центров инклюзивного сопровождения на базе специальных коррекционных образовательных учреждений: - сопровождение образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное образование, через организацию и проведение консультаций, семинаров;

10 Комплексные мероприятия по реализации задач Концепции Программно-методическое сопровождение обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях: - организация обучения и социализации детей с ОВЗ с использованием программ, инновационных образовательных технологий, моделей предоставления специальных образовательных услуг для детей с ОВЗ в контексте инклюзивного подхода; - разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребенка с ОВЗ; - создание и внедрение специальных учебников и методических материалов, электронных, аудио и видео материалов, учитывающих специфику нарушения в развитии ребенка с ОВЗ.

11 Комплексные мероприятия по реализации задач Концепции Комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающих образование ребенка с ОВЗ: - формирование служб внутреннего психолого-медико-педагогического сопровождения в лице специалистов школьного психолого-медико- педагогического консилиума (специального педагога, педагога- психолога, медицинского работника); - формирование ( укрепление) служб внешнего сопровождения в лице специалистов районных, городских центров психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров, специальных (коррекционных) учреждений образования; - сопровождение родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс этих детей через формирование программ специального обучения родителей и педагогов; - укрепление социального партнерства (взаимодействие с общественными организациями, родителями детей с ОВЗ решающими вопросы организации инклюзивного образования).

12 Комплексные мероприятия по реализации задач Концепции Профессионально-трудовая подготовка лиц с ОВЗ: - создание системы непрерывного образования, в том числе профессионального образования, для детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения. Формирование толерантного отношения к ребенку с ОВЗ: - создание позитивного отношения общества к лицам с ОВЗ через формирование комплексных социальных программ, направленных на признание права ребенка с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества; - участие в реализации социальных проектов в СМИ и др. Обеспечение качества образования детей с ОВЗ: - разработка и реализация системы мониторинга оценки качества образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.

13 Комплексные мероприятия по реализации задач Концепции Кадровое обеспечение: - подготовка предложений для включения в программы педагогических вузов специального курса, подготавливающего будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования; - организация и проведение курсов профессиональной переподготовки по специальности «Специальная педагогика»; - проведение курсов повышения квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ и их индивидуального сопровождения. Научное сопровождение инклюзивного образования - проведение фундаментальных и прикладных психологических, педагогических, социологических научных исследований по вопросам инклюзивного образования, - организация деятельности опытно-экспериментальных площадок по данному направлению и обеспечение внедрения результатов инновационной деятельности в образовательных учреждениях Томской области.

14 Комплексные мероприятия по реализации задач Концепции Создание и внедрение модели непрерывной системы инклюзивного образования в Томской области: - организация сотрудничества с образовательными учреждениями, осуществляющими инклюзивное образование; - формирование банка данных об ОУ, обеспечивающих инклюзивное образование; - реализация индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ в контексте инклюзивного образования, направленных на получение непрерывного образования ребенком с ОВЗ.

15 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования; Увеличение охвата детей с ОВЗ, обучающихся в образовательных учреждениях Томской области; Увеличение количества образовательных учреждений, обеспечивающих обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушения развития (создание универсальной безбарьерной среды; оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом); Развитие вариативных форм инклюзивного образования детей с ОВЗ с целью формирования индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ для удовлетворения образовательных потребностей семьи и ребенка; Повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных организаций, образовательных учреждений в рамках решения вопросов функционирования системы инклюзивного образования детей с ОВЗ.

16 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Увеличение количества педагогических работников, использующих технологии инклюзивного образования; Увеличение количества педагогических работников, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации по вопросам инклюзивного образования; Функционирование ресурсных центров инклюзивного сопровождения, организованных на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений; Модель инклюзивного образования Томской области; Система мониторингового исследования оценки качества образования детей с ОВЗ и охвата детей, получающих инклюзивное образование; Достаточный объем финансирования для реализации инклюзивного образования;

17 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ 1 этап – Подготовительный ( ) - Проведение мониторинговых исследований с целью изучения текущей ситуации в системе образования, объективной оценки возможностей по переходу на инклюзивное образование и объемов потребности в ресурсах; - Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих инклюзивное образование; - Анализ учебных курсов и дисциплин, предусматривающих подготовку специалистов по инклюзивному образованию, в том числе из числа лиц с ограниченными возможностями; - Разработка специальных образовательных программ для педагогов, социальных и медицинских работников дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений; - Изучение потребности в создании безбарьерной доступной среды, для дальнейшего участия в реализации мероприятий государственной и региональной программе; - Работа с родителями и общественностью для психологической подготовки к реализации инклюзивного образования; - Анализ ресурсов системы дополнительного образования по организации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ;

18 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ 2 этап – Основной ( ) - создание в образовательных учреждениях условий, необходимых для реализации инклюзивного образования; - обеспечение поэтапного перехода общеобразовательных учреждений на инклюзивное образование; - обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ при организации образовательного процесса; - реализация программ курсов повышения квалификации, курсов по подготовке и переподготовке специалистов для работы в системе инклюзивного образования; - Определение методики расчёта нормативов бюджетного финансирования инклюзивного образования; - Разработка рекомендаций по выявлению детей с нарушениями в развитии в раннем возрасте; по организации обучения детей с ОВЗ совместно с детьми, не имеющими нарушений развития; по определению показаний для включения ребенка с выраженными отклонениями в развитии в образовательный процесс.

19 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ 2 этап – Основной ( ) - Реализация модели мониторинга качества подготовки выпускников специальных (коррекционных) учреждений к самостоятельной жизни; - Реализация модели мониторинга оценки качества образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; - Взаимодействие специального и общего образования; - Функционирование ресурсных центров инклюзивного сопровождения, организованных на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений; - Создание службы ранней помощи на базе ОГКОУ «ЦПМСС», ТПМПК; - Внедрение системной организационно-методической, консультативно- разъяснительной работы среди руководителей учебных заведений, общественности, родителей по обеспечению права детей с ОВЗ; - Реализация коррекционно-развивающей составляющей личностно ориентированного учебного плана в условиях инклюзивного обучения, направленной на решение специфических задач, обусловленных особенностями психофизического развития детей с ОВЗ, путем осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.

20 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ 3 этап – Обобщающий (2017) - Анализ региональной модели инклюзивного образования; - Оформление опыта и тиражирование практики организации работы служб ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям; - Оформление опыта и тиражирование практики реализации моделей интегрированных форм обучения; - Обобщение и популяризация опыта организации инклюзивного образования в различных его формах.

21 ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ Финансирование осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном, областном и муниципальном бюджетах, федеральных и областных долгосрочных целевых программах, а также из средств общественных, благотворительных и международных организаций и за счет других источников, не запрещенных действующим законодательством.

22 МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНОК С ОВЗ РОДИТЕЛИ, СЕМЬЯ ОРГАНЫ ВЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНЫЕ/МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦПМПК ТПМПК ТОИПКРО РЦРО ОГБОУ ДОД «ОЦДОД» ОУ ЦПМСССКОУ