Здоровье детского населения, как показатель общественного здоровья Доцент С.Н.Шишацкая ГОУ ВПО ВГМУ Росздрава Кафедра педиатрии с курсом иммунологии и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровье Здоровье состояние живого организма (или растения), при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие.
Advertisements

LOGO Add your company slogan Профилактическая медицина.
Социальная медицина как наука Каф. социальной медицины, организации и экономики здравоохранения Ассистент Смеянова О.И.
МУЗ «Детская городская поликлиника г. Кудымкара» Наши дети и их здоровье. Апрель 2009 год. Главный врач поликлиники Борисенко В.И.
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания. Медико-социальные аспекты изучения здоровья населения.
Здоровье как состояние и свойства организма. Уровни здоровья Индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека. Групповое здоровье – здоровье социальных.
Наследственные болезни. Цель работы: познакомиться с законами наследственности как необходимым фактором разумного планирования семьи, обеспечивающим здоровье.
Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
Общественное здоровье – современная парадигма улучшения жизни через профилактику и предотвращение заболеваемости Aнжела Чобану, Национальный Центр Общественного.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Московский областной медицинский колледж 4» Сергиево-Посадский.
Социальная медицина – основные понятия, оценочные критерии Ирина Адаховская, СР – 22.
Риски для здоровья молодых людей. Основные факты: Ежегодно умирает более 2,6 миллиона молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет, в основном, от предотвратимых.
1 Формирование здорового образа жизни – приоритетное направление государственной политики в области здравоохранения Заместитель Министра здравоохранения.
Я Махсон Владислав родился в городе Твери учусь в гимназии 8.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Здоровье народов Приамурья: проблемы и перспективы.
Гражданин, познай свой город – И ты познаешь и свою социальную Среду, и себя самого. Н.Г. Анциферов. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ САНКТ - ПЕТЕРБУРГА.
Общешкольное родительское собрание Факторы, влияющие на здоровье.
Л.А.Грибкова заведующая детской поликлиникой, врач высшей категории МЛПУ «Чайковская центральная городская больница »
Генетические и социальные обусловленности здоровья Маслаков Алексей СР-22 Маслаков Алексей СР-22.
ДЕМОГРАФИЯ ДЕМОГРАФИЯ – ЭТО НАУКА О НАСЕЛЕНИИ И ЕГО ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ. ОРГАНИЗАТОРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ ДОЛЖНЫ ВЛАДЕТЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ.
Транксрипт:

Здоровье детского населения, как показатель общественного здоровья Доцент С.Н.Шишацкая ГОУ ВПО ВГМУ Росздрава Кафедра педиатрии с курсом иммунологии и аллергологии ФПК и ППС

Здоровье ребенка Здоровье ребёнка есть его индивидуальное физическое, психическое, умственное, культурное, духовное, нравственное и социальное развитие, не ограниченное экзогенными или/и эндогенными (генетическими) условиями и факторами. ЛАПИН Ю. Е. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Москва, 2009 год

Дефиниции здоровья ребёнка определяемое здоровье ребёнка раскрывается через его комплекс форм развития приведенные в дефиниции здоровья ребёнка понятия физического, психического, умственного, культурного, духовного, нравственного, социального развития обозначены в статьях 17, 23, 27, 32 Конвенции о правах ребёнка ЛАПИН Ю. Е. 2009

Продолжение В приведённом определении отличительные особенности сущности детского здоровья рассматриваются в его взаимодействии с понятием «развитие», фиксирующим единство изменчивости и устойчивости. При этом речь идет не об изменчивости вообще, присущей всякому движению, а об изменении, связанном с возникновением новых структур, их усложнением (онтогенез). ЛАПИН Ю. Е. 2009

Отправным пунктом для медико- социальной интерпретации здоровья является определение ВОЗ Здоровье – полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ (1948г.) Здоровье людей –качество социальное

Оценка здоровья Здоровье отдельного человека Групповое здоровье -здоровье малых социальных или этнических групп Здоровье населения – административно-территориальная единица Общественное здоровье- здоровье общества, популяции в целом

Ю. П. Лисицин рассматривает понятие "общественного здоровья" как здоровье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье, с точки зрения автора, является результатом социально- опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, группы населения

Д.Д. Бенедиктова (1981): "Общественное здоровье - это такая интегративная характеристика всей совокупности индивидуальных уровней здоровья членов общества, которая, с одной стороны, отражает степень вероятности для каждого человека достижения максимального уровня здоровья и творческой трудоспособности на протяжении максимально продолжительной индивидуальной жизни, а с другой - характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма, его возможности самозащиты и дальнейшего пропорционального роста и социально-экономического развития, рационального использования природных ресурсов и поддержания экономического и другого равновесия с окружающей природой и социальной средой".

Оценка общественного здоровья Для оценки рекомендуются следующие показатели: 1.Отчисление валового национального продукта на здравоохранение 2.Доступность медико-социальной помощи 3.Охват медицинской помощью 4.Уровень иммунизации населения 5.Степень обследования беременных квалифицированным персоналом 6.Состояние питания детей 7.Уровень детской смертности 8.Средняя продолжительность предстоящей жизни 9.Гигиеническая грамотность населения В медико-социальных исследованиях используют также: 1.Демографические показатели 2.Заболеваемость и инвалидность 3.Физическое развитие

Факторы определяющие общественное здоровье Социально-экономические ( условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние и т.д.) Социально-биологические ( возраст родителей, пол, течение антенатального периода и тд.) Экологические и природно- климатические (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и тд.) Организационные и медицинские ( уровень и организация медицинской помощи)

Соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человекав РФ, (в скобках - данные ВОЗ): - генетические факторы % (20%); - состояние окружающей среды % (20%); - медицинское обеспечение % (8%); - условия и образ жизни людей % (52%).

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей Климато-географические Экологические (20-25%) Социально-экономические условия проживания населения России Степень его миграции Этнические особенности Культурные особенности

Факторы, определяющие состояние здоровья детей Наследственность (20%) Токсические (курение, алкоголь, наркотики) Образование (гиподинамия, статические позы, напряжение зрения) Экологические (20-25%) Здравоохранение (10%)

Дети – это наши инвестиции в общество будущего. От их здоровья и того, каким образом мы обеспечиваем их рост и развитие, включая период отрочества, до достижения ими зрелого возраста, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в странах Европейского региона в последующие десятилетия. ЕВРОПЕЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ «ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Охрана здоровья детей рассматривается как функция государства, реализуемая методами государственной политики и представляющая собой научно обоснованную систему мер, направленных на социально-правовую (первичную) и медицинскую (вторичную и третичную) профилактику болезней, обеспечение беспрепятственного доступа каждого ребёнка к пользованию наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, включая современные эффективные, высокотехнологичные средства и виды лечения болезней и восстановления здоровья в условиях, способствующих достижению максимально результата. Данное определение соответствует положениям Конвенции о правах ребёнка (статьи 2, 3, 6, 24).

Хорошее состояние здоровья детей и подростков является одним из источников социального и экономического развития.

Критерии общественного здоровья Медико-демографические рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.рождаемостьестественный прирост населения младенческая смертность Заболеваемость общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная. Заболеваемость Первичная инвалидность. Показатели физического развития. Показатели психического здоровья, секс Все критерии нужно оценивать в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю неболевших на момент исследования (например, в течение года).

С. М. Тромбах называет следующие признаки, определяющие здоровье: 1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; 2) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степени его гармоничности; 3) уровень функционирования основных систем организма; 4) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям. Эти критерии здоровья учитываются врачами при обследовании детей и подростков и при оценке состояния их здоровья.

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА I группы здоровья II физическое развитие (здесь и далее ФР) и степень его гармоничности. Отклонения в ФР могут быть вызваны рядом причин: неправильным питанием, наличием каких-либо заболеваний, плохой регуляцией роста со стороны нервной и эндокринной систем, а также отсутствием условий, способствующих росту костей и мышц (мало движений, отсутствие достаточного количества сна). Иногда бывает «конституционально низкий рост». III критерий здоровья нервно-психическое развитие ребенка. IV критерий здоровья это степень резистентности (инфекционной устойчивости) организма по кратности острой заболеваемости V критерий здоровья уровень основных функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма. показателей функционального состояния организма: уровень гемоглобина, показатели анализов мочи, функциональные пробы, пробы на выносливость и др. VI критерий наличие или отсутствие хронических заболеваний

Медицинские и социальные последствия ухудшения состояния здоровья детей ограничение в будущем возможности реализации репродуктивной функции (значительная частота патологии органов репродуктивной сферы среди юношей и девушек); ограничение возможности получения профессионального образования и свободного трудоустройства (по законодательству –с 14 лет); высокая частота социальной и психологической дезадаптации (расстройства поведения. конфликтность и др.); низкая годность юношей к военной службе (по состоянию здоровья); крайне высокий уровень младенческой и детской смертности (в 2-2,5 раза выше, чем в развитых странах Баранов А.А

Основные направления профилактической работы Первичная профилактика формирования нарушений здоровья и развития: -антенатальная и неонатальная профилактика (микронутриентнойнедостаточности, пренатальнаядиагностика, неонатальныйскрининг, реабилитация маловесных детей и др.); -профилактическая работа с детьми первого года жизни (пропаганда грудного вскармливания, врачебный и сестринский патронаж и др.); -вакцинопрофилактика инфекционных болезней; -система раннего выявления нарушений здоровья и развития (профилактические медицинские осмотры); -профилактическая работа в образовательных учреждениях

Основные направления профилактической работы (продолжение ) Вторичная и третичная профилактика (детской инвалидности, смертности от ненасильственных причин): -оказание специализированной, в том числе высокотех- нологичной, медицинской помощи (на региональном и федеральном уровнях); -комплексная реабилитация детей, страдающих хроничес-кими болезнями и детей-инвалидов (на уровне учреждений первичного звена и в санаторно- курортных условиях); -диспансерное наблюдение за детьми с нарушениями здоровья и развития (учреждения первичного звена и специализированные на региональном уровне).

Показатель младенческой смертности рассматривается как оперативный критерий оценки санитарного благополучия населения, уровня и качества медико-социальной помощи, эффективности работы акушерской и педиатрической службы

Для оценки уровня младенческой смертности в различные периоды жизни ребенка рассчитывают такие показатели, как: ранняя неонатальная смертность (отношение числа детей, умерших на 1-й неделе жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000) (в России 69); поздняя неонатальная смертность (отношение числа детей, умерших на 24-й неделе жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000); неонатальная смертность (отношение числа детей, умерших в первые 28 дней жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000) (в России 911); постнеонатальная смертность (отношение числа детей, умерших в возрасте от 29 дней до 1 года, к разнице между числом родившихся живыми и числом умерших в первые 28 дней жизни, умноженное на 1000) (в России 78)

Причиной смерти в постнатальный период, наряду с перечисленными выше, могут являться экзогенные болезни (пневмония, сепсис, травмы и др.). Основными причинами младенческой смертности являются болезни органов дыхания, врожденные аномалии развития и другая патология периода внутриутробного развития. Высокий уровень младенческой смертности обусловливается осложненными и преждевременными родами (до 10%).

«Стратегические направления улучшения здоровья и развития детей и подростков» ВОЗ 1.Здоровье матери и новорожденного ребенка. 2.Питание 3.Инфекционные болезни 4.Физическая окружающая среда 5.Травмы и насилие 6.Психосоциальное развитие и психическое здоровье 7.Здоровье подростков