Нейропсихология глазами лингвиста В.Ю.Апресян ЛЛШ-2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нарушение речи и методы ее восстановления при амнестической афазии.
Advertisements

Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Большой мозг. Левое полушарие Мозолистое тело Правое полушарие Серое веществоБелое вещество КораЯдра.
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РЕАВИЗ» Презентация «Агнозия. Виды агнозий. Локализация поражения.
Нейрофизиологические симптомы поражения теменной доли Ефимова Екатерина Анатольевна 202 ФКП Красноярский государственный Медицинский университет имени.
Скоро в школу. Содержание учебников отвечает принципу минимакса МИНИ спрашиваем МАКС предлагаем Пытаясь выполнить задания на МАКСИМАЛЬНОМ уровне, ученик.
Готовность детей к обучению в школе «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему.
Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждения.
Готовность ребёнка к обучению в школе. «Готовность к школе психологическая» (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребёнку.
Кора полушария большого мозга (серое вещество) Белое вещество головного мозга.
Готовность детей к обучению в школе. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического,
Человек Тест Тест «Окружающий мир» А.А. Плешаков 3 класс Учитель: Гущенская Ирина Петровна Учитель: Гущенская Ирина Петровна.
Левая лобная доля отвечает за качества, определяющие личность человека : внимание, абстрактное мышление, стремление к инициативе, способность к решению.
Критическое мышление математика начальной школы. Представления математики Способ, с помощью которого мы преподаем математику, вероятно, будет зависеть.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Критическое мышление математика в начальной школе.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Титова Светлана Викторовна учитель-логопед МБОУ ООШ
Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29.
Транксрипт:

Нейропсихология глазами лингвиста В.Ю.Апресян ЛЛШ-2008

Темы лекции 1. Чем занимается нейропсихология? 2. Методы нейропсихологии и особенности работы человеческого мозга на разных примерах 3. Нейролингвистика 4. Нейропсихология и наивная картина мира

Интересные факты о человеческом мозге В мозгу есть миллиардов нейронов Каждый нейрон может соединяться с других нейронов Если бы каждый нейрон мог контактировать со ВСЕМИ остальными нейронами, наш мозг имел бы диаметр 12,5 миль (диаметр Лондона) Нейроны составляют 10 % клеток нашего мозга Нейроны способны восстанавливаться Правое полушарие «отвечает» за левую половину тела, левое – за «правую половину» Мозг состоит из более «древней» подкорки и более «молодой» коры (кортекс)

Чем занимается нейропсихология? Penfield and Rasmussen 1950 Эксперимент с электрической стимуляцией мозга больных эпилепсией «На мой нос спустилась звезда» (затылочные доли) «У меня пальцы подпрыгнули» (центральная борозда ) «Я слышу музыку, это радио» (височные доли) Когнитивная нейропсихология – изучение того, как устроено мышление, восприятие, воображение, речь, поведение, планирование при помощи современных лабораторных методов исследования – «визуализации»

Что пытаются установить при помощи методов визуализации? Время активации нейронов (время когнитивных событий) Место активации нейронов (локализация когнитивных событий)

Время активации нейронов Прайминг – если мы воспринимаем какой-то объект во второй раз, мы воспринимаем его быстрее, чем в первый раз Эксперимент: РАДИО-визуальный шум- РАДИО РАДИО-визуальный шум-МЫШЬ РАДИО-визуальный шум-ТЕЛЕВИЗОР КОШКА-визуальный шум-МЫШЬ

Место активации нейронов Нейроны активизируются при появлении стимула (зрительного, слухового, тактильного) Некоторые нейроны активизируются в ответ на одни виды стимулов (речь), некоторые – в ответ на другие (звук, цвет, движение, запах, вкус) Нейроны, активизирующиеся в ответ на одинаковые стимулы, обычно расположены рядом Разные части мозга специализированы «под» разные функции

Традиционный материал для исследования Работа мозга у пациентов с мозговыми повреждениями –Хирургические пациенты («расщепленный мозг» у больных эпилепсией, гиппокамп у пациента HM) –Инсульт (гибель нейронов в результате разрыва артерии) –Ранения –Опухоли –Вирусные инфекции –Возрастные изменения

Методы исследования ЭЭГ – электроэнцефалограмма МРТ – магнитная резонансная томография ТМС – транскраниальная магнитная стимуляция

Как работает наш мозг? Мозг не компьютер Мозг пластичен Мозг субъективен То, что мы воспринимаем, отличается от того, как мы это осознаем При поражениях мозга, восприятие может еще сильнее отличаться от осознания – пациенты с агнозией «не знают» о том, что они воспринимают какие-то объекты

Неглект

Разделите линию пополам

Левый неглект

Виды ориентации: левый неглект

Гештальт-принципы восприятия: принцип «конкретизации»

Треугольник Каниша

Додумывание, домысливание, коммуникативные неудачи - Я завтра занят (значит, он меня не любит и не хочет видеть) -У тебя есть деньги? (значит, хочет попросить в долг) -У нас тут холодно -Контрольная будет сложной -«Не домысливай за меня»! -Читать между строчками, иметь в виду

Гештальт-принципы восприятия: принципы близости, схожести, целостности, замкнутости

Мультистабильность

Гештальт-принципы восприятия: принцип «инвариантности»

Инвариантность в языке; может нарушаться при речевых нарушениях Разные реализации одной фонемы: pin, peg Разные формы слова: читал, читает Чтение и устное восприятие Разные способы записи

ШКОЛА школа школа школа школа SHKOLA

«Эффект Маргарет Тэтчер»

«Эффект Маргарет Тэтчер»

Просопагнозия Человеческое лицо выделяется мозгом в особую категорию

Категории в мозгу Человеческое лицо выделяется мозгом в особую категорию Почему именно лицо человека? В какой ситуации всякий человек бывает отчасти просопагностиком? Что указывает на антропоцентричность в языке? Большой – такой, который по размерам больше среднего объекта того же класса или больше человека (НОСС) Какие еще существуют слова такого типа

Диссоциации Что выделяется в отдельную категорию? То, что объединено концептуально и при этом «обслуживается» собственной сетью нейронов Каковы критерии «собственной» сети – данные визуализации, возможность утраты этой категории при сохранении смежных, возможность сохранения этой категории при утрате смежных – двойная диссоциация

Пример двойной диссоциации: числа и речь Пациент СГ – приобретенная дискалькулия Утрата знаний о числах больше 4 (не могла считать дальше 4, производить вычисления больше 4, читать написанные цифры и числа больше 4, запоминать номера телефонов, рассчитываться в магазине, узнавать время и пр.) При этом: нормальная речь, знание слов, понимание большего и меньшего количества

Пример двойной диссоциации: число и речь Пациент ХАБ: сильно нарушена и устная и письменная речь, и восприятие и производство Сохранено знание чисел и умение производить с ними операции (складывание, вычитание, деление и, в меньшей степени, умножение)

Как устроен язык в мозгу? Выделяет ли мозг те же языковые категории, которые приняты у лингвистов? Близко ли в мозгу то, что близко в языке?

Некоторые языковые уровни и категории Фонетический уровень языка, фонемы rip – lip – /r/, /l/ разные фонемы в английском, одна в японском pin, peg – аспирированное /p/ и не асприрированное – одна фонема Тайский - paa с аспирацией - колоть, paa без аспирации – лес Гласные и согласные Глухие и звонкие

Некоторые языковые уровни и категории Морфологический уровень языка, морфемы не-богат-ый Синтаксический уровень языка, грамматические правила Семантический уровень языка, значение слов, конструкций Прагматический уровень языка (Ты что, глухой?)

Некоторые языковые уровни и категории Существительные Глаголы Прилагательные Местоимения Числительные и т.д. Синонимы, семантические классы

Что является категорией в мозгу? Свидетельства афазии Афазия – потеря способности производства или восприятия речи, устной или письменной из-за поражения зон головного мозга, отвечающих за эти способности – зона Брока (производство) и зона Вернике (восприятие) языка

Разные уровни языка могут избирательно нарушаться при афазии ФОНЕТИКА МОРФОЛОГИЯ СИНТАКСИС СЕМАНТИКА - Нарушения в обоих направлениях – восприятие и производство

Разные уровни языка могут избирательно нарушаться при афазии - Нарушения на каждом из уровней – неспособность произносить слова, писать их, читать их, перестановки букв, перестановки звуков, неверное ударение; аграмматизм (отстутствие окончаний, неправильные окончания, отсутствие предлогов и союзов; семантическая деменция – неспособность называть объекты, неспособность понимать смысл слов)

Коробку отрицает неправильно использованный персонал

Бедзоз шидировал над тамом

Description of the Picnic picture from the Western Aphasia Battery Couple having picnic Boy kite flying Playing in the water A sailboat flagpole, dog The boat is down water Dog watch boy. In M.L.s own spelling: Cople having picnic Boy kite flying Plaing in th water A sail boat flag aplo, dog The boat is down water Dog watch boy.

Афазия (синтаксис) Мать целует дочь Дочь целует мать The dog chases the ball The ball chases the dog

Избирательное нарушение в чтении, написании и назывании существительныхглаголов

Категориальная семантическая афазия Избирательные нарушения в семантических категориях - ФРУКТЫ И ОВОЩИ - ЖИВОТНЫЕ - АРТЕФАКТЫ - ЛЮДИ (неспособность называть или воспринимать имена собственные)

Тесты: способность правильно называть объект; способность отличать реальный объект от нереального; способность правильно завершить картинку Kangaroo Chicken Squirrel

Тесты на категориальную семантическую афазию У коровы есть грива? Киты летают? Куры кладут яйца? У моржа восемь ног? Кошка домашнее животное? l

Пациент LB: colore conore pagina pogina arnese arsese НО НЕ *ariese fritto frritto usanza unsanza nostro nos_ro grembo g_embo aperto – apeto НО НЕ *aerto denaro derano centro crento limone linome НО НЕ *limnoe

Более мелкие категории языка? Например, слова со значением большого количества? (куча, кипа, гора и пр.) Или параметрические существительные? (высота, ширина, длина, глубина) Или пространственные предлоги? (в, на, под, за, перед )

Различия между языками = различия между когнитивными процессами? Цветообозначения Цветовосприятие облегчается наличием в языке слова для данного цвета Какие два цветовых обозначения есть в русском, где во мно- гих других языках только одно?

Эмоции в мозгу и в языке Осознаем ли мы все, что мы чувствуем? Говорим по-разному = чувствуем по- разному? обида тоска frustration

Мы осознаем не все, что чувствуем Зеркальные нейроны; дублирование чужих переживаний со-страдание, со-чувствие, sympathy, compassion, vicarious joy но не со-отвращение, со-страх, co-disgust, co-fear хотя нейрологически все это существует (Keyers et al. 2004)

Концептуальные различия между биологически близкими феноменами Биологически, нет различий между тоской и умеренной депрессией

Культурно-специфично Зулу испытывают гнев как «тесноту в сердце» Taylor and Mbense 1998 Японцы испытывают гнев как «щелчок в голове» Matsuki 1995 Русские – как «кипение», «взрыв»

Did Antidepressants Depress Japan? New York Times, By KATHRYN SCHULZ Published: August 22, 2004 «Если бы вы жили в Японии в течение последних пяти лет, вы знали бы, что ваша kokoro может простудиться. Ваша kokoro – это не часть вашей респираторной системы. Это не член вашей семьи. Отоларинголог не поможет вам ее вылечить. Ваша kokoro – это ваша душа, и представление о том, что она может простудиться (kokoro no kaze) специально вводилось в Японии фармацевтическими компаниями, чтобы объяснить стране, никогда не обсуждавшей состояние легкой клинической депрессии, что это такое».

ФИЗИОЛОГИЯ и МЕТАФОРА СТРАХ-ХОЛОД ГНЕВ – ЖАР [Lakoff & Johnson 1980, Apresjan & Apresjan 1993, Kövecses 2000] [Ekman 1984] ОБИДА – БОЛЬ ЖАЛОСТЬ – БОЛЬ [McDonald & Leary 2005, Gallese 2001, Singer et al. 2004] ОТВРАЩЕНИЕ – ТОШНОТА [Calder et al. 2001] Горько Сладко