Педагогический контроль в физическом воспитании учащихся 1 Педагогический контроль: сущность и содержание понятия, виды 2 Педагогический анализ урока физической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Подготовлено с использованием материалов учебного пособия.
Advertisements

Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса Автор: Поваляева Людмила Викторовна учитель физической культуры учитель физической культуры.
Педагогический анализ урока физической культуры. Физическая культура.
Педагогический контроль в физическом воспитании учащихся 1 Педагогический контроль: сущность и содержание понятия, виды 2 Педагогический анализ урока физической.
БОУ ОО СПО «Омский колледж профессиональных технологий» Отчет о практике «Пробные (уроки) занятия» Специальность: Физическая культура» Квалификация: учитель.
БОУ ОО СПО «Омский колледж профессиональных технологий» Отчет о практике «Пробные (уроки) занятия» Специальность : Педагогика дополнительного образования»
Подготовительная медицинская группа. В соответствии с «Положением о врачебном контроле над лицами, занимающимися физической культурой и спортом» учащиеся,
Педагогический анализ урока физической культуры..
МБДОУ детский сад «Ромашка»с.Пуштулим Диагностика физической подготовленности детей. Воспитатель Александрова Галина Васильевна.
Малыгина Татьяна Сергеевна, учитель физической культуры с.п.Кенай.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Теория и методика физического воспитания Принципы системы физического воспитания.
Методические рекомендации по проведению лабораторно – практических работ.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Спортивная подготовка Спортивная подготовка – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющих направленно воздействовать.
Игра как эффективное средство физического воспитания младших школьников учитель физической культуры учитель физической культуры средней школы 15 средней.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный государственный Университет физической.
В.А Сухомлинский Цель: определение положительной динамики при проведении подвижных игр.
Вопрос 1: Вопрос 1: Сущность понятия «практика». Практика (др.-греч. «деятельность») – это целесообразная и целенаправленная деятельность, которую субъект.
Транксрипт:

Педагогический контроль в физическом воспитании учащихся 1 Педагогический контроль: сущность и содержание понятия, виды 2 Педагогический анализ урока физической культуры и здоровья 3 Педагогическое наблюдение 4 Хронометрирование и пульсометрия урока физической культуры и здоровья

Педагогический контроль: сущность и содержание понятия, виды

Педагогический контроль это система мероприятий, обеспе­чивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок [] Выделяют следующие виды педагогического контроля: – хронометрирование урока; – пульсометрия урока; – педагогический анализ урока; – педагогическое наблюдение; – педагогическое тестирование.

Термин «педагогический» в данном случае подчеркивает, что контроль осуществляется педагогом-специалистом (преподавателем, тренером, методистом) соответствен­но его профессиональным функциям с использованием тех средств и методов, какие он может и должен квалифицированно применять на основе полученного специального образования и практического опыта по профилю специальности.

Начальной частью педагогического контроля является контроль исходного уровня возможно­стей и готовности воспитываемых к реализации поставленных задач. Он осуществляется еще до начала курса или очередного цикла занятий, будучи необходимой предпо­сылкой целесообразной организации педагогического процесса, в том числе распределения занимающихся по группам соответственно индивидуальным возможностям и условиям конкретизации програм­мы занятий.

Педагог должен, кроме всего прочего, осуществлять педаго­гический самоконтроль, т. е. контролировать путем само­наблюдения, самоанализа и другими методами свои действия, пос­тупки, сообщения, указания и т. д., обращенные к воспитываемым и так или иначе влияющие на них. Возможности совершенствова­ния педагогического самоконтроля не исчерпаны и в настоящее время значительно возрастают. Один из путей к этому использование современной информационной техники: магнитофонов, видеомагнитофонов, другой аппаратуры, позволяющей за­печатлевать и в деталях воссоздавать для анализа картину поведения педагога.

Центральное место в контролировании специфических факторов физического воспитания занимает контроль двигатель­ ной деятельности и непосредственно связан­ных с нею взаимодействий воспитываемых. В це­лом деятельность и сопряженные с нею взаимодействия занимаю­ щихся контролируются в процессе физического воспитания в трех аспектах, относящихся к различным сторонам педагогического кон­ троля: как объект формирования и совершенствования, как фактор, воздействующий на свойства (функциональные возможности, каче­ства, способности) самого субъекта деятельности, и как то, в чем выражается общий эффект педагогически направленных воздейст­вий.

К наиболее разработанным разделам контроля в физическом воспитании относится контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся, эффекта текущих воздействий и общих резуль­татов физического воспитания. К наиболее разработанным разделам контроля в физическом воспитании относится контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся, эффекта текущих воздействий и общих резуль­татов физического воспитания. Разумеется, для углубленного контроля состояния систем организма недостаточно педагогических методов. Поэтому педагогический контроль в физическом воспита­нии должен быть тесно увязан с медико-биологическим контролем. Разумеется, для углубленного контроля состояния систем организма недостаточно педагогических методов. Поэтому педагогический контроль в физическом воспита­нии должен быть тесно увязан с медико-биологическим контролем.

Виды педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года. Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года. Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.

Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, Ч.С.С и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, Ч.С.С и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.

Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них. Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.

Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок в них. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок в них.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешного выполнения годового плана-графика учебного процесса, в степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешного выполнения годового плана-графика учебного процесса, в степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

Медико-педагогический контроль. Все учащиеся школы подлежат медицинскому осмотру. Не прошедшие медицинский осмотр, к занятиям физическими упражнениями не допускаются. На основании данных о состоянии здоровья и физического развития школьников распределяют для занятий физической культурой в основную, подготовительную, специальную медицинские группы и группы ЛФК. Медико-педагогический контроль. Все учащиеся школы подлежат медицинскому осмотру. Не прошедшие медицинский осмотр, к занятиям физическими упражнениями не допускаются. На основании данных о состоянии здоровья и физического развития школьников распределяют для занятий физической культурой в основную, подготовительную, специальную медицинские группы и группы ЛФК. Учащиеся основной медицинской группы допускаются к занятиям по программе физической культуры, в спортивных секциях и к участию в соревнованиях. Учащиеся основной медицинской группы допускаются к занятиям по программе физической культуры, в спортивных секциях и к участию в соревнованиях.

Учащиеся подготовительной медицинской группы занимаются на уроках физической культуры в составе класса при условии более строгого индивидуального подхода. Для школьника подготовительной группы рекомендуется проводить дополнительные занятия по общей физической подготовке один или два раза в неделю по минут во внеурочное время. Основное содержание уроков и дополнительных занятий по физической культуре для этих детей составляют упражнения, разработанные учителем. Учащиеся подготовительной медицинской группы занимаются на уроках физической культуры в составе класса при условии более строгого индивидуального подхода. Для школьника подготовительной группы рекомендуется проводить дополнительные занятия по общей физической подготовке один или два раза в неделю по минут во внеурочное время. Основное содержание уроков и дополнительных занятий по физической культуре для этих детей составляют упражнения, разработанные учителем.

Школьники специально медицинской группы занимаются физической культурой по специальной программе 3 раза в неделю по 45 минут. В порядке исключения, там, где для таких занятий нет условий, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимаются вместе со всеми учащимися по индивидуальным заданиям. Школьники специально медицинской группы занимаются физической культурой по специальной программе 3 раза в неделю по 45 минут. В порядке исключения, там, где для таких занятий нет условий, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимаются вместе со всеми учащимися по индивидуальным заданиям. Временно освобожденные от занятий на уроках физической культуры допускаются лишь с разрешение школьного врача или другого медицинского работника. Временно освобожденные от занятий на уроках физической культуры допускаются лишь с разрешение школьного врача или другого медицинского работника.

Методы контроля. В практике физического воспитания приме­няются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измере­ние ЖЕЛ жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др. В практике физического воспитания приме­няются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измере­ние ЖЕЛ жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Большую информацию преподаватель получает с помощью ме­тода педагогических наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за уча­щимися, преподаватель обращает внимание на их поведение, про­явление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеян­ное), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движе­ний, увеличение потливости и пр.). Большую информацию преподаватель получает с помощью ме­тода педагогических наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за уча­щимися, преподаватель обращает внимание на их поведение, про­явление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеян­ное), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движе­ний, увеличение потливости и пр.).

Метод опроса представляет возможность получить информа­цию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о бо­лях в мышцах и пр.), об их стремлениях и желаниях. Субъектив­ные ощущения это результат физиологических процессов в орга­ низме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности занимающихся. Метод опроса представляет возможность получить информа­цию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о бо­лях в мышцах и пр.), об их стремлениях и желаниях. Субъектив­ные ощущения это результат физиологических процессов в орга­ низме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности занимающихся.

Контрольные соревнования и тестирование позволяют полу­чить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности занимающихся. Они очень показа­тельны и на их основе делают соответствующие выводы и коррек­тировки в планах. Так, например, если уровень физической под­ готовленности не повышается или становится ниже, то пересмат­ривают содержание, методику занятий, физические нагрузки. Контрольные соревнования и тестирование позволяют полу­чить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности занимающихся. Они очень показа­тельны и на их основе делают соответствующие выводы и коррек­тировки в планах. Так, например, если уровень физической под­ готовленности не повышается или становится ниже, то пересмат­ривают содержание, методику занятий, физические нагрузки.

Основным методом контроля за усвоением знаний является уст­ный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и последовательности движений, со­ставляющих двигательное действие); 3) объяснения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений); 4) по­каза вариантов выполнения физического упражнения или его от­дельных компонентов. Основным методом контроля за усвоением знаний является уст­ный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и последовательности движений, со­ставляющих двигательное действие); 3) объяснения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений); 4) по­каза вариантов выполнения физического упражнения или его от­дельных компонентов. В практике физического воспитания применяется письменный опрос с помощью программ контроля знаний с выборочными вариантами ответов (программированный контроль знаний). С 1996 г. в общеобразовательных школах введен выпускной экзамен по дис­циплине «Физическая культура» (по выбору учащихся). В практике физического воспитания применяется письменный опрос с помощью программ контроля знаний с выборочными вариантами ответов (программированный контроль знаний). С 1996 г. в общеобразовательных школах введен выпускной экзамен по дис­циплине «Физическая культура» (по выбору учащихся).

Осуществляя физическое воспитание, необходимо системати­чески проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья за­ нимающихся, уровень их физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение. Осуществляя физическое воспитание, необходимо системати­чески проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья за­ нимающихся, уровень их физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение. К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объ­ективность, точность и достоверность, полнота, простота и на­ глядность. Различают следующие виды учета: предварительный (до начала организации педагогического процесса), текущий (непре­ рывный в процессе работы, от занятия к занятию) и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года). К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объ­ективность, точность и достоверность, полнота, простота и на­ глядность. Различают следующие виды учета: предварительный (до начала организации педагогического процесса), текущий (непре­ рывный в процессе работы, от занятия к занятию) и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года).

В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемос­ти занятий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений о состо­янии здоровья занимающихся. В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемос­ти занятий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений о состо­янии здоровья занимающихся. Основным документом учета служит журнал учета учебной ра­боты группы (класса). Основным документом учета служит журнал учета учебной ра­боты группы (класса). Значение проводимой преподавателем работы по учету не сво­дится, конечно, к формальной регистрации сведений для офици­ального отчета. Эти данные должны подвергаться систематическо­му анализу, творческому осмыслению и обобщению, использо­ваться в будущей работе. Именно на такой основе внедрения но­вого возможны постоянное улучшение качества учебного процес­са, обогащение его средств и рационализация методики. Значение проводимой преподавателем работы по учету не сво­дится, конечно, к формальной регистрации сведений для офици­ального отчета. Эти данные должны подвергаться систематическо­му анализу, творческому осмыслению и обобщению, использо­ваться в будущей работе. Именно на такой основе внедрения но­вого возможны постоянное улучшение качества учебного процес­са, обогащение его средств и рационализация методики.

Педагогический анализ урока физической культуры и здоровья

О качестве урока судят прежде всего по показателям выполне­ния решаемых в нем задач, оценивая факт их реализации согласно установленным критериям. Одного этого, однако, недостаточно, что­бы углубленно разобраться в сильных и слабых моментах урока, в его достоинствах и несовершенствах, сделать выводы, имеющие прикладно- педагогическое значение. Для осмысления его в таком аспекте необходим тщательный анализ проделанного в нем. При этом как действия ведущего урок, так и поведение занимающихся надо сопоставлять с результативными показателями. О качестве урока судят прежде всего по показателям выполне­ния решаемых в нем задач, оценивая факт их реализации согласно установленным критериям. Одного этого, однако, недостаточно, что­бы углубленно разобраться в сильных и слабых моментах урока, в его достоинствах и несовершенствах, сделать выводы, имеющие прикладно- педагогическое значение. Для осмысления его в таком аспекте необходим тщательный анализ проделанного в нем. При этом как действия ведущего урок, так и поведение занимающихся надо сопоставлять с результативными показателями.

Обязательная предпосылка и условие серьезного анализа уро­ка тщательный оперативно-текущий контроль происходящего в процессе урока и непосредственных последствий с регистрацией и обработкой данных, нужных для объективной оценки определя­ющих черт его содержания и структуры. Без этих контрольно- аналитических операций не мыслится полноценная деятельность специалиста физического воспитания. Обязательная предпосылка и условие серьезного анализа уро­ка тщательный оперативно-текущий контроль происходящего в процессе урока и непосредственных последствий с регистрацией и обработкой данных, нужных для объективной оценки определя­ющих черт его содержания и структуры. Без этих контрольно- аналитических операций не мыслится полноценная деятельность специалиста физического воспитания.

Трудности вы­текают из того, что он пока далеко не всегда располагает доста­точными возможностями, чтобы по ходу построения урока в полной мере проконтролировать и проанализировать все происходящее в нем этому препятствует как сложность самого педагогического процесса (его многогранность, динамичность, необходимость рас­пределения внимания на множество объектов, особенно когда груп­па занимающихся велика), так и другие причины, в том числе и такие, как недостаточная оснащенность педагогического процесса быстродействующими автоматизированными средствами фиксации, обработки и анализа контрольной информации. Поэтому детальный анализ урока приходится вести в большей мере после его завершения, на основе учетных материалов, получаемых путем регистрарегистрации отно­сящихся к нему фактических данных. Трудности вы­текают из того, что он пока далеко не всегда располагает доста­точными возможностями, чтобы по ходу построения урока в полной мере проконтролировать и проанализировать все происходящее в нем этому препятствует как сложность самого педагогического процесса (его многогранность, динамичность, необходимость рас­пределения внимания на множество объектов, особенно когда груп­па занимающихся велика), так и другие причины, в том числе и такие, как недостаточная оснащенность педагогического процесса быстродействующими автоматизированными средствами фиксации, обработки и анализа контрольной информации. Поэтому детальный анализ урока приходится вести в большей мере после его завершения, на основе учетных материалов, получаемых путем регистрарегистрации отно­сящихся к нему фактических данных.

Схема анализа урока по физической культуре. 1 Подготовка к уроку. Санитарно- гигиеническое состояние места занятий, снарядов, инвентаря. Наличие инвентаря в соответствии с количеством учащихся. Готовность учащихся к уроку, их одежда, обувь.

2 Проведение урока. Начало урока: приход учащихся на урок, их готовность к занятию, эстетика внешнего вида, организованность при построении, сдача рапорта. Четкость постановки задач. Подбор упражнений и методических приемов в процессе обучения и мобилизации внимания, учащихся в подготовительной части урока. Соответствует ли содержание урока поставленным задачам. Объяснение и качество показа упражнений. Правильность применения терминологии.

3 Умение регулировать нагрузку на уроке для мальчиков и девочек. Взаимосвязь подготовительной части с основной. Реализация основных педагогических принципов обучения. Использование на уроке разнообразных методов организации учащихся. Применение методических приемов для активизации деятельности учащихся. Педагогический контроль. Заключительная часть урока (соответствие упражнений ее задачам). Подведение итогов, оценка деятельности учащихся на уроке. Домашнее задание (что оригинального внес студент в его содержание). Уход учащихся с урока (организованный или нет).

3 Поведение учащихся. Отношение учащихся друг к другу на уроке. Внимание учащихся, заинтересованность, прилежание, дисциплина. Работа помощников. Оценка классного коллектива (дружный или нет). Поведение на уроке, отношение к учителю.

4 Поведение учителя. Как он владеет классом, умеет ли организовать его для работы, вызвать интерес, активность и какими приемами он этого достигает. Педагогический такт, тон, умение управлять классом. Командный голос, внешний вид, культура речи, показа. Пользуется ли авторитетом у учащихся.

5 Результаты урока. Выполнение задач урока. Качество знаний и умений учащихся, полученных на уроке. Воспитательная, образовательная и оздоровительные стороны урока. 6 Выводы и предложения. Положительные и отрицательные стороны урока. Предложения по усовершенствованию положительных сторон урока и ликвидации отрицательных моментов. Общая оценка.

Педагогическое наблюдение

Наблюдение – это целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Наблюдение – это целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Значимыми элементами педагогического наблюдения на уроке физической культуры и здоровья являются: Значимыми элементами педагогического наблюдения на уроке физической культуры и здоровья являются: – двигательная и интеллектуальная деятельность учащихся – двигательная и интеллектуальная деятельность учащихся – физическое и психическое состояние учащихся – физическое и психическое состояние учащихся

Внешние признаки утомления ПризнакиСтепень утомления легкаязначительнаяочень большая Цвет кожи лица и туловища Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ ПотливостьНебольшая, чаще на лице Большая, головы и туловища Очень сильная, выступление соли ДыханиеУчащенное ровное Значительное учащение, периодически через рот Резко учащенное, поверхностное, появление одышки ДвиженияНе нарушеныНеуверенныеПокачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей ВниманиеБезошибочноеНеточность выполнения команд- Замедленное выполнение заданий, часто на повторную команду Самочувств ие Жалоб нетЖалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т.д. Сильная усталость, больв ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др.

- личностные взаимоотношения между учащимися на уроке, взаимоотношения в процессе решения общей задачи (в игровой деятельности) - личностные взаимоотношения между учащимися на уроке, взаимоотношения в процессе решения общей задачи (в игровой деятельности) – усердие и стремление учащихся по решению задач урока и выполнению поставленных учителем заданий – усердие и стремление учащихся по решению задач урока и выполнению поставленных учителем заданий – дисциплина учащихся – дисциплина учащихся

Наблюдение проводится в естественных условиях, как на уроках, так и во время внеурочной деятельности. Чтобы иметь четкое, ясное представление о каждом ребенке, т.к. дети могут проявлять себя по-разному в различных ситуациях, особенно во внеурочной деятельности. Данные наблюдения используются на родительских собраниях, классных часах, в индивидуальной работе. Наблюдение проводится в естественных условиях, как на уроках, так и во время внеурочной деятельности. Чтобы иметь четкое, ясное представление о каждом ребенке, т.к. дети могут проявлять себя по-разному в различных ситуациях, особенно во внеурочной деятельности. Данные наблюдения используются на родительских собраниях, классных часах, в индивидуальной работе.

Педагогическое наблюдение отличается от житейского тем, что исследователь ставит перед собой цель, разрабатывает план, фиксирует результаты и обрабатывает данные, полученные в процессе наблюдения. Педагогическое наблюдение отличается от житейского тем, что исследователь ставит перед собой цель, разрабатывает план, фиксирует результаты и обрабатывает данные, полученные в процессе наблюдения. Положительные данные дает то наблюдение, в котором исследователь выступает в качестве организатора и участника наблюдения. Эффективность наблюдения будет высокой, если будут использованы новейшие технические средства. Наблюдение очень доступный метод. Но имеет свои недостатки. Результаты наблюдения зависят от личностных особенностей наблюдаемых и педагога. Положительные данные дает то наблюдение, в котором исследователь выступает в качестве организатора и участника наблюдения. Эффективность наблюдения будет высокой, если будут использованы новейшие технические средства. Наблюдение очень доступный метод. Но имеет свои недостатки. Результаты наблюдения зависят от личностных особенностей наблюдаемых и педагога.

Схема – Педагогического наблюдения на уроке физической культуры и здоровья Наблюдение УчительУчащиес я Анализ (рефлексия) наблюдаемого Деятельность в соответствии с ситуацией наблюдения

Хронометрирование и пульсометрия урока физической культуры и здоровья

Хронометрирование – точный учет и оценка (определение моторной и общей плотности урока) расхода времени на различные элементы учебно– воспитательной работы педагога и учащихся на уроке физической культуры и здоровья Хронометрирование – точный учет и оценка (определение моторной и общей плотности урока) расхода времени на различные элементы учебно– воспитательной работы педагога и учащихся на уроке физической культуры и здоровья

Наблюдаемые при хронометрировании виды деятельности педагога и учащихся: Выполнение физических упражнений; Выполнение физических упражнений; Слушание педагога, наблюдение демонстрации, восприятие и осмысливание воспринимаемого; Слушание педагога, наблюдение демонстрации, восприятие и осмысливание воспринимаемого; Необходимый по методическим соображениям организационный отдых и другие оправданные паузы в работе (ожидание своей очереди при выполнении упражнений и др.); Необходимый по методическим соображениям организационный отдых и другие оправданные паузы в работе (ожидание своей очереди при выполнении упражнений и др.); Вспомогательные действия (перестроения, подготовка мест для занятий, установка снарядов, оборудования и т.п.); Вспомогательные действия (перестроения, подготовка мест для занятий, установка снарядов, оборудования и т.п.); Простой, т. е. неоправданные потери времени из-за просчетов различного характера или по непредвиденным обстоятельствам (простой по вине учителя). Простой, т. е. неоправданные потери времени из-за просчетов различного характера или по непредвиденным обстоятельствам (простой по вине учителя).

Методика (алгоритм) проведения хронометража урока физической культуры и здоровья. 1 Подготовить графическую форму протокола хронометрирования урока физической культуры и здоровья (см. Приложение ); 2 Находящийся на уроке хронометрист включает секундомер по звонку на урок (выключает после организованного выхода школьников из зала или спортивной площадки) и по скользящей стрелке (цифрам) в протоколе хронометрирования непосредственно на уроке заполняет графы 2 и 3; 3 После окончания урока хронометрист заполняет графы 4, 5, 6, 7, 8 путем определения разности времени показаний секундомера, зафиксированных с окончанием предыдущей деятельности, из показаний секундомера, записанных с завершением последующей деятельности учителя или ученика. Затем по вертикали суммируется время отдельных частей и всего урока и определяется моторная и педагогическая плотность урока.

Моторная плотность урока – отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений, ко всему времени урока (или его отдельных частей). Моторная плотность урока – отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений, ко всему времени урока (или его отдельных частей). Вычисление моторной плотности отдельных частей и всего урока осуществляется по формуле: МП = t м / t * 100 %, где МП – моторная плотность урока; t м – время, затраченное на выполнение упражнений; t – общее время работы. Вычисление моторной плотности отдельных частей и всего урока осуществляется по формуле: МП = t м / t * 100 %, где МП – моторная плотность урока; t м – время, затраченное на выполнение упражнений; t – общее время работы. Показатели моторной плотности урока зависят от класса (в младших классах ниже, а в старших выше) и решаемых задач на уроке (на уроках изучения нового материала – ниже, совершенствования – выше, см. Таблицу). Показатели моторной плотности урока зависят от класса (в младших классах ниже, а в старших выше) и решаемых задач на уроке (на уроках изучения нового материала – ниже, совершенствования – выше, см. Таблицу).

Примерные величины моторной плотности урока физической культуры и здоровья Тип урокаМоторная плотность урока Вводный урок10-40% Урок ознакомления с новым материалом20-40% Урок разучивания нового материала30-50% Урок закрепления учебного материала40-60% Урок совершенствования учебного материала50-80% Контрольный урок40-50% Комбинированный урок40-60% Сюжетные уроки (сказка, путешествие, соревнование)30-60% Урок – круговая тренировка50-80%

Общая (педагогическая плотность) урока – отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока (педагогически оправданное время – это время наблюдаемых 1, 2, 3, 4 видов деятельности педагога и учащихся) Общая (педагогическая плотность) урока – отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока (педагогически оправданное время – это время наблюдаемых 1, 2, 3, 4 видов деятельности педагога и учащихся) Вычисление общей (педагогической) плотности урока осуществляется по формуле МО = t п.о. / t * 100 %, где МО – общая (педагогическая) плотность урока; t п.о. – время педагогически оправданное; t – общее время урока. Вычисление общей (педагогической) плотности урока осуществляется по формуле МО = t п.о. / t * 100 %, где МО – общая (педагогическая) плотность урока; t п.о. – время педагогически оправданное; t – общее время урока.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности уро­ка приводят следующие причины: – неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожида­ние очереди перед выполнением упражнений); – неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожида­ние очереди перед выполнением упражнений); – неподготовленность учителя к уроку; непродуманные орга­низация и содержание урока, приводящие к паузам; – неподготовленность учителя к уроку; непродуманные орга­низация и содержание урока, приводящие к паузам; – излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке; – излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке; – неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что при­водит к нерациональному использованию времени из- за много­кратного повторения команд и распоряжений, замечаний учени­кам, повторений объяснения и т.п. – неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что при­водит к нерациональному использованию времени из- за много­кратного повторения команд и распоряжений, замечаний учени­кам, повторений объяснения и т.п.

Сравнивая данные моторной и общей плотности урока, можно найти резервы повышения качества работы каждого учителя. Сравнивая данные моторной и общей плотности урока, можно найти резервы повышения качества работы каждого учителя. Плотность урока зависит от многих факторов. Наиболее важ­ные из них следующие: Плотность урока зависит от многих факторов. Наиболее важ­ные из них следующие: – количество учащихся в группах, командах, играх. Учитель должен стремиться объединять небольшое количество занимаю­щихся в группы, команды при организации основной части урока, эстафет; избегать игр, в которых к двигательной активности при­влекается одновременно ограниченное количество детей; – качество материальной базы. На уроке должны использо­ваться многопропускные снаряды. Следует использовать несколько мест занятий для прыжков, метаний, бросков по корзине, воротам и др.;

- качество материальной базы. На уроке должны использо­ваться многопропускные снаряды. Следует использовать несколько мест занятий для прыжков, метаний, бросков по корзине, воротам и др.; – количество инвентаря. На уроках с использованием легко­атлетических упражнений необходимо обеспечить каждого учени­ка специальными снарядами, в играх мячами, на соответствую­щих уроках лыжами, коньками, клюшками и др.; – использование эффективных методов организации деятель­ности занимающихся, способов выполнения заданий и управления классом;

интенсификация вспомогательных действий на уроке и под­готовка мест занятий до урока; интенсификация вспомогательных действий на уроке и под­готовка мест занятий до урока; – эффективная работа актива занимающихся по организации занятия, привлечение к этому временно освобожденных от уроков учеников; – краткость объяснений, замечаний, обсуждений, их совмеще­ние с выполнением упражнений; – широкое использование дополнительных заданий.

Пульсометрия урока физической культуры и здоровья – точный учет и оценка пульсовых данных учащегося для оценки соответствия предъявляемой нагрузки его возрасту полу и физической подготовленности и поставленным задачам на уроке Пульсометрия урока физической культуры и здоровья – точный учет и оценка пульсовых данных учащегося для оценки соответствия предъявляемой нагрузки его возрасту полу и физической подготовленности и поставленным задачам на уроке

Методика (алгоритм) проведения пульсометрии урока физической культуры и здоровья 1 Подготовить графическую форму протокола пульсометрии урока физической культуры (см. Приложение ) 2 Пульсометрист, находясь на уроке проводит наблюдение за одним из занимающихся (наиболее дисциплинированный, исполнительный и активный ученик). Показатель пульса до урока должен быть обязательно в пределах нормы для возрастной группы. Результаты проб (подсчета количества пульсовых ударов) фиксируются в протоколе. Продолжительность одной пробы – 10 секунд общепринятым способом на левой руке, тотчас после выполнения школьником упражнения

3 Обработка протокола (проводится после урока). Состоит из: 1. Подсчет ударов пульса в одну минуту; 2. Графическое представление динамики пульса во время урока (чертится график); 3. Анализ пульсовой кривой с учетом задач урока и учебных заданий; 4. Заключение о соответствии нагрузки учебных заданий задачам урока, возрасту, полу и физической подготовленности учеников

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональ­ных возможностей сердечно- сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин (при этом на­блюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому вели­чина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин, соответствует поро­гу тренирующей нагрузки. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональ­ных возможностей сердечно- сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин (при этом на­блюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому вели­чина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин, соответствует поро­гу тренирующей нагрузки. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин (А. А. Ви­ ру, 1988, и др.). В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин (А. А. Ви­ ру, 1988, и др.).

Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровитель­ный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеско­го возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.). Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровитель­ный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеско­го возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.). Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет уд/мин и большой интенсивности уд/мин. Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет уд/мин и большой интенсивности уд/мин.

Рекомендуемая литература Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст] : учебное пособие / В. И. Лях. – М., Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст] : учебное пособие / В. И. Лях. – М., Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебн. для ин-тов физ. культ / Л. П. Матвеев. – М. : Фис, Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебн. для ин-тов физ. культ / Л. П. Матвеев. – М. : Фис, Овчаров, В.С. Физическая культура и здоровье : 1-11-й кл. [Текст] : пример. календар.-темат. планирование : пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / В.С. Овчаров, А.Д. Канищев, Р.И. Санюкевич. – Мн : Адукацыя и выхаванне, – 320 с. Овчаров, В.С. Физическая культура и здоровье : 1-11-й кл. [Текст] : пример. календар.-темат. планирование : пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / В.С. Овчаров, А.Д. Канищев, Р.И. Санюкевич. – Мн : Адукацыя и выхаванне, – 320 с. Овчаров, В.С. Физическая культура и здоровье : 1-11-й кл. [Текст] : учеб. программа для общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / В.С. Овчаров, А.Д. Канищев, Р.И. Санюкевич. – Мн : Адукацыя и выхаванне, – 160 с. Овчаров, В.С. Физическая культура и здоровье : 1-11-й кл. [Текст] : учеб. программа для общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / В.С. Овчаров, А.Д. Канищев, Р.И. Санюкевич. – Мн : Адукацыя и выхаванне, – 160 с. Старчанка, У. М. Методыка вызначэння паспяховасцi вучняу агульнаадукацыйнай школы па вучэбным прадмеце «Фiзiчная культура» [Тэкст] : вучэбны дапаможнiк / У. М. Старчанка. – Мазыр : РВФ «Белы вецер», Старчанка, У. М. Методыка вызначэння паспяховасцi вучняу агульнаадукацыйнай школы па вучэбным прадмеце «Фiзiчная культура» [Тэкст] : вучэбны дапаможнiк / У. М. Старчанка. – Мазыр : РВФ «Белы вецер», Теория и методика физического воспитания [Текст] : учеб. для высших учеб. зав – ий. физ. восп – ия. и спорта в 2 т. / под общ. ред. Т. Ю. Круцевич. – Киев : Олимпийская литература, – 2 т. Теория и методика физического воспитания [Текст] : учеб. для высших учеб. зав – ий. физ. восп – ия. и спорта в 2 т. / под общ. ред. Т. Ю. Круцевич. – Киев : Олимпийская литература, – 2 т. Теория и методика физического воспитания [Текст] : учеб. для ин-тов физ. культ. в 2 т. / под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М., – 2 т. Теория и методика физического воспитания [Текст] : учеб. для ин-тов физ. культ. в 2 т. / под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М., – 2 т. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов; под общ. ред. Ж. К. Холодова. – М. : Издательский центр «Академия», Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов; под общ. ред. Ж. К. Холодова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.