Инновационная деятельность учителя в контексте современной образовательной политики: требования времени и введение ФГОС Бондарев Петр Борисович pbondarev@rambler.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система оценки качества основного общего образования на муниципальном уровне. Проблематика. Бондарев Петр Борисович эксперт ИПОП «Эврика» 3 ноября 2011,
Advertisements

Содержание образования программ подготовки общественных оценщиков качества образования в условиях реализации ФГОС Бондарев Пётр Борисович 13 октября 2011.
Стратегии развития и современные инструменты управления качеством образования П.Б. Бондарев Эксперт ИПОП «Эврика»
Управление развитием системы оценки качества образования на муниципальном уровне 5 ноября 2011, г. Москва.
ИПОП "Эврика", октябрь 2011 Требования к технологии работы учителя в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования.
От инноваций – к институтам модернизация региональной системы образования Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики «Эврика»
ИПОП "Эврика", декабрь 2011 «Основания деятельности педагогических коллективов школ, обеспечивающих введение ФГОС»
Новые формы организации учебного процесса. Курс на модернизацию образования предусматривает разработку и внедрение современных технологий, в которых реализуется.
Как отследить, что учитель на уроках реализует ФГОС?
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ : « ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ » Заместитель директора по УВР МБОУ.
Заместитель директора по УВР Берсенева Ю.В.. Современное общество требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность » Бернард Шоу Сравнительная характеристика традиционного и системно-деятельностного обучения.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Почему М.Монтессори? «Мы должны заботиться не о том, чтобы заставить ребенка выучить что-то, но всегда поддерживать в нем свет, называемый разумом» М.Монтессори.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Главные задачи современной школы в процессе модернизации и инновационного развития России - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного.
Формы, приёмы и методы организации эффективного урока Исходная идея современного урока – это единство обучения, воспитания и развития. Дробот Вера Андреевна,
Семинар Формирование ключевых компетенций у учащихся МКОУ «ООШ с. Полевое »
Транксрипт:

Инновационная деятельность учителя в контексте современной образовательной политики: требования времени и введение ФГОС Бондарев Петр Борисович 9 дека бря 2011, г. Геленджик

История школы как института XII век, Ярослав - Киевская школа «Учения книжного»: «Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери этих детей плакали о них: ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (Повесть временных лет») По свидетельству историка образования А.М. Цирульникова, до XVIII в. «Ни правительственных, ни общественных школ не было, зато имелось много мелких частных училищ. … Содержались они, как правило, вольными учителями, - мастерами», позже и «мастерицами». … Обучение было индивидуальным, в классе, как в малокомплектной школе, сидели отроки и отроковицы разного возраста».

Школа как институт охранения абсолютизма Николай I, из обращения к министру просвещения, 1826 г.: «Обозревая с особенным вниманием устройство учебных заведений, в коих российское юношество образуется на службу государству, я с особым сожалением вижу, что не существует в них должного и необходимого однообразия, на коем должно быть основано как воспитание, так и учение». От институтов - к инновациям

Школа как институт охранения абсолютизма «Составление однообразных руководств по всем без исключения предметам, весьма важно в политическом отношении, ибо без таковых руководств, во-первых учебные заведения никогда не достигнут единства в образовании своих воспитанников, а, во- вторых, высшее начальство никогда не будет определенно знать, в каком направлении воспитывает оно своих учеников, что при неблагонамеренности хотя и малого числа лиц может постепенно привести Россию на край пропасти, ибо, пользуясь правом избирать для себя руководства … преподаватель может читать воспитанникам, что захочет». От институтов - к инновациям

Школа как институт охранения абсолютизма Направление, средства и цель умственного образования будут как лошади на вожжах, в руке главного начальника; захочет – поворотит вправо, влево, остановит, прибавит рыси и т.д. учитель же, отступивший произвольно от руководства, подвергается суду как государственный преступник. (Начальник штаба военно-учебных заведений Я.И.Ростовцев, член Государственного совета с 1853 г). Я.И.Ростовцев От институтов - к инновациям

Наше наследие: сталинский уклад образования в российской школе господство «единственно правильного» ответа, одномерность содержания, закрепленная в БУП (единая трудовая школа); представление знаний в готовом виде, система упражнений на его закрепление, контроль за исполнением предписаний; психология обучения в соответствии с гербартианским принципом «надзор-угроза-наказание».

Институциональный и средовой подходы к школе Школа – это важнейший социальный институт; Дети – это ученики; Учение и развитие учеников – это результат их обучения в школе; Следует оградить школьное детство от улицы. Но: Школа – это хранилище мифов и ритуалов; Дети – это больше чем ученики; Мы учимся жить и развиваемся не в школе; Следует оградить уличное детство от школы. Иван Иллич «Освобождение от школярства» 1970 г.

Эпиграф: Я не могу допустить, чтобы школа помешала мне получить образование Гекльберри Финн (Марк Твен)

Оценка качества образования Из всего, что предназначается на земле для людей невинных, самое ужасное это школа. Начать с того, что школа это тюрьма. Однако в некоторых отношениях она еще более жестока, чем тюрьма. В тюрьме, например, вас не заставляют читать книжки, написанные тюремщиками и их начальниками... даже в те часы, когда ты убегал из этого стойла, из-под надзора тюремщика, ты не переставал терзать себя, склоняясь над ненавистными школьными учебниками, вместо того чтобы отважиться жить Джордж Бернард Шоу

Качество образования (ЮНЕСКО) реализация установленных стандартов достижение целей образования в различных социокультурных контекстах соответствие требованиям основных и заинтересованных потребителей непрерывное стремление к совершенствованию образования и инновации

Сквозные образовательные результаты по ФГОС Образовательные: Самостоятельность Инициативность Ответственность

Новые ФГОС: Требования к результатам образования; Требования к образовательной программе ОУ; Требования к условиям реализации ОП (в т.ч. – к психолого- педагогическим). Ключевая идея: уход от всеобщего минимума к индивидуальному максимуму.

Проблемные ситуации ФГОС «Востребованные» жизнью знания или «знания ради экзамена»? Миссия школы – содействие становлению личности или – сформировать ЗУНы, УУДы? Общее как индивидуальное (разное) или «общее» как единое (одинаковое) образование?

Соответствие требованиям основных и заинтересованных потребителей В конце концов, мы учимся не для школы, а для жизни, мы в ней желаем выступать деятелями. Если характерные и существенные свойства жизни разнообразие и изменчивость, то единообразие и необычайная тугость на реформы в образовательной сфере не согласны с тоном жизни. Рутинная школьная система, постоянно смотрящая назад, а не вперед, будет плохо подготовлять к жизни, к усвоению и правильной оценке ее новых приобретений. П.Ф. Каптерев

Соответствие требованиям основных и заинтересованных потребителей Образовательная среда должна быть представлена как пространство действия и возможность трансформации. В центре внимания педагогов- исследователей должно находиться не то, что среда делает с ребёнком, а то, что ребёнок делает со средой. И.Д. Фрумин.

Достижение целей образования в различных социокультурных контекстах (ОБСЕ) Демографический контекст Распределение населения по уровням квалификации. Гендерные различия в образовании. Доля молодежи в общем составе населения. Социальный и экономический контекст. Использование государственного языка дома и в школе. Распределение населения по уровню образования на рынке занятости. Безработица среди населения, распределение безработных в зависимости от пола и возраста. Национальный доход на душу населения.

Непрерывное стремление к совершенствованию образования и инновациям Особое внимание учебным и внеучебным достижениям школьников Единственный путь улучшить результаты – это повысить качество образовательной деятельности Сотрудничество учителей, школ, властей, общественности Концентрация на деятельности школьников и на том, какими методиками пользуется учитель. Оказание особой поддержки школам, находящимся в трудных обстоятельствах Развитие внутренней рефлексивности школ

Показатели программы «Qualitetan skola» в Швеции, система оценки школьного образования в Великобритании «Office for Standards in Education» с использованием элементов подхода TQM 1. Ориентация на потребителя 2. Лидерство руководства 3. Менеджмент на основе понимания процессов 4. Вовлечение персонала в деятельность по совершенствованию 5. Непрерывная познавательная деятельность и инновации 6. Развитие партнёрства 7. Взаимодействие с обществом 8. Ориентация на результаты

1-е поколение ПТ. Объяснительно-иллюстративные (трансляционные) технологии обучения Ориентированы на передачу ученику содержания обучения в «натуральном» виде. «Знай свой предмет и доступно его изложи». «Осуществляй постоянный фронтальный контроль знаний учащихся – это лучшая мотивация на учёбу». «Изложение материала – восприятие – запоминание – воспроизведение – закрепление – применение». «Повторение – мать учения» (и прибежище ослов). «Следует применять проверенные временем и надёжные технологии традиционного обучения».

2-е поколение ПТ. Технологии адаптивного обучения Ориентированы на формирование у учащихся ЗУНов, УУД и т.п. с учётом их особенностей. «Все ученики разные, каждый усваивает материал в своём темпе и на своём уровне глубины». «Объяснение материала должно быть приспособлено к уровню класса, его особенностям». «Нужно к каждому ученику найти свой подход и научить его на уровне его способностей». «Следует применять методику дифференцированного (разноуровневого) обучения».

3-е поколение ПТ. Технология развивающего обучения Ориентирована на развитие способностей и личности учащихся средствами предмета, используются активные методы и формы обучения. «Все дети талантливы, надо только создать условия для раскрытия их способностей». «Доверяй природе человека, она ведёт к его развитию». «Принимай человека таким, какой он есть, помоги ему стать тем, кем он может быть». «Научи учащегося учиться и саморазвиваться». «Школа должна учить не мыслям, а мыслить».

Требования к технологии работы учителя в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования ПТ должна способствовать становлению индивидуальных образовательных маршрутов подростков; ПТ должна моделировать условия для разных видов деятельности подростков, сделав акцент на учебно- исследовательской и проектной деятельности ПТ должна учитывать определенные возрастные «ритмы» в образовательном процессе (5-6 и 7-9 классы) ПТ должна использовать возможности информационно- образовательной среды ПТ должна задавать инструменты, оценочные процедуры, с помощью которых можно отследить динамику развития подростков