1 Латерализация функций полушарий мозга в онтогенезе 2 Дословесный этап эволюции речи и формирование мозга 3 Развитие мозга и овладение языком 3.1 Становление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Advertisements

Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной.
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. Дитятко, что тесто – как замесил, так и выросло.
М ОНИТОРИНГ ОБЛАСТЬ « КОММУНИКАЦИЯ» ( РАННИЙ ВОЗРАСТ )
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. O Д Т Ч П Ш С... O Д Т Ч П Ш С... Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:
Седьмой год жизни продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В среднем рост.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Мухортиков и Кумышь. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Выполнила : Студентка 205 группы Лечебного факультета Джиоева Надежда.
Выполнила: учитель-логопед МДОУ ЦРР д/с 51 Павлова Ирина Юрьевна.
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Биосоциальная природа человека или «сколько человеческого в человеке?»
Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Кургана «Детский сад комбинированного вид 124 «Весенний» Автор: воспитатель Алехина Вера.
Выполнила: учитель-логопед МДОУ ЦРР д/с 51 Павлова Ирина Юрьевна.
Мышление. Презентация Зверева Вениамина студента I курса.
Транксрипт:

1 Латерализация функций полушарий мозга в онтогенезе 2 Дословесный этап эволюции речи и формирование мозга 3 Развитие мозга и овладение языком 3.1 Становление грамматического строя 3.2 Формирование лексико-семантической системы

Латерализация (лат. lateralis боковой, расположенный в стороне) процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, процесс формирования межполушарной организации психических процессов.

Онтогенез (греч. on, род. п. ontos сущее, genesis рождение, происхождение) процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез формирование основных структур психики индивида в течение его детства.

Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., Лурия А.Р. Язык и сознание М., Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика. М., Нейропсихолингвистика: Хрестоматия / Сост. Седов К.Ф. М., Гируцкий А.А., Гируцкий И.А. Нейролингвистика: пособие для студентов вузов. – Мн., 2010.

Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. вузов. М., Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. М., – сайт кафедры общего языкознания СПб. ун-та (см. страницу проф. Т.В.Черниговской и проект «Минерва»)

В современной науке нет единства в решении вопроса о характере генетической предрасположенности человека к языку.

Откуда у детей способность к освоению языка? Передается по наследству или становится результатом психического развития? Cуществуют ли в сознании ребенка врожденные структуры, облегчающие овладение языковой системой?

Первым высказал мысль о том, что языковая способность человека генетически детерминирована.

Конкретный национальный язык по наследству не передается, но предрасположенность к овладению системой коммуникации человек наследует генетически (такая способность является врожденной).

Наличие в мозге специальных зон, отвечающих за порождение и восприятие речи.

Поль Брока Карл Вернике

Латерализация в онтогенезе происходит нелинейно, с чередующимся доминированием правого и левого полушарий, постепенным переходом от дублирования функций к их межполушарной специализации.

Функциональная специализация полушарий формируется в онтогенезе до лет.

До 12 лет не происходит разделения функций доминантного и субдоминантного полушарий мозга, поэтому поражение левого полушария у детей, в отличие от взрослых, не ведет к потере речевых функций.

В ходе становления личности с расширением социального опыта и под воздействием обучения наиболее важные речевые операции постепенно концентрируются в левом полушарии мозга.

В раннем онтогенезе оба полушария головного мозга в равной мере участвуют в осуществлении речевой деятельности. Такой подход к процессу латерализации получил название теории эквипотенциальности, или прогрессивной латерализации функций.

Степень выраженности асимметрии, усовершенствование механизмов межполушарного взаимодействия являются продуктом онтогенеза.

Дословесной стадией развития коммуникативной компетенции обычно считают первый год жизни ребенка.

он обладает слухом и другими органами чувств; он при рождении сразу же издает крик (первая неосознанная фонация); он обладает рядом инстинктов и безусловных рефлексов, позволяющих ему реагировать на мир.

преобразование рефлекторно- двигательных реакций (крик, хватательный рефлекс, поворот головы, направление взгляда и т.п.) в знаковые (протознаковые) средства общения; голосовое развитие.

Генетически наследуемые рефлекторные двигательные проявления становятся первыми протознаками, в совокупности образующими протоязык первичную дословесную систему коммуникации.

Протоязык имеет невербальную природу. Он состоит из жестов, мимических движений, манипуляций с предметами, неречевых звуков и т.д.

Основой протоязыковой системы являются жесты (их еще называют кинезнаками).

С появлением словесного языка невербальные протознаки не исчезают, протоязык образует основу для формирования особого языка интеллекта УПК.

Голосовое развитие включает следующие стадии: стадия крика (1-2 мес.); стадия гуления и гукания (2-3 мес. 4-5 мес.); стадия лепета (4-5 мес мес.).

На первом году жизни голос уже становится каналом коммуникации. Проявляется это на уровне интонации.

«Интонация плюс соответствующая ситуация таков простейший идеологический аппарат (до членораздельной речи)»

Развитие коммуникативной компетенции ребенка на ранних стадиях онтогенеза начинается с овладения правополушарными способами обработки информации.

3.1 Становление грамматического строя 3.2 Формирование лексико-семантической системы

Овладение грамматикой отражает общие закономерности становления коммуникативной компетенции в онтогенезе.

На втором году жизни ребенок использует сугубо правополушарные стратегии обработки информации, у него активно формируется правополушарная грамматика.

Голофразы (греч. holos весь, целый + phrasis выражение) первые однословные предложения, которые не столько передают какую-либо информацию, сколько выражают эмоциональное состояние в связи с данной ситуацией.

Появление элементов левополушарной грамматики в зарождающемся языковом сознании ребенка проявляется в процессе становления фонематического восприятия способности различать фонемы и определять звуковой состав слова.

различение гласных различение наличия согласных различение самих согласных различение сонорных и артикулируемых шумных различение губных и язычных, передне- и заднеязычных различение шипящих и свистящих различение плавных и j различение глухих и звонких согласных

К началу третьего года жизни у ребенка появляется важнейшее приобретение левополушарной грамматики фонематический слух, которое станет основой дальнейшего развития лексико-грамматической системы.

совершенствование однословных предложений; переход от однословных предложений к двусловным (промежуточная форма «слово – жест»); выражение разных отношений (объектных, субъектных и др.);

переход к трехсловным, а затем многословным предложениям; выражение информации о двух явлениях, связи между двумя ситуациями (использование интонационного способа, затем союзного).

Совершенствование синтаксического строя требует создания морфологической парадигмы, т.е. системы форм слов. Морфологическая система составляет основу левополушарной грамматики.

Становление морфологической парадигмы осуществляется у детей по принципу сверхгенерализации, сущность которой в расширении сферы использования языковой единицы.

Степени сравнения высокий (положит.)высокее (сравнит.) Категория падежа совок (им. падеж)совоком (тв. падеж) Категория числа человек, ребенок (ед. число)человеки, ребенки (мн. число)

Детская грамматика более последовательна, чем взрослая. Она опирается на наиболее общие закономерности, морфологические сверхмодели.

К 5-6-летнему возрасту ребенок обычно усваивает практически всю грамматику родного языка в его элементарных формах.

В первых номинациях ребенка отчетливо проявляются только правополушарные стратегии обработки и передачи информации.

Первые номинации ребенка звукоизобразительные лексические элементы и квазислова.

Появление звукоизобразительных слов и квазислов подтверждает существование общего принципа развития коммуникативной компетенции в онтогенезе: сначала человек овладевает знаковыми элементами, форма которых мотивирована.

Звукоизобразительные слова Звукоподражания Гав-гав, ква-ква Би-би, ту-ту Звуковые жесты (образные слова) Бух, чик, фьють

Рост активного словаря наблюдается со второго года жизни ребенка (с появлением фонематического слуха).

1 год 9 слов 1,5 года 39 слов 2 года 300 слов 4 года 2000 слов По данным Е.А. Аркина

Долгое время слово сохраняет прочную связь с практической деятельностью ребенка и несет в себе расширительное значение.

Действия с предметами способствуют формированию в сознании ребенка обобщающей функции слова. От конкретно-действенного мышления ребенок переходит к наглядно- образному.

В языковом сознании ребенка начинает формироваться понятийная система, к уже освоенным правополушарным стратегиям познания добавляются аналитические левополушарные.

На следующем этапе сознание носит наглядно- действенный характер На завершающем этапе сознание приобретает вербально-логический характер На раннем этапе развития ребенка сознание носит аффективный характер

Активизацию левополушарного мышления в дошкольном периоде детства демонстрирует самый яркий аспект развития речи детское словотворчество.

Детская словообразовательная активность приходится на возраст от трех до семи лет. В это время уровень мышления дает ребенку возможность на основе сложных речемыслительных операций анализа и синтеза создавать новые слова.

Чтобы создать новое слово, нужно провести логическую операцию, способность к которой располагается в левом полушарии головного мозга.

Новые слова образуются по аналогии с уже существующими: Учитель, водитель ловитель, иметель Носильщик, болельщик подметальщик, тащильщик Футболист, таксист ходист, пловист

аффиксальные способы основосложение и словосложение «Собака пасть разинула, а потом зазинула»; «Дай мне распакетить пакеты»; «Такая светлота, а ты все еще спишь»; «Тут враги как заавтоматят». «Пойдем в зверопарк»; «Дождь никуданипускатель»; «Лучшевсехная я»; «Сумасошлатая тетя»; «Однойнельзяходительный лес».

К концу дошкольного возраста лексикон ребенка увеличивается словотворчество практически прекращается.

Попытки осмыслить значения слов по их внутренней форме другая сторона речевого творчества детей. Осуществляется тоже по преимуществу левым полушарием.

Неверная интерпретация Трансформация с целью осмысления «Курятник это дяденька, который курит»; «Лодырь тот, кто делает лодки»; «Город там, где есть горы»; «Начальная школа это где начальники учатся». «Это не линейка, а длиннейка»; «Не гирлянда стеклянда»; «Не будильник звонильник»; «Не эскаватор, а песковатор»; «Сапоги не резиновые, а грязиновые».

в резком снижении интенсивности словотворчества, в усвоении традиционных норм в интерпретации слов, в критическом отношению к собственной речевой деятельности.

Процесс становления лексико- грамматической системы ребенка нельзя представлять себе как линейное движение от правого полушария к левому.

Одновременно с тем, как в левом полушарии появляются свойственные ему речевые функции, развивается и коммуникативная компетенция правого полушария, совершенствуются его речевые функции.

Овладение переносным значением слов в рамках речевого развития, метафорическое мышление – сфера правого полушария.

В дошкольном возрасте у ребенка преобладает наглядно-действенное мышление. Вследствие этого отсутствует способность адекватно понимать метафоры и фразеологизмы.

Становление коммуникативной компетенции мозга в первые шесть лет жизни человека отражает процесс речевого развития, в основе которого лежит феномен самонаучения языку.

В дальнейшем развитие коммуникативной компетенции идет по пути специального педагогического воздействия, которое ребенок испытывает в школе.

Общая закономерность развития мозговой организации коммуникативной компетенции в рамках самонаучения движение от правополушарной грамматики к построению левополушарной грамматики. Одновременно происходит совершенствование правополушарных способов обработки и передачи информации.