2. Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чем, бы мы ни занимались, наша нервная система незримо участвует в каждом нашем, действии. Это - самая сложная и важнейшая сеть управления и связи в организме.
Advertisements

Нервная система. Особенности организации. Учитель биологии МБОУ «Городецкая СОШ» Кабанова Татьяна Леонидовна.
«Значение, строение и функционирование нервной системы» Учитель биологии-химии МОУ «СОШ р.п. Озинки» Хорова Людмила Владимировна.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, совокупность сложных рефлекторных реакций, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям.
Работу выполнила: Студентка группы д 961 у Сагъдиева Л.И.
Глава II. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга Задачи: Дать характеристику рефлексам, рефлекторным дугам.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА Обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма Осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспособительные.
1 вариант 1.г) 2.б) 3.в) 4.в) 5.а) 2 вариант 1.в) 2.в) 3.г) 4.а) 5.г)
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Выполнил: Кочетков Данил 7 «Г».
Строение и функции нервной системы. Эволюция нервной системы Разлитая - диффузная.
Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Нервная система. Нервная ткань Основу нервной ткани составляют нервные клетки – НЕЙРОНЫ.
Строение и функции Выполнила: Маликова Елена 15 группа Экономика (бакалавр)
Рефлексы условныебезусловные Рефлекс – ответная реакция организма на внешние раздражители. Осуществляется при помощи нервной системы.
Тема: Рефлекторная регуляция Задачи: Дать характеристику рефлексам, рефлекторным дугам.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Двигательный стереотип
Рефлекторный принцип работы нервной системы.. Рефлекс. Рефлекторная дуга Рефлексом называется ответная реакция организма на воздействие внешних или внутренних.
Нервная регуляция. Рефлекс миллиардов нейронов.
Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение при участии нервной системы.
Транксрипт:

2. Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности

2. Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности: К антропогенным опасностям относят неправильные или несанкционированные действия людей (групп лиц). Опасности следует называть антропогенно- техногенными если они возникают в следствии деятельности человека при его взаимодействии с техническими системами или современными технологиями.

Взаимосвязь человека с технической системой Информационную модель: Сенсорное поле Сенсомоторное поле К сенсорному (чувствительному) полю относят комплекс сигналов, которые воспринимаются человеком непосредственно от системы (шум, вибрация, ЭМП и т. д.) и из ряда сигнальных показаний приборов, индикаторов и т. п. К сенсомоторному полю относят комплекс сигналов от органов управления рычагов, ручек, кнопок и т. д.

Виды совместимости человека и технической системы: 1.Биофизическая 2.Энергетическая совместимость 3.Пространственно-антропометрическая 4.Технико-эстетическая 5.Информационная

1. Биофизическая совместимость: состоит в достижении разумного компромисса между физиологическим состоянием и работоспособностью человека, с одной стороны, и различными факторами, характеризующими систему с учетом объема, качества выполняемых им задач, и продолжительности работы, с другой.

2. Энергетическая совместимость Энергетическая совместимость предусматривает создание органов управления системы и выбор оператора так, чтобы они гармонировали в отношении затрачиваемой мощности, скорости, точности, оптимальной загрузки конечностей оператора.

3. Пространственно- антропометрическая совместимость Пространственно-антропометрическая совместимость человека и системы состоит в учете антропометрических характеристик и некоторых физиологических особенностей человека при создании рабочего места.

4. Технико-эстетическая совместимость Технико-эстетическая совместимость состоит в творческой и эстетической удовлетворенности человека от процесса труда как совокупности физических и интеллектуальных сил с элементами творческой целенаправленности.

5. Информационная совместимость Информационная совместимость означает соответствие возможностям человека по приему и переработке потока закодированной информации и эффективному положению управляющих воздействий в системе.

Схема рефлекторной дуги: 1 – энергия раздражителя Е (сигнал, информация) 2 – рецептор 3 – нервные волокна 4 – центральная нервная система (ЦНС) 5 – нервные волокна 6 – исполнительный орган 7 – путь безусловного рефлекса 8 – обратная связь

Рецепторы - структурные нервные образования, являющиеся датчиками системы восприятия внешних воздействий (окончания чувствительных нервных волокон, способные возбуждаться при действии раздражителя).

Классификация рецепторов по характеру ощущений: Зрительные; Слуховые; Обонятельные; Осязательные рецепторы; Рецепторы боли; Рецепторы положения тела в пространстве.

Классификация рецепторов По способности к адаптации после длительного воздействия: 1.быстро адаптирующиеся (например, барорецепторы); 2.медленно адаптирующиеся рецепторы (фоторецепторы).

Классификация рецепторов безусловные (врожденные, наследственно передающиеся). Например, сокращение мышц конечностей, раздражаемых электрическим током, теплотой или химическими веществами, вызывает реакцию удаления конечности от раздражителя. условные рефлексы - формируются на основе приобретенного опыта при длительном воздействии раздражителя.

Нервная система человека: центральная нервная система (ЦНС), включающая головной и спинной мозг; периферическая (ПНС), которую составляют нервные волокна и узлы, лежащие вне ЦНС. Нервная система функционирует при помощи рефлексов. Рефлекс - любая ответная реакция организма на раздражение из окружающей или внутренней среды, осуществляющаяся с участием ЦНС.

Защитные функции организма (преимущественно двигательные), реализуются: 1. через мозг и его память (бессознательное мышление) 2. сознательное мышление осуществляется, когда не найдено адекватной программы реакции на сигнал (прежде всего проявляя стереотипность мышления). Память человека: долговременная память – объем бит, кратковременная память (оперативная) - емкость 50 бит.

Процесс сознательного поиска решения очень медленный, для обычной жизни малопригодный. В экстремальных быстроразвивающихся ситуациях вероятность того, что человек найдет нужное решение в процессе мышления, очень мала. Основной путь подготовки человека к действиям в конкретных защитных ситуациях состоит в постоянном обучении и тренировке с целью перевода действий на уровень стереотипов.

Стереотип это устойчиво сформировавшаяся в прежнем осознанном опыте рефлекторная дуга, выводимая в пограничную зону «сознаниеподсознание». Процесс принятия решения является многовариантным, в том числе и содержащим ошибки. Любая деятельность человека несет в себе потенциальную опасность, так как вероятность неправильного решения всегда существует.

Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека: «Реакция человека на внешние раздражения может быть ошибочной и сопровождаться антропогенно-техногенными опасностями»

Антропогенно-техногенные опасности могут возникать из-за : 1.принятия неправильного решения (непреднамеренно); 2.нарушения трудоспособности и здоровья работающего 3.сознательных действий человека

Серьезную угрозу возникновения антропогенно-техногенных опасностей представляет внезапное или преднамеренное (из-за применения алкоголя, наркотиков или других токсикантов) нарушение трудоспособности и здоровья работающих и, прежде всего, операторов технических систем. В последние годы эти угрозы значительно возростают.

Антропогенно-техногенные опасности, возникающие в результате сознательных действий человека: терроризм, военные конфликты, сознательное нарушение правил поведения и т. п. Происхождение таких опасностей во многом носит целевой характер и всегда связано с планируемой деятельностью отдельных личностей или группировок, а уровень опасностей, как правило, является крайне высоким.