Семинар заместителей директоров по УВР по теме: 23 марта 2010 года Объективная оценка муниципальной образовательной системы через функционирование муниципальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический мониторинг как инструмент управления качеством учебно-воспитательного процесса Из опыта работы зам.директора по УВР 1квалификационной категории.
Advertisements

МОУ "Любимовская СОШ" Работа с неуспевающими Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ Г(И)А В 9,11 КЛАССАХ О.Б.Емельянова, зам.директора по УВР МОУ СОШ 2.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
Хапугина Т.Н.. Администрация школы Органы государственно- общественного управления школой Школьная служба качества образования директор Заместитель директора.
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА.
«Педагогический контроль в процессе воспитания» МБОУ «Основная общеобразовательная школа 11 им. А.И.Фатьянова»
Организация работы с детьми из «группы риска»при подготовке к ГИА Туленкова Н.В. Учитель математики МОУ «Просторская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
Профилактика и преодоление неуспеваемости обучающихся.
Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Отдел оценки качества образования РМЦ МОУ «Бугровская.
Место и роль мониторинга в системе управления качеством образования Васильченко Лилия Владимировна, Кандидат педагогических наук, Директор НМЦ ДН Р.т.
Структура и содержание внутришкольного мониторинга Яркова А. А. заместитель директора МОУ « Троицкая СОШ »
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС (НиО ОО). Кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС НОО. Материально-техническое.
Взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками по работе с неуспевающими учениками, с одаренными детьми для улучшения учебно-воспитательного.
Система школьного мониторинга в управлении качеством образования МОУ Иванковская СОШ Фрмановский район 2009 год.
П/пМероприятияСрокиПредполагаемые результатыОтветственные.
Транксрипт:

Семинар заместителей директоров по УВР по теме: 23 марта 2010 года Объективная оценка муниципальной образовательной системы через функционирование муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) Центр мониторинга и развития образования при управлении образования администрации города Чебоксары Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 64» города Чебоксары

«Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства». Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Семинар заместителей директоров по УВР города Чебоксары 23 марта 2010 года Программа семинара: 1. Объективная оценка муниципальной образовательной системы через функционирование муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) Н.В.Смирнова, зав. отделом диагностики, мониторинга качества и доступности качества образования ЦМиРО 2. Школьная система оценки качества образования как составляющая муниципальной системы оценки качества образования С.Ф.Степанова, заместитель директора по УВР МОУ «СОШ 64»

Школьная система оценки качества образования как составляющая муниципальной системы оценки качества образования С.Ф.Степанова, заместитель директора по УВР МОУ «СОШ 64»

Как нет двух абсолютно одинаковых школ, так нет и одинаковых программ мониторинга. Разработка любой программы – это путь в неизвестное, где нет верных и неверных ответов, а есть продуктивные и непродуктивные решения.

Цель мониторинга: оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере деятельности образовательного учреждения. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

Субъекты и объекты педагогического мониторинга. Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

Локальные акты -Программа управления качеством образования МОУ «СОШ 64» г.Чебоксары на годы; -Положение о системе оценки качества образования; -Положение о портфолио учащегося МОУ «СОШ 64» г.Чебоксары; -Положение о портфолио учителя МОУ «СОШ 64» г.Чебоксары; -Положение о системе оценивания ЗУН учащихся; -Положение о рейтинге учителя школы.

Разработаны и внедрены Диагностическая карта учителя-предметника Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися Аналитическая справка учителя-предметника по работе с неуспевающими учащимся Диагностическая карта классного руководителя Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников Лист профилактики правонарушений Журнал учета по использованию ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности Алгоритма организации преемственности начальной и основной школы в условиях принятия педагогами общих целей, использования единого комплекта учебников и единых образовательных технологий Система развития общеучебных умений (универсальных учебных действий - далее УУД) учащихся как целевых ориентиров образовательного процесса при переходе из начальной в основную, и из основной в старшую школу

Диагностическая карта педагога отражает Достижения учащихся данного педагога по предмету Итоги государственной аттестации Результаты внеурочной деятельности учащихся по предмету Участие учителя в реализации проектов и программ Использование педагогом новых педагогических технологий Распространение собственного педагогического опыта Повышение квалификации

Разработка и апробация системы педагогического мониторинга. I группа - мониторинг уровня ЗУН обучающихся ("цель - результат") II группа - мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации; III группа - системы мониторинга, построенные с использованием модели "вход - выход"; IV группа - системы мониторинга на уровне образовательного учреждения.

Существующие системы мониторинга можно сгруппировать по следующим основаниям Группа Объекты мониторинга Методы, направления I Результативность учебно- воспитательного процесса - тестирование (тестовые задания и КИМы итоговой аттестации), - анализ уровня обученности и обучаемости учащегося, - информационная карта текущей успеваемости и посещаемости учащегося. II Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально- технической оснащенности учебного процесса - педагогические кадры, их квалификация; - общие показатели, материально-техническая база; - комплексно-методическое обеспечение учебного процесса; - результативность образовательного процесса; - результативность воспитательного процесса; - инновационная и методическая деятельность; - мониторинг качества функционирования образовательного учреждения (расписание и т.п.)

Существующие системы мониторинга можно сгруппировать по следующим основаниям Группа Объекты мониторинга Методы, направления IIIМодель "вход-выход" - психолого-педагогические характеристики учащихся (в том числе и уровень готовности первоклассников); уровень обученности и обучаемости; - изучение развития у учащихся ключевых компетенций (карта наблюдения и оценки); - модель выпускника школы (начальной, основной и средней), - поступление в высшие и средние профессиональные учебные заведения, - работодатель и проблема трудоустройства. IV На уровне образовательного учреждения - анализ урока; - рейтинговая оценка деятельности учителя, классного руководителя, руководителя ДО, руководителя методического объединения; - положение о лучшем учителе, руководителе методического объединения, классном руководителе и т.д. (результаты деятельности и система поощрения); - изучение потребностей всех участников образовательного процесса.

Показатели используются в двух формах - баллах (процентах) и рейтинговой. Показатели сравниваются с аналогичными показателями за тот же период предыдущих лет, с показателями текущего года по кластеру, району, области, РФ (по возможности). При отклонениях от нормы в обоих случаях проводится анализ причин отклонения и коррекция условий образовательного процесса, образовательной программы. По результатам мониторинга педагогам- предметникам и классным руководителям даются рекомендации. Результаты данного мониторинга учитываются при планировании контрольно-инспекционной деятельности на следующий учебный год.

Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ Предмет мониторинга (объекты мониторинга) Цели мониторингаПериодичность Ответственн ые (субъекты мониторинга) Результат Общие показатели и материально- техническая база образовательного учреждения Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся 2 раза в год Руководители методических объединений, зам. дир. по УВР Аналитические записки, диаграммы Учебно- методическое обеспечение учебного процесса Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д. Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д. 1 раз в год (декабрь)Руководители методических объединений, библиотекарьСводные таблицы, диаграммы 1 раз в год (декабрь) Руководители методических объединений, библиотекарь Сводные таблицы, диаграммы

Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ Методическая работа школы Создание банка данных о методической деятельности методического объединения, создание условий для систематического анализа методической работы 2 раза в год (сентябрь, май) Руководители методических объединений, зам. директора по УВР, члены методического совета школы Аналитический отчет, включающий графики и диаграммы Деятельность учителя Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей Ежемесячно Зам. дир. по УВР Таблицы, справки, диаграммы Предмет мониторинга (объекты мониторинга) Цели мониторингаПериодичность Ответственн ые (субъекты мониторинга) Результат

Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ Деятельность классного руководителя Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций Ежемесячно Зам. дир. по ВР, социальный педагог, педагог - психолог Справки, таблицы, диаграммы Предмет мониторинга (объекты мониторинга) Цели мониторингаПериодичность Ответственн ые (субъекты мониторинга) Результат

Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ Нормативно-планирующая документация Анализ качества составленных рабочих программ и календарно- тематического планирования 2 раза в год (сентябрь, апрель) Руководител и методически х объединений, зам дир по УВР Протоколы Деятельность учащихся Определение уровня (качества) обученности учащихся Ежемесячно Классные руководител и, зам. дир. по УВР, учителя - предметники, педагог - психолог Аналитически е отчеты, диаграммы, таблицы Предмет мониторинга (объекты мониторинга) Цели мониторинга Периодичнос ть Ответствен ные (субъекты мониторинг а) Результат

В структуре СОКО школы выделяются следующие элементы: Научно-методический совет школы; Педагогический совет; Управляющий совет школы

Научно-методический совет общеобразовательного учреждения : разрабатывает, и реализуют программы развития школы, включая развитие системы оценки качества образования школы; участвует в разработке методики оценки качества образования; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы; обеспечивает проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; участвует в разработке методики и обеспечивает проведение рейтинговой оценки работы школы в составе муниципального образования; организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития школы, анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы; организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы; обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования школы; содействует проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях; формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в школе; изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования школы; проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся школы и формируют предложения по их совершенствованию; принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне школы.

Управляющий совет школы: содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе; содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в школе; готовит предложения по формированию приоритетных направлений стратегии развития школьной системы образования; осуществляет общественный контроль за качеством образования и деятельностью школы в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы; инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий; принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школьной системы образования; принимает участие в оценке качества образования, аттестации педагогических работников, экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; принимает участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках системы оценки качества образования муниципального уровня.

Педагогический совет: обсуждает и принимает решения по утверждению и реализации Положения о системе оценки качества образования.

ТЕМА: Цели, задачи и функции мониторинга в условиях инновационной работы школы: опыт работы и перспективное планирование Педагогический совет 10 ноября 2009 года

Задачи мониторинга качества образования – поиск ответов на следующие вопросы: О чем (о каких результатах, условиях и цене их достижения) мы будем собирать информацию? Как мы будем собирать (с помощью каких методов) информацию? Каким образом мы будем ее обрабатывать? С помощью каких методов мы будем ее анализировать? Какую информацию, и каким образом мы будем хранить? Кого и каким образом мы будем информировать о результатах мониторинга? Как мы будем работать дальше?

Группы пользователей мониторинговой информации Педагоги (сотрудники) Учащиеся Родители Социальные партнеры школы Администрац ия Специалисты органов управления образованием Коллеги из других ОУ Иные группы

Функциональные обязанности участников ппДолжностное лицоОбязанности по осуществлению проекта 1.Директор-основное руководство -подбор и расстановка кадров -курсовая подготовка кадров -обеспечение материальной базы 2.Зам. директора по УВР (научно-методическая работа) -научно-методическое руководство проектом -разработка и апробация пакета условий, обеспечивающих построение системного мониторинга -разработка и апробация материалов, обеспечивающих построение системного мониторинга - осуществление мониторинга качества образования и анализ результатов 3.Зам.директора по УВР-обеспечение повышения педагогического мастерства коллектива через организацию семинаров, практикумов -осуществление мониторинга и анализ результатов по своему направлению

4.Педагоги отдела мониторинга -обеспечение сбора статистических данных предметных МО и кафедр - ведение документации по диагностике качества учебного процесса предметных МО 5.Руководители МО-согласование графиков контрольных срезов -подбор и анализ дидактических материалов для проведения контрольных срезов - анализ результатов 6.Классные руководители-предоставление информации по классу для определения степени обученности учащихся - анкетирование, тестирование учащихся класса в соответствии с планом действий, первичная обработка данных

7.Педагоги школы-обогащение содержания образования национально- региональным компонентом - осуществление контрольных срезов и первичная обработка данных -вовлечение учащихся в научно-исследовательскую, творческую деятельность -использование новых, продуктивных технологий обучения 8. Психолог-организация психологического сопровождения образовательного процесса -отслеживание влияния образовательного процесса на психическое здоровье учащихся и их индивидуальное развитие 9.социальный педагог-осуществление мониторинга социальных характеристик школы

«Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки должно сопровождаться целой системой мер по ее дальнейшему предотвращению» Лизинский В.М.

Аналитическая справка учителя-предметника по работе с неуспевающим учащимся. Причины неуспеваемости (укажите из приведенных в таблице, дополните при необходимости после таблицы): ПедагогическиеПсихологическиеНейрофизиологические низкая интенсивность учебной деятельности несформированность мотивов учебной деятельности общая ослабленность организма низкая эффективность учебной деятельности недисциплинированностьслабый тип высшей нервной деятельности пропуски занятийнарушение в эмоционально- волевой сфере нарушения зрения, слуха, артикуляции отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя большие пробелы в знаниях микропоражения коры головного мозга недостаток к учебной деятельности ребенка со стороны родителей большие пробелы в учебных умениях и навыках низкий уровень познавательных способностей

Мероприятия по преодолению неуспеваемости Посещение дополнительных занятий (организованы или нет, регулярность проведения, посещение занятий учащимся) Работа учителя с классным руководителем (проводились ли беседы, регулярность, вопросы бесед) Вызов учащегося к администрации школы, на малый педсовет (обращались ли за помощью к администрации, как часто, по каким проблемам, результаты) Беседы учителя с родителями План работы учителя по преодолению неуспеваемости

«Урок это помощь. Кому-то скорая, кому-то неотложная...» Ильин Е.Н

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке Этапы урокаВиды помощи в учении В процессе контроля за подготовленностью учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при оп­росе Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски Предложения учащимся примерного плана ответа Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помо­гающими излагать суть явления Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой При изложении нового материала Применение мер поддержания интереса к усвоению темы Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблем­ном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником В ходе самостоятельной работы на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее Напоминание приема и способа выполнения задания Указание на необходимость актуализировать та или иное правило Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений Инструктирование о рациональных путях выполнения за­даний, требованиях к их оформлению Стимулирование самостоятельных действий слабоуспе­вающих Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления При организации самостоятельной работы Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа Более подробное объяснение последовательности выпол­нения задания Предупреждение о возможных затруднениях, использова­ние карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися Заместителю директор по УВР: 1. Регулировать вопросы взаимодействия учителя- предметника с классным руководителем, СПС школы, родителями учащихся в решении задач повышения успешности обучения детей. 2. Оценивать теоретическую подготовленность учителя и методику преподавания по вопросу преодоления неуспеваемости учащегося через посещение уроков и собеседования. 3. Проводить собеседования с классными руководителями по результатам работы с неуспевающими учащимися не менее 1 раза в месяц. 4. Проводить собеседования с учащимися для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении.

Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися Классному руководителю: 1. Определить причину неуспеваемости учащегося через: - анкетирование; - беседу с психологом; - беседу с социальным педагогом; - посещение квартиры, где проживает ребенок, для выяснения социальных условий; - беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку. 2. Вести контроль за: - посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима); - успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику; 3. Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося. 4. Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.

Чтобы увидеть что-то новое, нужно совершить что-то новое Георг Лихтенберг

Какие трудности возникают в процессе организации мониторинга деятельности ОУ? Сложность выделения системы показателей, по которым можно было бы судить о результативности деятельности ОУ и о характере происходящих изменений. Сложность сбора необходимой управленческой информации (разработка инструментария, технология сбора, кто именно будет отвечать за сбор информации). Сложность хранения информации (бумажный вариант – ограниченный доступ к пользованию; компьютерный вариант – проблема с занесением и т.д.). Проблемы с анализом информации, интерпретацией результатов, выявлением динамики изменений (нет квалифицированных специалистов, нет в должностных обязанностях и т.д.). Нет острой необходимости в организации такого трудоемкого процесса в школе, администрация и так знает, что в школе хорошо, что плохо и что надо менять.

На основании вышесказанного можно сделать следующий вывод: мониторинг может быть организован в любом образовательном учреждении; «точкой роста», основанием мониторинга в школе является внутришкольный контроль, его методологические основы и методический инструментарий; использование в школьной программе мониторинга статистики и социологии увеличивает достоверность получаемой информации, и расширяет инструментальную базу самого мониторинга; мониторинг необходим для развития образовательного учреждения, т.к. он является источником достоверной информации о различных направлениях деятельности современной школы, например: а) о качестве образования, предоставляемого школой; б) о развитии взаимосвязей школы и социума; в) о ресурсном обеспечении образовательного процесса и о многом другом; для ускорения процесса формирования в школе мониторинга как нового вида деятельности, можно разработать проект по внутришкольному мониторингу, экспериментальную программу, тьюторский проект, целевую программу, научное исследование и т.д. Основным назначением деятельности инновационной школы является создание условий для получения учащимися качественного образования, поэтому мониторингу качества образования уделено большое внимание.

Без статистики Вы - просто еще один человек со своим мнением.