Урок – лекция Тема: «Биоразнообразие – результат органической эволюции» Провела и составила урок: Маргарян Елена Федоровна – учитель биологии Карабаглинской СОШ, Тарумовского района Республики Дагестан.
Задачи урока: - сформулировать у учащихся представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие; -показать, как менялось разнообразие животного мира в течение геологического времени; - проанализировать, как уменьшается биоразнообразие под воздействием человека
… Наш мир – не случайность, не хаос,- Есть система во всем … А. Стекольников
План лекции 1. Что представляет собой биоразнообразие. 2. Таксономическое разнообразие животного мира Земли. 3. Факторы, влияющие на биоразнообразие. 4. Эволюция биоразнообразия. 5. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека.
1. Что представляет собой биоразнообразие
Существует три основных типа биоразнообразия: - генетическое разнообразие, - видовое разнообразие, - разнообразие экосистем
2. Таксономическое разнообразие животного мира Земли.
Таблица 1. Приблизительное число видов в группах животных(всего в животном мире около 1,5 млн. видов) Группа организмовЧисло видовГруппа организмовЧисло видов Одноклеточныеболее паукообразные Кишечнополостныеболее 9 000многоножки Губки5 000насекомые Плоские черви Хордовые: Круглые черви10 333ланцетники28 Кольчатые черви9 000круглоротыеБолее 40 Плеченогие280рыбы Моллюски земноводные2 100 Иглокожие600пресмыкающиеся6 000 Оболочники1 100птицы8 600 Членистоногие: млекопитающие4 500 ракообразные20 000
Карта: «Природные зоны»
Природа!.. Она создает Вечно новые образы; то что есть – того Не было, что было – уже не повториться, Все ново, хоть все и старо. И. В. Гете 3. Факторы, влияющие на биоразнообразие.
1. эволюционное время 2. экологическое время 3. устойчивость климата Экологическая ниша
4. пространственная гетерогенность 5. продуктивность местообитаний 6. конкуренция И меж растений царствует война – Деревья, травы – вверх растут задорно, За свет и воздух борются упорно, А корни их, в земле неся свой труд, За почву и за влажность спор ведут. Э. Дарвин Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей, Страшатся щуки крокодила; От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей. Всегда имеет верх над слабостию сила. А. С. Пушкин 7. хищничество
4. Эволюция биоразнообразия.
Докембрий (670 млн. лет до н.э.)
Кембрий и силура (590 – 438 млн. лет до н.э.)
Девон (408 млн. лет до н.э. )
Карбон (360 млн. лет до н.э.)
С позднего карбона до кайнозоя (290 – 65 млн. лет до н.э.)
С триаса до кайнозоя (248 – 2 млн. лет до н.э.)
От середины карбона до триаса (300 – 248 млн. лет до н.э.)
С пермского по меловой периоды ( 286 – 144 млн. лет до н.э.)
Кайнозой (65 млн. лет до н.э. – современность)
Периоды: Четвертичный (Q); Неогеновый (N); Палеогеновый(Pg); Меловой (Cr); Юрский (J); Триасовый (Т); Пермский (Р); Каменноугольный (С); Девонский (D); Силурский (S); Ордовикский (О); Кембрийский (Cm) Распространение типов животных в различные периоды фанерозоя. Ширина полос соответствует видовому разнообразию.
В истории наземных четвероногих животных были три крупнейших эпохи массовых вымираний: 1.в конце пермского периода, 2. середине юрского и 3. конце мелового
5. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека.
Большой Арктический (более 41 тыс. км²) Командорский (более 36 тыс. км²) Остров Врангеля (более 22 тыс. км²) Крупнейшими из российских заповедников
Белогорье (более 21 км²) Самыми небольшими заповедниками в России являются Приокско – Террасный и Галичья Гора (оба менее 50 км²)
Дагестанский государственный природный заповедник
Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках, Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету, Черные, сотрешь ли, Человек?
VI. Домашнее задание Разделиться на группы и подготовиться к семинарскому занятию по отдельным темам: Группа 1. Изучить биоразнообразие мира, РФ и территории нашей Республики – Дагестан, в числовом соотношении. Рассказать о редких и исчезающих видах животных и растений, обитающих на территории нашей Республики, на примере 10 представителей. Группа 2. Изучить факторы влияющие на биоразнообразие. Привести примеры. Группа 3. В истории наземных четвероногих животных были три крупнейших эпохи массовых вымираний: в конце пермского периода, середине юрского и конце мелового. Подготовить сообщение о каждой эпохе.
Список литературы: 1. Э. А. Киселева «Книга для чтения по Дарвинизму». М.:Просвещение, Алимов А.Ф., Старобогатов Я.И., Кержнер И.М. и др. Журн. общ. биологии Грант В. Эволюция организмов. М.: Мир, Грант В. Эволюционный процесс. М.: Мир, Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. М.: Прогресс, Чернов Ю.И., Пенев Л.Д. Успехи соврем. биологии Барсков И.С., Жерихин В.В., Раутиан А.С. Журн. общ. биологии Сулей М., Уилкокс Б. Биология охраны природы. М.: Мир, ru.wikipedia.org9. ru.wikipedia.org Список заповедников РоссииСписок заповедников России 10. ru.wikipedia.org10. ru.wikipedia.org wiki/Дагестанский_заповедникwiki/Дагестанский_заповедник 11. biospace.nw.ru11. biospace.nw.ru biodiversity/about-biodiv.htm biodiversity/about-biodiv.htm