Социология культуры Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии ИСМД ВГУЭС, кандидат исторических наук Д.А. Литошенко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Advertisements

Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Общество Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Термин «социология» наука об обществе (лат. societa, общество + гр. logos, слово, учение, понятие). Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология.
П ОЛИТОЛОГИЯ Как система знаний о политике. П ОЛИТОЛОГИЯ Отрасль науки, изучающая политическую организацию и политическую жизнь общества, проблемы внутренней.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Специальность «Налоги и налогообложение» Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» 2 курс.
Социальный институт.. Содержание. Определение социального института. Типология социальных институтов. Функции социальных институтов. Институционализация.
Тема урока: Общество как сложная динамичная система.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Транксрипт:

Социология культуры Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии ИСМД ВГУЭС, кандидат исторических наук Д.А. Литошенко

Лекция 3 Социологические подходы к изучению культуры

1. Структурно- функциональный подход. В 20 в. в рамках теоретической социологии утверждается структурно- функциональный анализ американских социологов. Системные идеи (исследование общества как системы) проникают в социологию еще в 40-х гг.

На базе системного подхода и функциональных представлений формируется новый подход в социологии: в рамках структурного функционализма происходит переход к объяснению социальных явлений на основе абстрактных конструкций.

Разработки в этом направлении связаны с именами Р. Мертона, Т. Парсонса и др.

По Парсонсу, любая общественная система имеет две основные ориентации, которые он назвал «осями ориентации».

Первая ось: внешнее внутреннее. Это означает, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы.

Вторая ось: инструментальное консумоторное. Это означает, что ориентация системы связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными целями

Из положений этих осей в крестообразных таблицах возникает набор из четырех основных функциональных категорий: адаптации, адаптации, целедостижения, целедостижения, интеграции, интеграции, воспроизводства структуры (или поддержание образца). воспроизводства структуры (или поддержание образца).

Понятие структура у Парсонса это совокупность устойчивых отношений индивидов (элементов). это совокупность устойчивых отношений индивидов (элементов). В социальной структуре функционируют социальные связи взаимодействия.

Исходным тезисом структурного функционализма являлся следующий: система не может выжить и функционировать, если не решены основополагающие проблемы

Проблема рациональной организации и распределение материальных, человеческих и культурных ресурсов. Эти функциональные требования являются проблемами адаптации чтобы выжить система должна приспосабливаться как к внутренней, так и к внешней изменяющейся ситуации. Данной функции соответствует подсистема экономика, именно она поставляет и распределяет материальные ресурсы. Институтами этой подсистемы являются заводы, банки, магазины и т.д.

Проблема определения основных целей и поддержание процессов их достижения. Данной функции соответствует подсистема политика и политические организации. Они вырабатывают целевые установки и через функционеров побуждают членов общества работать на эти цели.

Проблема интеграции сохранение устойчивости, внутреннего единства, солидарности. Эта функция осуществляется институтами социального контроля посредством создания общих норм и ценностей и общей культуры (государственный аппарат, система образования, культуры, религия и т.д.)

Проблема воспроизводства системы (поддержания образца), мотиваций при исполнении социальных ролей и устранение скрытой напряженности. Социальная система с целью сохранения существующего порядка должна вырабатывать механизм социализации людей, позволяющей им приобретать нормы-роли данного общества.

Таким образом, можно сказать, что культура присутствует во всех сферах социальной деятельности и системах регуляции.

Большое значение для интеграции общества в теории Парсонса придается социальным нормам: 1) организационным нормам, 2) экономическим нормам, 3) политическим нормам, 4) культурным нормам.

Организационные нормы поддерживают порядок в отношениях, как в обществе в целом, так и в составляющих его группах

Экономические нормы определяют приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности и профессионализма, практичности и эффективности

Политические нормы фиксирующим обязанность поддерживать общие принципы политической системы, вести борьбу по правилам, соблюдая законы и Конституцию

Культурные нормы поддерживают устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами и различными группами

Важнейшим же условием интеграции всей системы взаимодействия Парсонс полагал присущую всем членам общества основу нормативного порядка, то есть общую культуру.

Другим видным представителем структурно-функционального направления является Роберт Мертон. Мертон исследовал проблему функциональности различных сторон социальной и духовной жизни.

Каждое явление может иметь несколько функций, а одна функция может выполняться несколькими средствами. Набор этих средств ограничен и обозначает пределы приспосабливаемости общества к требованиям среды.

Функция – то, что способствует адаптации общества или индивида к своей среде дисфункция – соответственно, то, что уменьшает степень этой адаптивности

Задача социологии: оценить соотношение позитивных и негативных характеристик в каждом явлении, что дает возможность обнаружить присущую обществу дифференциацию, соотношение различных подсистем, их взаимодействие.

Дисфункциональным оказывается любое значение, если в контексте предполагаемой коммуникации оно таит не то содержание, которое должно заключать по нормативному ожиданию.

Явная функция – объективное следствие, способствующее подключению или адаптации системы, которое вызвано намеренно и признается в качестве такового участниками системы.

Скрытая функция вызывает следствие, которое не входило в намерения участников и не признается в качестве такового.

Таким образом, авторы структурно-функциональной концепции предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. Этими элементами могут быть индивиды, группы, группы, общности и т.д., внутри которых и между которыми устанавливаются структурные функциональные связи. Характер этих функциональных связей позволяет построить более или менее полную картину общества.

2. Аксиологический подход. Этот подход возник под влиянием работ немецких философов и культурологов конца XVIII начала XIX вв., когда понятие «культура» отождествлялось, главным образом, с духовной сферой.

Эволюция человечества определялась тем, как и в каких формах развивались религиозные, моральные, правовые, философские и политические нормы общества, его эстетические взгляды и вкусы.

Отказ от поиска универсальных системных ценностей и утверждение множественности равноправных ценностных систем, выявляемых с помощью исторического метода, стали базовым основанием для школы культурно-исторического релятивизма (В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др.).

Развитие сравнительных культурных исследований, результаты которых стали эмпирическим основанием для утверждения идеи относительности и содержания, и иерархической структуры ценностей любой культуры (Ф. Боас, Риверс, Р. Бенедикт, У. Самнер), акцентировало аксиологическую проблематику в познании культуры.

Аксиологическое измерение социокультурного пространства включает также рассмотрение ценностных оснований для возникновения и существования различных социальных групп и субкультурных образований в культурном контексте, едином в своем многообразии.

Аксиологический анализ необходимая составляющая при изучении процесса инкультурации, связанного с усвоением индивидом определенной системы культурных ценностей и норм. необходимая составляющая при изучении процесса инкультурации, связанного с усвоением индивидом определенной системы культурных ценностей и норм.

Одна из крайних позиций в этом вопросе психоаналитическая концепция, акцентирующая противостояние внешних социальных требований и внутренних побуждений личности (Сверх-Я против Оно). психоаналитическая концепция, акцентирующая противостояние внешних социальных требований и внутренних побуждений личности (Сверх-Я против Оно).

3. Социально- антропологический подход. Социальная антропология в основном изучает социальные структуры и процессы применительно к их культурным условиям и связям и, в особенности по традиции применительно к «простейшим обществам».

Социальная антропология это раздел обществознания, объект изучения которого примитивные и традиционные общественные системы. это раздел обществознания, объект изучения которого примитивные и традиционные общественные системы.

Становление социальной антропологии как особой теоретической дисциплины со своим специфическим предметом и методологическим инструментарием произошло в борьбе с эволюционизмом, которую в начале ХХ века вела историческая школа Ф. Боаса.

Концептуальные основы этой школы состояли в выдвижении на первый план этнологических исследований культуры, в предпочтении индуктивных методов исследования, в идее уникальности культур и в отрицании идеи прогресса.

В задачи социальной антропологии входит исследование процессов становления человеческого общества и культуры, дифференциации их от биологического контекста.

Культура есть целое, интегрированное из множества частей (элементов), каждый элемент отвечает определённой потребности, функции.

Социально-антропологический подход помог избавиться от пренебрежительного отношения к культуре "отсталых" народов "дикарей", "варваров", которые вплоть до ХХ века считались "некультурными", "докультурными".

Культура вещественный и духовный аппарат, при помощи которого человек решает стоящие перед ним конкретные, специфические задачи. вещественный и духовный аппарат, при помощи которого человек решает стоящие перед ним конкретные, специфические задачи.

Институт как первичная организационная единица это совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, основной или производной. это совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, основной или производной.

Социальная система состоит из: а) социальной структуры; б) общей совокупности социальных обычаев; в) специфических образов мыслей и чувств, связанных с социальными обычаями.

Одним из важнейших итогов развития функционализма была постановка и попытка решения задачи управления в культурах, имеющих иную природу, чем западноевропейские. Осуществить это начинание предполагалось на основе знания структуры и функциональной значимости элементов культур как целостных образований.

4. Семиотический подход. Научный термин семиотика происходит от греческого слова semeion, что в переводе звучит как знак.

Семиотика – это наука о знаках, которая с самого начала своего появления в начале XX века представляла собой надстройку над целым рядом гуманитарных наук, оперирующих понятием знака.

Семиотика – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (естественные и искусственные языки, некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие).

В основе семиотики лежит понятие знака, по-разному понимаемое в различных традициях.

Культура в рамках семиотики представляется как знаковая система, по существу являясь посредником между человеком и окружающим миром, выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире.

Основные семиотические подходы 1. Имманентизм 2. Интертекстуализм 3. Семиогонизм

5. Постструктурализм. Постструктурализм в самом общем смысле этого слова широкое и необыкновенно интенсивно воздействующее, интердисциплинарное по своему характеру, идейное течение в современной культурной жизни Запада.

Постструктурализм был вызван к жизни осознанием ограниченности структурализма, чья суть поиск в любых областях реальности устойчивых порядков (структур), обнаружение которых дает ключ к познанию самых разных явлений природы и социальной жизни.

Изначальная бесформенность и хаотичность жизни не подвластны никаким выдвигаемым наукой схемам. На первый план постструктуралисты выдвигают категорию различия, или "дифференции".

Деконструкция Ее смысл как специфической методологии исследования литературного текста заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых не только неискушенным, "наивным" читателем, но ускользающих и от самого автора - "остаточных смыслов", доставшихся в наследие от речевых, иначе дискурсивных, практик прошлого, закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов, которые в свою очередь столь же бессознательно и независимо от автора текста трансформируются под воздействием языковых клише его эпохи.

Нарратив Здесь следует упомянуть о теории так называемого "нарратива", "повествования". Согласно этой теории, мир может быть познан только в форме "литературного" дискурса; даже представители естественных наук, например, физики, "рассказывают истории" о ядерных частицах.

Представление о культуре любого исторического периода как о сумме дискурсов или текстов, т.е. устных или письменных модусов мышления, представление, обозначаемое термином "текстуальность" позволяет избежать опасности ничем не ограниченного произвола интерпретации.

Главное в общей программе постструктурализма было доказать зависимость сознания индивида от языковых стереотипов своего времени. Свобода как таковая сводилась в рамках постструктуралистских представлений к свободе интерпретации, понимаемой, разумеется, весьма широко, и предполагала игровой принцип функционирования сознания.

Неизбежность интерпретации дает возможность индивиду творить новые смыслы (или оттенки смысла), что уже есть путь к "власти", к "господству" над миром, поскольку в том мире постструктурализма, где доминируют представления о практике не как о чувственно-предметной форме жизнедеятельности, а как о дискурсивных практиках, т.е. фактически замкнутых в пределах сознания, "налагание" нового смысла на любой феномен материальной или духовной действительности означает его подчинение этому "новому смыслу".