2.1. Функции полезности и кривые безразличия. 2.2. Задача потребительского выбора. 2.3. Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Advertisements

2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора: графическая интерпретация Задача потребительского выбора: аналитическое.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
Эластичность спроса. Эластичность это степень чувствительности спроса к различным факторам. Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Теория потребительского выбора Исполнитель: Дышаева Л. Ф.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Теория потребительского поведения. Кардинализм и ординализм в оценке полезности благ. В настоящее время в теории поведения потребителя сложилось два направления:
Моделирование процесса потребления Функция спроса потребителя.
Раздел I. Теория спроса Лекция 1. Теория потребительского выбора Лекция 2. Индивидуальный и рыночный спрос Ст. преподаватель, к.э.н. М.И. Столбов.
Рынок: поведение потребителей Лекция 6. План лекции Спрос, его виды и факторы Закон спроса. Спрос и величина спроса. Исключения из закона спроса Потребительские.
1 ТЕМА 5. Ординалистская теория выбора потребителя 1. Аксиомы ординализма 2. Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа 3. Бюджетная линия.
Транксрипт:

2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла Рыночный спрос. Эластичность спроса Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла Рыночный спрос. Эластичность спроса. Тема 2. Моделирование поведения потребителя

2.1. Функции полезности и кривые безразличия

Полезность Функция полезности – отношение между объемами потребляемых товаров и услуг и уровнем полезности (удовлетворенности), достигаемым потребителем. Полезность имеет личностный, субъективный характер. Для того, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен уметь соизмерять полезности различных благ и их наборов. Известны два основных подхода к решению этой проблемы - количественный и порядковый. Функция полезности – отношение между объемами потребляемых товаров и услуг и уровнем полезности (удовлетворенности), достигаемым потребителем. Полезность имеет личностный, субъективный характер. Для того, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен уметь соизмерять полезности различных благ и их наборов. Известны два основных подхода к решению этой проблемы - количественный и порядковый.

Функция полезности потребителя - количественная оценка набора товаров со стороны потребителя, функция вида Эта функция удовлетворяет условиям: 1. Если x предпочтительнее y, то u (x) > u (y). 2. Если x и y равноценны, то u (x) = u (y). Функция полезности потребителя - количественная оценка набора товаров со стороны потребителя, функция вида Эта функция удовлетворяет условиям: 1. Если x предпочтительнее y, то u (x) > u (y). 2. Если x и y равноценны, то u (x) = u (y). Количественный подход: функция полезности

Предельная полезность i - го вида товара - дополнительная полезность, которую получит потребитель от потребления каждой дополнительной единицы товара данного вида. Функция полезности

Свойства функции полезности: 1.C увеличением потребления какого либо товара значение функции полезности потребителя возрастает: 2. C увеличением потребления какого либо товара предельная полезность данного вида товара убывает (закон Госсена): 3. Если с увеличением потребления i-го вида товара увеличивается потребление j-го товара, то предельная полезность i-го вида товара увеличивается: Свойства функции полезности: 1.C увеличением потребления какого либо товара значение функции полезности потребителя возрастает: 2. C увеличением потребления какого либо товара предельная полезность данного вида товара убывает (закон Госсена): 3. Если с увеличением потребления i-го вида товара увеличивается потребление j-го товара, то предельная полезность i-го вида товара увеличивается: Функция полезности

Виды функций полезности: 1.Функция полезности для совершенных товарозаменителей: 2. Функция полезности с полным дополнением благ 3. Неоклассическая функция полезности Виды функций полезности: 1.Функция полезности для совершенных товарозаменителей: 2. Функция полезности с полным дополнением благ 3. Неоклассическая функция полезности Функция полезности

Порядковый подход к анализу полезности Аксиомы потребительских предпочтений: 1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. Для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А > В (А предпочтительнее, чем В), либо В > А (В предпочтительнее, чем А), либо А ~ В (А и В равноценны). 2. Аксиома транзитивности. Если А > В > С, или А ~ В> С, или А > В ~ С, то А > С. 3. Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А > В. 4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Аксиомы потребительских предпочтений: 1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. Для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А > В (А предпочтительнее, чем В), либо В > А (В предпочтительнее, чем А), либо А ~ В (А и В равноценны). 2. Аксиома транзитивности. Если А > В > С, или А ~ В> С, или А > В ~ С, то А > С. 3. Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А > В. 4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими.

Порядковый подход: кривые безразличия Кривая безразличия - множество наборов товаров, обеспечива- ющих потребителю заданный уровень полезности u (x) = u*

Cвойства кривых безразличия: 1. Кривые безразличия, соответствующие различным уровням полезности, не пересекаются и не имеют общих точек. 2. Чем дальше от начала координат располагается кривая безразличия, тем более высокому уровню полезности она соответствует. 3. Кривая безразличия представляет собой график убывающей функции. 4. Кривая безразличия представляет собой график выпуклой вниз функции. Cвойства кривых безразличия: 1. Кривые безразличия, соответствующие различным уровням полезности, не пересекаются и не имеют общих точек. 2. Чем дальше от начала координат располагается кривая безразличия, тем более высокому уровню полезности она соответствует. 3. Кривая безразличия представляет собой график убывающей функции. 4. Кривая безразличия представляет собой график выпуклой вниз функции. Порядковый подход: кривые безразличия

Предельная норма замещения благ Предельной нормой замещения благом X блага Y (MRS XY ) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным: Геометрически предельная норма замещения благом X блага Y в окрестностях точки есть тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в этой точке. Предельной нормой замещения благом X блага Y (MRS XY ) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным: Геометрически предельная норма замещения благом X блага Y в окрестностях точки есть тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в этой точке.

Предельная норма замещения благ..

1. Совершенные товарозаменители. Виды кривых безразличия

2. Взаимодополняемые товары. 2. Взаимодополняемые товары. Виды кривых безразличия

3. Выпуклые предпочтения потребителя 3. Выпуклые предпочтения потребителя Виды кривых безразличия

2.2. Задача потребительского выбора

Задача потребителя: графическая иллюстрация Бюджетное ограничение потребителя для двух товаров: I = P X X + P Y Y где I - месячный доход потребителя, X и Y – количество приобретаемых товаров соответствующего вида, P X и P Y – цены товаров X и Y. Бюджетная линия – графическое отображение бюджетного ограничения. Уравнение бюджетной линии:. Бюджетное ограничение потребителя для двух товаров: I = P X X + P Y Y где I - месячный доход потребителя, X и Y – количество приобретаемых товаров соответствующего вида, P X и P Y – цены товаров X и Y. Бюджетная линия – графическое отображение бюджетного ограничения. Уравнение бюджетной линии:.

Задача потребителя: графическая иллюстрация.

Задача потребителя: графическая иллюстрация.

Основные обозначения: I - размер дохода потребителя x 1,…x n – пространство товаров p 1,…p n - цены единиц товаров - бюджетное множество потребителя - бюджетная линия. Основные обозначения: I - размер дохода потребителя x 1,…x n – пространство товаров p 1,…p n - цены единиц товаров - бюджетное множество потребителя - бюджетная линия. Задача потребителя: решение

Формулировка задачи: Cреди множества наборов товаров, доступных потребителю, потребитель стремится выбрать тот, который обеспечит ему наибольший уровень полезности. Математическая формулировка задачи: Формулировка задачи: Cреди множества наборов товаров, доступных потребителю, потребитель стремится выбрать тот, который обеспечит ему наибольший уровень полезности. Математическая формулировка задачи: Задача потребителя: решение

Математическое решение задачи Функция Лагранжа: Условие максимума функции: равенство всех частных производных 0. То есть: Математическое решение задачи Функция Лагранжа: Условие максимума функции: равенство всех частных производных 0. То есть: Задача потребителя: решение

Условия решения задачи потребительского выбора: Условия решения задачи потребительского выбора: Задача потребителя: решение

Решение задачи потребительского выбора можно записать в виде функций спроса Маршалла: Эти функции позволяют определить количество единиц каждого вида товара, приобретаемого потребителем в зависимости от цен товаров и дохода. Решение задачи потребительского выбора можно записать в виде функций спроса Маршалла: Эти функции позволяют определить количество единиц каждого вида товара, приобретаемого потребителем в зависимости от цен товаров и дохода. Моделирование потребительского выбора: задача потребителя

2.3. Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла

Функции спроса Маршалла являются однородными функциями нулевой степени, т.е. объемы потребления товаров не зависят непосредственно от самих цен товаров и дохода потребителя, а зависят лишь от соотношения цен и отношения дохода к цене. Функция спроса Маршалла

Функция спроса Маршалла позволяет исследовать зависимость спроса от дохода и цены товара, то есть построить кривые «доход-потребление» и «цена- потребление». Функция спроса Маршалла позволяет исследовать зависимость спроса от дохода и цены товара, то есть построить кривые «доход-потребление» и «цена- потребление». Функция спроса Маршалла

Кривая «доход-потребление».

Кривая «доход-потребление»..

Функции спроса от дохода для различных групп товаров (кривые Торнквиста). I – товары первой необходимости II - товары второй необходимости III - предметы роскоши Функции спроса от дохода для различных групп товаров (кривые Торнквиста). I – товары первой необходимости II - товары второй необходимости III - предметы роскоши Функции спроса от дохода

Кривая «цена-потребление»

Эффект дохода и эффект замены Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара изменяет реальный доход (покупательную способность) потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен на товары и замещения одного товара другим в потребительской корзине. Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара изменяет реальный доход (покупательную способность) потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен на товары и замещения одного товара другим в потребительской корзине.

2.4. Рыночный спрос. Эластичность спроса

Индивидуальный и рыночный спрос

Прямая эластичность спроса по цене Прямая эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на i-тый товар при изменении его цены на 1 процент. Прямая эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на i-тый товар при изменении его цены на 1 процент.

Прямая эластичность спроса по цене Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены: или Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены: или

Прямая эластичность спроса по цене..

..

Прямая эластичность спроса по цене зависит от: наличия товаров-заменителей; разнообразия возможностей (направлений) использования данного товара; степени насыщения потребностей; фактора времени. Представления продавцов об эластичности спроса на продаваемые ими товары служат основой для стратегий ценообразования. Прямая эластичность спроса по цене зависит от: наличия товаров-заменителей; разнообразия возможностей (направлений) использования данного товара; степени насыщения потребностей; фактора времени. Представления продавцов об эластичности спроса на продаваемые ими товары служат основой для стратегий ценообразования.

Перекрёстная эластичность спроса по цене Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого на 1 процент. Коэффициент перекрестной эластичности: Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого на 1 процент. Коэффициент перекрестной эластичности:

Перекрёстная эластичность спроса по цене Если E ij > 0, то товары i и j называют взаимозаменяемыми, повышение цены j - того товара ведет к увеличению спроса на i - тый. Если E ij < 0, то товары i и j называют взаимодополняющими, повышение цены j - того товара ведет к падению спроса на i - тый. Если E ij = 0, то такие товары называют независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой. Если E ij > 0, то товары i и j называют взаимозаменяемыми, повышение цены j - того товара ведет к увеличению спроса на i - тый. Если E ij < 0, то товары i и j называют взаимодополняющими, повышение цены j - того товара ведет к падению спроса на i - тый. Если E ij = 0, то такие товары называют независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой.

Эластичность спроса по доходу Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой- либо товар в результате изменения дохода потребителя на 1 процент. Коэффициент эластичности спроса по доходу: Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой- либо товар в результате изменения дохода потребителя на 1 процент. Коэффициент эластичности спроса по доходу:

Эластичность спроса по доходу Если E I < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар. Если E I > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар. Товары первой необходимости: 0 < E I < 1 - спрос растет медленнее роста доходов и имеет предел насыщения. Предметы роскоши: E I > 1 - спрос опережает рост доходов и не имеет предела насыщения. Если E I < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар. Если E I > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар. Товары первой необходимости: 0 < E I < 1 - спрос растет медленнее роста доходов и имеет предел насыщения. Предметы роскоши: E I > 1 - спрос опережает рост доходов и не имеет предела насыщения.