МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Центр внешкольной работы» Государственное образовательное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Advertisements

Компетентности педагогического работника Подготовила заведующий МБДОУ 8 Т.В.Субач.
«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития» Педагогический совет.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Методы и приёмы развития познавательной мотивации обучающихся В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он какие- нибудь.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «Мотивация.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
В соответствии с ФГОС ДО. I. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Основная общеобразовательная программа дошкольного.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Мотивация учения. Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников,
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Елгозинская средняя общеобразовательная школа.
Казымова Гюльнар Н. студентка II курса гр.ПНК-12.
«Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся»
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированны й метод обучения и воспитания МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский.
Ш КОЛЬНЫЙ УРОК И УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ И ЧТО ОБЩЕГО? Для педагогов дополнительного образования города и района.
«Методы повышения учебной мотивации учащихся, развитие познавательной активности учащихся»
Транксрипт:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Центр внешкольной работы» Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» Дополнительная образовательная программа: «Педагог как субъект качественных преобразований в системе дополнительного образования детей в контексте ФГОС нового поколения» Курсовой проект « Формирование и развитие мотивации к учению на занятиях авиамоделированием » Файзуллин Максуд Самиулович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории г. Тула 2013

Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности. В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. Однако при этом за всеми перечисленными причинами всё равно стоят потребности личности во всём их многообразии (от базовых, жизненных, биологических до высших социальных).

Мотивационной сферой личности называют совокупность стойких мотивов, имеющих определённую иерархию и выражающих направленность личности.

Учебная мотивация – это процесс психической регуляции учебной деятельности, определяющий потребность учащегося в получении знания.

Формирование мотивации на занятиях по авиамоделированию 1. Содержание дополнительной образовательной программы Образовательная программа авиамодельного кружка направлена на развитие творческих способностей детей, получение и расширение знаний в области авиамодельной техники, основ аэродинамики, технологии изготовления различных летающих конструкций. Изучение курса способствует расширению кругозора школьников, углублению знаний по техническим наукам и формированию научного мышления на основе полученных знаний.

Формирование мотивации на занятиях по авиамоделированию Программа предназначена для школьников в возрасте от 9 до 16 лет. В основу программы положены следующие дидактические принципы: доступность и простота изложения для понимания изучаемого материала; использование наглядных пособий и ТСО; учет психофизических и возрастных особенностей ребенка; индивидуальный подход в обучении; переход от простого к сложному; связь теории с практикой.

Формирование мотивации на занятиях по авиамоделированию Преимущество данной программы в том, что основное внимание в ней уделяется изготовлению свободнолетающих (комнатных) моделей (размеры до 0.6 метра, вес г.). Это позволяет: Использовать экономичные технологии с употреблением различных материалов в малых количествах и применение несложных легкодоступных инструментов. Использовать для полетов моделей помещения размерами с актовый или спортивный зал, благодаря чему обеспечивается регулярность полетов и проведение игр и соревнований с построенными моделями. Затрачивать на постройку модели незначительное время и усилия - таким образом, дети видят результаты своего труда уже через 2-4 занятия.

Оосуществить дифференцированный подход в обучении благодаря разнообразию видов и степени сложности изготовления модели, а также использовать индивидуальные, групповые и коллективные методы и формы работы, учитывая психологические, возрастные, индивидуальные особенности детей и уровень их творческих способностей. Проводить занятия в разновозрастных группах, где совместная деятельность строится на доброжелательных отношениях друг другу, взаимопомощи и сотрудничестве, на конструктивных взаимоотношениях педагога и детей, детей между собой и с другими коллективами. Расположить темы учебных занятий в такой последовательности, которая дает возможность подготовиться к участию в различных соревнованиях.

Формирование мотивации на занятиях по авиамоделированию 2. Создание положительных условий на занятиях для продуктивной работы через вовлечение в учебную деятельность всех детей; создание нестандартной ситуации на занятиях; создание такой ситуации, чтобы каждый ребенок мог проявить себя; демонстрацию достижения каждого ребенка на каждом занятии; возможность отмечать успехи детей, даже за небольшие достижения;

Формирование мотивации на занятиях по авиамоделированию «Круглый стол» (используется для обсуждения планов работы на учебный год, при подготовке к участию в соревнованиях и выставках); - «Мозговой штурм» (Используется, когда необходимо решить проблему по изготовлению модели, эффективно активизирует и мотивирует ребят); - учет возрастных особенностей детей; - обучающиеся хорошо отзываются на учебный процесс, когда видят заинтересованность педагога в своей деятельности; - предложение ребенку заданий на выбор по его желанию и возможностям; - работа в паре, использование само- и взаимооценки;

Формирование мотивации на занятиях по авиамоделированию поощрение помощи другу; проведение занятий малыми группами и индивидуально, поскольку в каждой группе имеются дети разного возраста и степени подготовки; активное использование элементов игры с построенными моделями, развивающих игр и упражнений на развитие качеств личности, памяти и воображения.

Формирование мотивации на занятиях по авиамоделированию 3. Участие детей в соревнованиях по авиамоделизму а) Подготовка к соревнованиям. На начальной стадии проектирования модели и дальнейшего планирования работы по изготовлению модели ставится цель создать модель с определенными техническими характеристиками: чистота поверхности, небольшой вес модели, прочность и соответствие этих параметров к допуску на участие в соревнованиях. После изготовления модели, ее оценки, наступает новый этап – пробные запуски модели, ее регулировка и центровка. На этом этапе обучающийся видит плоды своей работы, его интерес к своей деятельности возрастает. Тренировочные запуски лучше проводить в игровой форме. Игра позволяет быстрее освоить навыки в запуске, а также способствует развитию личности ребенка. Уровень мотивации к учению возрастает, ребенок активен, на данном этапе он устанавливает новые цели.

Формирование мотивации на занятиях по авиамоделированию Когда модель готова и ребенок освоил приемы запуска модели, педагог сообщает о дате проведения соревнования в этом классе моделей. Задача поставлена, и обучающийся стоит перед принятием решения продемонстрировать свое умение в соревнованиях или выставке. В этот момент ребенок оценивает своих товарищей, осознает свои мотивы, оценивает свои возможности, взвешивает свои силы и решает, будет ли он участвовать в соревнованиях. Педагогу не следует принуждать обучающегося к участию, если тот колеблется с принятием решения. В период подготовки кандидатов к участию в соревнованиях педагог наблюдает за обучающимися, объективно оценивая их потенциальные возможности. Нередко кандидаты проявляют такие качества, как нерешительность, робость, выражающиеся в сомнениях в своем решении участвовать в соревнованиях, или, напротив, необоснованную самоуверенность, как проявление завышенной самооценки. Проявление этих личностных качеств свидетельствует о неустойчивости мотивов и может привести ребенка к неудачному результату.

Формирование мотивации на занятиях по авиамоделированию б) Участие в соревнованиях. Участвовать в соревнованиях достаточно трудно, особенно в первый раз. Ребенку необходима психологическая поддержка, поскольку он попадает в новые условия, для него необычные: много новых людей, правила, которые нужно неукоснительно соблюдать, взаимодействие с судейской командой. Единственной опорой и поддержкой в этот момент становятся педагог и товарищи по команде. Перед стартом проводится инструктаж по правилам безопасности и усиливается дополнительная мотивация на успех. Назначается ответственные в группах; каждый учащийся получает 1-2 задания по ремонту моделей, ведется хронометраж времени полета модели и т.д. Таким образом, укрепляются социальные мотивы долга и ответственности, стремления к коллективной деятельности. Развиваются позиционные мотивы, которые проявляются в оказании помощи своим товарищам, происходят новые контакты со сверстниками из соперничающих команд. Момент награждения призеров - ребенок сравнивает свое выступление с результатами своих соперников, пытаясь оценить свои шансы на призовое место. Победа окрыляет и мотивирует обучающегося, и он уже с этого момента готов устремляться к новым знаниям и победам.

Формирование мотивации на занятиях по авиамоделированию в) Подведение итогов соревнований. На подведении итогов каждый участник сообщает группе о своих достижениях, успехах и впечатлениях. Не остаются без внимания моменты неудач и нарушений дисциплины. В ходе беседы выясняется, что ребята обратили внимание на авиамодели других команд и теперь хотят их изготовить. Возникает интерес к последующим соревнованиям и выставкам, ребята интересуются подготовкой к этим мероприятиям. Это говорит о том, что уровень их мотивации повысился. Теперь каждый обучающийся определяется с постановкой новых целей, он готов к решению новых задач, продолжая дальнейшее обучение.

Формирование мотивации на занятиях по авиамоделированию 4. Работа с родителями. Им предлагаются следующие советы: - интересоваться делами ребенка; - хвалить ребенка за достигнутые успехи; - в случае неудачи в учебе, объяснить ребенку, что успех достигается приложением больших усилий; - оказывать помощь ребенку, осуществлять совместные действия в быту и по интересам.

Влияние мотивирования обучающихся на результативность обучения 1. Повышается сохранность контингента обучающихся. 2. Повышается уровень реально действующих мотивов, посещаемость и успеваемость; замечено, что это распространяется и на успеваемость в школе. 3. Укрепляются социальные мотивы, долг и ответственность, стремление к коллективной деятельности, активному участию в жизни объединения, участию в соревнованиях и других мероприятиях.

Влияние мотивирования обучающихся на результативность обучения 4. Развиваются позиционные мотивы – стремление к контакту со сверстниками, получение оценки с их стороны, инициатива и помощь своим товарищам; 5. В ходе деятельности возрастает уровень познавательного мотива, с получением опыта, учащимися ведутся самостоятельные поиски решения задач, обращаются за помощью к педагогу, а также за дополнительными знаниями; 6. Дети начинают осознавать свои мотивы, могут рассказать о них, выстроить собственные мотивы по степени их значимости.

Высокую мотивацию учащихся подтверждает высокая результативность кружка В 1998 году воспитанник авиамодельного кружка Михаил Меньшутин стал серебряным призером Всероссийских соревнований В 2000 году команда ЦВР стала чемпионом Всероссийского первенства по авиационным моделям для закрытых помещений с экологически чистыми двигателями. Обучающиеся авиамодельного объединения Никита Петуркин, Александр Никольский неоднократно становились обладателями именной стипендии «Лучи в светлое завтра» территориального управления администрации города Тулы по Зареченскому району. В 2010 году Александр Никольский и М. С. Файзуллин стали лауреатами муниципального конкурса «Суперучитель глазами детей».

Высокую мотивацию учащихся подтверждает высокая результативность кружка

Используемая литература Маркова А.К. Маттис Т.А. Формирование мотивации учения г. Кротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса г. Заир-Бек Е.С, Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха г. Методика трудового обучения. Под ред. Тхоржевского Д.А г. Дубов А.Г. Занятия по техническому труду в школьных мастерских г. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ г Одаренные дети. Под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М.. М., 2000 Костенко В.И., Столяров Ю.С. Мир моделей г. Правила проведения соревнования. 1,2 части г.

МБОУДОД «Центр внешкольной работы» Наш адрес: , г. Тула, ул. Октябрьская, 41 Телефон/факс: 8 (4872) Телефоны: 8 (4872) , Наш сайт: cvrtula.16mb.com СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!