ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Строение и функции нервной системы. Эволюция нервной системы Разлитая - диффузная.
Advertisements

Нервная система Значение нервной системы Строение спинного мозга Строение головного мозга.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА Обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма Осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспособительные.
Нервная система Человек в природе стал ведущим звеном, И лучшее все воплощается в нем. Как тополь вознесся он гордою славой, Умом озаренный и речью благой.
Чем, бы мы ни занимались, наша нервная система незримо участвует в каждом нашем, действии. Это - самая сложная и важнейшая сеть управления и связи в организме.
Функции нервной системы Нервная ткань и нейроны 1.Обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма 2.Осуществляет ориентацию организма.
Нервная система. Особенности организации. Учитель биологии МБОУ «Городецкая СОШ» Кабанова Татьяна Леонидовна.
«Значение, строение и функционирование нервной системы» Учитель биологии-химии МОУ «СОШ р.п. Озинки» Хорова Людмила Владимировна.
Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
Н ЕРВНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНА : Нервной тканью, которая состоит из нервных клеток – нейронов и мелких клеток – спутников.
Работу выполнила: Студентка группы д 961 у Сагъдиева Л.И.
Нервная система.Рефлекс.Инстинкт. Презентация к уроку биологии 7 класс. Подготовила Кольцова Ольга Павловна, учитель биологии ГБОУ СОШ 372, Московского.
Строение и значение нервной системы «Собраться вместе это начало. Держаться вместе это прогресс. Работать вместе это успех» Генри Форд.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
1 вариант 1.г) 2.б) 3.в) 4.в) 5.а) 2 вариант 1.в) 2.в) 3.г) 4.а) 5.г)
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
§ 46. Значение, строение и функционирование нервной системы 8 класс биология.
Нервная система животных. Нейрон – структурная единица нервной системы Строение: А) тело; Б) аксон; В) дендриты.
Символ психологии Греческая буква Ψ («Пси») - международный символ психологии. Она использовалась в старославянском алфавите.
Нервная система сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря способности реагировать.
Транксрипт:

ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю.

Цель лекции: сформировать представление о функционировании психики и закономерностях высшей нервной деятельности 1. Знать: основные понятия психика, нервная система, головной мозг, спинной мозг; основные свойства и функции психики. 2. Иметь представление: о взаимосвязи психики и нервной системы; об особенностях мозга; об основных законах высшей нервной деятельности; о центральной и периферической нервной системе. Изучив данную тему студент должен: 2

1. Сущность, структура и функции психики. 2. Строение, функционирование и свойства нервной системы. 3. Закономерности высшей нервной деятельности. Основные вопросы: 3

Основные понятия: психика, нервная система, центральная и периферическая нервная система, нейрон, головной мозг, полушария головного мозга, высшая нервная деятельность. 1. Гиппократ, 2. И.Павлов, 3. И.Сеченов, 4. П.К.Анохин, 5. Н. Берштейн, 6. Б.М. Теплов. Персоналии: 4

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПСИХИКИ Вопрос 1. 5

Психика – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. (Столяренко Л.Д. Основы психологии) 6

Содержание психики (формы проявления психики) ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние и др. Направленность, темперамент, способности, характер ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ возбуждение, радость, негодование, злость ВОЛЕВЫЕ Принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др. 7

Основные функции психики ОТРАЖЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ОРГАНИЗМА РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ 8

СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Вопрос 1. 9

Нервная система – совокупность нервных образований ( нервных клеток) в организме человека и позвоночных животных. Основные функции: обеспечение контактов с внешним миром; интеграция внутренних органов и системы, координация и регуляция их деятельности; организация целостного функционирования организма. 10

Основным элементом нервной системы является нервная клетка, или нейрон, состоящая из тела клетки с ядром, множества коротких разветвляющихся отростков – дендритов и одного длинного – нервного волокна, или аксона. Строение нервной клетки (нейрона) Нейроны 11

Нейрон (нервная клетка) – основная структурная и функциональная единица нервной системы. Нейрон принимает сигналы от рецепторов и других нейронов. Перерабатывает их и в форме нервных импульсов передает к эффекторным нервным окончаниям. 12

Функции нервной клетки (нейрона) воспринимающая раздражение, интегративная (обработка поступающих нервных сигналов), проводниковая, передающая. 13

Нервная система Центральная Периферическая Спинной мозг Мозг Соматическая Сенсорные нервы Двигательные нервы Автономная Симпатическая Парасимпатическая 14

Центральная нервная система (головной и спинной мозг) – совокупность нервных образований в коре головного мозга, двигательных центрах ствола мозга, мозжечка и спинного мозга. Основная функция: координация и регуляция всей психической деятельности. 15

Периферическая нервная система нервные волокна (нервы), нервные узлы и сплетения, чувствительные нервные окончания, соединяющие рецепторы, мышцы со спинным и головным мозгом. Основная функция передача раздражений внешней среды в центральную нервную систему и ответных команд их последней. 16

Головной мозг – центральный отдел нервной системы животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организма, его взаимодействие со средой, высшую нервную деятельность, а у человека и высшие психические функции. 17

Отделы головного мозга 1 - конечный мозг; 2 - промежуточный мозг; 3 - средний мозг; 4 - мост; 5 - мозжечок (задний мозг); 6 - спинной мозг 18

Изучение особенностей функционирования больших полушарий головного мозга человека выявило специфику восприятия и переработки информации левым и правым полушариями (функциональную асимметрию головного мозга). Установлено, что левое полушарие (у правшей) отвечает за информацию, представленную с помощью речи, а также чтение, счет, логические рассуждения. Правое полушарие оперирует образами, пространственными отношениями, распознает образ в целом, не анализируя (как левое полушарие) его структуру. 19

Функциональная асимметрия головного мозга Ученые установили: чем в большей степени люди использовали преимущественно одну половину своего мозга, тем соответственно слабее могли использовать другое полушарие в тех ситуациях, где это необходимо. Они также обнаружили еще один знаменательный факт: когда "более слабое" их двух полушарий стимулируется и привлекается к работе вместе с более сильным, {то есть, используется качественный нейронный мостик между полушариями} конечным результатом является огромное увеличение всех способностей и эффективности деятельности человека. 20

Левое полушарие руководит следующими видами умственной деятельности: 1.Математика; 2.Языки; 3.Логика; 4.Анализ; 5.Письмо; 6.Другие аналогичные виды деятельности. Правое полушарие руководит различными видами деятельности: 1.Воображение 2.Восприятие цвета; 3.Музыка; 4.Чувство ритма; 5.Мечтания; 6.Другие аналогичные виды деятельности. 21

Упражнение «Конфликт правого и левого полушарий мозга» Правое полушарие пытается сказать цвет, а левое настаивает на произношении самого слова. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое – читает. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. 22

Спинной мозг регулирует работу мышц туловища и конечностей. В спинном мозге помещаются центры наиболее простых рефлексов. 23

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вопрос 1. 24

Раздражимость – способность внутриклеточных образований клеток, тканей и органов тела реагировать изменением структур и функций на воздействия факторов внешней и внутренней среды. Раздражимость гидры 25

Процессы возбуждения и торможения нервной системы Состояние торможения Активное состояние Состояние нейрона Нейрон в состоянии покоя Раздражение Состояние возбуждения 26

Высшая нервная деятельность Основные процессы высшей нервной деятельности (ВНД) – возбуждение и торможение. Возбуждение - процесс высвобождения собственной энергии нейроном в ответ на раздражение, ведущей к генерализации Павлов И.П. потенциалов действия и распространению импульсной активности в нервной системе. Торможение – активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение. Павлов И.П. 27

Закономерности высшей нервной деятельности Закономерности ВНД Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения Сигнальная деятельность коры головного мозга Функциональные системы психики Аналитическая и синтезирующая деятельность коры головного мозга Акцептор результатов действия Динамическая стереотипия 28

Сигнальная деятельность коры головного мозга Два типа сигналов, воздействующих на кору головного мозга Первая сигнальная система Вторая сигнальная система Сигналы, поступающие непосредственно от предметов и явлений окружающего мира (зрительные, слуховые и прочие раздражители) Сигналы, поступающие в мозг посредством речи Сигналы, поступающие в мозг посредством речи 29

1. Перечислите основные свойства и функции психики. 2. Каково строение и функциональное предназначение нервной системы. 3. В чем отличие периферической и центральной нервной системы. 4. Расскажите о строении нейрона. 5. Перечислите названия отделов головного мозга. 6. В чем выражается функциональная асимметрия головного мозга. 7. Дайте характеристику основных законов функционирования высшей нервной деятельности человека. 8. Дайте сравнительный анализ первой и второй сигнальной системы. Контрольные вопросы 30

1. Особенности левополушарных и правополушарных психотипов человека. 2. Концепция функциональных систем П.К. Анохина. Вопросы для самостоятельного изучения 31