Обществознание. Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления ( от греч. « фил » – любить, « софи » – мудрость, т.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Движение. Как решен ОВФ? «Материя как таковая, это – чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем.
Advertisements

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ. Прослушайте песенку и выпишите незнакомые слова Прочтите эти слова: (В конце урока надо будет какие-то из них объяснить.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Презентация на тему:. План: Движение Пространство Время.
Идеализм «Жалок тот, кто живет без идеала!» И.С.Тургенев.
Бытие как объективная и субъективная реальность- обобщенная характеристика мира мир внутренне противоречив, изменчив и постоянен одновременно. Очертания.
ДЕ 3. Проблемы онтологии и гносеологии. Тема 12: Материальное единство мира §Философское понятие «материи» §Свойства, виды, структура материального мира.
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Урок 8 Тема урока: Основные атрибуты природного бытия.
Материя Эволюция представлений о материи в философии и науке. Понятие материи связывают с попытками древнегреческих философов найти основу многообразия.
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
ГРУППА 3А03 КИЯМЕТДИНОВА Н. СТЕПАНОВА М. ДЫРИНА Ж. ТОНЕЕВА Н. МУМИНОВА К. Материализм греческих философов.
Практическая работа 2 Цель практической работы: уметь выделять главное в тексте, научиться развернуто отвечать на вопросы и уметь аргументировать свою.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 9. Диалектика и метафизика.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
1.Понятие «бытие». 2. Материальное и идеальное бытие. Основные подходы к пониманию категории «материя». 3. Основные черты материи: движение, пространство.
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
Транксрипт:

Обществознание

Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления ( от греч. « фил » – любить, « софи » – мудрость, т. е. любовь к мудрости ). Философия как наук зарождается в Древней Греции Этому способствовало Особое устройство жизни : Личная свобода граждан Свобода от физического труда Свобода от власти аристократии Основной вопрос философии: отношение сознания к материи, духа к природе, мышления к бытию 1-я сторона. Что первично: материя или сознание? 2-я сторона. Познаваем ли мир?

Материальными называют те явления, которые существуют объективно, т. е. независимо от человека. Бытие – это философское понятие, которое употребляют для обозначения природы, материи, внешнего мира, в отличие от сознания, мышления. Идеальное, духовное – это то, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности ( мысли, чувства и т. д.).

Основные направления философии Название направления Ученые - философыРешение основного вопроса философии Что первично ? Познаваем ли мир ? Материализм Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д Локк, Д. Дидро, Л. Фейербах, К. Маркс Материя, природаМир познаваем Идеализм Субъективный объективный Д. Беркли, Д. Юм, И. Фихте, Ф. Ницше Платон, Ф. Аквинский, Г. Лейбниц, Г. Гегель, Ф. Шеллинг Дух, идея, сознание Нет, мир не познаваем Да, мир познаваем – через познание абсолютной идей, мирового разума

Материализм – учение, рассматривающее мир как материальное целое, видящее основу всего в материи. Идеализм – учение, утверждающее, что сознание, мышление, психическое и духовное – первичны и лежат в основе всего. Агностицизм – учение, отрицающее возможность познания мира. Агностики – приверженцы агностицизма.

Содержание любой философии определяется не только решением вопроса « что первично ?», но и методом философии, т. е. способами, приемами теоретического исследования и практического действия при достижении цели. Метафизика – особый метод познания, когда отрицаются противоречия, а мир постоянен, устойчив. Диалектика материалистическая – учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и мышления, а также метод познания и преобразования мира. Метод философии

Два основных метода мышления и познания Метафизика ( статика ) Диалектика ( развитие, движение ) Существует ли зависимость явлений и предметов ? Не существует. Предметы и явления существуют изолированно. Существует всеобщая зависимость и взаимообусловленность предметов и явлений Почему совершается движение ? Что служит источником развития ? Воздействие внешней силыБорьба противоположностей ( противоречий ) Происходит ли новообразование в процессе развития ? Нет, происходит простое уменьшение или увеличение Происходит уничтожение старого и возникновение нового Имеется ли направленность в движении и развитии ? Развитие совершается по кругу, представляет собой повторение пройденного Развитие совершается поступательно, спиралеобразно

Какой метод более правильный? Метафизика изучает количественные характеристики предметов и явлений Диалектика изучает качественные характеристики предметов и явлений Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. А.С. Пушкин

Материя – это объективная реальность, данная человеку в ощущениях, существующая бесконечно и вечно. Объективные идеалисты, соглашаясь с определением материи, добавляют туда одно слово. Материя – это объективная реальность, данная человеком Богом в ощущениях. Материя и формы ее существования Структура материи Живая материяНеживая материя

Формы существования материи ( объективны и всеобщи ) движениепространствовремя Это изменение объектов, их свойств и отношений Это протяженность и месторасположенность объектов мира Это длительность и последовательность существования объектов и их свойств -абсолютно -вечно Материя существует только в движении -Трехмерно ( три измерения : длина, ширина, высота ); -Однородно ( равноправие всех его точек ); -Изотропно ( равноправие всех его направлений ); -Бесконечно ( нет начала и конца ) - Одномерно ( от прошлого к будущему ) ( четвертое измерение ) - Однородно ( равноправие всех моментов времени ); - Необратимо ( течет только вперед ); - Вечно ( нет начала и конца ) Сущест - вует всегда

Все течет, все изменяется. Гераклит Виды движения Материальное движение __________________________ - Механическое (перемещение микротел и макротел в пространстве); - Физическое (внутриатомное и внутриядерное, тепловое, электрическое, магнитное); - Химическое (внутримолекулярное, т.е. соединение и разъединение молекул); - Биологическое (все процессы в живых организмах); - Социальное (общественная жизнь) Духовное движение ______________________ - Эмоциональное (движение чувств); - Волевое (формирование решимости к действию); - Интеллектуальное (движение рассудка и разума

Закон – существенная и необходимая, общая и повторяющаяся устойчивая связь ( отношение ). Качество – набор существенных свойств, признаков, особенностей предмета или явления. Законы материалистической диалектики Законы диалектики носят всеобщий, универсальный характер, т.е. действуют всегда и везде

Закон единства и борьбы противополож ностей Закон взаимного перехода количественн ых и качественных изменений Закон отрицания отрицания Почему происходит развитие, движение или источник развития, движения Как, каким образом происходит развитие, движение или « механизм » развития, движения Куда, в каком направлении идет развитие, Движение или тенденция развития, движения показывает

Действие законов материалистической диалектики Название закона Примеры проявления закона В неживой природеВ живой природеВ обществе Закон единства и борьбы противоположнос тей Магнит, центробежные и центростремительны е силы, притяжение и отталкивание, положительный и отрицательный электрические заряды Ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение психики, волк и заяц, тигр и антилопа Коммунизм и антикоммунизм, фашизм и антифашизм, тоталитаризм и демократия

Действие законов материалистической диалектики Название закона Примеры проявления закона В неживой природеВ живой природеВ обществе Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений При увеличении температуры ( т. е. количества ) изменяется состояние вещества ( т. е. качество ). Вода : твердое, жидкое, газообразное. Развитие растения : зерно или саженец – побег – растение. Развитие бабочки : гусеница – куколка – бабочка. Развитие человека : детство – зрелость - старость Кооперация ( объединение ) работников ; ремесленное производство – мануфактура – фабрика, натуральное хозяйство – товарное хозяйство

Действие законов материалистической диалектики Название закона Примеры проявления закона В неживой природеВ живой природеВ обществе Закон отрицания отрицания День отрицает ночь, ночь отрицает день. Зиму отрицает весна, весу – лето, лето отрицается осенью, зима отрицает осень. Клетка отрицает белок, сложный организм – клетку, самый сложный организм ( человек ) – другой сложный организм. Дитя ( ребенок ) отрицает младенца, подросток отрицает ребенка, юноша отрицает подростка, совершеннолетний отрицает юношу Варварство отрицает дикость, цивилизация отрицает варварство. Культура Средневековья отрицает культуру Античности, культура Возрождения отрицает культуру Средневековья, культура Нового времени отрицает Возрождение. « Оттепель » отрицает « сталинизм »

1.Может ли всемогущий Бог создать камень, который сам не сможет поднять ? 2.Кто появляется раньше : Бог - Отец или Бог - Сын ? Философские задачи

Презентацию выполнила Комарова Татьяна Владимировна МБОУ СОШ 1 г. Семенова Нижегородской области