План лекции 1. Психика и ее развитие 2. Психика и строение мозга 3. Межполушарная асимметрия головного мозга 4. Структура сознания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Advertisements

Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
Координация и регуляция. Регуляция процессов жизнедеятельности Раздражимость Цель урока: познакомить учащихся с особенностями регуляции процессов жизнедеятельности.
Нервная система. Нервная ткань Основу нервной ткани составляют нервные клетки – НЕЙРОНЫ.
Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
Нервная система Человек в природе стал ведущим звеном, И лучшее все воплощается в нем. Как тополь вознесся он гордою славой, Умом озаренный и речью благой.
Практическое занятие 5. (от лат. reflexus - отражённый) (от лат. reflexus - отражённый) - реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая.
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Строение и функции Выполнила: Маликова Елена 15 группа Экономика (бакалавр)
Бессознательное и сознательное в человеке. Выполнила: Крывчун Софья, 322 группа.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Нервная система. Особенности организации. Учитель биологии МБОУ «Городецкая СОШ» Кабанова Татьяна Леонидовна.
Нервная система Значение нервной системы Строение спинного мозга Строение головного мозга.
«Значение, строение и функционирование нервной системы» Учитель биологии-химии МОУ «СОШ р.п. Озинки» Хорова Людмила Владимировна.
Нервная система.Рефлекс.Инстинкт. Презентация к уроку биологии 7 класс. Подготовила Кольцова Ольга Павловна, учитель биологии ГБОУ СОШ 372, Московского.
Выполнили: Оля Гусева и Кристина Салмина. * Критерий того, что зачатки психики существуют у живых организмов, наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев)
Тема урока : «Строение и функции нервной системы».
МОЗГ и его строение. Нервная система человека Физиологическая основа протекания всех психических процессов. Очень сложное устройство, которое состоит.
Транксрипт:

План лекции 1. Психика и ее развитие 2. Психика и строение мозга 3. Межполушарная асимметрия головного мозга 4. Структура сознания

Психика - это свойство высокоорга н изованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира.

Психика свойственна всем живым организмам

Функции психики 1. Отражение окружающей действительности 2. Сохранение целостности организма 3. Регуляция поведения

Психика развивается ФилогенезОнтогенез

Филогенез - Историческое развитие психики

Онтогенез - Индивидуальное развитие психики отдельного человека в течении жизни

Этапы развития психики в филогенезе 1 этап: элементарная сенсорная психика Появляется раздражимость – способность организмов реагировать на биологически значимые раздражители

Поведением управляют инстинкты - врожденные формы реагирования на определенные условия среды

Этапы развития психики в филогенезе 2 этап: - перцептивная психика отличается способностью животных реагировать не на изолированные свойства среды, а на целостные предметы

Поведением управляют навыки - Приобретенные формы поведения

Этапы развития психики в филогенезе 3 этап: - интеллектуальная психика наиболее высокоорганизованная стадия развития психики животных

для данного этапа характерно: 1. Использование предметов в качестве «орудий», 2. Нахождения решений, 3. Перенос способа решения на сходные задачи, 4. Возможности артикуляции и предметная жестовая речь, возможность усваивать десятки знаков

Этапы развития психики в филогенезе 4 этап: - сознательная психика (уровень человека) Признаки: 1. совместный труд с разделением трудовых функций; 2. изготовление орудий труда; 3. язык и речь 4. самосознание (сознание самого себя)

Этапы развития психики

Строение нервной системы человека Центральная нервная система (ЦНС) I. Шейные нервы. II. Грудные нервы. III. Поясничные нервы. IV. Крестцовые нервы. V. Копчиковые нервы. 1. Головной мозг. 2. Промежуточный мозг. 3. Средний мозг. 4. Варолиев мост. 5. Мозжечок. 6. Продолговатый мозг. 7. Спинной мозг. 8. Шейное утолщение. 9. Поперечное утолщение. 10. «Конский хвост»

Нервная система состоит из: - центральной нервной системы - головной мозг - спинной мозг - периферической нервной системы - соматическая (произвольная) нервная система - вегетативная (непроизвольная) нервная система - симпатическая система (возбуждает тело и мобилизует его энергию) - парасимпатическая система (расслабляет тело и сохраняет его энергию)

Нейрон - это структурно- функциональная единица нервной системы. Эта клетка имеет сложное строение, высоко специализирована и по структуре содержит ядро, тело клетки и отростки. В организме человека насчитывается более ста миллиардов нейронов.

Спинной мозг - отдел центральной нервной системы человека, расположенный в позвоночном канале. Позвоночный канал образован совокупностью позвоночных отверстий в позвонках. Спинной мозг имеет форму цилиндрического тяжа с внутренней полостью (спинномозговым каналом), и удерживается в постоянном положении при помощи связок. Передний (верхний) конец спинного мозга переходит в продолговатый мозг, а задний (нижний) - в так называемую концевую нить.

Рефлекс - (от лат. reflexus отражённый) стереотипная реакция организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы.

Безусловный рефлекс - это наследуемая, неизменная реакция организма на внешние и внутренние сигналы, независимо от условий возникновения и протекания реакций. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к неизменным условиям среды. Являются видовым поведенческим признаком. Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные.

Условные рефлексы - рефлексы вырабатываемые при определенных условиях в течение жизни человека или животного на базе врожденных безусловных рефлексов. В отличие от безусловных рефлексов, условные рефлексы обладают способностью к быстрому образованию (когда это необходимо организму в данной ситуации) и к такому же быстрому угасанию (когда в них исчезает необходимость).

Межполушарная асимметрия - функциональная специализи- рованность полушарий голо-вного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других правое.

Единая теория, объясняющая с эволюционных позиций многие аспекты межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А. Геодакяном в 1993 г. Согласно теории, латеральная асимметрия возникает в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела.

Функции левого полушария: Хронологический порядок Чтение карт и схем Запоминание имен, слов, символов Речевая активность, чувствительность к смыслу Видение мира, веселым, легким Детальное восприятие

Функции правого полушария: Текущее время Конкретное пространство Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей Восприятие эмоционального состояния Видение мира мрачным Целостное образное восприятие

Функции левого полушарияФункции правого полушария Хронологический порядокТекущее время Чтение карт, схемКонкретное пространство Запоминание имен, слов, символов Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей Речевая активность, чувствительность к смыслу Восприятие эмоционального состояния Видение мира веселым, легким Видение мира мрачным Детальное восприятиеЦелостное, образное восприятие

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Свойства сознания 1. Активность 2. Избирательный характер 3. Обобщенность и отвлеченность 4. Целостность 5. Константность 6. Динамичность 7. Искаженность 8. Индивидуальный характер 9. Способность к рефлексии

Состояния сознания 1. Сон - процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем сознания и пониженной реакцией на окружающий мир

2. Бодрствование - активное состояние сознания, которому соответствует активация всего организма, позволяющая ему улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зависимости от предшествующего опыта и навыков.

Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.

Зона ясного сознания - состояние, когда человек свободно реализует все функции сознания, и принятые им решения наиболее осознанны. Есть все основания полагать, что этому соответствует особый уровень возбуждения коры больших полушарий, который именуется оптимальным.

Подсознания - (англ. ubconsciousness) термин для обозначения психических процессов, протекающих без отображения их в сознании и помимо сознательного управления.

Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.