НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЛКОГОЛИЗМА Шпаков А.В. ГОУ ДПО УГМАДО Росздрава. Кафедра детской, подростковой психиатрии, медицинской психологии с курсом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Гамеза А.Н. 202 фкп. Варианты поражений 1) заднелобный (премоторный) синдром 2) префронтальный синдром 3) базальный лобный синдром 4) синдром.
Advertisements

Функциональные блоки мозга. БЛОКИ МОЗГА - (англ. brain blocks) - структурно- функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека,
Функциональные блоки мозга. структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека.
Функциональные блоки мозга (А.Р.Лурия). Первый блок (энергетический) Анатомическая основа: ретикулярная формация ствола мозга ( клеточная функциональная.
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. План Проблема компенсации функций. Теория сложной структуры дефекта (по Л.С.Выготскому). Соотношение биологического и.
Клинико-психологические и диагностические характеристики основных форм и видов афазий Кафедра клинической психологии ЮУрГУ А.В. Астаева.
Тема : НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ВИСОЧНЫХ ОТДЕЛОВ МОЗГА Выполнили : Анисимова Юлия 201 гр. ФКП. Кафедра медицинской генетики и клинической.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ОСНОВЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Нейропсихология – отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов на материале локальных поражений.
Медиобазальные отделы коры. Правое полушарие мозга, нарушения ВПФ при его поражениях. Медиобазальные отделы коры. Правое полушарие мозга, нарушения ВПФ.
Кора головного мозга. Высшие мозговые функции. Определение А.Р. Лурия ВПФ- сложные саморегулирующиеся рефлексы, социальные по происхождению, опосредованные.
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Нейрофизиологические симптомы поражения теменной доли Ефимова Екатерина Анатольевна 202 ФКП Красноярский государственный Медицинский университет имени.
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Особенности ВНД Особенности ВНД Речь, сознание Память, мышление.
Теоретические основы изучения дизорфографии у младших школьников. МО учителей-логопедов г.Ковров 2010 ( Руководитель: Бессмертных Н.Р.)
Нарушение речи и методы ее восстановления при амнестической афазии.
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РЕАВИЗ» Презентация «Агнозия. Виды агнозий. Локализация поражения.
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: «Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов мозга. Значение в клинике.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад 1» г.Черемхово Психологические.
Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика высших психических функций младших школьников Составитель: учитель-логопед Гроздова И. Н.
Транксрипт:

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЛКОГОЛИЗМА Шпаков А.В. ГОУ ДПО УГМАДО Росздрава. Кафедра детской, подростковой психиатрии, медицинской психологии с курсом наркологии.

Предмет нейропсихологических исследований – взаимосвязь поведенческой девиации, обусловленной нарушением когнитивного функционирования, с патологией определенных нейробиологических структур ЦНС

Высшие психические функции (Лурия А.Р.) - сложные саморегулирующиеся рефлексы, социальные по происхождению, опосредованные по структуре и сознательные, произвольные по способу осуществления

Гнозис - узнавание 1. Зрительный гнозис ЦветовойЛицевой Симультанный (способность видеть сложные изображения целиком, восприятие сюжетной картины) 2. Слуховой гнозис (восприятие последовательности стимулов, реализующихся во времени) Восприятие речевых звуков Восприятие неречевых звуков 3. Тактильный гнозис (способность распознавать на ощупь поверхность, структуру материала, форму предмета, принимать тепловые и болевые сигналы)

Праксис – практическое (предметное) действие Апраксия – нарушение способности воспроизводить предметные произвольные действия (непроизвольные действия сохранены) Кинестетический (чувствительный) Кинетический (двигательный) Символический (действие без предметов) ПальцевойОральный Артикуляционный (способность произносить звуки речи и их серии)

Символическая неречевая деятельность Мышление – умение совершать операции анализа и синтеза различных явлений действительности, образовывать на этой основе смысловые ассоциации, делать причинно-следственные выводы Мышление – умение совершать операции анализа и синтеза различных явлений действительности, образовывать на этой основе смысловые ассоциации, делать причинно-следственные выводы 1. Наглядно-образное – способность осмысливать и ассоциативно связывать между собой различные образы (совместно с лобными долями интенсивная активация зрительных) 1. Наглядно-образное – способность осмысливать и ассоциативно связывать между собой различные образы (совместно с лобными долями интенсивная активация зрительных) 2. Наглядно-действенное – способность оперировать образами, создавать их на основе усвоенного 2. Наглядно-действенное – способность оперировать образами, создавать их на основе усвоенного 3. Конструктивное – способность оперировать пространством, анализировать и синтезировать фигуры (теменные доли) 3. Конструктивное – способность оперировать пространством, анализировать и синтезировать фигуры (теменные доли)

Мышление 4. Пространственно-временное – умение воссоздавать последовательность событий, для чего необходимо устанавливать пространственно-временные и причинно- следственные отношения между событиями (височно-теменные зоны) 4. Пространственно-временное – умение воссоздавать последовательность событий, для чего необходимо устанавливать пространственно-временные и причинно- следственные отношения между событиями (височно-теменные зоны) 5. Вербально-логическое – опираясь на замещающее предмет или его образ слово, процессы обобщения и абстрагирования (височные доли) 5. Вербально-логическое – опираясь на замещающее предмет или его образ слово, процессы обобщения и абстрагирования (височные доли)

Сознание – способность извлекать из мыслительной деятельности ее алгоритмы (способы), оценивать их адекватность, качество собственных действий, программировать, регулировать и контролировать их. Сознание – способность извлекать из мыслительной деятельности ее алгоритмы (способы), оценивать их адекватность, качество собственных действий, программировать, регулировать и контролировать их.

Память – способность запоминания, хранения и извлечения информации Память – способность запоминания, хранения и извлечения информации Модально-специфическая Модально-специфическая Модально-неспецифическая Модально-неспецифическая Произвольная Произвольная Непроизвольная Непроизвольная Механическая Механическая Семантическая Семантическая

Причины нарушения ВПФ органического генеза у детей 1. Отягощенная наследственность, зависимость родителей от ПАВ, наследственные заболевания 1. Отягощенная наследственность, зависимость родителей от ПАВ, наследственные заболевания 2. Неблагоприятные условия внутриутробного развития плода (токсикозы, травмы, психотравмы, тяжелые заболевания, вредные экологические условия) 2. Неблагоприятные условия внутриутробного развития плода (токсикозы, травмы, психотравмы, тяжелые заболевания, вредные экологические условия) 3. Патологическое течение родов (асфиксия, ушибы головы) 3. Патологическое течение родов (асфиксия, ушибы головы) 4. Постнатальное повреждение мозга (нейроинфекционные и др. повреждения ЦНС). 4. Постнатальное повреждение мозга (нейроинфекционные и др. повреждения ЦНС).

Причины нарушения ВПФ органического генеза у взрослых 1. Последствия нарушений мозгового кровообращения 1. Последствия нарушений мозгового кровообращения 2. Черепно-мозговые травмы 2. Черепно-мозговые травмы 3. Опухоли мозга и хирургические вмешательства по поводу их удаления 3. Опухоли мозга и хирургические вмешательства по поводу их удаления 4. Зависимость от ПАВ 4. Зависимость от ПАВ

Нейропсихологическая методика позволяет: Получить развернутую, четкую оценку психического состояния больных алкоголизмом после купирования явлений острой интоксикации и синдрома отмены. Проводить мониторинг когнитивных функций в процессе лечения. Прогнозировать течение, риск развития рецидивов. Проводить дифференциальную диагностику. Применять индивидуальные реабилитационные программы, направленные на компенсацию нарушенных психических функций.

1.Энергетический блок или блок регуляции уровня активности мозга. Локализация. Ретикулярная формация ствола, средний мозг, лимбическая система, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей. Функции. а) регуляция процессов активации, общего тонуса ЦНС; б) регуляция процессов внимания и сознания в целом; в) процессы памяти (произвольные формы мнестической деятельности); г) регуляция элементарных эмоциональных состояний (страх, удовольствие, гнев); д) мотивационные процессы, связанные с потребностями организма;

Роль подкорковой области мозга в реализации ВПФ 1. Координация сложных двигательных актов Макромоторика (паллидум, мозжечок) Микромоторика (стриатум, мозжечок) Обеспечение мышечного тонуса (ретикулярная формация) 2. Процессы ауторегуляции в организме - обмен веществ, имунная, гормональная системы, биоритмические процессы (таламо-гипоталамический комплекс, гипофиз, мост, мозжечок, продолговатый мозг) 3. Подсознательные и бессознательные процессы психической деятельности Поведенческие реакции в плане их эмоционального обеспечения и адаптации к жизненным ситуациям (ретикулярная формация) Инстинктивное поведение (лимбическая система)

2. ТРО. Блок приема, переработки и хранения экстроцептивной информации. Локализация. Височные, теменные и затылочные доли мозга. Функции. а) интегративная переработка экстроцептивной информации; б) деятельность анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической. Височные, затылочные отделы участвуют в гностической функции;

3. Блок программирования, регуляции и контроля протекания собственной психической деятельности. Локализация. Моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей. Функции. а) переработка и интеграция различной афферентации и осуществление регуляции; б) определяет замыслы и цели психической деятельности; в) осуществляет контроль результатов отдельных действий и всего поведения;

Мозговая организация эмоций 1. Интенсивность эмоций на уровне аффектов, как усиление, так и ослабление, связана с патологическим функционированием правой базальной области 1. Интенсивность эмоций на уровне аффектов, как усиление, так и ослабление, связана с патологическим функционированием правой базальной области 2. Усиление отрицательных эмоций наблюдается при поражении левой базальной лобной доли, а положительных - правой 2. Усиление отрицательных эмоций наблюдается при поражении левой базальной лобной доли, а положительных - правой 3. Вялость эмоционального реагирования обусловлена поражением гипоталамо- диэнцефальной области 3. Вялость эмоционального реагирования обусловлена поражением гипоталамо- диэнцефальной области 4. Эйфория – поражение правой лобно- базальной доли 4. Эйфория – поражение правой лобно- базальной доли

Мозговая организация эмоций 5. Депрессия имеет место при поражении левой лобно-базальной доли 5. Депрессия имеет место при поражении левой лобно-базальной доли 6. Эмоциональный паралич вызван поражением обеих сторон базальных лобных долей 6. Эмоциональный паралич вызван поражением обеих сторон базальных лобных долей 7. Пароксизмальные тоска, тревога, страх – нарушение функции левой лобно- базальной области 7. Пароксизмальные тоска, тревога, страх – нарушение функции левой лобно- базальной области 8. Ригидность – дисфункция гипоталамо- диэнцефальной области 8. Ригидность – дисфункция гипоталамо- диэнцефальной области 9. Лабильность – поражение медиальных отделов правой височной доли 9. Лабильность – поражение медиальных отделов правой височной доли 10. Негативизм, агрессия – поражение медиальных отделов обеих височных долей 10. Негативизм, агрессия – поражение медиальных отделов обеих височных долей

Нарушение кинестетического праксиса Техника выполнения: Не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить различные позы пальцев, рук. Симптоматика: Невозможность найти нужный подбор движений. Неправильное расположение руки в пространстве. Локализация нарушений: Билатеральная функциональная недостаточность теменных отделов. Затруднения при воспроизведении позы, заданной на противоположной руке, справа- налево (левая теменная область), слева-направо (правая теменная область).

Нарушение пространственного праксиса Техника выполнения: проба Хэда воспро- изведение движений, выполняемых сидящим напротив (визуальный вариант). Речевой вариант - выполнение движений по устной инструкции (речевая регуляция двигательных актов). Симптоматика: Ошибки при воспроизведении движений и при определении правой и левой сторон. Локализация нарушений: Функциональная недостаточность теменных отделов билатерально. Ошибки при нахождении заданной части лица и тела – дисфункция теменной доли справа.

Нарушение динамического праксиса Техника выполнения: Воспроизведение по образцу серии из 9 движений (трижды повторяющиеся движения «кулак-ладонь-ребро). Демонстрация образца 5 раз. Симптоматика: отсутствие плавных переходов, разорванность, изолированность, инертность с персеверацией. Локализация нарушений: функциональная недостаточность лобных отделов (ошибки в правой руке и билатерально – дисфункция левой лобной доли, изолированные ошибки в левой руке – правой доли).

Нарушения слухо-моторной координации Техника выполнения: Воспроизведение серии ударов по столу, разделенных длинными и короткими паузами. Серии удлинняются и усложняются. Симптоматика: 1) Нарушение процесса воспроизведения ритмов при сохранной способности к их слуховому различению – а) инертность, затруднение перехода от одного ритма к другому; б) персеверация прежнего ритма; в) затруднение исполнения ритма по инструкции; Локализация: функциональная недостаточность левой лобной доли.

Нарушения слухо-моторной координации Симптоматика: 2) Неспособность воспроизведения ритмов обусловленная неспособностью их различения. а) затруднения определения ударов, структуры ритма; б) невозможность повтора ритмов по образцу; Локализация: функциональная билатеральная недостаточность височных отделов.

Нарушение зрительного гнозиса. Техника выполнения. Симптоматика: трудности при опознавании контурных изображений в сенсибилизированных пробах Локализация нарушений: предметная агнозия возникает при поражении 2-й и 3-й затылочных извилин чаще левого полушария, а в некоторых случаях при поражении обеих затылочных долей и височных долей. Дифференциальная диагностика с расстройствами номинативной функции речи проводится по способности больных с нарушением называния классифицировать предметы по их категориальным признакам.

Нарушение слухоречевой памяти. Техника выполнения. Выраженность рас- стройств в ходе обследования оценивается по результатам запоминания 10 слов и кратких смысловых рассказов.

Нарушение слухоречевой памяти. Симптоматика. Локализация нарушений. 1) Расстройства кратковременной памяти (являются характерными для диэнцефального уровня поражения, а также базальных отделов лобных долей): а) флюктуация объема воспроизводимого материала; б) истощение функции и ухудшение первоначально достигнутых показателей при повторении ряда слов 4 раза; в) ухудшение последующего воспроизведения материала после интерферирующей деятельности;

Нарушение слухоречевой памяти. 2 ) Нарушение порядка воспроизведения элементов обусловлено функциональной недостаточностью правых лобно-височных отделов. 3) Трудности логического последовательного изложения только что прочитанного рассказа: а) упрощение сюжета; б) соскальзывание на побочные ассоциации; в) привнесение новых элементов, указывают на расстройства семантической (смысловой) памяти, встречающиеся при поражении лобных отделов.

Субтест «рисунок» Нарушения конструктивной деятельности - отсутствие воспроизведения существенных элементов объекта различной степени выраженности - функциональная недоста- точность лобно-височно-теменных отделов коры полушарий справа. Нарушения пространственного восприятия - нарушение воспроизведения пространственного расположения элементов рисунка, соотношения частей и целого обусловлены недостаточностью функции теменных отделов билатерально.

Нарушение счета и решения арифметических задач. Техника выполнения. Симптоматика. 1) Ошибки в счетных операциях (вычитание от 100 по 7), заключаются в трудностях перехода через десяток. 2) Стереотипии с отсутствием восприятия собственных ошибок (93, 83, 73 и т. д.).

Нарушение счета и решения арифметических задач. 3) При решении арифметических задач, требующих логического осмысления, двух и более счетных действий, в основном, у больных: а) страдает выделение существенного и отвлечение от несущественных элементов условия задачи б) обнаруживается нарушение понимания вопроса задачи и удержание его смысла, связь вопроса с условиями задачи. Локализация нарушений. Дисфункция лобных отделов мозга.

Нейропсихологические нарушения при алкоголизме: Сниженная способность программирования, целенаправленного контроля собственной психической деятельности. Поведение больных алкоголизмом из-за недостаточности произвольного контроля собственных психических процессов и саморегуляции, программирования целенаправленной деятельности имеет склонность к экстрапунитивному и эксплозивному типу реагирования. Недостаточность произвольного внимания.

Нейропсихологические нарушения при алкоголизме: Нарушение кратковременной и семантической памяти - трудности логического последовательного изложения только что прочитанного рассказа (упрощение сюжета, соскальзывание на побочные ассоциации и привнесение новых элементов). Стремление пациентов к упрощению программы собственной деятельности вне зависимости от конкретной задачи.

Нейропсихологические нарушения при алкоголизме: Склонность к инертному стереотипному воспроизведению ранее заданного плана или неконтролируемая актуализация слов, изображений или сюжетов из предшествующего опыта. Тенденция к персевераторному стилю деятельности.

Нейропсихологические нарушения при алкоголизме: Речевая продукция больных алкоголизмом: а) упрощена по синтаксису и разнообразию выразительных средств. б) низкая обобщающая функция речи, что наиболее ярко проявляется в интеллектуальных тестах, в процессе сюжетно-смысловой интерпретации воспринимаемой информации. в) затруднена развёрнутая самостоятельная речевая продукция, удлинён латентный период.

В работе с больными с поражением лобных отделов мозга все методы обучения направлены: На преодоление дефектов внимания, памяти, речи. На преодолении инактивности в поведении (методы стимуляции больных к деятельности и способствующие восстановлению активности). На восстановление мотивов, намерений к деятельности. На восстановление целенаправленности и потребности в контроле своих действий, понимание его необходимости.