Основные элементы проекта модельной методики формирования основной образовательной программы начального общего образования на основе примерной ООП Воронцов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные показатели качества образования Развитие способности школьников самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе используемого.
Advertisements

Основная образовательная программа основного общего образования.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ); новое содержание стандарта (совокупность требований); расширение функций.
Нормативное обоснование образовательных программ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Презентация «ООШ д. Михайловка»
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Организация учебно-воспитательного процесса в школах в учебном году г. Краснодар,
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: Образовательная программа школы 81 Июнь 2011 г.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
ФГТ и ФГОС НОО как модель непрерывного образования в системе «Детский сад – начальная школа»
Взаимодействие в образовательной среде детский сад – начальная школа в условиях введения ФГТ ДО и ФГОС НО докладчик: Пуляевская О.В., к.психол.н., доцент,
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Воронцов Алексей Борисович, кандидат педагогических наук, ген.директор Открытого института «Развивающее образование» Федеральный государственный стандарт.
Орехово - Зуевский муниципальный район МБОУ « Ликино - Дулевская гимназия » « Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации.
Условия введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов ( по итогам контрольно-надзорных мероприятий службы по контролю и.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Соколовская СОШ» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Соколовская.
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Транксрипт:

Основные элементы проекта модельной методики формирования основной образовательной программы начального общего образования на основе примерной ООП Воронцов Алексей Борисович 24 октября 2013 год

Первый тезис: Основная образовательная программа образовательной организации не создается на пустом месте. ООП не фантастический роман. Она имеет серьезные правовые, психолого-педагогические основания без знания которых «списывание» с примерной ООП не дает никаких преимуществ, не развивает и не продвигает педагогический коллектив.

ФЗ 293 «Об образовании в Российской Федерации» - нормативно- правовая основа для создания ООП ст.12. п.1. Образовательные программы определяют содержание образования» пп.9-12 – про примерные ООП, их несколько, они проходят экспертизу, реестр ООП статья 13 «Общие требования к реализации образовательных программ», где ведется разговор о модульном и сетевом принципе построения образовательных программ статья 15 «Сетевые формы реализации ООП», где сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. статья 16 «Реализация ООП с помощью электронного и дистанционного обучения, где дается отличие электронного от дистанционного обучения; статья 17 «Формы получения образования и формы обучения», где сказано о том, что учащиеся и их родители могут выбрать способ и форму получения образования. статья 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы», где речь идет об учебниках, учебных пособиях, которые могут использоваться при реализации ООП.

ст.2 ФЗ 293 – что такое ООП ? «Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов

ФГОС НОО как нормативно-правовая основа для создания ООП п.14 «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса» п.15. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования. пп16-19 – требования к отдельным элементам программы

Примерные ООП – как возможность выбора основы для конструирования рабочей ООП В ФЗ слово «на основе» заменено на слово «с учетом»

Психолого-педагогические основы для конструирования ООП 1.Возрастные возможности и особенности младших школьников смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности); формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат); выносливость, произвольность и трудоспособность, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности; эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя); приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений; усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Психолого-педагогические основы для конструирования ООП 2. Системно-деятельностных поход как условие для обеспечения возрастных возможностей младших школьников Условия: содержание образования разворачивается через систему понятий, которые раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями. способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов. присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.

Психолого-педагогические основы для конструирования ООП 3. Требования к описанию образовательных результатов сквозной характер метапредметных образовательных результатов: уровневый и операциональный характер предметных образовательных результатов; качественный характер личностных результатов

Принципы конструирования программы задачный принцип построения программы как основы программы действий педагогического коллектива модульный принцип построения содержания программы; проектный принцип работы над созданием и реализации программы моделирование как принцип конструирования содержания программы; принцип индивидуализации в ходе освоения программы; командный принцип конструирования и реализации проектов через кооперацию участников изучения программы; продуктивность как основной принцип результативности освоения программы; публичность и презентационность результатов по окончании освоения программы; экспертный характер оценки результатов и продуктов реализации образовательной программы

Три функциональные части ООП – принципиальный формат для педагогических действий 1 часть - собственно основная образовательная программа как стратегический и презентационный документ образовательной политики образовательной организации. Компактный (емкий) документ, определяющий: цели, задачи, содержание, способы его организации, результаты и способы их оценивания. Объем не более страниц. Размещается на сайте образовательной организации 2 часть – «дорожная карта» (программа действий и план мероприятий по реализации ОПП по годам) и мониторинг реализации ООП как механизм управления реализацией ООП 3 часть – набор отдельных учебных и внеучебных программ педагогов (группы педагогов) как способ реализации части 1 ООП.

Проект – как способ создания ООП 1 проектная группа: содержание образование младших школьников: принципы отбора, способы и формы реализации; 2 проектная группа: образовательные результаты, их достижения и система оценивания; 3 проектная группа: информационно-образовательная среда: устройство и функционирования («дизайн»); 4 проектная группа: нормативно-правовое обеспечение реализации ООП

Цели ООП Задачи (условия достижения цели) Планируемые образовательные результаты Формы и способы оценивания («очки») педагогов (взрослых) младших школьников Цель ФГОС НОО: через описание требований к образовательным результатам, к содержанию образовательной программы и условиям ее реализации удовлетворить образовательные потребности и потребности духовного развития младшего школьника с учетом психолого-педагогических и физиологических особенностей его возраста 1.Подготовить учащихся к обучению в основной школе 1) Выделить в каждом учебном предмете культурные предметные способы действия/средства и построить диагностику индивидуального прогресса через разные уровни освоения (присвоения) способов/средств действия 1) научиться решать задачи разного уровня и отслеживать динамику своих знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам учебно-предметные компетентности (математическая, языковая, естественно – научная грамотности, грамотность чтения художественных текстов) трехуровневые задачи (формальный, рефлексивный, ресурсный (функциональный) уровни) Формат «Целевой блок ООП» Цели, задачи и планируемые результаты основной образовательной программы начального общего образования

Что составляет содержание образования в начальной школе? формирование учебной деятельности; освоение культурных предметных способов действий/средств; приобретение социального опыта межпредметные, разновозрастные образовательные модули; предметные линии; практики; домашняя самостоятельная работа; внеучебная деятельность урочные занятия; внеурочные занятия; внешкольные занятия Ключевые компетентности

Содержательный блок: Элементы содержанияХарактеристика элементов содержания Индикаторы освоения содержания образование Формы и способы ОП Принципы отбора содержания образования -учет возможностей и особенностей младших школьников (ведущая деятельность, главное психологическое новообразование); -задачный принцип построение учебных программ; -поисковый характер материала порождающий поисковую инициативу учащихся при решении системы учебных задач; -вариативный характер внеучебных видов деятельности 1.Формирование учебной деятельности младших школьников 2. Формирование ИКТ- компетентности младших школьников 3.Освоение культурных предметных способов действий/средства 4.Образовательные практики 5.Образовательные модули как средство координации учебных предметов 6.Внеучебная деятельность младших школьников

СодержаниеФормы организации ОПРезультаты Учебная деятельность Учебные предметыУрок, внеурочные формы (консультации, мастерские, учебные занятия, экскурсии и т.п.) Образовательные межпредметные модули Внеурочные формы Социальная практикаВнеурочные формы Учебные курсы (по выбору) Урок, внеурочные формы Внеучебные виды деятельности ИгроваяЗанятия, тренировки, репетиции, лаборатории, проектные группы и т.д. Художест. творчество Организационная Трудовая предметные результаты компетенции Социальный опыт 16

Организационно-инструментальный блок:

Предметные области и творческие модули Учебные предметы и творческие мастерские Общее кол-во часов в год Учебный модуль Образовательный модуль ИТ- модуль Оценочный модуль Учебная деятельность Филология и ИКТ Русский язык 200/ Литературное чтение 40/ Английский язык 33/ Математика и ИКТ Математика 126/ Информатика и информационные технологии Естествознание, обществознание и ИКТ Окружающий мир33/ Искусство и духовно- нравственная культура Изобразительное искусство и художественный труд Музыка Светская этика Примерный учебный (образовательный) план реализации основной образовательной программы начального общего образования 1 класс Учебный модуль 1 -Урок 2- Внеурочные формы учебной деятельности 3- Индивидуально-групповые консультации и мастерские 4- Самостоятельная работа 5- Свободная практика и тренинги Образовательный модуль 6 – внутрипредметный 7 - межпредметный 8 - разновозрастной Информационно-технолологический Информационно-технологический модуль 9 – консультирование и сопровождение (совместная) 10 – практика Оценочный модуль 11 – внутренняя оценка 12 – внешняя оценка

Здоровье Физическая культура Ритмика Общее количество часов в год с учетом домашней самостоятельной работы 693 (710) Максимально допустимая аудиторная нагрузка в неделю 21 2.Внеучебные виды деятельность Интеллектуальный творческий модуль Шахматы17 Исследовательская лаборатория 17 Математический клуб17 Образовательные путешествия 17 Общеклассная рефлексия17 Тьюторское сопровождение33 Художественно- эстетических модуль Театральная студия16 Вокальная студия16 Мультистудия16 Спортивно- оздоровительный модуль Групповые подвижные народные игры 16 Лаборатория здоровья16 Общее количество часов 198