Н Е ПОГИБНЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОТ РАЗУМА ?
Д ВА ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В.И. Вернадский ( ) И.С. Шкловский ( )
Н ООСФЕРА В ЕРНАДСКОГО Развитие Земли привело к образованию биосферы. Живое вещество составляет по весу 0.01%, но представляет основную, наиболее мощную геологическую силу.
Н ООСФЕРА В ЕРНАДСКОГО Десятки тысяч поколений людей прожили, не оказав существенного влияния на биосферу. НО человек овладел огнем,
Н ООСФЕРА В ЕРНАДСКОГО развитие земледелия, скотоводства; развитие градостроительства; возникновение НАУКИ Усиление воздействия человека на природу
Деятельность человека определила главный вектор развития биосферы, а тем самым, ее будущее.
О СОЗНАНИЕ РОЛИ ЧЕЛОВЕКА В ЭВОЛЮЦИИ З ЕМЛИ Человек своей деятельностью охватил всю биосферу; Радикально изменился характер социальных процессов, образ жизни человека; Наука стала главным источником богатства основной силой государства, влияние науки постоянно возрастает; Резко возросла потребность в получении образования; Возникло ПЛАНЕТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
П ЛАНЕТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ определяет направление всего исторического процесса; человечество по существу едино в своем противостоянии другим живым организмам; наука может стать прочной основой для единения человечества; Формирование НОВОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ.
К ОНЦЕПЦИЯ И.С. Ш КЛОВСКОГО Вид, наделенный разумом, быстро осваивает биосферу и вступает в фазу предельно быстрого развития – «фазу взрывной или неограниченной экспансии». Почему «молчит» Вселенная? Развитие разума ведет к его гибели!
В ЧЕМ ОКАЗАЛСЯ ПРАВ В.И. В ЕРНАДСКИЙ ? Предвосхитил многие особенности духовной жизни человечества: планетарность мышления; роль науки в современном мире; роль антропогенного фактора в воздействии на природу; большое значение атомной энергии.
Что осталось за горизонтом внимания В.И. Вернадского? Новые существенные аспекты развития науки- противоречивость ее воздействия на человека. Является ли НООСФЕРА необходимым этапом эволюции? Правомерно ли пренебрегать ролью случая в появлении жизни на Земле, в возникновении разума? Можно ли игнорировать возможность самоуничтожения человечества?
Насыщение продуктов человеческой деятельности научными знаниями Развитие биотехнологии, робототехники, лазерной техники; Освоение атомной и термоядерной энергии; Создание новых конструкционных материалов; Техническое использование высокотемпературной сверхпроводимости; Компьютеризация всей жизни Перспективы в решении проблем, стоящих перед обществом
Уменьшается ли доля неразумного в жизни людей с развитием науки? НТП не только источник созидания, но и деструкции. Рост числа заболеваний ( рак, аллергия, сердечнососудистые, наследственные); Эпидемия СПИДа; Патология психики; Опасность сложных технологий на производстве, несчастные случаи; Ухудшение качества продовольствия; Обострение межнациональных отношений; Рост преступности.
Сциентизм и антисциентизм Радужные надежды на будущее человечества. При помощи науки будут решены все проблемы. Деструктивные последствия применения науки. Человек начинает смотреть на мир как на объект преобразований и потребления.
Что общего в концепциях В.И. Вернадского и И.С. Шкловского? перспектива развития цивилизации вне анализа конкретного содержания истории.
Мировоззрение: единство с миром и противостояние ему. Обобщенные представления о мироздании, природе, обществе, человеке, выраженные в понятиях и образах, отражающие целостное восприятие мира и отношение к нему. МИРОПОНИМАНИЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ МИРООЩУЩЕНИЕ
Характеристики мировоззрения Степень истинности; Историзм; Системность; Широта охвата социальной практики; Глубина и всесторонность осмысления; Степень эффективности для решения проблем.
Особенности формирования мировоззрения догматизм скептицизм Разумный критицизм
Виды мировоззрения ОБЫДЕННОЕ СОЗНАТЕЛЬНО ФОРМИРУЕМОЕ (различные философские основания)
Что лежит в основе мировоззренческих ориентаций людей? Признание ценностей демократии и прав человека; Создание эффективной экономики; Огромное значение науки; Ценность образования; Осознание целостности мира; Необходимость решения глобальных проблем; Распространение суеверий и современных мифов; Нарастание духовной апатии и нравственного нигилизма; Тревога за будущее человечества.