«Образ языка» XXI века и проблемы формирования языковой личности школьника Мишатина Н.Л., РГПУ им. А.И.Герцена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изучение имен концептов отрицательных эмоций на интегрированных уроках развития речи в профильной школе (на примере концепта Тоска)
Advertisements

Изучение этических концептов на уроках развития речи в 6 и 9 классах (на примере концепта «СЧАСТЬЕ»)
Духовно- нравственное воспитание Тимощук А. Н.. Духовность –свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИИ ИРИНА ГАЛКИНА, 1 КУРС МАГ., ТФО.
ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 211 с углублённым изучением французского языка имени Пьера де Кубертена.
Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных.
Барданова Нина Ананьевна Учитель русского языка и литературы МОУ «Важинская СОШ 6» п. Важины Подпорожского района В 1979 году закончила Саратовский государственный.
Культуроведческий подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Господин самому себе. личность Свойства разума Свойства души Поведение И.Кант Личность: -способность человека быть господином самому себе, Благодаря выбранным.
Проект ОЭР «Педагогические условия формирования ценностного отношения школьников к русскому языку» Подготовлен МО учителей русского языка и литературы.
ПРОСТРАНСТВО ДОМА В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ 1. Связь между языковым знаком и использующим его в процессе коммуникации человеком является сложной и многоаспектной:
Сущность Родины - это единство людей на почве религиозного осмысления духовной культуры об общности духовной судьбы народа. Создание общей духовной культуры.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Формы деятельности классного руководителя по духовно- нравственному направлению воспитательной работы Стрельникова Т. Н.,
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
Транксрипт:

«Образ языка» XXI века и проблемы формирования языковой личности школьника Мишатина Н.Л., РГПУ им. А.И.Герцена

2 «ОБРАЗЫ ЯЗЫКА» XX - XXI ВЕКА «язык в самом себе и для себя» (Ф.де Соссюр) язык - «дом бытия» (М. Хайдеггер) язык - «дом бытия духа» и «пространство мысли» (Ю.С. Степанов); «за каждым текстом скрывается языковая система» (Ф.де Соссюр) «за каждым текстом стоит языковая личность» (Ю.Н. Караулов)

3 ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения

4 ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ Что (какие культурные ценности) конкретно берем из культуры? Как передаем культурные знания? Кому передаем? С какой целью передаем?

5 ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА: теория и практика обучения оптимальным средствам введения современного школьника как языковой личности, как носителя индивидуальной картины мира, в культуру сквозь призму родного языка.

6 БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ЛИНГВОКОНЦЕПТОЦЕНТРИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ: лингво/культурный концепт ценностно-языковая картина мира языковая личность

7 ТЕНДЕНЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ: изменение возрастных параметров речевого развития школьников в сторону понижения; нарастание «семантического опустошения» и стереотипизации языкового сознания; ослабление литературоцентричности сознания

«ЗДАНИЕ СМЫСЛА» (выражение Л.С. Выготского) ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНЦЕПТА «ЯБЛОКО»:

9 Научная и политическая публицистика: яблоко Ньютона, партия «Яблоко» и т.д. Русская классика: антоновские яблоки (И.Бунин), молодое, наливное, золотое (А.Пушкин) Библия и народная религия: райское яблоко, запретный плод, яблочный Спас… Греческая мифология и фольклор: яблоко раздора, молодильные яблоки, яблоко от яблони недалеко падает… Значение слова (плод яблони): круглое, сладкое, аппетитное, красное…

СТРУКТУРА КОНЦЕПТА (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТА «ЖИЗНЬ»):

11 1. Понятийная основа концепта: жизнь – 1) существование, 2) биологическая деятельность, 3) время, 4) целостность, 5) реальность, 6) живой организм. 2. Образная составляющая концепта: (складывается из когнитивных метафор, отражающих национальный образ мышления): ЖИЗНЬ – это ПУТЬ, АКТИВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ДАР, ТЕКСТ, НЕЧТО ХРУПКОЕ. 3. Значимостная составляющая концепта: этимология, описание парадигматических (синонимы: бытие, существование; антонимы: смерть), синтагматических (сочетаемостные свойства слова), словообразовательных, ассоциативных связей слова-имени концепта. 4. Ценностная составляющая концепта: ЖИЗНЬ в сознании носителей русского языка представляется как нечто положительное: жизнь прекрасна, хороша – частотные реакции).

12 БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «Культура – это совокупность концептов и отношений между ними» (Ю.С. Степанов) «Национальный язык в потенции – как бы «заместитель» русской культуры» (Д.С. Лихачев) «Русский язык – это язык выражения чувства, мысли и воли русского человека» (В.В. Колесов)

13 ЧЕЛОВЕК в диалоге «мы-другие» МЫСЛЯЩИЙ (РАЗУМ): дух, истина/правда/ справедливость, добро/благо, красота ЧУВСТВУЮЩИЙ (ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, СТРАСТИ): душа, страх, стыд, гнев, тоска/грусть, радость, счастье и др. ДЕЙСТВУЮЩИЙ (ВОЛЯ/ХОЧУ!): личность, судьба, воля, совесть, честь, свобода, родина, толерантность и др.

14 УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА СЛОВА (В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ КОНЦЕПТОВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ): создание словарного портрета слова (слово на уровне Словаря – лингвистического и энциклопедического); создание контекстуально-метафорического портрета слова (слово на уровне словосочетания и микротекста); создание словесного портрета концепта (слово на уровне Текста и в диалоге культур).

15 ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: основное средство обучения; это «задача на смысл» (А.Н. Леонтьев); это «задача на жизнь» (Д.А. Леонтьев) ПРИМЕР ЛКЗ: извратить, заблуждаться, исказить, клеветать, ошибаться, лицемерить, оболгать, подтасовать, провраться, фальсифицировать.

16 РАДИ ЧЕГО ЭТО ДЕЛАЕТСЯ: сформировать основания для культурной и социальной самоидентификации выпускника школы: «кто я, чей, что люблю, чем дорожу, с кем и куда иду»; дать своему выпускнику устойчивую систему мировоззренческих ориентиров, способность духовной защиты и креативного действия по отношению к наличному социуму; воспитание толерантной языковой личности

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!